Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример 8. Рассчитать систематическую составляющую угловой скорости дрейфа интегрирующего поплавкового гироскопа вследствие разножесткости опор ротора гнродвигателя в осевом и радиальном направлении.

Предположим, что интегрирующий поплавковый гироскоп имеет следую­ щие параметры:

Я = 1000-9,8-10~5 Н-м-с;

с,, =

0,75-9,8-106 Н/м;

cz = 0,5-9,8-106 Н/м; 77гр = 0,5кг;

у =

30°; sin 2<р = sin 60° = 0,86.

Пользуясь формулой (5.10), определяем систематическую составляющую угловой скорости дрейфа интегрирующего поплавкового гироскопа при дейст­ вии перегрузки j= 1,0g под углом ф= 30° к оси вращения ротора

0,52-9,8-9,8

/

1

1

 

2-1000-9,8-10-5

\ 0,50-9,8-106

— 0,75-9,8-106

 

=

1,432 °/ч = 7,16

-10~6 с~і-

Если жесткость опор ротора гиродвигателя в осевом и ради­

альном направлении будет отличатьсянезначительно, то ß можно определить следующим образом.

При cz=0,5-9,8-106 Н/м; су=0,55 • ІО6 • 9,8 Н/м для ИПГ,

имеющего те же данные, что и в примере 8 .

0,52-9,8-9,8

 

1

 

1

 

2-1000-9,8-10-5

V

0,50-9,8-106

0,55-9,8-106 -)-о. 86 =

=

0,4°/ч = 1,9 -10 -6 с - 1.

_

 

При cz=0,5 • 9,8 • 10е Н/м; ~сѵ= 0,505 -9,8-

ІО6 Н/м

для ИПГ

имеющего те же данные, что и в примере 8 ,

 

 

0,52-9,8-9,8

/

1

 

1

)0 ,8 6 = '

2-1000-9,8-10-5

{

0,5-9,8-106

0,505-9,8-106

= 0,045 °/ч= 2,15-Ю -7 с - 1.

Чтобы уменьшить систематическую составляющую" угловой скорости дрейфа от разножесткости опор ротора гиродвигателя в осевом и радиальном направлении, вызывающей упругую не­ уравновешенность, необходимо, чтобы жесткости су и cz незначи­ тельно отличались друг от друга.

5.9. РАСЧЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ДРЕЙФА ПЛАТФОРМЫ ГИРОИНЕРЦИАЛЬНОИ СИСТЕМЫ ОТ СТАТИЧЕСКОЙ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРОВ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ * ПРИБОРОВ

Если несколько гироскопов монтируются на одной платфор­ ме, и каждый гироскоп имеет статически неуравновешенный ро­ тор, то гироскопы могут возбуждаться и влиять друг на друга таким образом, что возникнет значительный систематический дрейф.

Под действием статической неуравновешенности ротора возни­ кают центробежные силы, которые находятся в фазе с силами

77


реакции на вибрацию в опорах платформы. Это вызывает систе­ матический дрейф.

Систематический дрейф платформы из-за статической неурав­ новешенности роторов гироскопов может быть уменьшен путем повышения точности статического уравновешивания, уменьшения торцевого биения шарикоподшипниковых опор, а также за счет предотвращения совпадения фазы вращения двух или трех рото-

Рис. 5.7. Схема расположения двух трехстепенных гироскопов со статически неуравновешенными роторами на гироинерци-

альной платформе:

/ — верхний ротор; 2 —нижний ротор; 3—»верхний трехстепенный гиро­ скоп; 4 — нижний трехстепенный гироскоп; 5. 6' — осп карданова под­ веса гироннерцнальпоП платформы

ров введением либо прерывистого питания, либо питания обмо­ ток статора напряжением различной частоты при условии работы гиродвнгателя в синхронном режиме.

На рис. 5.7 показана платформа гироинерциальной системы с двумя трехстепенными гироскопами, оси роторов которых нахо­ дятся в исходном положении в перпендикулярных плоскостях.

Предполагается, что устойчивый элемент гироскопов является жестким, неспособным к линейным вертикальным вибрациям и угловым вибрациям относительно горизонтальных осей благода­ ря упругой деформации исполнительного механизма и упругой деформации подшипников кардановых подвесов.

Вибрация каждой из осей имеет второстепенное значение; Если основная частота вращения ротора не совпадает с резо­

нансными частотами платформы

гироинерциальной системы и

при этом соблюдаются условия

 

 

 

Гй^ І Г 1

S 0 ~ s 1 и

( U l — (1)2~ to2 ,

 

( 5 . 1 1 )

где /'о— радиальная

неуравновешенность

верхнего

гиро­

скопа;

неуравновешенность

верхнего

гиро­

г1 — аксиальная

скопа;

 

 

 

 


So — радиальная неуравновешенность ротора гиродвига­

теля нижнего гироскопа;

ротора гиродви­

S i— аксиальная неуравновешенность

гателя нижнего гироскопа;

 

 

(üb со2 — собственные частоты платформ по оси X и У;

 

со— собственная частота

вращения ротора гиродвига­

теля, то систематическую составляющую угловой

скорости дрейфа

платформы

гироинерциальной

системы можно определить по формуле

 

m2pgrL2

(i)2/-

(«?■ 4 У

(5.12)

шдр.пл

.

g

g

 

2 Я J пл

 

 

где inv— масса ротора;

 

 

 

 

 

g —-ускорение силы тяжести;

 

в радиальном на­

г — смещение центра

тяжести ротора

правлении;

2 L — расстояние между осями вращения двух роторов трех­

степенных гироскопов; Н — кинетический момент гироскопа;

Упл— полярный момент инерции платформы гироинерциаль­ ной системы относительно осей X или У.

Если рассмотреть систематический дрейф типовой платформы гироинерциальной системы, для .которой соблюдаются перечис­ ленные выше условия, то можно установить' следующую зависи­ мость, решив пример 9.

Пример 9. Определить систематическую составляющую угловой скорости дрейфа платформы гироинерциальной системы относительно осей подвеса из-за статической неуравновешенности роторов трехстепенных гироскопов.

Предположим, что платформа гироинерциальной системы и два трехстепен­ ных гироскопа имеют следующие параметры:

Н = 2- ІО3• 9 ,8• 10 5 Н-м-с; Упл = 4,4-102.9,8-10~5 Н-м-с2;

£ = 0,15м; ы = 3,103 с—1.

Пользуясь формулой (5.12), определяем систематическую составляющую угловой скорости дрейфа платформы гироинерциальной системы, обусловлен­ ной статической неуравновешенностью роторов трехстепенных гироскопов:

ітйrg)2 У2“ 2

______ (rrtprg)2 0 ,152-32- 1Q6_______

' ЛР'ПЛ Я /пл#2.о,48-10-5 ~

2-103.4,4-102.9,8-9,8-0,48-10~ 5

=

(Л4;)2.498 °/ч,

где М і — момент, обусловленный статической неуравновешенностью, в Н-м. Подставляя различные значения момента статической неуравновешенности

ротора, определяем зависимость Ыдр.пл платформы от f(Mi). Так, например,

если М і =9,8 ■ІО-7 Н • м, то С0др.пл=4,98 • 10_2°/ч.

Если принять во внимание, что статическая неуравновешенность ротора гиродвигателя с # = 9 ,8 - 2 - 10-2 Н - м - с равна АП=9,8-10~! Н-м, то приве­ денные выше расчеты показывают, что статическая неуравновешенность рото­ ров трехстепенных гироскопов оказывает незначительное влияние на дрейф платформы гироинерциальной системы.

На практике гиродвигатели с # = 2 -9 ,8-ІО-2 Н-м-с уравновешивают значи­ тельно точнее, чем Мі =9,8 • 10-7 Н • м.

79


Г л а в а VI.

ОСНОВЫ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРОВ

6.1. КРИТЕРИИ УРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРОВ

В общем случае тело считается уравновешенным относительно какой-либо оси, если эта ось является главной центральной осью инерции этого тела. У роторов обычно имеется материальная ось вращения или воображаемая ось, относительно которой жела­ тельно вращать ротор. Как правило, материальная ось вращения роторов не совпадает с главной центральной осью инерции. Поэ­ тому уравновешивание ротора заключается в совмещении глав­ ной центральной оси инерции ротора с его осью вращения. Всякие отклонения главной центральной оси инерции ротора от оси вра­ щения являются погрешностями уравновешивания. Так, напри­ мер, добавление массы Д/Пі в точку ротора с координатами хи Z\ (рис. 6 .1 ) приведет к смещению центра масс ротора в точку, оп­

ределяемую координатами

Атххі

(6. 1)

* о = —-т — ;

пі + Am1

т + Anti

и к повороту главной центральной оси инерции на угол, опреде­ ляемый соотношением

( 6. 2)

где т— масса ротора; Іх— экваториальный момент инерции;

Jz— осевой момент инерции; Дгп\— неуравновешенная масса.

На рис. 6.1 обозначено:

О — положение центра масс до вйесения неуравновешенной массы Д/Пі;

О! — положение центра масс после внесения неуравновешен­ ной массы Д/Пі;

80

0\Z' — главная центральная ось инерции; OZ — материальная ось вращения ротора;

а — угол между осью вращения и главной центральной осью инерции.

Таким образом, основным следствием возникновения неурав­ новешенности ротора является смещение главной центральной оси инерции относительно оси вращения ротора со всеми выте­

кающими из этого последствиями.

то главная центральная •

Если координата 2 ^ = 0 (рис. 6 .2 , а),

ось инерции 0\Z’ смещается параллельно оси OZ на величину

-*0

Ыт\Х\

(6.3)

т + Д/7?!

 

 

Этот случай неуравновешенности называют статической не­ уравновешенностью ротора, так как смещение центра масс мож­ но обнаружить в стадике, без вра­

щения ротора.

Если к ротору добавить две одинаковые массы Ат2 (см. рис. 6 .2 , б), расположив их симметрич­

но относительно осей OZ и ОХ,

Рис. 6.1.

Смещение центра

масс и

Рис. 6.2. Виды неуравновешенности:

главной

центральной * ОСИ

ротора

а — статическая неуравновешенность; б —

из-за неуравновешенности

динамическая неуравновешенность

то центр масс в этом случае остается на месте. Добавление гру­ зов приводит к повороту главной центральной оси инерции ро­ тора OZ' на угол, определяемый в выражении (6.2). Этот вари­ ант неуравновешенности называют динамической неуравнове­ шенностью, так как наличие грузов можно обнаружить только в динамике: во время вращения ротора по дополнительным ре­ акциям в опорах.

В общем случае неуравновешенный ротор можно представить состоящим из бесконечного числа дисков, имеющих статическую неуравновешенность (рис. 6.3, а). (На рисунке центр масс каж­ дого диска обозначен Сь С2; С3; С4; С5.) Во время вращения ротора возникают центробежные силы Fh F2, F3, F4, ..., Fn. Дей­ ствие этих элементарных сил на ротор можно заменить эквива­ лентной системой, состоящей из главного вектора сил Fc (см. рис.'6.3, б) и главного момента, представленного на рис. 6.3, б в

81


виде пары сил Q. По своему действию на ротор главный вектор и главный момент могут быть заменены эквивалентной системой из двух сил, расположенных в двух разных плоскостях F; и

Fu (см. рис. 6.3, в) . Эти две силы могут возникать в результате наличия двух масс: Аtn^ и Апц (рис. 6.4). Таким образом, основ­ ными критериями уравновешенности ротора с осью вращения OZ (рис. 6.5) можно считать следующие три критерия:

смещение центра масс и центробеж­ ные моменты инерции равны нулю (см. рис. 6 .1 )

 

 

*0=1/0 = °

» Jxz= Jyz = ° ,

(6.4)

 

 

главный вектор и главный момент рав­

 

 

ны нулю

 

 

 

 

F c = 0

и М с = 0 ,

(6.5)

Рис. 6.4. Представле­

динамические реакции в опорах равны

нулю

 

 

ние

неуравновешен­

 

 

ности

ротора в виде

~Ra (2 ) = 0

и R b {Q) = 0.

(6 .6)

 

двух масс

При выполнении одного из этих критериев ротор, изображен­ ный на рис. 6.5, будет уравновешен.

Главная задача уравновешивания ротора относительно одной из его осей заключается в совмещении главной центральной оси инерции ротора с этой осью. Этого добиваются путем добавления (или удаления) соответствующих .масс к ротору. Следовательно, для уравновешивания ротора необходимо определить величину этих масс и место их установки или удаления в заданных плос­ костях. Эта задача решается измерительными устройствами ба­ лансировочных машин.

82