Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тание двигателей переменного и постоянного тока с регулирова­ нием частоты вращения;

5) наличие погрешности в том случае, если корпус не может считаться абсолютно жестким;

6 ) затруднения в определении места расположения неуравно­

вешенности, так как ротор закрыт корпусом.

Рассмотрим движение ротора, установленного в корпусе на подвижные опоры. Будем считать вал ротора и корпус абсолют­ но жесткими. В данном случае, кроме силы, вызываемой неурав­ новешенностью, на ротор действуют вынуждающие силы, вызы­ ваемые другими причинами.

Будем считать, что вынуждающие силы приложены к центру массы ротора. Тогда уравнения установившегося движения ро­ тора при сі = с2= с и l\ = k = l (см. рис. 6 .6 ) будут

sin (serf+ SJ,

2С

1

00

где Fs — амплитуда вынуждающей силы s-гармоники;

со — частота первой гармоники вынуждающей силы; . 6s — угол сдвига фазы s-гармоники.

В этом случае резонанс возможен при сож= т о (где п = 1, 2...), т. е. при равенстве или кратности частоты свободных колебаний частоте вынуждающей силы.

Если в разложении периодической силы в ряд Фурье отсутст­ вует гармоника какого-либо порядка, то соответствующего ей ре­ зонанса не будет.

Хотя в данном случае нет ряда гармоник, резонансные явле­ ния будут. Дело в том, что для каждого типа ротора имеется оп­ ределенная угловая скорость, при которой его необходимо уравновешивать. Поэтому механическая система подвеса балан­ сировочной машины не должна иметь резонанса в широком диа­ пазоне частот, так как различные типы роторов необходимо уравновешивать при различных частотах вращения.

Можно устранить резонанс масляными демпферами. У ба­ лансировочных машин демпферы представляют собой прикреп­ ленные к подвижным платформам лопаточки, помещенные в ванночки с маслом. Механическая система не является абсолют­ ной жесткой, и поэтому такая конструкция демпфера обеспечи­ вает демпфирование только определенных точек подвижных платформ, а не всей системы подвеса.

Экспериментальная проверка подвижной системы балансиро­ вочной машины А-21, имеющей подобные демпферы, показала, что в диапазоне изменения частоты вынуждающей силы от 20 до

120 Гц подвижная система имеет семь резонансных частот. Ес­

4—3634

975


тественно, что выбор частоты вращения ротора во время уравно­ вешивания в подобных случаях определяется не ротором, а ба­ лансировочной машиной. Механическую систему с демпфером такой конструкции нельзя, применять для балансировочной ма­ шины, рассчитанной на широкий диапазон частот вращения рото­ ра во время уравновешивания.

Исследования показали, что демпфирование подвижной сис­ темы опор в ванне с маслом позволяет производить измерение даже при резонансе.

На этом основании была разработана система подвеса рото­ ра, подвижная часть которой помещена в ванну с маслом. Опыт показал, что эта система обеспечивает уравновешивание в широ­ ком диапазоне возможных частот вращения роторов.

Г л а в а VII.

ИЗМЕРЕНИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРОВ

7.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДЫ

ИЗМЕРЕНИЯ

Измерение является одной из главных задач любого техноло­ гического процесса. Особенно велико значение измерений в сис­ темах автоматического регулирования. Два фактора являются основными при измерении:

1 ) в какой степени производимое измерение характеризует

измеряемую величину?

2 ) какое значение имеет производимое измерение по отноше­

нию к действительному процессу?

С точки зрения автоматизации процесса измерительное уст­ ройство должно формировать управляющий сигнал нужного ви­ да с минимальными искажениями, так как должно обладать та­ кой передаточной функцией, которая в пределах полосы пропус­ кания объекта регулирования сводилась бы к постоянной величине или не понижала бы • запаса устойчивости и качества системы регулирования. Точность измерительного устройства должна быть возможно выше, ибо от нее зависит качество регу­ лирования и экономичность всей системы.

Неуравновешенность является такой величиной, которую нельзя измерить непосредственно. Нет элементов, чувствитель­ ных к неуравновешенности. Поэтому измерение неуравновешен­ ности производится при помощи физических величин, функцио­ нально с ней связанных. Известно, что такими величинами могут быть динамические реакции в опорах вращающегося ротора, ам­ плитуды колебания (Подвижных опор и моменты инерции ротора, определяемые экспериментально. В конечном счете измеритель­ ная система должна давать информацию о величине и месте корректирующих воздействий на ротор, уравновешивающих его.

7.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Измерительные устройства балансировочных машин относят­ ся к классу измерительных устройств механических величин.

4*

,39


Естественно, что измерение неуравновешенности можно произво­ дить различными методами. Из всех методов наибольшее распро­ странение получили:

1 ) гравитационный метод (статическое уравновешивание);

2 ) метод определения центробежных моментов инерции по

девяти моментам инерции ротора, измеренным эксперимен­ тально;

3)измерение динамических реакций в опорах;

4)измерение колебаний оси ротора.

Рис. 7.1. Функциональная схема измерительного устрой­ ства балансировочной машины

Не все эти методы одинаково универсальны. Чувствитель­ ность и производительность их различны. Самым непроизводи­ тельным из них является метод определения центробежных мо­ ментов инерции. Поэтому в практике уравновешивания роторов он применяется очень редко. Но бывают случаи, когда только этот метод дает возможность произвести измерение неуравнове­ шенности изделия. Это относится прежде всего к деталям, роторам и конструкциям, которые не могут выдержать сил, возника­ ющих во время вращения, или (по условиям использования) вра­ щать их можно только после уравновешивания.

Наибольшее распространение для динамического уравнове­ шивания нашел метод измерения колебаний оси ротора, вызван­ ных неуравновешенностью. Техническая реализация этого мето­ да может быть различной. Но измерительное устройство должно выполнять следующие функции:

1 ) преобразование неуравновешенности в колебания;

2 ) формирование сигналов, соответствующих эквивалентной

системе сил, действующих на ротор;

3)выделение сигнала, пропорционального неуравновешен­

ности;

4)измерение амплитуды сигнала (что соответствует величи­ не неуравновешенности);

5)измерение фазы сигнала неуравновешенности относитель­

но фиксированной точки на роторе (что соответствует измерению места неуравновешенности).

На рис. 7.1 представлена функциональная схема измеритель­ ного устройства балансировочной машины. На схеме показаны три наиболее характерных функциональных элемента балансиро­ ночных машин. Реализация этой функциональной схемы может

100


быть основана на различных физических принципах. Наиболее эффективными оказались:

принцип механического резонанса;

принцип электрического измерения механических величин.

Влюбом случае на измерительное устройство, кроме измеря­ емой величины Апіі, действуют помехи (£ь £2, £з, £4) механиче­

ского, электрического и электромагнитного происхождения. Помехи могут быть случайные и детерминированные. Измери­ тельное устройство должно эффективно подавлять помехи, Ибо от этого зависит пороговая чувствительность и точность измере­ ния.

Вэтой главе будут рассмотрены измерительные устройства с преобразованием механической величины в электрический сиг­ нал, как наиболее универсальные, чувствительные и производи­ тельные.

7.3. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИЗМЕРЯЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ*

Структурная схема преобразователя механической величины в электрический сигнал показана на рис. 7.2. На вращающийся ротор, связанный с механической системой, действуют силы, про­ порциональные эквивалентным неуравновешенным массам Агп\

Рис. 7.2. Структурная схема преобразователя ме­ ханической величины в электрический сигнал

иД/п2. Колебания механической системы преобразуются в элек­ трический сигнал датчиками Д1 и Д2. Механическая система балансировочной машины вместе с ротором является входным измерительным преобразователем неуравновешенности. Анализу

исинтезу механических систем (их еще называют «колеблющие­ ся системы», «подвижные опоры») посвящено много научных работ [15, 19, 22, 36]. И это не случайно, так как характеристики

'и параметры механических систем определяют свойства всего измерительного устройства.

Основной характеристикой механической системы является коэффициент преобразования. Он зависит от динамических свойств механической системы вместе с ротором. Определяющее значение для динамики ротора имеет число степеней свободы, обеспечиваемое механической системой. Поэтому вполне естест­ венной и основной является классификация механических систем в зависимости от степеней свободы (пять типов). Числом степе­ ней свободы ротора на механической системе определяются виб­

101