Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

роизолирующие свойства механической системы, влияние гиро­ скопического эффекта и диапазон возможных угловых скоростей роторов во время уравновешивания. Как показали исследования, нельзя изготовить универсальную механическую систему, опти­ мальную для ректоров различного типа. На выбор механической системы влияет система привода ротора, диапазон требуемых частот вращения, соотношения моментов инерции ротора, масса ротора и его габариты.

К механическим системам как к измерительным преобразо­ вателям предъявляются следующие требования:

1)линейность характеристики преобразования;

2)обеспечение минимальной рассеиваемой энергии для полу­ чения высокой пороговой чувствительности;

3)отсутствие резонансных явлений в рабочем диапазоне частот;

4)обеспечение минимальной параметрической чувствитель­

ности.

М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , о б е с п е ч и в а ю щ а я р о т о р у пять с т е п е н е й с в о б о д ы

Уравнения движения ротора такой системы (рис. 7.3) сле­ дующие:

M z 0-{-2c0z 0=Oi

М х 0 -)- 2 с2х 0 =

трш2 sin (и/;

Му0-\-2сіУо=

т pur cos wt;

l y ju)a-\-2c2Py —mpurz1sin ui; /а-)-7(оу-|-2с1/2а=тріи22:і cos ui.

102

Частные решения уравнений

 

 

20= 0 ;

тгершЗ

г/0 =

 

sinco/;

C O S со/;

 

2с2 — Мш2

 

1 — Мм2

 

/?грц2гі [2ct/2— Ш2(/ + 7)]

 

 

 

sin ürf;

 

(2 с2/2 — /ш 2) (2C j/2 _ / ш2) _ (/0)2)2

cc =

/прм2,гі [2с2/2 —- ш2 (/ +

/)] ■

(2c2/2 — /0)2) (2Ci/2 _

/0,2) _

' C Q S ш /.

 

(/0,2)2

Собственные частоты

 

2cn

2 .

Л4

«UV

 

2c2

иУ о ■

2c,

M

M

 

12 [/ (C1 + C2) ± V"/2 (Ct — C2)2 + 4ClC2/2]

1,2 "

/ 2 - / 2

 

Наиболее простая конструкция системы получается при ре­ зиновых опорах ротора. Как показал опыт эксплуатации балан­ сировочных машин с резиновыми опорами, такие системы под­ веса молено использовать только для балансировки роторов ги­ роскопов с собственным приводом. Простота конструкции является основным достоинством этой системы подвеса.

Ранее было показано, что система подвеса работает устой­ чиво при со2/<Ша<Ссо. В этом случае центр колебания при изме­

нении угловой скорости ротора меняется мало и поэтому легко получить хорошее разделение плоскостей уравновешивания. Для уменьшения собственной частоты колебания системы с ротором применяют резину с малой жесткостью. Трудно изготовить резиновые опоры с малой жесткостью в направлении осех ОХ и OY и большой жесткостью в направлении оси OZ. Осевые коле­ бания сильно ухудшают работу системы и она не дает хорошего разделения плоскостей уравновешивания. Старение резины при­ водит к изменению всех основных параметров, что затрудняет использование машины. К недостаткам системы относится так-

1 \ 1 — ■

----тг

 

І

■*5

\

Рис. 7.3. Механическая система, обеспечивающая ротору пять сте­ пеней свободы:

а — динамическая

схема подвеса

рото­

 

ра;

б — график

зависимости

положе­

 

ния центра колебаний от скорости вра­

 

щения;

в — конструкция системы

под­

 

веса; 1

стойка;

2 — датчик

вибрации;

 

3

тяга

датчика;

4 — роторг

5 ~

рези­

ж

 

 

новая опора

 

 

в)

|—

1

ч4

юз


же невозможность применения ременного привода, так как ремень будет сползать с ротора.

М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , о б е с п е ч и в а ю щ а я р о т о р у ч е т ыр е с т е п е н и с в о б о д ы

Опоры ротора в данном случае (рис. 7.4) выполнены в виде стержневых пружин. Пружинный подвес при отсутствии осевых перемещений дает ряд преимуществ перед резиновыми опорами.

Рис. 7.4. Механическая система,

обеспечивающая

ротору

четыре

 

степени свободы:

 

 

а — динамическая

схема подвеса ротора; б — график зависимости положения

центра колебаний

от угловой скорости;

в — конструкция

системы

подвеса;

1 — пружина с круглым сечением; 2 — мембрана; 3 — стойка; 4 — датчик ви­

 

брации; 5 — тяга датчика; 6 — ротор

 

 

Система более стабильна и осевые колебания почти

совсем не

сказываются на процессе уравновешивания, так как жесткость в осевом направлении велика.

Этот вариант системы подвеса можно рекомендовать для роторов, уравновешиваемых с собственным приводом.

104

Уравнения движения ротора, имеющего четыре степени сво­ боды, следующие:

Мхц-\-2с2х й = триг sin ші;

Му0-\-2с1у0=трш2cos ші;

/у — /ша-f 2c2l2\ = mpu>2z l sin arf;

/а -f- /coy -)- 2c1Z2a = трш2г 1cos wt.

Частные решения уравнений

 

 

 

 

 

 

 

/ярш-

Sined;

yQ--

 

т ро>^

cos си/;

-* л =

-

2сI

 

 

2с2 —

1

%/и

 

 

^

m p b f i z j [2ср2 — м2 (/ +

■/)]

 

sin о/;

Ѵ

(2Ы2 — /ш2)(2Сі/2 _ / ш2)_(уш2)2

 

a _

________трсоЗгу [2 с2/2 —

со2 ( /

+

■/)]

 

cos о/.

 

(2 с2/ 2 —

/к>2) (2Cj/2 _

/ Ш2) _

 

 

 

( / ш2)2

Собственные частоты

 

2с9

 

 

 

2Cj

 

2cn

 

 

 

 

 

2о - АГ

 

A4

 

1/о--' лГ

“1,2"

12 [/ (Cl +

С2) ± У /2 (ct — c2)2 +

4ctc2./______ ]

 

 

/2 —У2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М е х а н и ч е с к а я с и с т е м а ,

о б е с п е ч и в а ю щ а я

р о т о р у три с т е п е н и

 

с в о б о д ы

Данная система (рис. 7.5) является самой распространенной. Она проста в исполнении, может применяться для различных типов роторов и с различными видами привода. Наиболее рас­ пространена конструкция, изображенная на рис. 7.5, в, где пру­ жины подвеса работают на растяжение. Применяются и такие варианты системы, когда пружины работают на сжатие (напри­ мер, А-21).

Степень свободы в осевом направлении и трудность получе­ ния большой жесткости в вертикальной плоскости у таких систем ограничивает диапазон возможных угловых скоростей во время уравновешивания. .

Если пружины подвеса работают на сжатие, то^трудно обес­ печить достаточно низкую собственную частоту колебания си­ стемы, так как нельзя брать пружины с малой жесткостью из-за возможности получения неустойчивой системы.

Уравнения движения ротора с тремя степенями свободы сле­ дующие:

M zo-\-2c0zü = O;

Му0 -\- 2схуй — т рш2 cos wt;

/а-|-/шу-|-2с,1/2а = трш2;г1 cos о/.

105


Частные решения уравнений

 

* 0= 0 ;

 

Уо

отро)2

cos

2cj — /Иы2

 

 

а =

mobflzi

,

-----------— ------cos wf.

2cji — lbfl

S)

Рис. 7.5. Механическая система, обеспечивающая ротору три степени свободы:

а — динамическая схема подвеса

ротора;

б — график зависимости

положения центра

колебаний от угловой скорости;

в — конструкция системы подвеса;

1, 3 — пластинчатые

 

пружины,

2 — ротор

 

Собственные частоты

 

2

2Со

 

 

2Сі

М

2схР

2

1

 

 

 

I

М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма ,

о б е с п е ч и в а ю щ а я

р о т о р у д в е с т е п е н и с в о б о д ы

Одним из методов устранения влияния осевой вибрации является увеличение жесткости системы в осевом направлении. Это можно получить, если устранить из»конструкции, изобра­ женной на рис. 7.5, в, пластинчатые пружины 3. На рис. 7.6, в показана такая конструкция системы подвеса. Ее можно реко-

106



мендовать для уравновешивания роторов гироприборов вне кор­ пуса, якорей самолетных генераторов, двигателей и электромашиігных усилителей.

Рис. 7.6. Механическая система, обеспечивающая ротору две степени

свободы:

а—динамическая схема подвеса ротора; 6— график зависимости положения центра колебаний от угловой скорости; в— конструкция системы подвеса; / — пластинчатая пружина; 2 — ротор

Уравнения движения ротора с двумя степенями свободы сле­ дующие:

М у 0-\-2с1у0=трш2 cosut;

7a-j-/(oy-j-2c1/a=mpo3221 cos wt.

Частные решения уравнений

Уо'-

tfzpto2

cos wt;

2сI — Мьё

 

 

 

mpu2zi

COS wt.

 

2Cj/2— / ш2

 

 

Собственные частоты

2сх 2с,/2-

иУ0' м

107

М е х а н и ч е с к а я с и с т е м а с г о р и з о н т а л ь н ы м

р а с п о л о ж е н и е м п р у ж и и,

о б е с п е ч и в а ю щ а я

р о т о р у две с т е п е н и

с в о б о д ы

Данная система разработана на основе анализа недостатков других систем. В этой системе устранено влияние осевой вибра­ ции на ее работу.

Положение датчиков можно изменять, подбирая их нанвыгоднейшее расположение на оси ротора. Система содержит наи­ меньшее число промежуточных элементов между ротором и дат­ чиком, что позволяет измерять колебания ротора с меньшим искажением. Положительным также является возможность рас­ полагать массы опор и пружин симметрично относительно цент­ ра массы ротора.

Как показали экспериментальные исследования, такая систе­ ма может успешно использоваться для уравновешивания якорей электрических машин и роторов гироскопов с приводами различ­

ных видов.

варианты этой системы были

изготовлены и

Некоторые

.внедрены в производство. Опыт эксплуатации

дает

основания

рекомендовать

ее в качестве основной для роторов

с массой

менее 2 кг.

 

 

;

М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , о б е с п е ч и в а ю щ а я р о т о р у о д н у с т е п е н ь с в о б о д ы

Данная система (рис. 7.7) применяется в балансировочных машинах, использующих механическое исключение влияния плоскостей уравновешивания. При электрических методах ис­ ключения влияния плоскостей уравновешивания обычно ее не применяют.

Рис. 7.7. Механическая система, обеспечивающая ротору одну степенр свободы:

а — динамическая схема подвеса ротора; б — конструкция системы

подвеса; I — индикатор неуоавновешенности;

2 — ротор

 

Следует отметить, что балансировочные

машины

с такими

системами подвеса имеют низкую производительность

и мень­

шую устойчивость показаний по сравнению

с машинами, ис­

пользующими другие системы.

 

\

108