Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
роизолирующие свойства механической системы, влияние гиро скопического эффекта и диапазон возможных угловых скоростей роторов во время уравновешивания. Как показали исследования, нельзя изготовить универсальную механическую систему, опти мальную для ректоров различного типа. На выбор механической системы влияет система привода ротора, диапазон требуемых частот вращения, соотношения моментов инерции ротора, масса ротора и его габариты.
К механическим системам как к измерительным преобразо вателям предъявляются следующие требования:
1)линейность характеристики преобразования;
2)обеспечение минимальной рассеиваемой энергии для полу чения высокой пороговой чувствительности;
3)отсутствие резонансных явлений в рабочем диапазоне частот;
4)обеспечение минимальной параметрической чувствитель
ности.
М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , о б е с п е ч и в а ю щ а я р о т о р у пять с т е п е н е й с в о б о д ы
Уравнения движения ротора такой системы (рис. 7.3) сле дующие:
M z 0-{-2c0z 0=Oi
М х 0 -)- 2 с2х 0 = |
трш2 sin (и/; |
Му0-\-2сіУо= |
т pur cos wt; |
l y —ju)a-\-2c2Py —mpurz1sin ui; /а-)-7(оу-|-2с1/2а=тріи22:і cos ui.
102
Частные решения уравнений |
|
|
|
20= 0 ; |
тгершЗ |
г/0 = |
|
sinco/; |
C O S со/; |
||
|
2с2 — Мш2 |
|
2с 1 — Мм2 |
|
/?грц2гі [2ct/2— Ш2(/ + 7)] |
||
|
|
|
sin ürf; |
|
(2 с2/2 — /ш 2) (2C j/2 _ / ш2) _ (/0)2)2 |
||
cc = |
/прм2,гі [2с2/2 —- ш2 (/ + |
/)] ■ |
|
(2c2/2 — /0)2) (2Ci/2 _ |
/0,2) _ |
' C Q S ш /. |
|
|
(/0,2)2 |
Собственные частоты |
|
2cn |
2 . |
Л4 |
«UV |
|
2c2 |
иУ о ■ |
2c, |
|
M |
M |
||
|
12 [/ (C1 + C2) ± V"/2 (Ct — C2)2 + 4ClC2/2]
“1,2 " |
/ 2 - / 2 |
|
Наиболее простая конструкция системы получается при ре зиновых опорах ротора. Как показал опыт эксплуатации балан сировочных машин с резиновыми опорами, такие системы под веса молено использовать только для балансировки роторов ги роскопов с собственным приводом. Простота конструкции является основным достоинством этой системы подвеса.
Ранее было показано, что система подвеса работает устой чиво при со2/<Ша<Ссо. В этом случае центр колебания при изме
нении угловой скорости ротора меняется мало и поэтому легко получить хорошее разделение плоскостей уравновешивания. Для уменьшения собственной частоты колебания системы с ротором применяют резину с малой жесткостью. Трудно изготовить резиновые опоры с малой жесткостью в направлении осех ОХ и OY и большой жесткостью в направлении оси OZ. Осевые коле бания сильно ухудшают работу системы и она не дает хорошего разделения плоскостей уравновешивания. Старение резины при водит к изменению всех основных параметров, что затрудняет использование машины. К недостаткам системы относится так-
1 \ 1 — ■
----тг |
|
І |
■*5 |
\ |
Рис. 7.3. Механическая система, обеспечивающая ротору пять сте пеней свободы:
а — динамическая |
схема подвеса |
рото |
|
|||
ра; |
б — график |
зависимости |
положе |
|
||
ния центра колебаний от скорости вра |
|
|||||
щения; |
в — конструкция системы |
под |
|
|||
веса; 1 |
стойка; |
2 — датчик |
вибрации; |
|
||
3 |
тяга |
датчика; |
4 — роторг |
5 ~ |
рези |
ж |
|
|
новая опора |
|
|
в)
|—
1
ч4
юз
же невозможность применения ременного привода, так как ремень будет сползать с ротора.
М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , о б е с п е ч и в а ю щ а я р о т о р у ч е т ыр е с т е п е н и с в о б о д ы
Опоры ротора в данном случае (рис. 7.4) выполнены в виде стержневых пружин. Пружинный подвес при отсутствии осевых перемещений дает ряд преимуществ перед резиновыми опорами.
Рис. 7.4. Механическая система, |
обеспечивающая |
ротору |
четыре |
|
|
степени свободы: |
|
|
|
а — динамическая |
схема подвеса ротора; б — график зависимости положения |
|||
центра колебаний |
от угловой скорости; |
в — конструкция |
системы |
подвеса; |
1 — пружина с круглым сечением; 2 — мембрана; 3 — стойка; 4 — датчик ви |
||||
|
брации; 5 — тяга датчика; 6 — ротор |
|
|
|
Система более стабильна и осевые колебания почти |
совсем не |
сказываются на процессе уравновешивания, так как жесткость в осевом направлении велика.
Этот вариант системы подвеса можно рекомендовать для роторов, уравновешиваемых с собственным приводом.
104
Уравнения движения ротора, имеющего четыре степени сво боды, следующие:
Мхц-\-2с2х й = триг sin ші;
Му0-\-2с1у0=трш2cos ші;
/у — /ша-f 2c2l2\ = mpu>2z l sin arf;
/а -f- /coy -)- 2c1Z2a = трш2г 1cos wt.
Частные решения уравнений |
|
|
|
|
|
|
||
|
/ярш- |
Sined; |
yQ-- |
|
т ро>^ |
cos си/; |
||
-* л = |
- |
2сI — |
|
|||||
|
2с2 — |
1 |
%/и |
|
|
|||
^ |
m p b f i z j [2ср2 — м2 (/ + |
■/)] |
|
sin о/; |
||||
Ѵ |
(2Ы2 — /ш2)(2Сі/2 _ / ш2)_(уш2)2 |
|
||||||
a _ |
________трсоЗгу [2 с2/2 — |
со2 ( / |
+ |
■/)] |
|
cos о/. |
||
|
(2 с2/ 2 — |
/к>2) (2Cj/2 _ |
/ Ш2) _ |
|
|
|||
|
( / ш2)2 |
|||||||
Собственные частоты |
|
2с9 |
|
|
|
2Cj |
||
|
2cn |
|
|
|
|
|||
|
2о - АГ |
|
A4 |
|
1/о--' лГ |
|||
“1,2" |
12 [/ (Cl + |
С2) ± У /2 (ct — c2)2 + |
4ctc2./______ ] |
|||||
|
|
/2 —У2 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
М е х а н и ч е с к а я с и с т е м а , |
о б е с п е ч и в а ю щ а я |
|||||||
р о т о р у три с т е п е н и |
|
с в о б о д ы |
Данная система (рис. 7.5) является самой распространенной. Она проста в исполнении, может применяться для различных типов роторов и с различными видами привода. Наиболее рас пространена конструкция, изображенная на рис. 7.5, в, где пру жины подвеса работают на растяжение. Применяются и такие варианты системы, когда пружины работают на сжатие (напри мер, А-21).
Степень свободы в осевом направлении и трудность получе ния большой жесткости в вертикальной плоскости у таких систем ограничивает диапазон возможных угловых скоростей во время уравновешивания. .
Если пружины подвеса работают на сжатие, то^трудно обес печить достаточно низкую собственную частоту колебания си стемы, так как нельзя брать пружины с малой жесткостью из-за возможности получения неустойчивой системы.
Уравнения движения ротора с тремя степенями свободы сле дующие:
M zo-\-2c0zü = O;
Му0 -\- 2схуй — т рш2 cos wt;
/а-|-/шу-|-2с,1/2а = трш2;г1 cos о/.
105
Частные решения уравнений
|
* 0= 0 ; |
|
|
Уо |
отро)2 |
cos |
|
2cj — /Иы2 |
|||
|
|
||
а = |
mobflzi |
, |
|
-----------— ------cos wf. |
2cji — lbfl
S)
Рис. 7.5. Механическая система, обеспечивающая ротору три степени свободы:
а — динамическая схема подвеса |
ротора; |
б — график зависимости |
положения центра |
колебаний от угловой скорости; |
в — конструкция системы подвеса; |
1, 3 — пластинчатые |
|
|
пружины, |
2 — ротор |
|
Собственные частоты
|
2 |
2Со |
|
|
2Сі |
М |
2схР |
2 |
1 |
||
|
|
|
I |
М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , |
о б е с п е ч и в а ю щ а я |
р о т о р у д в е с т е п е н и с в о б о д ы
Одним из методов устранения влияния осевой вибрации является увеличение жесткости системы в осевом направлении. Это можно получить, если устранить из»конструкции, изобра женной на рис. 7.5, в, пластинчатые пружины 3. На рис. 7.6, в показана такая конструкция системы подвеса. Ее можно реко-
106
мендовать для уравновешивания роторов гироприборов вне кор пуса, якорей самолетных генераторов, двигателей и электромашиігных усилителей.
Рис. 7.6. Механическая система, обеспечивающая ротору две степени
свободы:
а—динамическая схема подвеса ротора; 6— график зависимости положения центра колебаний от угловой скорости; в— конструкция системы подвеса; / — пластинчатая пружина; 2 — ротор
Уравнения движения ротора с двумя степенями свободы сле дующие:
М у 0-\-2с1у0=трш2 cosut;
7a-j-/(oy-j-2c1/a=mpo3221 cos wt.
Частные решения уравнений
Уо'- |
tfzpto2 |
cos wt; |
|
2сI — Мьё |
|||
|
|
||
|
mpu2zi |
COS wt. |
|
|
2Cj/2— / ш2 |
||
|
|
Собственные частоты
2сх 2с,/2-
иУ0' м
107
М е х а н и ч е с к а я с и с т е м а с г о р и з о н т а л ь н ы м
р а с п о л о ж е н и е м п р у ж и и, |
о б е с п е ч и в а ю щ а я |
р о т о р у две с т е п е н и |
с в о б о д ы |
Данная система разработана на основе анализа недостатков других систем. В этой системе устранено влияние осевой вибра ции на ее работу.
Положение датчиков можно изменять, подбирая их нанвыгоднейшее расположение на оси ротора. Система содержит наи меньшее число промежуточных элементов между ротором и дат чиком, что позволяет измерять колебания ротора с меньшим искажением. Положительным также является возможность рас полагать массы опор и пружин симметрично относительно цент ра массы ротора.
Как показали экспериментальные исследования, такая систе ма может успешно использоваться для уравновешивания якорей электрических машин и роторов гироскопов с приводами различ
ных видов. |
варианты этой системы были |
изготовлены и |
|
Некоторые |
|||
.внедрены в производство. Опыт эксплуатации |
дает |
основания |
|
рекомендовать |
ее в качестве основной для роторов |
с массой |
|
менее 2 кг. |
|
|
; |
М е х а н и ч е с к а я с ис т е ма , о б е с п е ч и в а ю щ а я р о т о р у о д н у с т е п е н ь с в о б о д ы
Данная система (рис. 7.7) применяется в балансировочных машинах, использующих механическое исключение влияния плоскостей уравновешивания. При электрических методах ис ключения влияния плоскостей уравновешивания обычно ее не применяют.
Рис. 7.7. Механическая система, обеспечивающая ротору одну степенр свободы:
а — динамическая схема подвеса ротора; б — конструкция системы
подвеса; I — индикатор неуоавновешенности; |
2 — ротор |
|
Следует отметить, что балансировочные |
машины |
с такими |
системами подвеса имеют низкую производительность |
и мень |
|
шую устойчивость показаний по сравнению |
с машинами, ис |
|
пользующими другие системы. |
|
\ |
108