Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
Экспериментальные последования показали, что взаимное влияние плоскостей уравновешивания хорошо исключается в том случае, если
|
и |
1*1»! |= | Фа I- |
|
Допустим, что I яр1 1= |
I -фа I, тогда |
|
|
еі |
_ -ѵі |
L + i1 |
(j 2^ |
во |
Хо |
І2— ^ |
|
Из выражения (7.2) |
видно, |
что с увеличением |
1\ и h при |
/ і ~ 4 отношение стремится к единице. Наилучшее |
соотношение |
получается при /2 = Д, но это не всегда технически возможно сде лать, так как L может быть очень малой.
Следовательно, датчики необходимо устанавливать по раз ные стороны от оси ротора, что дает возможность ставить их в любую точку.вдоль оси ротора.
Условие I яр1 1= I яр2 1 почти всегда не выполняется.
Практически при установке в одну из плоскостей хорошо уравновешенного ротора некоторой массы место ее расположе ния, определенное по сигналу правого датчика, отличается от места, определенного по сигналу левого датчика (иногда фі — гр2 = 20ч-45°). Эта погрешность возникает вследствие того,
что колебания механической системы датчики воспринимают в различных направлениях, т. е. оси чувствительности датчиков расположены в пересекающихся плоскостях, проходящих парал лельно оси ротора.
Из-за погрешности нельзя полностью исключить взаимное влияние плоскостей уравновешивания, а сам процесс уравнове шивания затрудняется, так как отсчет места расположения не уравновешенности в правой и левой плоскостях уравновешива ния производится от разных точек.
Для устранения влияния плоскости I—/ на плоскость II—II необходимо часть сигнала в\ вычесть из сигнала еі, чтобы резуль тирующий сигнал равнялся нулю. Это возможно только при фі = = -ф2, но обычно Tj^i
Погрешность можно устранить при помощи фазовращателя, но только при одной из возможных частот, к тому же требуется очень точно сохранять постоянство частоты вращения ротора.
Автором был предложен другой метод, позволяющий устра нить погрешность во всем диапазоне рабочих частот вращения ротора. Существо метода заключается в том, что датчики могут при настройке перемещаться относительно ротора как в гори зонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Такая система была осуществлена на ряде балансировочных установок и пока зала хорошие результаты. Сам процесс настройки машины в этом случае довольно прост. Устанавливая поочередно на эта лонный ротор груз в одной из плоскостей, перемещением датчика добиваются совпадения показаний места для данной плоскости.
116
В большинстве случаев сигнал с датчиков поступает на сум мирующее устройство и «а вход электронного усилителя. Поэто му сопротивление датчиков должно согласовываться с входным сопротивлением усилителя. Если применяются индукционные датчики, то сопротивления датчиков согласуются при помощи трансформаторов.
К датчикам балансировочных машин предъявляются следую щие основные требования:
1)датчики должны обладать большой чувствительностью;
2)сигнал, получаемый с датчика, должен быть пропорциона лен перемещению или скорости;
3)параметры датчика должны быть стабильны, так как от
этого зависит стабильность работы всей установки;
4)собственная частота подвижной системы датчиков должна быть гораздо меньше рабочей частоты;
5)система крепления датчиков должна обеспечивать пере мещение датчиков в вертикальной и горизонтальной плоскостях
впроцессе настройки балансировочной машины'«а данный тип
ротора;
6)датчики следует устанавливать по разные стороны от оси ротора; і
7)частотные характеристики обоих датчиков (амплитудная
ифазовая) должны быть одинаковыми;
8)датчики должны легко согласовываться с усилительной
схемой; 9) датчики должны обеспечивать простоту и надежность схе
мы разделения плоскостей уравновешивания.
7.5. СХЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ ПЛОСКОСТЕЙ УРАВНОВЕШИВАНИЯ
Качество разделения плоскостей уравновешивания определя ется отношением показаний прибора величинынеуравновешен ности для одной и другой плоскости при неуравновешенности только в одной плоскости.
Для определения требований к схемам разделения плоскостей уравновешивания ротора допустим, что имеется возможностьточно удалять или добавлять необходимое количество материа ла. Тогда коэффициент разделения плоскостей уравновешива ния должен быть Ä = m0: тп, где т0— остаточная неуравновешен ность (допустимая) ротора, тя — его начальная неуравновешен ность (до уравновешивания).
Это значит, что при установке в одной из плоскостей идеально уравновешенного ротора максимально возможного груза неуравновешенность другой плоскости не должна увели читься более чем на величину допустимой остаточной неуравно вешенности. При таком разделении плоскостей уравновешива ние производится без повторных запусков (если другие погреш ности отсутствуют). Поэтому необходимо заранее назначать
117
величину не только остаточной, но и максимальной первоначаль ной неуравновешенности, которую должен иметь ротор до урав новешивания.
Естественно, отношение т0 : тв определяется как типом рото ра, так и требованиями производства. Обычно отношение 1 : 20 или 1 : 30 вполне достаточно для нормальной работы установки.
Для разделения влияния плоскостей уравновешивания элек трическим способом необходимы схемы, позволяющие суммиро вать два синусоидальных напряжения одной частоты. Наиболь шее распространение получили потенциометрические схемы; иногда применяются трансформаторы с тремя обмотками.
Простейшая схема разделения плоскостей уравновешивания изображена на рис. 7.13, а.
Для исключения влияния левой плоскости на правую необхо димо из э. д. с. правого датчика ПД вычесть часть э. д. с. левого датчика ЛД. Коэффициент k определяется расположением цент ра колебания по отношению к датчикам и центру массы системы.
Влияние плоскостей уравновешивания друг на друга можно полностью исключить электрическим способом. Но это не всегда выгодно. Когда тяги датчиков закреплены вблизи соответствую щих центров колебания, то для устранения влияния одной плос кости на другую (в пределах 1/10 или 1/15) достаточно из полно го напряжения одного датчика вычесть часть напряжения дру гого. Естественно, это почти не сказывается на чувствительности установки. Но когда тяги датчиков расположены на значитель ном расстоянии от центров колебания, что вполне возможно при креплении их на опорах, исключение влияния плоскостей элек трическим способом приводит к резкому уменьшению чувстви тельности, так как в этом случае необходимо из напряжения одного датчика вычитать значительную часть напряжения друго го. Помехи при этом не компенсируются и их относительный уровень возрастает.
118
Пример. Пусть имеется полностью симметричная система подвеса ротора. Допустим, что в левой плоскости имеется неуравновешенная масса т.\, а в правой — т2. В данном случае э. д. с. датчиков будут зависеть от неуравно вешенностей ш\ и пи. Следовательно, для них можно написать следующие выражения:
ел= еі + е2>
еп = е2 + еі >
где ел — э. д. с. левого датчика; ві — составляющая ел от іщ\
4
е 2 — составляющая ел от т2; еп — полная э. д. с. правого датчика; е 2 — составляющая еп от т2\
е1 — составляющая еп от ти
Для устранения влияния неуравновешенности в правой плоскости на из мерение неуравновешенности в левой из ~ел необходимо вычесть кеП, так чтобы
е л — k e a = ex + е'2 — k e 2 — k e [ .
При е 2 — k e 2 = О
|
|
ел — к е П = в і — k e l . |
|
|
|
|||
. |
Из симметрии системы следует, что е / — кв\—б, |
откуда е\ |
=ке\. Следо |
|||||
вательно, |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
ел — k e n = e \ — к Ч \ — ег (1 — k 2). |
|
|
||||
|
На рис. 7.13, б изображена схема, эквивалентная схеме на рис. 7.13, а. |
|||||||
Если |
ея = Ei cos tat; |
еП= E2 cos at, |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||||
то |
|
|
BiRi |
|
|
|
|
|
|
|
V (гі + |
|
cos (cat + |
ft); |
|
||
|
|
|
|
|
||||
|
|
7?j)2 + |
|
|
|
|
|
|
|
|
________ E2R2________ |
|
ft) , |
|
|||
|
|
UR,= V (Г2+ |
|
|
COS (at + |
|
||
|
|
Яг)2 + |
(“^г)2 |
|
|
|
||
где |
фі |
и ф2— сдвиги по фазе; |
|
usLi |
|
|
|
|
|
|
ft = arctg |
|
|
|
|||
|
|
/■i + Äi ’ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
ft = |
arctg- |
aL2 |
|
|
|
|
|
|
Г2 + R-2 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
L\ |
и r2— внутренние сопротивления датчиков; |
|
|
|
|||
I |
и Іа — индуктивности датчиков. |
|
необходимо, |
чтобы |
фі = фа или |
|||
Для исключения влияния |
плоскостей |
|||||||
' Фі = ф2+ я. Из этбго следует, что как датчику так и |
потенциометры должны |
|||||||
иметь одинаковые характеристики, т. е. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
Е\ = L2\ п = |
r2; |
Ri = R2. |
|
|
|
|
|
Для исключения влияния разброса параметров датчиков берут |
|||||||
|
|
П •€ 7?i; |
r2 <£R2, |
а 7?! = R2. |
|
|
|
|
|
В этом случае ф і« ф 2« 0 . |
|
|
|
|
|
|
11»
Для исключения взаимного влияния плоскостей иногда поль зуются схемой, изображенной на рис. 7.14.
Для устранения влияния неуравновешенности в правой плос кости на левую при неуравновешенности только в правой плос кости необходимо суммировать э. д. с. датчиков в определенном соотношении.
В этом случае должно выполняться следующее условие:
еп- ^ |
Щ - г ) = 0 , |
■откуда |
|
£П @4 R — г |
=0. |
Для исключения влияния плоскостей уравновешивания при помощи трансформатора производят векторное сложение сигна
лов. Причем сигналы вначале усиливаются, |
а затем суммируются. |
||||||||
|
|
|
Недостатком такого способа яв |
||||||
|
|
|
ляется то, что при усилении |
сигна |
|||||
|
|
|
лов от датчиков по двум каналам |
||||||
|
|
|
получаются |
различные сдвиги фаз. |
|||||
|
|
|
В результате |
приходится |
вводить |
||||
|
|
|
подстройку |
фазы, |
сохраняющуюся |
||||
|
|
|
только для одной частоты. |
схемы |
|||||
|
|
|
На |
рис. |
7.15 |
показаны |
|||
|
|
|
исключения |
|
влияния |
плоскостей |
|||
|
|
|
уравновешивания |
для |
различных |
||||
|
|
|
случаев расположения |
неуравнове |
|||||
Рис. |
7.14. Схема исключе |
шенной массы по отношению к цент |
|||||||
ния |
влияния |
плоскостей |
ру массы. Эти схемы элементарны и |
||||||
уравновешивания |
с одним |
в таком виде почти не встречаются. |
|||||||
|
потенциометром |
Чтобы схемы сделать универсальны |
|||||||
|
|
|
ми, их усложняют. |
|
|
|
|||
В качестве примера рассмотрим' одну из реальных принципи |
|||||||||
альных схем устранения |
влияния |
плоскостей |
уравновешивания |
||||||
(рис. 7.16). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема рассчитана на уравновешивание ротора сразу в шести плоскостях. -Это обеспечивается шестью потенциометрами, кото рые также позволяют настраивать балансировочную машину сразу на три ротора, уравновешиваемых в двух плоскостях. Поэ тому возможен быстрый переход от уравновешивания одного из делия к уравновешиванию другого. Переключатели П1 и П2 слу жат для изменения фазы сигнала датчика на 180°, что бывает необходимо при изменении относительного расположения центра колебания и точки измерения колебаний. Для сохранения показа ний места справа и слева в одной точке переключатель П4 также переключается.
Переключатель ПЗ служит для выбора пар плоскостей, а пе реключатель П5 — для выбора одной плоскости.
120