Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При сравнении П и Т2 с Дц находим, что при максимальном значении Т, сила магнитного тяжеиия изменяет центробежную силу Fn, обусловленную ос­ таточной неуравновешенностью, на ±Ді%.

Тх-100 8-100-9,8-10-3 ^ б0%

Д ,=

Дц ~ 12,8-9,8-10-3

а при минимальном значении Тг сила мигнитного тяжеиия изменяет центро­ бежную силу, обусловленную остаточной неуравновешенностью, на ±Дг%-

7V 100

5,6-100-9,8-Ю-з

д2 =

12,8-9,8-10-3

Fn

При несимметричном зазоре между магнитопроводами стато­ ра и ротора от запуска к запуску изменяется угол между вектора­ ми сил магнитного тяжения и вектором центробежной силы от О

до 360°.

При угле, равном 0°, получается максимальное показание не­ уравновешенности на указывающем приборе балансировочной машины, при угле, равном 180°, — минимальное значение, т. е.

^ umax —Tx-\-Fц; — Тх F n.

При Рц=0 «а указывающем приборе балансировочной машины будет показание неуравновешенности, пропорциональной силе магнитного тяжения 7V

Если Т1 приравнять центробежной силе, то возможно опре­

делить новое значение допуска на остаточную неуравновешен­ ность с учетом сил магнитного тяжения в синхронном гиродви­ гателе при асимметричном зазоре между магнитопроводом рото­ ра и статора

ДМ:т2

ДЛГ,=

ТхЧ

8-9,8-10-3

.9,8

Л -

 

(2512)2

 

 

 

 

 

 

■1,3-9,8 - ІО-8

Н-м.

 

При сравнении заданного допуска на остаточную неуравнове­ шенность ДМ= 2-9,8 - ІО-8 Н • м видно, что его необходимо расши­

рить в два раза с учетом магнитного тяжения.

При уравновешивании одного и того же ротора для обеспече­ ния идентичных условий работы пары подшипниковых опор целесообразно остаточную . неуравновешенность пересчитывать в центребежные силы, действующие в плоскости, как левого так и правого шарикоподшипника.

В симметричных роторах остаточная неуравновешенность ле­ вой и правой плоскости исправления определяется по следующей формуле:

д1==(0,8 —0,9) До.

При большей разнице, хотя и в пределах допуска, происходит более неравномерный износ шарикоподшипниковых опор.

209


При контроле неуравновешенности рекомендуется проверять как величину остаточной неуравновешенности, так и угловое положение ее в каждой плоскости исправления.

Такая регистрация необходима для определения статической

идинамической неуравновешенности ротора по формулам (9.49)

и(9.50).

Рабочая частота вращения

Рассмотрим соотношение действующих центробежных сил от остаточной неуравновешенности в плоскостях исправления двух гиродвигателей, имеющих различную рабочую частоту вращения, но уравновешенных с одинаковой точностью Л42 = 2-9,8-ІО-8 Н-м при частоте вращения 300 с-1 или 720 с-1.

Центробежная сила, действующая в каждом асинхронном гиродвигателе, с учетом допустимого коэффициента скольжения на рабочей частоте вращения будет при

Мш'

‘0ішіп= 2150с- 1; F Ulmin-

1Ш1 min

./ѴЬшііі

ш2тах= 2320с-ь F ц2тах

s

Для получения идентичных условий работы шарикоподшипни­ ковых опор различных роторов необходимо, чтобы F^ = Fn2,

т- е. Flllmm = FlCmax, или

g g

. при У142= 2 -9,8 -ІО -8 Н -м.

Если принять, что М2 соответствует допустимому значению не­ уравновешенности гиродвигателя, вращающегося с рабочей час­ тотой-вращения ш,=2320 с-1, то

М х М2-23 200 ^2,16-9,8-10-3 Н-м,

21500

т. е. допуск на остаточную неуравновешенность ротора должен быть расширен на Д%

(Mj — Af2) 100

1 0 0 (2 ,1 6 -2 ,0 )9 ,8 -1 0 -8

0n/

А ------------------------------------

------------------------------------------------—

о % .

М2

2,0-9,8-10-а

 

Таким образом, для создания идентичных условий работы шарикоподшипниковых узлов в асинхронных гиродвигателях допуск на остаточную неуравновешенность должен задаваться с учетом рабочей частоты вращения ротора.

210


Угол между векторами

Мі и Ма

0

0

to -«4 СО оо оо

90°

270°

00оо

оО00

Отношение модулей векторов

Мі и Жа

1:1

1:2

1 :1

1:2

1:1

Величина неуравно­ вешенности в плоскости исправления

Н-м

М\ = М2

м

М*

Мл — -----

1

2

А*\\ = М2

 

м 2

 

Г

Мі =

м 2

м2

1:2

 

Величина

статической

 

неуравновешенности

Ж ,І 1 Н-м

А/, м

 

 

Мі

 

2МХ

20Q-

2

Ml

Т м'

15—f

Q

 

Vх 2~

— 1 0 ]/2

 

 

Q

ѵг

 

м .

2

 

 

0

0

 

м{

Мі

 

2

Q 5

 

 

Т а б л и ц а 9.2

 

Величина динамической

 

 

неуравновешенности

 

Ж-1» Н-м

 

Д/, M

 

0

 

0

 

 

Mi

 

Mi

 

 

4

5

Q

 

Miм

^2

101/2

 

 

Q

 

 

=S

СЛ1

о У ,

 

 

 

 

Af,

20

 

 

— l

 

 

 

Q

 

M,

15

" Г 3

Q

 


9.3. РАСЧЕТ СОСТАВЛЯЮЩИХ НЕУРАВНОВЕШЕННО­ СТИ РОТОРА

Взаимное расположение и величины остаточной неуравнове­ шенности в 'плоскостях исправления оказывают влияние на вели­ чину статической и динамической составляющих неуравновешен­ ности ротора.

Расчет статической и динамической неуравновешенности производится согласно [45, 50] по формулам

Жс2т= уЙГ+Л4; +

2Л4,/Й; cos а ср;

(9.49)

Л4дин = -|- (Mi-j-Ml — 2М1М2 cos аср) ,

(9.50)

4

 

 

 

где М I — вектор неуравновешенности

в правой плоскости ис­

правления;

 

 

 

І2 — вектор неуравновешенности в левой плоскости исправ­

ления;

_

_

 

аср — угол между векторами М і и М%

 

Статическая составляющ ая неуравновешенности определяет­ ся условным смещением центра тяжести ротора Аj в м.

Динамическая составляющая определяется условным смеще­ нием центра тяжести ротора Ді в м в каждой из плоскостей исправления.

В табл. 9.2 приведены формулы для расчета величины стати­ ческой и динамігческо(^неуравновешенности при отношении мо­ дулей векторов Мі и М2 как 1:1, 1:2. Сила тяжести уравнове­

шиваемого ротора Q в Н.

Поскольку статическая и динамическая неуравновешенности ротора гиродвигателя оказывают различное воздействие на ра­ боту прецизионных гироскопов, то в отдельных случаях, зная величину неуравновешенности в каждой плоскости исправления, целесообразно определить по указанным в табл. 9.3 формулам статическую и динамическую составляющую. При контроле ве­ личины остаточной неуравновешенности следует регистрировать данные в каждой плоскости исправления с указанием их взаим­ ного углового расположения. Такой метод контроля позволяет выявить те случаи, когда годные по технологическому паспорту гиродвигатели с указанием максимального значения остаточной неуравновешенности в одной из плоскостей исправления при оп­ ределенных сочетаниях величины и углового положения неурав­ новешенностей в плоскостях исправления могут оказаться урав­ новешенными грубее, чем это предусмотрено по ТУ на смещение центра тяжести гиродвигателя по статической или динамической составляющим.

212'


9.4. РАСЧЕТ ОСЕВОЙ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РО­ ТОРА В ДИНАМИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

После уравновешивания ротора в процессе эксплуатации про­ исходит износ 'беговых дорожек шарикоподшипников, появляют­ ся упругие деформации обода ротора, нагрев, изменение ради-

Рис. 9.9. Схема к расчету смещения Дs u центра тяжести В в точку С под действием груза du, расположенного в плоскости исправления // —//

ального 'биения шарикоподшипников, в результате чего появля­ ется неуравновешенность в плоскостях исправления.

Зная степень изменения неуравновешенности в плоскостях исправления, измеряя ее величину и угловое положение, можно определить смещение центра тяжести вдоль оси [36].

Предположим,

что на рис. 9.9 изображен ротор с центром

тяжести в точке В;

Оі и Оц — опоры. За счет неуравновешенно­

го груза в плоскости II—II центр тяжести

В сместится в точку

D. Ротор будет вращаться вокруг оси

{XX — геометриче­

ская ось).. Точка А, полученная при пересечении осей XX и Х\Х^ под углом у, является центром колебаний. Х ц — амплитуда ко­ лебания опор от статической составляющей неуравновешенности ротора, вызванной грузом du

Х п

d„

 

= ~ ІО"5;

 

 

Gp

 

AB — расстояние от центра тяжести В до

центра колебаний

А (обозначим АВ — Ки)

 

к " =

{JV h z) S-

(9.5і)

 

иРпп

 

Здесь hu — расстояние центра тяжести В до плоскости исправ­ ления II II, проходящей через центр тяжести 'неуравновешенного груза d u (см. рис. 9 .9 );

hi — расстояние центра тяжести В до плоскости исправ­ ления І—І, проходящей через центр тяжести неурав­ новешенного груза di (рис. 9.10);

213