Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уравновешивание в центрах на неподвижных шарикоподшипниках

При этом методе уравновешивания узлов гироскопических приборов необходимо, чтобы:

1) центра были строго соосны между собой (допустимая не­ соосность не более 0,005 мм на длине 100 мм);

2)конструкция центров обеспечивала проверку статического уравновешивания гироузлов с открытыми и закрытыми цапфами;

3)технологические шарикоподшипники имели бы равную жесткость и минимальное трение;

Рис. 10.3. Приспособление для

статиче­

Рис. 10.4. Приспособление для ста­

ского уравновешивания

в центрах

с не­

тического уравновешивания гиро­

вибрирующими шарикоподшипниками:

узла с закрытыми цапфами:

/ — стопорный

винт;

2 — стойка;

3 — центр;

/ — центра; 2 — гнроузел; 3 — рабочий

4 — технологический

шарикоподшипник;

5

шарикоподшипник

неподвижное

основание

с

направляющими;

 

6 — регулируемая опора;

7 — уровень; 8 — сто­

 

 

порный

винт

 

 

 

4)

осевой люфт в них не превышал значения, указанные в ТУ

на шарикоподшипники.

 

 

 

На рис. 10.3 представлено приспособление, установленное на неподвижное основание, для статического уравновешивания ги­ роузлов в центрах с невибрирующими шарикоподшипниками.

На неподвижном основании 5 установлены две подвижные стойки 2 с центрами 3. Расстояние между стойками устанавли­ вается в зависимости от габаритных размеров статически урав­ новешиваемого гироузла.

При статическом уравновешивании гироузла один из центров 3 стопорят винтом 1 и, если • гироузел имеет закрытые цапфы, вводят его во внутреннее кольцо шарикоподшипника, смонтиро­ ванного в гироузел (рис. 10.4). Затем подводят второй центр во внутреннее кольцо второго шарикоподшипника и закрепляют центр винтом. После этого статически уравновешивают гнроузел до безразличного положения его при любом угле поворота в подшипниках. >

Если гироузел имеет открытые цапфы (рис. 10.5), то техноло­ гические подшипники 4 монтируются в полые центра I, а гироузел 2 устанавливается так, что цапфы 3 входят во внутренние кольца шарикоподшипников.

9*

223


Технология статического уравновешивания в центрах иден­ тична уравновешиванию на ножах, а точность уравновешивания определяет момент трения в технологических шарикоподшипни­ ках. Остаточную статическую неуравновешенность проверяют

Рис. 10.5. Приспособление для стати-

Рис. 10.6. Поворотные центра для ста-

ческого

уравновешивания гироузла с

тпческого

уравновешивания гиро-

 

открытымн цапфами:

 

 

узлов:

 

/ — полые

центра; 2 — гироузел:

3 — откры-

/ — неподвижное

основание; 2 — регулиру-

гая цапфа; 4 — технологический

шарнко-

емая опора;

3,

8 — стопорные

винты; 4

 

п о д ш и п н и к

 

горизонтальная

направляющая;

5 — крон­

 

 

 

штейн; 6 — поворотная шкала;

7 — стойка;

 

 

 

9 — центр; W — уровень

прикреплением определенного груза на заданном расстоянии от оси центров.

На рис. 10.6 представлено приспособление с поворотными центрами для статического уравновешивания гироузлов. На ос­

новании

1 установлена

 

 

s

вертикальная

стойка 7

 

 

с кронштейном 5,

к ко­

 

 

 

торому прикреплены го­

 

 

 

ризонтальные

направ­

 

 

 

ляющие 4 с центрами 9.

 

 

 

Положение

 

центров

 

 

 

фиксируется винтами 3.

 

 

 

 

На данном

приспо­

 

 

 

соблении, меняя цент­

 

 

 

ра,

можно

статически

 

 

 

уравновешивать карда-

Рис. 10.7. Установка для статического урав­

новы узлы с-открыты­

новешивания гироузлов с осевой вибрацией

ми

и закрытыми

цап­

технологических

шарикоподшипников:

фами

поворотом

крон­

1 — катушка электромагнита; 2 — сердечник; 3

мембрана; 4 — гнездо

с

технологическими шари­

штейна

5

на

любой

коподшипниками; 5 — ярмо; 6 — стойка; 7 — осно­

угол

относительно го­

вание; 8 — установочный

винт; 9 — регулируемая

опора; Ю — уровень;

// — переключатель

ризонта.

Это позволяет

 

 

 

производить статическое уравновешивание при горизонтальном и вертикальном положении оси карданова подвеса. Угол отсчи­ тывается по шкале 6, закрепленной на оси.

224


Момент остаточной статической неуравновешенности на не­

подвижных технологических шарикоподшипниках

определяется

суммой моментов трения двух подшипников.

 

Гироузел с силой тяжести Ь9,8 Н может быть уравновешен

сточностыо (0,6-ь 1)9,8-ІО-5 Н-мГ “

- Ісі- ..

Уравновешивание в центрах на вибрирующем основании

Приспособление для статического уравновешивания гироско­ пических приборов в центрах, вибрация которых снижает влия­ ние трения в шарикоподшипниках, аналогично приспособлению, представленному на рис. 10.3. Оно имеет электродвигатель посто­ янного тока с регулируемой угловой скоростью и настраиваемым эксцентриситетом, благодаря чему изменяется частота и ампли­ туда вибрации. Влияние трения в шарикоподшипниках может быть снижено передачей осевых вибраций шарикоподшипникам.

Имеются и другие оригинальные конструкции для статиче­ ского уравновешивания гироскопических приборов.

На рис. 10.7 показано одно из таких приспособлений, разра­ ботанное канд. техн. наук 3. Ф. Уразаевым. В нем в качестве вибратора применяется электромагнит. Посадочные гнезда 4 для установки технологических шарикоподшипников закреплены на мембранах 3, по другую сторону которых имеется ярмо 5 из маг­ нитомягкого материала. При подаче переменного тока в катуш­ ку 1 в сердечнике 2 создается переменное магнитное поле, вслед­ ствие чего ярмо 5 вместе с мембраной вибрирует. При этом час­ тота вибрации вдвое выше частоты тока, питающего катушку. Колебание мембраны передается шарикоподшипникам. В каче­ стве вибратора, создающего вибрацию в осевом направлении, может быть использован столбик из дисков титаната бария, рабо­ та которого основана на свойствах пьезокристаллов.

От такого вибратора при питании его от звукового генерато­ ра может быть получена вибрация высокой частоты и малой амплитуды (до 0,1 мкм), что приближает работу гироузла к эксплуатационным условиям. Вибрация значительно уменьшает

время контактирования, что

позволяет уменьшить трение

в опорах и увеличить точность

статического уравновешивания.

Гироузел силой тяжестью 1-9,8 Н может быть статически урав­ новешен с точностью (0,02-ь0,04) 9,8-10_5Н-м.

Уравновешивание во вращающихся или качающихся в противопожные стороны шарикоподшипниках

Трение в технологических шарикоподшипниках можно умень­ шить созданием принудительного вращательного движения на­ ружного кольца шарикоподшипника относительно внутреннего.

225


Вращение или качание наружных колец шарикоподшипников каждой опоры осуществляется в противоположные стороны.

На рис. 10.8 показана схема приспособления для статическо­ го уравновешивания узлов гироскопических приборов во вращаю­

 

 

 

 

 

 

щихся

в

противополож­

 

 

 

 

 

 

ные

стороны

технологи­

 

 

 

 

 

 

ческих

шарикоподшипни­

 

 

 

 

 

 

ках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быстрые

 

периодиче­

 

 

 

 

 

 

ские повороты, сообщае­

 

 

 

 

 

 

мые втулкам

шарнирным

 

 

 

 

 

 

механизмом

4,

передают­

 

 

 

 

 

 

ся подшипникам

гнроуз-

 

 

 

 

 

 

ла,

установленного

во

 

 

 

 

 

 

втулках.

Тем самым

сни­

 

 

 

 

 

 

жается трение в подшип­

Рис. 10.8. Приспособление для

статиче­

никах и повышается

точ­

ского уравновешивания

гироузлов

во

ность

статического урав­

вращающихся в противоположные сторо­

новешивания.

 

 

 

ны технологических

шарикоподшипни­

На таком приспособле­

 

ках:

 

 

 

 

/ — станина; 2 — двигатель;

3 — диск с ради­

нии

можно

 

статически

альными пазами;

4 — шарнирный

механизм;

уравновешивать гироузлы

5 — подвижная стойка с

технологическим

ша­

рикоподшипником;

6 —.неподвижная

стойка с

силон

тяжести

1

• 9,8

Н с

технологическим шарикоподшипником

 

точностью

(0,03-^0,05) X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X 9,8 • 10-5

Н-м.

 

 

Точность статического уравновешивания

определяется

раз­

ностью момента трения двух технологических шарикоподшипни­ ков.

10.3. СТАТИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ ПОПЛАВКОВЫХ ГИРОСКОПОВ

Поплавковые и шаровые гироскопы подвергаются статическо­ му уравновешиванию в жидкости.

Поплавковый узел (рис. 10.9) гироскопического прибора, по­ мещенный в специальную жидкость, имеет центр тяжести, центр давления, ось подвеса, проходящую через цапфы. Степень урав­ новешенности характеризуется плавучестью, дифферентом и ста­ тической уравновешенностью относительно оси цапф.

Плавучесть поплавкового узла можно определить из следую­

щего уравнения (рис. 10.10):

 

P = Q « + 2 Q i ,

(Ю-З)

где Qi — уравновешивающий груз.

Дифферент поплавкового'узла можно определить из следующего уравнения

x 3Q3 = Xj (Q6+ Q7)-f XqQ„—XpP.

(10.4)

226


Статическая уравновешенность поплавкового узла относитель­ но оси подвеса определяется уравнениями

lhQü—УрР /y^Qn! I

ZnQi = z!, P - z QQü, J

( 1 0 ' 5 ^

Рис. 10.9. Поплавковый узел

Рис. 10.10. Поплавковый узел с уравновеши­

гироскопа с

полностью разгру­

 

вающими

грузиками:

 

 

женными опорами:

вра­

/ — поплавковый-

узел:

2 — ось вращения узла;

/ — поплавковый

узел; 2 — ось

3 — передвижной

грузик;

4,

5 — взаимно

перпен­

щения узла:

3 — подшипник;

Q

дикулярные

направляющие;

6 — грузики,

переме­

сила

тяжести

узла; р — подъемная

щаемые по

направляющей 4\

7 — грузики, пере­

сила

жидкости;

O q — центр

тяже­

мещаемые по направляющей 5

 

 

сти; Ор— центр давления

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

Р— подъемная сила жидкости;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qu— сила тяжести поплавка;

 

 

 

 

 

 

 

Qs— сила тяжести грузика 6\

 

 

 

 

 

 

 

Q7— сила тяжести грузика 7;

 

 

 

 

 

 

 

Q3— сила тяжести грузика 5;

 

 

 

 

 

 

Х\уі — координата центра тяжести грузиков 6;

 

 

 

 

— координата центра тяжести грузиков 7;

 

 

*/<?;

х3— координата центра тяжести грузика 3;

 

 

Zq— координата центра тяжести поплавкового узла;

 

хр; ур;

z p— координаты центра давления

поплавкового

 

 

 

узла.

 

 

 

 

 

 

 

Регулировка плавучести поплавкового узла в жидкости про­ изводится изменением силы тяжести Q3. передвижного грузика 3 с точностью до 0,1% от его силы тяжести: чем выше плавучесть, тем меньше давление на опоры, меньше момент трения. Диффе­ рент создает неравномерную нагрузку на опоры. Регулировка дифферента осуществляется перемещением в жидкости грузика 3 вдоль оси XX без изменения силы тяжести поплавкового узла и его плавучести.

Статическое уравновешивание поплавкового узла в жидкости относительно оси подвеса производится грузиками 6 и 7 измене­ нием координаты у\ и z%

227