Уравновешивание в центрах на неподвижных шарикоподшипниках
При этом методе уравновешивания узлов гироскопических приборов необходимо, чтобы:
1) центра были строго соосны между собой (допустимая не соосность не более 0,005 мм на длине 100 мм);
2)конструкция центров обеспечивала проверку статического уравновешивания гироузлов с открытыми и закрытыми цапфами;
3)технологические шарикоподшипники имели бы равную жесткость и минимальное трение;
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 10.3. Приспособление для |
статиче |
Рис. 10.4. Приспособление для ста |
ского уравновешивания |
в центрах |
с не |
тического уравновешивания гиро |
вибрирующими шарикоподшипниками: |
узла с закрытыми цапфами: |
/ — стопорный |
винт; |
2 — стойка; |
3 — центр; |
/ — центра; 2 — гнроузел; 3 — рабочий |
4 — технологический |
шарикоподшипник; |
5 — |
шарикоподшипник |
неподвижное |
основание |
с |
направляющими; |
|
6 — регулируемая опора; |
7 — уровень; 8 — сто |
|
|
порный |
винт |
|
|
|
4) |
осевой люфт в них не превышал значения, указанные в ТУ |
на шарикоподшипники. |
|
|
|
На рис. 10.3 представлено приспособление, установленное на неподвижное основание, для статического уравновешивания ги роузлов в центрах с невибрирующими шарикоподшипниками.
На неподвижном основании 5 установлены две подвижные стойки 2 с центрами 3. Расстояние между стойками устанавли вается в зависимости от габаритных размеров статически урав новешиваемого гироузла.
При статическом уравновешивании гироузла один из центров 3 стопорят винтом 1 и, если • гироузел имеет закрытые цапфы, вводят его во внутреннее кольцо шарикоподшипника, смонтиро ванного в гироузел (рис. 10.4). Затем подводят второй центр во внутреннее кольцо второго шарикоподшипника и закрепляют центр винтом. После этого статически уравновешивают гнроузел до безразличного положения его при любом угле поворота в подшипниках. >
Если гироузел имеет открытые цапфы (рис. 10.5), то техноло гические подшипники 4 монтируются в полые центра I, а гироузел 2 устанавливается так, что цапфы 3 входят во внутренние кольца шарикоподшипников.
Технология статического уравновешивания в центрах иден тична уравновешиванию на ножах, а точность уравновешивания определяет момент трения в технологических шарикоподшипни ках. Остаточную статическую неуравновешенность проверяют
Рис. 10.5. Приспособление для стати- |
Рис. 10.6. Поворотные центра для ста- |
ческого |
уравновешивания гироузла с |
тпческого |
уравновешивания гиро- |
|
открытымн цапфами: |
|
|
узлов: |
|
/ — полые |
центра; 2 — гироузел: |
3 — откры- |
/ — неподвижное |
основание; 2 — регулиру- |
гая цапфа; 4 — технологический |
шарнко- |
емая опора; |
3, |
8 — стопорные |
винты; 4 — |
|
п о д ш и п н и к |
|
горизонтальная |
направляющая; |
5 — крон |
|
|
|
штейн; 6 — поворотная шкала; |
7 — стойка; |
|
|
|
9 — центр; W — уровень |
прикреплением определенного груза на заданном расстоянии от оси центров.
На рис. 10.6 представлено приспособление с поворотными центрами для статического уравновешивания гироузлов. На ос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новании |
1 установлена |
|
|
s |
вертикальная |
стойка 7 |
|
|
с кронштейном 5, |
к ко |
|
|
|
торому прикреплены го |
|
|
|
ризонтальные |
направ |
|
|
|
ляющие 4 с центрами 9. |
|
|
|
Положение |
|
центров |
|
|
|
фиксируется винтами 3. |
|
|
|
|
На данном |
приспо |
|
|
|
соблении, меняя цент |
|
|
|
ра, |
можно |
статически |
|
|
|
уравновешивать карда- |
Рис. 10.7. Установка для статического урав |
новы узлы с-открыты |
новешивания гироузлов с осевой вибрацией |
ми |
и закрытыми |
цап |
технологических |
шарикоподшипников: |
фами |
поворотом |
крон |
1 — катушка электромагнита; 2 — сердечник; 3 — |
мембрана; 4 — гнездо |
с |
технологическими шари |
штейна |
5 |
на |
любой |
коподшипниками; 5 — ярмо; 6 — стойка; 7 — осно |
угол |
относительно го |
вание; 8 — установочный |
винт; 9 — регулируемая |
опора; Ю — уровень; |
// — переключатель |
ризонта. |
Это позволяет |
|
|
|
производить статическое уравновешивание при горизонтальном и вертикальном положении оси карданова подвеса. Угол отсчи тывается по шкале 6, закрепленной на оси.
Момент остаточной статической неуравновешенности на не
подвижных технологических шарикоподшипниках |
определяется |
суммой моментов трения двух подшипников. |
|
Гироузел с силой тяжести Ь9,8 Н может быть уравновешен |
сточностыо (0,6-ь 1)9,8-ІО-5 Н-мГ “ |
- Ісі- .. |
Уравновешивание в центрах на вибрирующем основании
Приспособление для статического уравновешивания гироско пических приборов в центрах, вибрация которых снижает влия ние трения в шарикоподшипниках, аналогично приспособлению, представленному на рис. 10.3. Оно имеет электродвигатель посто янного тока с регулируемой угловой скоростью и настраиваемым эксцентриситетом, благодаря чему изменяется частота и ампли туда вибрации. Влияние трения в шарикоподшипниках может быть снижено передачей осевых вибраций шарикоподшипникам.
Имеются и другие оригинальные конструкции для статиче ского уравновешивания гироскопических приборов.
На рис. 10.7 показано одно из таких приспособлений, разра ботанное канд. техн. наук 3. Ф. Уразаевым. В нем в качестве вибратора применяется электромагнит. Посадочные гнезда 4 для установки технологических шарикоподшипников закреплены на мембранах 3, по другую сторону которых имеется ярмо 5 из маг нитомягкого материала. При подаче переменного тока в катуш ку 1 в сердечнике 2 создается переменное магнитное поле, вслед ствие чего ярмо 5 вместе с мембраной вибрирует. При этом час тота вибрации вдвое выше частоты тока, питающего катушку. Колебание мембраны передается шарикоподшипникам. В каче стве вибратора, создающего вибрацию в осевом направлении, может быть использован столбик из дисков титаната бария, рабо та которого основана на свойствах пьезокристаллов.
От такого вибратора при питании его от звукового генерато ра может быть получена вибрация высокой частоты и малой амплитуды (до 0,1 мкм), что приближает работу гироузла к эксплуатационным условиям. Вибрация значительно уменьшает
время контактирования, что |
позволяет уменьшить трение |
в опорах и увеличить точность |
статического уравновешивания. |
Гироузел силой тяжестью 1-9,8 Н может быть статически урав новешен с точностью (0,02-ь0,04) 9,8-10_5Н-м.
Уравновешивание во вращающихся или качающихся в противопожные стороны шарикоподшипниках
Трение в технологических шарикоподшипниках можно умень шить созданием принудительного вращательного движения на ружного кольца шарикоподшипника относительно внутреннего.
Вращение или качание наружных колец шарикоподшипников каждой опоры осуществляется в противоположные стороны.
На рис. 10.8 показана схема приспособления для статическо го уравновешивания узлов гироскопических приборов во вращаю
|
|
|
|
|
|
щихся |
в |
противополож |
|
|
|
|
|
|
ные |
стороны |
технологи |
|
|
|
|
|
|
ческих |
шарикоподшипни |
|
|
|
|
|
|
ках. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Быстрые |
|
периодиче |
|
|
|
|
|
|
ские повороты, сообщае |
|
|
|
|
|
|
мые втулкам |
шарнирным |
|
|
|
|
|
|
механизмом |
4, |
передают |
|
|
|
|
|
|
ся подшипникам |
гнроуз- |
|
|
|
|
|
|
ла, |
установленного |
во |
|
|
|
|
|
|
втулках. |
Тем самым |
сни |
|
|
|
|
|
|
жается трение в подшип |
Рис. 10.8. Приспособление для |
статиче |
никах и повышается |
точ |
ского уравновешивания |
гироузлов |
во |
ность |
статического урав |
вращающихся в противоположные сторо |
новешивания. |
|
|
|
ны технологических |
шарикоподшипни |
На таком приспособле |
|
ках: |
|
|
|
|
/ — станина; 2 — двигатель; |
3 — диск с ради |
нии |
можно |
|
статически |
альными пазами; |
4 — шарнирный |
механизм; |
уравновешивать гироузлы |
5 — подвижная стойка с |
технологическим |
ша |
рикоподшипником; |
6 —.неподвижная |
стойка с |
силон |
тяжести |
1 |
• 9,8 |
Н с |
технологическим шарикоподшипником |
|
точностью |
(0,03-^0,05) X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X 9,8 • 10-5 |
Н-м. |
|
|
Точность статического уравновешивания |
определяется |
раз |
ностью момента трения двух технологических шарикоподшипни ков.
10.3. СТАТИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ ПОПЛАВКОВЫХ ГИРОСКОПОВ
Поплавковые и шаровые гироскопы подвергаются статическо му уравновешиванию в жидкости.
Поплавковый узел (рис. 10.9) гироскопического прибора, по мещенный в специальную жидкость, имеет центр тяжести, центр давления, ось подвеса, проходящую через цапфы. Степень урав новешенности характеризуется плавучестью, дифферентом и ста тической уравновешенностью относительно оси цапф.
Плавучесть поплавкового узла можно определить из следую
щего уравнения (рис. 10.10): |
|
P = Q « + 2 Q i , |
(Ю-З) |
где Qi — уравновешивающий груз.
Дифферент поплавкового'узла можно определить из следующего уравнения
x 3Q3 = Xj (Q6+ Q7)-f XqQ„—XpP. |
(10.4) |
Статическая уравновешенность поплавкового узла относитель но оси подвеса определяется уравнениями
lhQü—УрР /y^Qn! I
ZnQi = z!, P - z QQü, J |
( 1 0 ' 5 ^ |
Рис. 10.9. Поплавковый узел |
Рис. 10.10. Поплавковый узел с уравновеши |
гироскопа с |
полностью разгру |
|
вающими |
грузиками: |
|
|
женными опорами: |
вра |
/ — поплавковый- |
узел: |
2 — ось вращения узла; |
/ — поплавковый |
узел; 2 — ось |
3 — передвижной |
грузик; |
4, |
5 — взаимно |
перпен |
щения узла: |
3 — подшипник; |
Q — |
дикулярные |
направляющие; |
6 — грузики, |
переме |
сила |
тяжести |
узла; р — подъемная |
щаемые по |
направляющей 4\ |
7 — грузики, пере |
сила |
жидкости; |
O q — центр |
тяже |
мещаемые по направляющей 5 |
|
|
сти; Ор— центр давления |
|
|
|
|
|
|
|
где |
|
|
Р— подъемная сила жидкости; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qu— сила тяжести поплавка; |
|
|
|
|
|
|
|
Qs— сила тяжести грузика 6\ |
|
|
|
|
|
|
|
Q7— сила тяжести грузика 7; |
|
|
|
|
|
|
|
Q3— сила тяжести грузика 5; |
|
|
|
|
|
|
Х\уі — координата центра тяжести грузиков 6; |
|
|
|
|
— координата центра тяжести грузиков 7; |
|
|
*/<?; |
х3— координата центра тяжести грузика 3; |
|
|
Zq— координата центра тяжести поплавкового узла; |
|
хр; ур; |
z p— координаты центра давления |
поплавкового |
|
|
|
узла. |
|
|
|
|
|
|
|
Регулировка плавучести поплавкового узла в жидкости про изводится изменением силы тяжести Q3. передвижного грузика 3 с точностью до 0,1% от его силы тяжести: чем выше плавучесть, тем меньше давление на опоры, меньше момент трения. Диффе рент создает неравномерную нагрузку на опоры. Регулировка дифферента осуществляется перемещением в жидкости грузика 3 вдоль оси XX без изменения силы тяжести поплавкового узла и его плавучести.
Статическое уравновешивание поплавкового узла в жидкости относительно оси подвеса производится грузиками 6 и 7 измене нием координаты у\ и z%