Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
на дальнейшее следование по маршруту независимо от воли дис петчера.
Впервоначальных автоматических транспортных системах
сигнализации |
и автоблокировки |
нормально |
горящим |
маршрут |
|||
ным |
сигналом |
принимался, как |
правило, |
зеленый |
(разрешаю |
||
щий) |
сигнал. ВУГИ |
была выполнена большая работа |
по |
созда |
|||
нию |
автоматических |
систем. Для |
наиболее |
характерных |
случаев |
организации движения было разработано три схемы. В качестве
основного блок-участка был принят однопутный штрек. |
Движе |
|||
ние |
по однопутной |
откаточной выработке |
в обе стороны воз |
|
можно при наличии |
разминовки. Количество |
разминовок |
зависит |
|
от |
длины откаточных путей и интенсивности |
движения и |
должно |
быть определено в каждом конкретном случае отдельно (рис. 50).
На рис. 51 показана схема, использованная в качестве основ ного схемного решения во всех последующих системах сигнали зации, разработанных ВУГИ. При въезде на блок-участок элект
ровоз |
кратковременно |
замкнет путевой |
контакт |
1ДЗ. |
Реле |
1Р |
||||
получит питание от контактного провода |
через резистор |
R1, |
|
раз |
||||||
мыкающий контакт IP и контакт реле ЗР |
(рис. 51, а). |
При |
|
сра |
||||||
батывании |
реле IP |
самоблокируется, |
получая в |
дальнейшем |
пи |
|||||
тание от автономного источника тока напряжением 24 в, и |
зам |
|||||||||
кнет |
цепь |
питания |
индикаторных |
ламп — 1Л, |
служащей |
|
для |
|||
указания |
направления |
движения, и |
2Л, |
контролирующей |
заня |
тость блок-участка, которые расположены на мнемосхеме пульта-
табло |
у диспетчера |
(рис. 51, |
б). |
|
|
|
|
|
|
|
При въезде электровоза с противоположной стороны, когда |
||||||||||
замкнется путевой |
контакт 2ДЗ, |
включится |
реле |
2Р |
и зажгутся |
|||||
лампы 2Л и ЗЛ. При освобождении блок-участка |
в |
любом |
слу |
|||||||
чае будет замкнут датчик 1ДР или 2ДР, |
при этом |
кратковременно |
||||||||
включится реле ЗР, |
которое |
разомкнет |
размыкающим |
контактом |
||||||
цепь |
питания реле |
IP |
или |
2Р |
соответственно, |
вследствие |
чего |
|||
лампы на мнемосхеме |
погаснут |
и система |
придет |
в исходное |
со |
стояние. Эта схема дополнена элементами централизации и поз
воляет диспетчеру |
контролировать занятость блок-участка между |
||
разминовками, |
а также определять направление движения со |
||
става по блок-участку. |
|
||
На рис. 52 |
показана вторая схема ВУГИ. Контроль |
занятости |
|
блок-участка |
и |
индикация направления движения |
выполнены |
аналогично первой схеме. Дополнением в схеме является уста
новка |
повторителей и их |
реле 5Р—8Р, |
а также |
реле |
ЗР. |
В |
исходном состоянии |
реле 1Р, 2Р, |
4Р, 7Р |
и 8Р |
обесточены, |
реле ЗР, 5Р и 6Р включены и на светофорах С-1 и С-2 горят зе
леные разрешающие сигналы 13 и |
23 |
(рис. |
52, а) . На |
мнемо |
|
схеме диспетчерского |
пульта-табло |
горят |
повторители |
сигна |
|
л о в — лампы 4Л и 5Л |
(рис. 52,6). |
При |
въезде на блок-участок, |
например по |
сигналу светофора С-1, электровоз коснется датчика |
|||
запроса 1ДЗ. |
Реле |
IP включится и |
разомкнет цепь питания |
реле |
ЗР, одновременно |
самоблокируясь. |
Реле ЗР разомкнет |
цепь |
63
питания ламп зеленых сигналов светофора и размыкающим контак том замкнет цепь питания ламп красных сигналов. Реле 5Р и 6Р при этом обесточатся и лампы 4Л и 5Л на мнемосхеме погаснут, а реле 7Р и 8Р включатся, вследствие чего на мнемосхеме заж
гутся индикаторные лампы |
6Л и 7Л — повторители |
красных |
||||
сигналов. |
При |
дальнейшем |
движении электровоз через |
|
датчик |
|
разделки |
1ДР |
приводит схему |
в первоначальное |
положение. Ана |
||
логично схема работает при движении состава |
по сигналу |
свето |
||||
фора С-2. В этом случае сработает датчик запроса 2ДЗ |
и |
вклю |
||||
чится реле 2Р. |
|
|
|
|
|
Вторая схема ВУГИ может быть несколько упрощена [9]. При въезде на блок-участок (рис. 53), например, груженого состава вследствие кратковременного воздействия на датчик запроса 1ДЗ сработает реле IP, которое самоблокируется и одновременно пе реключит зеленый сигнал светофора С-2 на красный. На свето форе С-1 по-прежнему будет гореть зеленый сигнал. При осво бождении блок-участка электровоз через датчик разделки 1ДР воздействует на реле ЗР, которое, кратковременно включившись, разомкнет цепь питания реле IP. Реле IP обесточится, и схема придет в исходное состояние.
Рассматриваемая схема автоблокировки обеспечивает предпо чтение грузовым маршрутам. Например, при одновременном сра батывании реле IP и 2Р в светофоре С-1 продолжает гореть зе леный сигнал, разрешающий движение груженому составу.
Недостатком схемы является ограниченность автоблокировки. Рассмотрим следующий вариант. Порожняковый состав (со сто роны светофора С-2) занял блок-участок. Реле 2Р сработает и разомкнет цепь питания лампы зеленого сигнала светофора С-1. Однако если в этом случае подойдет груженый состав, то, воз
действуя |
на датчик |
1ДЗ, он восстановит |
цепь |
питания этой |
лампы с |
помощью |
замыкающего контакта |
реле |
IP, поскольку |
этот контакт включен параллельно размыкающему контакту реле 2Р. Следовательно, разрешающий сигнал светофора С-2 сменится на красный запрещающий. Порожняковый состав будет продол жать движение, так как машинист электровоза может уже не видеть показаний светофора С-2, а груженый состав будет также
двигаться |
навстречу, |
поскольку машинисту |
было |
дано разреше |
ние на въезд, т. е. безопасность движения будет |
нарушена. |
|||
Схема, |
показанная |
на рис. 54, позволяет |
вмешиваться в ра |
боту системы диспетчеру. Для этого сигналы светофоров подклю
чены |
через контакты |
двух кнопочных реле 5Р и 6Р: |
зеленые — |
через |
размыкающие, |
а красные — через замыкающие |
(рис. 54,а). |
Если блок-участок свободен, то диспетчер в случае необходи мости имеет возможность переключить какой-либо зеленый сигнал на красный. Одновременное действие кнопок 1К и 2К невоз можно вследствие взаимной электрической блокировки между реле 5Р и 6Р. Невозможно воздействие кнопками и при занятом блок-участке, так как в этом случае цепь питания реле 5Р и 6Р
64
а
Л-250в |
|
|
|
|
|
|
!Р |
|
|
|
0 |
|
|
|
R1 |
|
|
|
|
0 |
|
о - |
|
|
|
|
|
|
|
|||
-о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*2Ьв |
0- |
|
|
|
ЧР |
||
|
|
|
)=2P ZP |
|
|
|||||
-о |
о- |
|
|
R2 |
2Р |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
ЗР |
|
|
2Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ГДР |
|
|
|
|
|
|
|
UP |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
гдр |
|
|
|
|
13 |
|
- о |
-О |
5Р |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
ЗР |
|
\23 |
|
|
|
||||
|
1 Г |
|
|
|
|
BP |
|
|||
|
|
1К |
_ |
|
|
|
7Z7 |
|||
б |
ЗР |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-0- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь2Р |
|
IP |
UN. |
i= |
|
|
7/> |
|
||
, 1 4 |
|
|
|
О |
О |
О |
7/7 О |
|||
< л ю |
б |
|
( V > |
|||||||
\Г |
|
гт7 |
|
|
|
|
|
(577 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
~0- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
52. |
Вторая схема |
быв. ВУГИ: |
|||||||
а — соединение |
|
датчиков |
и реле; б — индикация |
|||||||
|
|
|
на мнемосхеме |
|
|
|
||||
+ 0-i |
—1— |
|
|
|
|
|
|
|
||
да |
2ДЗ\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ip |
z Т 2Р± |
|
|
|
|
|
|
|||
\IP |
|
|
\ZP |
г |
|
|
|
|
||
г |
|
|
|
|
|
Ъ-ЗР
- 0
Рис. 53. Упрощенный вариант второй схемы
%*soe |
из |
яг |
1Р |
|
|
|
|
да |
|
|
|
|
|
|
|
*2tв |
0 |
|
|
W |
_i_ |
R2 2Р :2Р 2Р |
б
|
IP |
7D\- |
8Р f= |
ЛЛ\Г тп L |
|
|
^ _ |
7Z |
|
^ r= WP г |
|
< > о |
о ~ & > |
|
О О О |
||
41 |
rv/ |
4/71 |
|
5/7 |
&7 |
Рис. 54. Третья схема быв. ВУГИ: |
|||||
а — подключение датчиков, |
|
кнопок |
и реле; |
||
|
б — индикация на мнемосхеме |
5 Заказ № 540
будет разомкнута замыкающим контактом реле ЗР, которое в это время будет обесточено. На рис. 55 показана схема автоблоки ровки ВУГИ, которая построена на четырех реле и основана на использовании нормально горящих зеленых сигналов. Принципи
альной особенностью |
схемы |
является |
установка |
датчиков |
пере |
||
мены сигнала, что позволяет выполнить |
ограждение блок-участка |
||||||
не только со встречной стороны, но и |
при |
попутном |
движении. |
||||
При воздействии |
состава, |
например |
на |
датчик |
запроса |
1ДЗ, |
|
включится реле IP. Оно самоблокируется и |
выполнит смену |
раз |
|||||
решающего сигнала |
3 светофора С-2 на запрещающий |
красный |
К, оградив этим блок-участок со встречной стороны. После про
хождения светофора |
С-1 |
состав |
воздействует |
на |
датчик |
перемены |
|||
|
0— |
|
|
|
|
гдр |
|
с-г |
|
|
1ДЗ |
2ДЗ |
ЦП |
2ДП 1ДР |
|
||||
|
• |
• |
У |
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
1с\ |
|
|
|
|
||
|
IP |
1<> |
1< |
? |
|
|
|
||
|
|
-2Р |
-ЗР |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IP |
2Р |
|
ЗР |
|
|
|
|
i—*—i |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
7Р |
ЗР |
|
Х2Р |
|
|
|
|
|
|
ХЗР |
|
|
*<>Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
0- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 55. Схема автоблокировки на четырех реле |
|
|||||||
сигнала |
1ДП, |
при этом |
сработает |
реле ЗР, |
которое |
выполнит |
|||
смену разрешающего |
сигнала 3 |
на красный |
К |
в светофоре С-1, |
указывая этим на ограждение состава сзади. При освобождении
блок-участка (после воздействия |
на датчик |
разделки 1ДР) |
вклю |
|||||
чится кратковременно |
реле 4Р, |
которое |
своим контактом |
разомк |
||||
нет цепи питания |
реле |
IP |
и ЗР, |
вследствие |
чего система вернется |
|||
в первоначальное |
положение. В |
схеме |
предпочтение |
отдано дви |
||||
жению груженых |
составов |
(в направлении |
светофора |
С-2). |
Все рассмотренные схемы не обеспечивают сохранения ин формации при случайных отключениях и последующих включе ниях напряжения питания. При этом все взаимосвязи наруша ются и система сигнализации и автоблокировки приходит в ис ходное состояние независимо от занятости блок-участка.
При разработке систем централизации режим случайных от
ключений |
и последующих |
включений питающего |
напряжения |
был |
|||||
принят |
ВУГИ |
в качестве |
аварийного, |
тогда как |
эксплуатация |
||||
транспортных систем показала, что этот режим |
следует учиты |
||||||||
вать при |
разработке. |
С |
этой точки |
зрения |
интересна |
схема |
|||
(также |
один |
из вариантов |
ВУГИ), показанная |
на |
рис. 56. |
Осо- |
66
бенностью |
данной |
|
схемы является |
установка |
четырех |
светофоров |
||||||||||||||||
с нормально |
горящими |
запрещающими |
красными |
сигналами. |
||||||||||||||||||
При движении состава в направлении светофора С-1 электро |
||||||||||||||||||||||
воз воздействует на датчик запроса 1ДЗ, |
установленный в |
начале |
||||||||||||||||||||
секции |
(рис. |
56, |
а). |
При |
этом |
сработает |
и |
встанет |
на |
|
само |
|||||||||||
блокировку реле |
запроса |
1РЗ |
(рис. |
56,6). |
Если впереди |
распо |
||||||||||||||||
ложенный |
участок |
|
свободен (замыкающие |
реле |
1РЗ |
и 2РЗ |
вклю |
|||||||||||||||
чены, реле 2СР и 4РЗ обесточены), |
то |
включится |
сигнальное |
|||||||||||||||||||
реле 1 CP, |
которое |
пере |
|
а |
|
с-з |
|
|
|
|
|
с г |
|
|
|
|||||||
ключит |
своими |
контакта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
ми красный сигнал |
свето |
|
|
, |
|
«у |
.змз |
2ДП У** |
, |
|
2ЛЗ |
|||||||||||
фора |
С-1 |
на |
зеленый и |
|
Узд |
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
разомкнет |
цепь |
|
питания |
|
|
|
|
|
А |
|
*—;—Г- |
|||||||||||
|
|
|
х |
|
|
|
JT |
|
||||||||||||||
сигнального |
реле |
|
2СР, |
|
|
|
Н Ю |
|
||||||||||||||
|
|
|
гдз |
щп |
чдз |
Н Ю |
ьдп |
|||||||||||||||
блокируя |
этим |
въезд со |
|
|
|
|
|
С-1 |
|
|
|
|
С-4 |
|
|
|||||||
става |
со |
стороны |
свето |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
фора |
С-2. |
По |
зеленому |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
сигналу светофора С-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
состав |
|
продолжает |
дви |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
жение |
и после |
|
прохожде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ния |
светофора |
|
|
воздей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ствует на датчик перемены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
сигнала |
1ДП, |
|
в |
|
резуль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
тате чего |
реле |
1РЗ, |
13Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
и 1СР обесточатся и зе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
леный |
сигнал |
|
светофора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
С-1 сменится красным, что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
указывает |
на |
ограждение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
состава |
сзади, |
а |
|
также |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
исключает |
возможность |
Рис. |
56. |
Система |
автоблокировки с использова |
|||||||||||||||||
появления |
разрешающего |
|||||||||||||||||||||
сигнала |
|
на |
|
остальных |
|
|
|
|
нием |
аварийного |
реле: |
|
|
|||||||||
|
|
а — блок-участок; |
б — соединение датчиков |
и реле |
||||||||||||||||||
светофорах. |
Продолжая |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4ДЗ, |
||||||||||
движение |
дальше, |
состав |
воздействует |
на |
датчик |
запроса |
||||||||||||||||
а затем на датчик разделки 1ДР, |
вследствие чего сработает |
и вста |
||||||||||||||||||||
нет на самоблокировку замыкающее реле |
13Р, |
т. е. система вер |
||||||||||||||||||||
нется в первоначальное положение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Если |
состав |
находится |
на |
секции |
|
со |
светофором |
С-1, |
|
когда |
||||||||||||
впереди |
лежащий |
|
участок |
занят |
и |
в |
светофоре, |
например |
С-2, |
горит зеленый сигнал, то при воздействии электровоза на датчик
запроса 1ДЗ сработает реле |
запроса 1РЗ, |
которое своими |
кон |
|
тактами подготовит цепь питания сигнального реле 1СР. |
После |
|||
освобождения впереди расположенного участка сигнальное |
реле |
|||
1СР |
включится и выполнит |
переключение |
сигналов светофора |
|
С-1. |
|
|
|
|
При одновременном воздействии на сигнальные реле несколь ких светофоров произойдет срабатывание сигнального реле, име ющего меньшую инерционность.
5* |
67 |