Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мой секции и воздействующих на соответствующие

реле запроса.

На

рис.

2

показаны

схемы включения

запросной

сигнализации.

В

первом

случае

реле запроса РЗ, срабатывая при воздействии

датчика

запроса

ДЗ,

самоблокируется

через размыкающий кон­

такт CP сигнального реле. Во втором случае отключение реле за­ проса происходит при воздействии состава на датчик перемены сиг­ нала ДП.

 

 

 

 

а

дз

РЗ

 

 

 

 

+

0 -

 

{}

- 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЗ

CP

 

 

Рис. 2. Схемы включения запрос­

 

 

 

 

 

ной сигнализации:

 

6

 

РЗ

 

а — через

контакты

сигнального реле;

 

J3

ДП

 

 

{}

б — через

датчик

перемены сигнала

+

0 -

РЗ

- 0

 

 

 

 

 

 

 

~1Г

 

Рис.

3. Схемы

включения

запросной

сигнализации:

 

 

а — звонковое

реле;

б — звонок

запроса

. _

ЧДП

5РП

 

 

 

 

шЛт

ZP3P П

2

Д Р

~

Рис. 4. Схема включения реле

+ &

Г 0 0 — Т — 1 | —

— f t j ^ — 0 -

 

перемены сигнала

Контактами реле запроса в камере диспетчера будет включено звонковое реле 1РЗв (рис. 3,а), которое, в свою очередь, включит звонок Зв (рис. 3, б). Звонок выключается звонковой кнопкой КЗв, при нажатии которой включится звонковое реле 2РЗв. После от­ ключения звонка возможно его повторное включение при срабаты­ вании следующего реле запроса, что обеспечивается схемой благо­ даря включению в цепь самоблокировки реле 2РЗв переключаю­ щих контактов всех запросных реле.

Полуавтоматическая светофорная сигнализация устанавлива­ ется на участках между датчиками перемены сигнала и разделки маршрута. При открытии светофора диспетчером машинист состава получает разрешение и начинает движение в направлении свето-

15


фора. Следуя, например, по маршруту 5 (см. рис. 1), состав воз­ действует на датчик перемены сигнала 4ДП (рис. 4), в результате чего включится реле перемены сигнала 5РП, которое своими кон­ тактами разомкнет цепь питания своего сигнального реле. Разре­ шающий, сигнал светофора при этом будет переключен на запре­ щающий, что обеспечит ограждение состава сзади. Отключение реле

+ 0

Рис. 5.

Принципиальная

 

схема включения датчиковых

реле

 

-t-0-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IP3

1РП

ткр

РР

 

1РЗР _ЗРЛ

\_2P3P \_5РП

\_Ш

 

 

 

 

\=.1РП

 

 

 

 

 

 

 

 

ZP3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКР

 

 

W

ЗЛ

 

 

 

 

ЮЛ

1W

12Л

ф Ф Ф ф ф

 

ф Ф ф

 

елф Ф ф ф

 

_ 0 — 1

;

к

i

*

 

i

i

i

1

i

i

1

Рис. 6.

Принципиальная

схема включения

индикаторных

ламп

4РП выполняется посредством размыкающего контакта датчика разделки 2ДР. При этом самоблокировка реле 5РП будет нару­ шена и схема придет в исходное состояние.

Реле запроса, перемены сигнала и разделки маршрута носят общее название датчиковых реле. Полная принципиальная схема их включения для участка, показанного на рис. 1, дана на рис. 5. При воздействии состава на датчик срабатывает соответствующее датчиковое реле. При воздействии состава на следующий датчик реле предыдущего датчика обесточится вследствие размыкания его цепи размыкающим контактом последующего датчика. Включение дат­ чиковых реле фиксируется у диспетчера зажиганием соответствую­ щих индикаторных ламп (рис. 6). Для удобства контроля и управ-

16


ления рудничным электровозным транспортом индикаторные лампы вынесены на мнемосхему откаточных путей, которая нанесена на лицевой панели пульта-табло (рис. 7). Лампы размещены на соот­ ветствующих секциях мнемосхемы и извещают диспетчера о под­ ходе состава к светофору и занятости секций. Здесь же установ­ лены повторители сигналов светофоров.

Контроль запроса состава, воздействующего на датчик запроса, осуществляется через реле запроса, которое самоблокируется, а на пульте-табло загорится индикаторная лампа белого цвета. Конт­ роль запроса из электровозного депо, с порожняковых или грузо­ вых ветвей околоствольного двора предусмотрен с помощью кнопок

Рис. 7. Расположение индикаторных ламп и повторителей свето­ форов на мнемосхеме

ручного действия, нажимая которые машинист замкнет цепь пита­ ния соответствующего кнопочного реле. Принцип действия их ана­ логичен датчиковым реле.

Кроме передачи контрольных сигналов запроса в системах цен­ трализации предусматривается контроль занятости путей и продви­ жения состава по маршруту путем последовательного включения и выключения индикаторных ламп на соответствующих секциях мне­ мосхемы, контроль состояния сигналов светофоров, а также конт­ роль замыкания маршрутов посредством включения индикаторных ламп зеленого цвета против соответствующих кнопок на пультетабло.

Контроль занятости путей выполняется с помощью датчиковых реле, срабатывающих при появлении на блок-участке состава, дви­ жущегося в любом направлении, и отключающихся после освобож­ дения секции. Индикаторные лампы зеленого цвета, сигнализирую­ щие о закрытии маршрута, включаются через контакты соответст­ вующих замыкающих реле при задании маршрута диспетчером. При случайном отключении и последующем включении напряже­ ния питания замыкающие реле обесточатся, при этом все контроль­ ные лампы после восстановления напряжения питания загорятся.

2 Заказ № 540

17

Схема может быть восстановлена с помощью кнопок искусственной разделки маршрутов.

На каждую маршрутную кнопку, управляющую отдельным сиг­

налом, предусмотрено по одному сигнальному

и одному замыкаю­

щему реле. Если

одна кнопка управляет несколькими сигналами,

т. е. несколькими

маршрутами, то на всю группу маршрутов, управ­

ляемых данной

кнопкой, предусматривается

одно замыкающее

реле. Количество сигнальных реле в этом случае сохраняется преж­ ним. Невозможность повторного открытия сигнала за составом,

вышедшим

по заданному

 

маршруту,

достигается

блокировкой дат-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чикового

реле

перемены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сигнала.

При

перерывах

+

 

 

ЧСР

 

 

 

 

 

 

 

0

напряжения

питания ин­

0

 

 

•О

ЗР

 

10МКР ЧРП ЧИРК

формация,

 

заложенная

 

 

 

 

ткр

 

 

 

 

 

в

систему, теряется.

Этот

 

I I —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

случай

в

данной

системе

 

 

ЗР

 

 

 

 

 

 

 

 

отнесен к

аварийным.

 

ЧСР

 

•о-

 

 

 

 

 

ткр

РР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Централизованное уп­

 

 

 

 

 

 

 

•—н=

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗР

 

 

равление

 

маршрутными

 

 

 

ПЗР

 

 

 

 

 

ЗР

 

 

сигналами

осуществля­

 

 

 

•О

 

 

 

 

 

 

 

ется диспетчером

посред­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ством

сигнальных

реле

 

• 0 -

ЧСР

ЗР

о

43

на-

 

СР. Нормально реле CP

 

h i — V T

 

 

 

обесточены,

и в

светофо­

 

 

 

 

ЧСР

о

чк

 

 

рах горит

красный запре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щающий

сигнал. При на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.

Принципиальная схема

управления све­

жатии

маршрутной

кноп­

 

 

 

тофором:

 

 

 

 

 

ки

4МК диспетчер

вклю­

а — включение

сигнального и

замыкающего

реле;

чает сигнальное реле 4СР

 

б

цепь питания ламп светофора

 

 

(рис.

8, а).

 

Включение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сигнального

 

реле,

как

видно из

схемы,

 

возможно

при правильной

установке

стрелок

в маршруте и незанятости блок-участка

враждебным

маршру­

том,

что осуществляется

 

через

контакты

замыкающих

реле ЗР

или

их повторителей

ПЗР. При

срабатывании

сигнальное

реле

переключит

сигналы 43 и светофора

(рис. 8,6), а также

инди­

каторные лампы повторителя светофора на мнемосхеме

пульта-

табло. В качестве

примера

на рис. 9 показаны

цепи

питания сиг­

нального реле 4СР, светофора С-4 и повторителя сигналов свето­

фора

С-4 для составов,

следующих

порожняком.

Нормально

замыкающее реле ЗР включено через

собственный

блок-контакт.

При

задании диспетчером

маршрута

кнопкой 4МК (рис. 9) сиг­

нальное реле 4СР включится и реле ЗР

(см. рис. 8, а)

обесточится.

Контакт реле ЗР в цепи питания лампы зеленого сигнала 43 (см.

рис. 8,6) будет

замкнут. Реле 4СР своим переключающим

контак­

том

выполнит

смену красного сигнала

светофора на

зеленый

43

(см. рис. 8,6). После

прохождения

светофора состав

воздейст­

вует на датчик

перемены

4ДП (см. рис. 5), вследствие

чего реле

18


4РП включится и разомкнет своим контактом цепь питания сиг­ нального реле 4СР, которое вследствие этого обесточится. Однако включение реле ЗР возможно только при срабатывании датчика разделки или нажатии кнопки 4ИРК, что не позволяет задать вра­ ждебный маршрут при ошибочном нажатии кнопки 4МК (см. рис. 9). При нажатии кнопки искусственной разделки 4ИРК разрешаю­ щий сигнал светофора сменится на запрещающий красный, сиг­ нальное реле 4СР обесточится, а замыкающее реле ЗР (см. рис. 8) получит питание и включится, при этом входящие в данный марш­ рут стрелки освободятся и будет снята блокировка с враждебных маршрутов.

а

 

ш

4ИРК

 

4СР

I n i i р -

 

\ШР

23Р тмкр\

 

-ir—

 

 

0 -

3/Z^\

ЮПКР

Подторитель С'-4

 

 

 

 

жН - 0

ГОПКР

 

 

 

 

 

к V

43Р

 

0 -

4CP

43Р

 

"I.

1Г~

 

Рис. 9. Схемы включения элементов системы цент­ рализации для четвертого маршрута:

а — сигнальное реле; 6 — сигналы светофора; 6 — повто­

ритель сигналов светофора

Для возможности включения замыкающего реле только при раз­ делке требуемого маршрута в его цепь питания включены контакты стрелочных контрольных реле, входящих в данный маршрут стре­ лок. При воздействии на датчик разделки датчиковое реле должно включить замыкающее реле, которое должно самоблокироваться и, в свою очередь, разомкнуть цепь питания датчикового реле. Взаи­ мозависимое включение датчиковых и замыкающих реле ведет к неустойчивому режиму работы схемы. Для исключения этого яв­ ления в схему замыкающих реле введены вспомогательные релеповторители ПЗР. В системах СЦБ почти все основные реле имеют повторители, так как контактов основных реле, как правило, недо­ статочно для осуществления требуемых зависимостей.

Централизованное управление стрелочными переводами в си­ стеме ВУГИ — ТССП осуществляется с помощью приводов мотор­ ного типа. Перевод стрелки выполняется посредством рукоятки П (рис. 10, а), которая устанавливается вправо или влево для плюсо­ вого или минусового положений соответственно. Для каждого стре­ лочного привода используются два пусковых реле — плюсовое ППР

2*

19