Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
Рис. 122. Электрическая схема включения соленоида в аппара туре БАУС-2
Защита схемы от длительного протекания тока выполняется посредством теплового реле РТ типа ТРВ-7.
Местное управление стрелочным приводом осуществляется кнопками 1К и 2К, включенными параллельно замыкающим кон тактам реле приемников сигнала. Схема при этом работает ана логично.
§ 3. Системы типа АРД-2
Вопрос о том, какого типа элементы — контактные или бескон тактные — выгоднее применять при разработке новых автомати ческих систем для горнорудной промышленности, является спор ным. Если формально сравнивать принципиальные электрические схемы систем автоматики, в частности для рудничного электровоз ного транспорта, на контактных и бесконтактных элементах по количеству элементов, то сравнение будет в пользу контактных. Выбор осложняется тем, что статистические данные по надежно сти работы элементов, используемых в схемах автоматики, явля ются весьма противоречивыми и недостаточно достоверными.
Несомненно, однако, что вероятность безотказной работы бес контактных элементов при правильно выбранных условиях и ре жимах работы на один—два порядка выше, чем контактных.
Распространенное мнение о том, что простые системы автома тики целесообразно с технико-экономической точки зрения разра батывать на контактных элементах, а сложные — на бесконтакт ных, также весьма спорно, так как оценить сложность систем затруднительно. Для решения этого вопроса в ряде работ предла гается методика сравнения систем по количеству содержащихся в аппаратуре элементов.
Исходя из этого, системы автоблокировки можно считать отно сительно простыми, так как они разрабатываются для отдельных локальных узлов — типовых участков движения, зачастую незави
сящих друг от друга при монтаже и наладке. В то же время ти |
|
повые участки движения представляют собой единую технологи |
|
ческую линию, служащую для выполнения одного производствен |
|
ного процесса — транспортирования полезного |
ископаемого, т. е. |
находятся в тесной эксплуатационной взаимосвязи. С этой точки |
|
зрения аппаратуру сигнализации и автоблокировки следует отнести |
|
к безусловно сложной. Это заключение находит |
все большее под |
тверждение |
в результате разработок различных организаций и, |
в частности, |
Восточного научно-исследовательского горнорудного |
института. |
|
Для дальнейшего решения этого вопроса целесообразно рас смотреть не принципиальные электрические схемы, а логические структуры контактно-релейных систем сигнализации и автоблоки ровки, широко применяемых или находящихся в стадии освоения в горнодобывающей промышленности.
Н Заказ № 540 |
161 |
Упрощенная структурная формула системы сигнализации и ав тоблокировки типа АБСС-2, детально рассмотренной выше для одного маршрута, имеет вид
F=[d3-\-(pti-{-Mp)p3\ |
РЗ-\-а |
[мр • рп~\~в |
• рз(мр-\-рп)] |
СР-\- |
|||
-\-дп |
• мрРП1-\-рп |
• мрРП2-\-др |
• с~рМР1-\-мр |
• pit • срМР2-\- |
|||
|
-{-{рз |
• ср-\-кт • рз)К-\-ср |
• мр • 3. |
(45) |
|||
С |
точки зрения |
математической |
логики эта |
функция |
близка |
||
к минимальной, т. е. может считаться |
практически целесообразной. |
рл+мр
ДЗ (рп'мр)-рз
JJ
| или | ср£з*к/прз^ I
к
Рис. 123. Логическая структура схемы сигнализации и автоблокировки в системе АБСС-2
Логическая структурная схема системы сигнализации и автобло кировки, соответствующая выражению (45), показана на рис. 123. Входы системы обозначены линиями с зачерненными точками. Всего система имеет 14 входов: датчик запроса ДЗ, датчик пере мены сигнала ДП, датчик разделки ДР, блокировки А и В со вза имосвязанных маршрутов (в общем случае п = 5) и контакт кг кодового трансмиттера. Выходы системы обозначены линией с незачерненной точкой. Всего их 8: красный маршрутный сигнал К,
зеленый сигнал 3, одна блокировка А', служащая для получения
преимущества каким-либо маршрутом, и автоблокировки |
В'. Нейт |
|||
ральные реле системы РЗ |
и CP обозначены квадратами, а для |
|||
реле с магнитной |
фиксацией |
якоря РП и МР использованы услов |
||
ные |
обозначения |
триггера, |
где / — намагничивающая |
обмотка |
реле, |
II — размагничивающая. Исходное состояние реле |
с магнит- |
162
ной фиксацией показано внизу зачернением (высокий положитель ный потенциал, т. е. размыкающий контакт).
Реле запроса РЗ системы АБСС-2 имеет выдержку времени на отключение и потому в схему введена ячейка задержки t для раз мыкающих контактов, показанных на схеме с точкой. Замыкающие и размыкающие контакты реле с магнитной фиксацией якоря раз несены на схеме по намагничивающим и размагничивающим об
моткам |
соответственно. |
|
|
|
|
|
||||||
Всего |
система |
содержит |
17 логических |
ячеек, соединенных |
||||||||
между |
собой |
и |
с реле 38 логическими связями. С учетом |
входов, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рс |
|
|
рс |
|
ДЗ |
|
|
|
|
|
|
др рп |
|
рп |
рм |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—1—1 |
дп |
рс |
|
РМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'Ч. |
|
|
|
|
РЗ I д |
|
|
|
|
РП |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
рп |
г |
±Х' |
|
|
рс |
|
|
рс |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
рс |
|
|
|
|
|
рп |
|
|
|
рм |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
pi |
11 |
кт |
|
|
|
или |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЗ |
|
|
|
I |
|
|
рп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЛИ |
| |
|
L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
рз'кптрз |
|
|
|
|
|
?с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рс |
|
|
|
|
|
Рис. |
124. |
Логическая |
структура |
сигнализации и автоблокировки в |
системе |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
АРД-1 |
|
|
|
|
выходов и промежуточных элементов в системе содержится 60 ло гических связей, выражение для каждой из которых дано на схеме структурной формулой.
Упрощенная структурная формула системы сигнализации и ав
тоблокировки типа АРД-1 может быть |
представлена |
выражением |
|||||||
р'=дз |
• P31Arpn |
• рз |
• рс - Р32-{-а |
• рп |
• рм |
(рп |
• s-f-рм) |
РС-\- |
|
-\-дп |
- рс - РП1-\-др |
• рп • РП2~{-а |
• рп |
• рз |
• рс |
{рп • в-\-рм) X |
|||
X |
РМ1+рп |
• рм |
• РМ2+(рз-{-кт |
|
• рз)рс- |
К-\-рс |
• 3. |
(46) |
Для сопоставимости систем АБСС-2 и АРД-1 некоторые функ ции системы АРД-1, например контроль местонахождения соста вов, не учтены. Структурная схема, соответствующая приведен ному выражению, показана на рис. 124. В отличие от системы АБСС-2, здесь выдержку времени на отпускание имеет сигнальное реле РС. Всего в схеме имеется 12 логических ячеек. Автоблоки-
11* |
163 |
ровка системы АРД-1 имеет 6 входов, что в 2,5 раза меньше, чем
всистеме АБСС-2, и 4 выхода, что меньше в 2 раза.
Всистеме АРД-1, по сравнению с системой АБСС-2, меньше также и количество логических связей: между ячейками и реле их насчитывается 32, а всего (между входами, реле, ячейками и вы ходами) — 42.
Если представить входы, выходы, реле, логические ячейки и логические связи как отдельные типовые логические элементы ав
томатики, имеющие в первом приближении |
равную вероятность |
||||||||||||||
безотказной |
работы, |
то |
окажется, что система АБСС-2 состоит из |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
103 |
структурных |
элемен |
||||||
а |
|
6 |
|
|
в |
|
тов, |
а |
система |
|
АРД-1 — |
||||
|
|
|
|
|
|
|
из |
68. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
аппа |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
рат |
математической |
логи |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ки |
позволяет |
достаточно |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
просто |
|
выполнить |
сопо |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ставление |
различных |
си |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
стем |
автоматики |
по |
их |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
сложности. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Замечательным |
свой |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ством |
аппарата |
матема |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
тической |
логики |
является |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
то, |
что |
с |
его |
|
помощью |
|||
Рис. 125. Типовые элементы системы сигнали |
можно |
сравнивать |
между |
||||||||||||
собой |
не |
только |
релейно- |
||||||||||||
зации и |
автоблокировки |
на |
тиратронах типа |
контактные структуры, |
но |
||||||||||
|
|
МТХ-90: |
|
|
|
||||||||||
а — нормальный |
триггер; |
б— инверсный |
триггер; |
и, что особенно |
важно, со |
||||||||||
в —схема |
накопления; г — схема |
отрицания; |
Ъ — схе |
поставлять |
релейно-кон- |
||||||||||
|
ма совпадения; е — схема |
сборки |
|
тактные |
схемы |
|
с бескон |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
тактными |
структурами. |
|||||||
На |
рис. |
125 показаны |
типовые элементы, |
заложенные |
в |
основу |
системы сигнализации и автоблокировки, принципиальная электри ческая схема которой показана на рис. 126. Схема содержит дат
чик запроса ДЗ, датчик |
перемены сигнала ДП |
и датчик |
разделки |
||
ДР. Бесконтактные |
реле |
выполнены на |
тиратронах типа |
МТХ-90, |
|
реле запроса РЗ — на лампах Л1—Л2, |
мультивибратор MB, рабо |
||||
тающий в ждущем |
режиме и управляющий красным сигналом, — |
||||
на лампах ЛЗ—Л4, |
реле промежуточное РП — на лампах |
Л5—Л6, |
|||
реле зеленого сигнала РС — на лампах Л7—Л8 |
и реле блокировки |
||||
РБ — на лампах Л9—Л10. |
Маршрутные |
(красный К и зеленый 3) |
сигналы подключены к схеме через усилители У1 и У2, выполнен ные на тиристорах. Связь аппарата с другими аппаратами враж дебных маршрутов осуществляется на шине АВ.
В исходном состоянии лампы Л2, Л4, Л6, Л7 и Л9 горят, тири стор У1 открыт и на светофоре горит красный запрещающий си гнал. При этом на лампу Л2 подано напряжение зажигания через резисторы R1 и R2, на Л6 — через R6 и R8, на Л7 — через R6 и
164
R7. Мультивибратор MB заторможен, так как на времязадающей
цепи |
R4—С4 потенциал ниже |
напряжения |
зажигания |
тиратрона. |
|
При воздействии |
на датчик |
ДЗ зажжется лампа Л1 |
и импуль |
||
сом |
через емкость |
С1 погасит |
лампу Л2. |
Напряжение |
на аноде |
лампы Л2 станет равным напряжению питания, емкость С4 заря дится по цепи R3—R4, напряжение на управляющем электроде лампы ЛЗ возрастет до напряжения зажигания, лампа ЛЗ заж жется и погасит лампу Л4, вследствие чего тиристор У1 закроется и маршрутный сигнал К погаснет.
Рис. 126. Принципиальная электрическая схема сигнализации и автоблокировки на тиратронах с холодным катодом
При отсутствии блокирующего напряжения на шине |
АВ поло |
||
жительный импульс с катода лампы ЛЗ поступит по |
цепи |
С5— |
|
Д1—СЗ—Д2—С7 |
на управляющий электрод лампы Л5 |
реле |
РП |
и зажжет ее. Лампа Л6 погаснет, потенциал на ее аноде возрастет,
диод Д4 |
перестает шунтировать |
цепь запуска |
лампы |
Л10 |
и |
лам |
|
па Л10 |
загорится. С катода лампы Л10 |
напряжение |
через |
рези |
|||
стор R13 будет подано на управляющий электрод лампы Л8, ко |
|||||||
торая зажжется. Одновременно |
с лампы |
Л10 |
по цепи |
R14—Д9 |
будет подано напряжение блокировки, вследствие чего исключа
ется возможность открытия зеленого сигнала враждебных |
маршру |
||||||
тов. Тиристор У2 |
откроется и загорится зеленый сигнал 3. |
|
|||||
Если на шине |
АВ |
имеется блокирующее |
напряжение |
с |
аппа |
||
рата |
завраждованного |
маршрута, то импульс |
с лампы ЛЗ |
не |
прой |
||
дет |
через диод Д2, |
запертый напряжением |
блокировки, |
и |
лампа |
||
Л5 реле РП не загорится. Расторможенный |
мультивибратор MB |
||||||
будет открывать |
и |
закрывать тиристор У1 с |
частотой, определяе- |
165