Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава HI

ХО Л О Д И Л Ь Н Ы Е УСТАНОВКИ

ПР О В И З И О Н Н Ы Х КАМЕР

И ИХ АВТОМАТИЗАЦИЯ

 

Провизионные камеры предназначены д л я длительного

хранения

скоропортящихся

продуктов

питания

д л я

экипажа-

Н а

крупных

 

судах - рефрижера ­

 

 

 

 

 

торах имеется по несколько та­

 

 

 

 

 

ких камер д л я

хранения

мяса,

 

 

 

 

 

рыбы, овощей,

фруктов и т. д.

 

 

 

 

 

В зависимости от вида про­

 

 

 

 

 

дуктов

в

них

поддерживаются

 

 

 

 

 

различные

 

температурные

ре­

 

 

 

 

 

ж и м ы , например,

в камере для

 

 

 

 

 

мяса и р ы б ы — м и н у с

18 — 20Х,

 

 

 

 

 

масла — минус

4°С,

овощей

п

 

 

 

 

 

фруктов — плюс

 

2 ° С Прови­

 

 

 

 

 

зионные

камеры

обслуживают ­

 

 

 

 

 

ся

полностью

 

автоматизиро ­

 

 

 

 

 

ванными

холодильными

агре­

 

 

 

 

 

гатами . Обычно

устанавливают

 

 

 

 

 

д в а

агрегата,

один

из

кото­

 

 

 

 

 

рых — резервный.

.На

крупно­

 

 

 

 

 

тоннажных

 

судах

провизион­

 

 

 

 

 

ные

камеры

 

обеспечиваются

 

 

 

 

 

холодом

 

от

 

производственной

 

 

 

 

 

установки.

Н а

небольших

су­

 

 

 

 

 

д а х

д л я

хранения

 

пищевых

 

 

 

 

 

продуктов

 

применяют

 

ш к а ф ы

 

 

 

 

 

с машинным охлаждением . Хо­

 

 

 

 

 

лодильным агентом, как прави­

 

 

 

 

 

ло, является

фреон-12. Принци­

Рис. 84. Принципиальная

пиальная

схема

такой

установ­

 

схема

охлаждения

ки

приведена

на

рис.

84.

Холо­

холодильного

шкафа:

дильная

машина

выполнена в

/ — компрессор;

2 — конденсатор;

3 — запорный

вентиль;

4 — термо­

виде агрегата

и состоит из ком­

баллон;

5 — электродвигатель; 6 —

прессора

1,

конденсатора

2

ресивер

жидкого фреона;

Т — реле

температуры;

И — испаритель;

с

воздушным

 

охлаждением,

ТРВ — терморегулирующнй вентиль:

Ф — фильтр


смонтированные на общей раме. Автоматическая

подача

холодильного агента в испаритель осуществляется

с по­

мощью Т Р В .

 

Реле температуры регулирует температуру в ш к а ф у

путем

поддержания постоянной температуры кипения фреона в испарителе за счет периодического пуска и остановки комп­ рессора. Такой способ применяется д л я краткосрочного хра ­

нения продуктов, так как

при этом не обеспечивается высо­

кой

точности

заданной

температуры . Реле температуры

настраивается

на температуру выключения + 4"С и

включе­

ния

+ 6°С. На

рис. 85 представлена принципиальная

элект-

Рнс. 85. Электрическая схема холодильной установки

 

 

рическая схема холодильной

машины

для

ш к а ф а .

Д л я при­

вода компрессора

служит

электродвигатель

постоянного

тока 7 с шунтовой обмоткой 10 и

сернесной

обмоткой

9.

Электродвигатель

получает

питание

от

силового

щитка

/

через защищенный предохранителями фидер 3. 'Главный вы­ ключатель 13 устанавливается в непосредственной близости от охлаждаемого помещения. Электродвигатель 7, пусковой контактор 4, реле температуры 5 и выключатель цепи тока 6 устанавливаются в нижней части холодильного ш к а ф а 8.

Выключателями 2 и 13 электросхема вводится под напря­ жение. С помощью переключателя 6 установка включается на автоматический или ручной режим работы. При переводе переключателя 6 в положение «включено» катушка контак­ тора 4 замыкает свои контакты и включает ими электро­ двигатель. При переводе переключателя 6 в положение «ав­ томатика» контакты реле температуры (при достижении в


холодильном ш к а ф у температуры +6°С) замыкаются и включают при помощи контактора включения 4 электродви­ гатель 7. При достижении температуры + 4"С реле температу­ ры 5 размыкает контакты и отключает контактор 4. Компрес­ сор останавливается. Последующее включение компрессора

происходит автоматически при температуре

+6°С .

П р и эксплуатации данной холодильной

установки не сле­

дует настраивать реле температуры на минусовые темпера­ туры в шкафу, т а к как это приводит к обледенению испари­ теля. При соответствующей настройке реле температуры останавливает компрессор при достижении температуры по­

верхности

испарителя

в

пределах + 1 - ^ + 2 ° С .

Температура

воздуха внутри

ш к а ф а

будет

несколько

выше, а

испаритель

в процессе

работы — чистым

от

инея.

 

 

 

Смазку

электродвигателя

необходимо

производить

через

к а ж д ы е 2—3 месяца. При

длительном бездействии компрес­

сора примерно

к а ж д ы е

20

дней нужно

пускать

его

на не­

сколько часов в работу. Этим обеспечивается хорошее техни­ ческое состояние трущихся поверхностей.

§ 18

ПРОВИЗИОННАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ СУДАХ ТИПА «СЕВАСТОПОЛЬ»

В холодильных провизионных к а м е р а х этого судна поддер­ живаются следующие температуры: д л я хранения мяса — ми­ нус 10—12°С, рыбы — минус 12°С, жиров — минус 4°С, ово­

щей — плюс 2°С.

 

 

 

 

 

 

Холодильная

установка

работает

по

следующей

схеме

(рис. 86).

 

 

 

 

 

 

В помещении главной машины установлены два компрес-

сорно-конденсаторных агрегата марки

М А К 2ФВ-8/4.

З а д а н ­

ные температуры в к а м е р а х обеспечиваются работой

одного

агрегата, другой

является

резервным. Холодильная установ­

ка имеет ресивер ВРЛ - 0,1

емкостью

100

л,

теплообменник

ТФ-30, фильтр ФФ-10, силикагелевый

осушитель ОФ-10.

В камере д л я хранения овощей

воздух

о х л а ж д а е т с я в

воздухоохладителе ВО-16 и циркулирует с помощью

лопаст­

ного вентилятора.

 

 

 

 

 

В остальных камерах установлены однорядные, гладкотрубные батареи змеевикового типа из медных трубок диа­

метром 15

мм.

 

 

 

Конденсаторы охлаждаются пресной водой, которая, в свою

очередь, — забортной

морской в

специальном водоохладителе

по замкнутому циклу.

В ж а р к о м

районе пресную воду

можно

о х л а ж д а т ь

холодным

рассолом

от производственной

холо-


камера

камера

КОмцро

камеро

t?*c жирод

для овощей

для рыбы

для мяса

Рис. 86. Принципиальная схема холодильной установки для

провизионных камер на судне «Севастополь»:

/ — к о м п р е с с о р ;

2 — конденсатор;

3 — ресивер;

4 —

фильтры; 5 — теплообменник;

6 — коллектор; 7 — водо-

охладитель; 8 — водяной расширительный бачок;

9 —

водяной насос;

10 — жидкостный

коллектор; / / — ре­

ле температуры;

12 — ТРВ;

13 — манометровый

щит

дильноії установки. Эксплуатация этой установки в районах тропиков (температура забортной воды 28° и наружного

воздуха 35= ) показала,

что охлаждение пресной воды заборт­

ной

вполне

обеспечивало нормальную

работу установки. Д а в ­

ление конденсации не превышало 8

кгс/см2.

Конденсаторы

пришлось

о х л а ж д а т ь

пресной

водой,

потому

что

забортная

вода

интенсивно коррозирует

медные

трубки,

в

результате

чего происходит утечка фреона, вода попадает в систему и выводит из строя установку на длительное время. Пресная вода д л я охлаждения конденсаторов подается центробежным насосом ІВ'С-З, расположенным на раме компрессорно-кон-

денсаторного агрегата. М о р с к а я вода, используемая

для

ох­

л а ж д е н и я пресной воды, отводится из водоохладителя

за

борт

через невозвратный клапан .

 

 

Автоматическое управление провизионной установки пред­ усматривает пуск и остановку компрессорных агрегатов с помощью реле давления, которое предохраняет агрегат от

опасного

повышения

давления нагнетания

и отключает его

при повышении давления более 10 кгс/см2.

Включение

комп­

рессора

происходит

автоматически после

понижения

давле ­

ния нагнетания. Р е л е останавливает агрегат, если давление всасывания ниже установленного предела, и автоматически

включает агрегат при

последующем

повышении давления .

Оно отрегулировано на

давление всасывания 0,7 кгс/см2,

что

соответствует температуре —\17°С.

 

 

Д л я автоматического

регулирования

температуры в

к а ж ­

дой камере установлены реле температуры, связанные с со­ леноидным вентилем, расположенным на линии подачи фрео­ на в батареи. При понижении температуры воздуха в камере ниже заданной они включают соответствующие соленоидные вентили и одновременно дают сигнал на пуск компрес­ сора.

Непосредственно в к а м е р а х на линии жидкого холодиль­ ного агента установлены терморегулирующие вентили. На ­ стройку их производят таким образом, чтобы перегрев пара,

всасываемого компрессором, был

не

менее

20°С. Т Р В

настро­

ен нормально,

если

о х л а ж д а ю щ и е

батареи равномерно

покрыты инеем

(не толще 6—-8

мм),

а

всасывающий трубо­

провод перед компрессором — лишь

росой.

 

 

Ж и д к и й фреон в

аварийном

порядке

(в случае

п о ж а р а )

выпускается за борт из ресивера и конденсаторов через шту­ цер, который заполнен сплавом с температурой плавления 70°С. Кроме того, на вертикальном ресивере имеется пластин­ чатый предохранительный клапан, соединенный с аварийным трубопроводом. В практике 'эксплуатации судовых фреоно­ вых установок имелось немало случаев утечки фреона через предохранительный вентиль. Поэтому за ним необходимо


следить повседневно. П р у ж и н а

предохранительного к л а п а н а

отрегулирована на давление 12

кгс/см2.

При установившемся тепловом режиме в провизионных камера х (для мороженых продуктов) давление кипения устанавливается в пределах 0,5—0,4 кгс/см2, что соответст­ вует температуре кипения фреона-12 минус 21°-т-23°С. Тем­ пература конденсации на 5—6°С выше температуры воды, отходящей с конденсатора.

Существенным недостатком данной схемы является рас­ положение терморегулирующих вентилей внутри камеры, что в значительной степени затрудняет их обслуживание . Снего­

вую «шубу» с батарей снимают

лишь

после возвращения

судна из рейса. При этом слой

снега

на

батареях

бывает

очень большим . Снег стаивает за

счет притока тепла из нее

при остановленном

холодильном

агрегате.

 

 

Н а некоторых

судах удаление

снега

с

батарей

камер с

минусовыми температурами автоматизировано . В частности,

автоматическое оттаивание

батарей

предусмотрено

схемой

для провизионных камер на

р е ф р и ж е р а т о р а х

типа

«Прибой».

Н а судне четыре камеры : д л я хранения рыбы, объем

15

мъ,

мяса — 40

мг, овощей и фруктов — 56

м3, картофел я — 20

м3.

Они о х л а ж д а ю т с я автономной фреоновой (фреон-12)

уста­

новкой. Р а б о т а холодильной машины

полиостью

автомати­

зирована .

Автоматическое

снятие снеговой

«шубы» с

бата­

рей воздухоохладителей за счет электрообогрева имеется в мясной и рыбной камерах . Время процесса оттаивания оп­ ределяется контактными часами марки Парагон . Длитель ­

ность оттаивания

м о ж н о

з а д а в а т ь в

диапазоне

от

4

до

 

 

 

 

110

мин

с

ин-

RT5-Вразмыкает цепь 2

 

 

т е р в а л а м и

 

в

 

 

2 мин.

Обычно

 

 

 

 

периоды

оттаи­

 

 

 

 

вания

устанав ­

 

 

 

 

ливаются

с

ми­

 

 

 

 

нимальными пе­

 

 

 

 

рерывами

— 4

 

 

 

 

часа, т. е.

6

раз

 

 

 

 

в

сутки.

 

Ка к

 

 

 

 

правило,

время

 

 

 

Время

оттаивания

со­

 

 

 

ставляет

менее

 

 

 

 

60

мин.

Про ­

 

 

 

 

должительность

Рис. 87. Диаграмма рабочего цикла

 

снятия

снеговой

 

«шубы» регули­

холодильной машины:

 

I, I V нормальный

режим; I I в р е м я включения

элек­

руется

маномет­

трообогрева; I I I компрессор работает, а вентилятор

рическим

 

реле

остановлен; V

максимальный

срок оттаивания.