Файл: Данченков М.Б. Повышение эффективности производства сыров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чего времени), которые на 32%

больше

по сравнению

с потерями времени в весенне-легний период.

При сокращении разрыва в

объемах

производства

сыров по периодам года обеспечивается более равномер­

ная загрузка рабочих, сокращаются

потери

рабочего

времени в осенне-зимний период, повышается

произво­

дительность

труда,

сокращается

разрыв в его

уровнях

также

по периодам

года (в

1965

г. он составил

1:2,5;

в 1970

г.

1 : 1,7),

а также

текучесть

кадров. По

сыро­

дельным предприятиям Краснодарского края текучесть

кадров

1965

г. составляла

36,4%, в 1970 г.

 

29,8%.

в

 

производительности

труда

В результате повышения

 

 

в 1970

г. при

равной численности работающих

в крае

было выработано на 1784 т сыра, или на 10%, больше,

чем могло бы быть выработано при сезонности

1965 г.

(см. табл. 99).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость

сыров

по отдельным

статьям расхо­

дов в зависимости от уровня

сезонности

производства

приведена

в табл. 100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на

1 т

сыра (в рз'б.) при

 

 

 

 

 

 

 

сезонности

производства,

%

 

 

Статьи

затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15,5 ( 1965

г.)

 

13,5 (1970

г.)

Заработная

плата

основных

рабо­

 

32,63

 

 

 

 

32,63

 

 

 

 

 

 

 

 

чих

 

 

 

 

 

 

 

72,12

 

 

 

62,08

Амортизация,

содержание и

теку­

.

47,43

 

 

 

 

 

щий

ремонт

основных

фондов

. . .

 

 

 

43,12

Цеховые расходы

 

 

 

 

28,15

 

 

 

25,50

Общезаводские

расходы

 

 

52,66

 

 

 

48,00

Внепроизводственные

расходы

. . .

 

52,22

 

 

 

27,65

 

 

И т о г о

 

 

 

265,21

 

 

 

238,98

 

Из табл.

100

видно,

что при

снижении

 

сезонности

производства сыра в 1970 г. на 2% затраты

на

выработ­

ку

1 т сыра

сократились

на 26,23 руб. за счет

уменьше­

ния расходов по заработной плате в результате

повыше­

ния

производительности

труда,

а также в

результате

202


сокращения условно-постоянных расходов (16,19 руб.). Сглаживание сезонности на 2% при годовом объеме производства сыра 19 634 т дало экономию от снижения себестоимости сыров 515,0 тыс. руб. Себестоимость го­ дового выпуска сыров в результате этого снизилась на 1,6%. Следовательно, каждый процент снижения сезон­ ности производства сыра дает 0,8% снижения его себе­ стоимости. В масштабах страны каждый процент сниже­ ния сезонности производства сыра дает экономию от снижения себестоимости 4 млн. руб.

Со снижением сезонности производства улучшается использование основных производственных фондов. Уро­ вень общей (абсолютной) эффективности основных про­ изводственных фондов при сглаживании сезонности на 2% повышается с 89,6 до 91%, фондоотдача возрастает с 3,2 до 3,3 руб. Каждый процент сглаживания сезон­ ности повышает эффективность использования основных производственных фондов по показателю общей рента­ бельности на 0,7% и фондоотдачи на 0,7%.

Таким образом, в сглаживании сезонности заготовок молока имеются большие резервы повышения эффектив­ ности производства сыра. Сглаживание сезонности про­ изводства сыра в Краснодарском крае достигнуто за счет сглаживания сезонности в заготовках молока (она снизилась за последние 5 лет с 12,5 до 11,6%)- Сглажи­ ванию сезонности получения молока в хозяйствах края прежде всего способствовало укрепление кормовой базы,

организация

более равномерного растела в течение года

и улучшение

породности и содержания скота.

Упорядочение низовой заготовительной сети. Громозд­ кая производственно-заготовительная сеть сыродельных предприятий отрицательно влияет на качество выраба­ тываемых сыров, так как большое количество поступаю­ щего молока (примерно 50%) подвергается промежу­ точной перевалке, т. е. удлиняется транспортировка мо­ лока на предприятие. В сырьевых зонах таких сыродель­ ных заводов поставщики сырья расположены на расстоянии 8—14 км (Вологодская, Кировская, Ярослав­ ская области и др.).

В отдельных областях, где проведено значительное сокращение низовой сети, радиус доставки молока очень высок — от 30 до 50 км (Краснодарский, Алтайский края, Ростовская, Оренбургская области и др.), Следо-

203


вательно, на сыродельные предприятия с небольшим ра­ диусом доставки колхозами и совхозами поступает в расчете на одно сепараторное отделение наименьшее ко­ личество молока (от 400 до 600 т в год). На предприя­ тиях с большим радиусом доставки в среднем на одно сепараторное отделение поступает от 3000 до 4000 т мо­ лока в год.

В 1965—1970 гг. в сыродельных зонах Краснодарско­ го края была проведена большая работа по сокращению количества приемных пунктов и сепараторных отделе­ ний. В 1965 г. таких пунктов насчитывалось 83 со сред­ ним годовым поступлением молока на один пункт 1620 т, в 1970 г. соответственно—14 и 3910 т, т. е. число их сократилось на 83%. Количество поступающего молока на каждое оставшееся предприятие низовой сети воз­ росло почти в 2,5 раза.

Оставшиеся сепараторные отделения имеют доста­ точно высокий технический уровень. Все они электрифи­ цированы: 11 за счет государственной энергосистемы и 3 за счет собственных электростанций. В качестве ис­ точников тепла всюду используется пар от собственных котельных установок и парообразователей, 14 низовых заводов и сепараторных отделений обеспечены машин­ ным холодом. Всюду применяют самовсасывающие на­ сосы.

Содержание громоздкой производственно-заготови­ тельной сети сыродельным предприятиям обходится очень дорого за счет содержания дополнительных ра­ ботников, увеличения транспортных расходов, дополни­ тельных потерь сырья, расходов по обработке молока, содержанию и эксплуатации приемных пунктов. Сокра­ щение количества приемных пунктов и сепараторных отделений в Краснодарском крае привело к снижению расходов, связанных с заготовками молока. Численность рабочих приемных пунктов и сепараторных отделений сократилась на 200 человек, а расходы по содержанию приемных пунктов — на 365,5 тыс. руб.

За счет снижения расходов по содержанию низовой

сети затраты на 1

т сыров

были уменьшены на 30,4 руб.,

производительность труда

повысилась на 5%. Сокраще­

нию низовой

сети

способствовало

укрупнение колхозов

и совхозов

края,

а также работа

по специализации

и концентрации животноводства.

204


Одним из важнейших мероприятий по сокращению производственно-заготовительной сети является переход к организации приемки молока непосредственно в кол­ хозах и совхозах и доставки его специализированным транспортом сыродельных предприятий.

Сыродельные предприятия должны оказывать техни­ ческую помощь в монтаже установок для машинного охлаждения молока после доения непосредственно на МТФ. Хозяйствам необходимо создать подъездные пути к фермам, что позволит организовать одноразовую доставку молока и его кольцевой вывоз.

Большая работа в этом отношении была проделана в Ленинградском районе Краснодарского края, где спе­ циалисты сыродельного комбината оказали помощь колхозам и совхозам района в монтаже машинных ох­ ладительных установок на 37 МТФ, подготовили кадры для их эксплуатации, обучили лаборантов методам конт­ роля качества сырья. В результате значительно повы­ силось качество молока и качество вырабатываемого сыра. Российскому сыру Ленинградского сыродельного комбината, выработанному из такого сырья, присвоен Знак качества. В районе закрыли все сепараторные от­ деления.

Совершенствование организации доставки молока. Сы­ родельные предприятия и хозяйства за последние годы получили значительное количество единиц специализи­ рованных транспортных средств, что в сочетании с улуч­ шением состояния дорог позволило расширить радиус доставки молока.

Доставка молока на сыродельные предприятия осу­ ществляется в основном автотранспортом. По Совет­ скому Союзу в автоцистернах перевозят свыше 60%, во флягах около 30% общего количества заготавливаемого молока. На предприятиях Краснодарского края почти все молоко (94%) перевозят в автоцистернах.

Использование автомобильного транспорта большой грузоподъемностью (МАЗ-504, MA3-20Ü) позволило внедрить кольцевой вывоз молока. Другим важным условием организации кольцевого вывоза молока яв­ ляется степень подготовленности молочнотоварных ферм (оборудование прифермских молочных холодиль­ ными установками, хорошее состояние подъездных пу­ тей) .

205


Экономическая эффективность организации кольце­ вого вывоза молока с МТФ на предприятие транспортом завода показана на опыте работы Ленинградского сыро­ дельного комбината Краснодарского края, где этот ме­ тод применяется с 1968 г.

До кольцевого вывоза колхоз им. Кирова осуществлял трехразовую доставку молока с трех ферм с использо­

ванием

трех

автоцистерн

грузоподъемностью

1,8

т

(ГАЗ-51). Одна автоцистерна

доставляла

молоко

от

МТФ,

расположенной

на

расстоянии

12

км,

другая —

на расстоянии

14 км

и третья—10 км

от

сыродельного

комбината. Каждая

машина

делала

в

сутки

3 рейса

и перевозила

1,1 т молока

за

один рейс.

Грузоподъем­

ность использовалась на 61%. В 1967 г. было перевезено

2620 т молока. Расходы

по

транспортировке

молока

в

колхозе

составили 8,7

тыс.

руб. в год, в расчете на

1

т — 3,32

руб. Ленинградский сыродельный

комбинат

возместил колхозу 4,4 тыс. руб. из расчета по единому

тарифу за

1 т

молока по 1,68

руб. Невозмещенные

рас­

ходы

повысили

себестоимость

молока для

колхоза

на

4,3 тыс. руб. (8,7—4,4), т. е.

в расчете

на

1 т — на

1,64

руб.

 

 

 

 

 

 

С

1968

г. молоко с МТФ

этого колхоза

вывозили

транспортом сыродельного комбината по кольцевому маршруту один раз в сутки. Для сопоставимости резуль­

татов объем перевозок молока в

1970

г. принят на уров­

не 1967 г.

 

 

Молоко с 1968 г. вывозили автоцистернами МАЗ-504,

МАЗ-200 с прицепом, МАЗ-200

без

прицепа соответст­

венно грузоподъемностью 12; 8,4;

5,5

т. В период макси­

мального поступления молока его перевозят на МАЗ-504, в период минимального на МАЗ-200, в промежутках на МАЗ-200 с прицепом.

Средняя загрузка автоцистерн в году составила

80%

от их паспортной емкости.

 

Средняя себестоимость перевозки 1 т молока

при

кольцевом маршруте составила 1,16 руб. Себестоимость транспортировки против единого тарифа ниже на 0,52 руб. (31%). Экономия от перехода на кольцевой

завоз

молока

только

по одному хозяйству равнялась

1360

руб. Кроме

того,

организация

вывоза

молока с

МТФ

транспортом

завода

позволила

колхозу

снизить

себестоимость

производства

1 т молока на 1,64

руб. (на

206