Файл: Данченков М.Б. Повышение эффективности производства сыров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
чего времени), которые на 32% |
больше |
по сравнению |
с потерями времени в весенне-легний период. |
||
При сокращении разрыва в |
объемах |
производства |
сыров по периодам года обеспечивается более равномер
ная загрузка рабочих, сокращаются |
потери |
рабочего |
||||||
времени в осенне-зимний период, повышается |
произво |
|||||||
дительность |
труда, |
сокращается |
разрыв в его |
уровнях |
||||
также |
по периодам |
года (в |
1965 |
г. он составил |
1:2,5; |
|||
в 1970 |
г. |
1 : 1,7), |
а также |
текучесть |
кадров. По |
сыро |
дельным предприятиям Краснодарского края текучесть
кадров |
1965 |
г. составляла |
36,4%, в 1970 г. |
|
29,8%. |
в— |
|
производительности |
труда |
||
В результате повышения |
|
— |
|
||
в 1970 |
г. при |
равной численности работающих |
в крае |
было выработано на 1784 т сыра, или на 10%, больше,
чем могло бы быть выработано при сезонности |
1965 г. |
|||||||||||||
(см. табл. 99). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Себестоимость |
сыров |
по отдельным |
статьям расхо |
|||||||||||
дов в зависимости от уровня |
сезонности |
производства |
||||||||||||
приведена |
в табл. 100. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
100 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Затраты на |
1 т |
сыра (в рз'б.) при |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
сезонности |
производства, |
% |
|||||
|
|
Статьи |
затрат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
15,5 ( 1965 |
г.) |
|
13,5 (1970 |
г.) |
|||
Заработная |
плата |
основных |
рабо |
|
32,63 |
|
|
|
|
32,63 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
чих |
|
|
|
|
|
|
|
72,12 |
|
|
|
62,08 |
||
Амортизация, |
содержание и |
теку |
. |
47,43 |
|
|
|
|
|
|||||
щий |
ремонт |
основных |
фондов |
. . . |
|
|
|
43,12 |
||||||
Цеховые расходы |
|
|
|
|
28,15 |
|
|
|
25,50 |
|||||
Общезаводские |
расходы |
|
|
52,66 |
|
|
|
48,00 |
||||||
Внепроизводственные |
расходы |
. . . |
|
52,22 |
|
|
|
27,65 |
||||||
|
|
И т о г о |
|
|
|
265,21 |
|
|
|
238,98 |
||||
|
Из табл. |
100 |
видно, |
что при |
снижении |
|
сезонности |
|||||||
производства сыра в 1970 г. на 2% затраты |
на |
выработ |
||||||||||||
ку |
1 т сыра |
сократились |
на 26,23 руб. за счет |
уменьше |
||||||||||
ния расходов по заработной плате в результате |
повыше |
|||||||||||||
ния |
производительности |
труда, |
а также в |
результате |
202
сокращения условно-постоянных расходов (16,19 руб.). Сглаживание сезонности на 2% при годовом объеме производства сыра 19 634 т дало экономию от снижения себестоимости сыров 515,0 тыс. руб. Себестоимость го дового выпуска сыров в результате этого снизилась на 1,6%. Следовательно, каждый процент снижения сезон ности производства сыра дает 0,8% снижения его себе стоимости. В масштабах страны каждый процент сниже ния сезонности производства сыра дает экономию от снижения себестоимости 4 млн. руб.
Со снижением сезонности производства улучшается использование основных производственных фондов. Уро вень общей (абсолютной) эффективности основных про изводственных фондов при сглаживании сезонности на 2% повышается с 89,6 до 91%, фондоотдача возрастает с 3,2 до 3,3 руб. Каждый процент сглаживания сезон ности повышает эффективность использования основных производственных фондов по показателю общей рента бельности на 0,7% и фондоотдачи на 0,7%.
Таким образом, в сглаживании сезонности заготовок молока имеются большие резервы повышения эффектив ности производства сыра. Сглаживание сезонности про изводства сыра в Краснодарском крае достигнуто за счет сглаживания сезонности в заготовках молока (она снизилась за последние 5 лет с 12,5 до 11,6%)- Сглажи ванию сезонности получения молока в хозяйствах края прежде всего способствовало укрепление кормовой базы,
организация |
более равномерного растела в течение года |
и улучшение |
породности и содержания скота. |
Упорядочение низовой заготовительной сети. Громозд кая производственно-заготовительная сеть сыродельных предприятий отрицательно влияет на качество выраба тываемых сыров, так как большое количество поступаю щего молока (примерно 50%) подвергается промежу точной перевалке, т. е. удлиняется транспортировка мо лока на предприятие. В сырьевых зонах таких сыродель ных заводов поставщики сырья расположены на расстоянии 8—14 км (Вологодская, Кировская, Ярослав ская области и др.).
В отдельных областях, где проведено значительное сокращение низовой сети, радиус доставки молока очень высок — от 30 до 50 км (Краснодарский, Алтайский края, Ростовская, Оренбургская области и др.), Следо-
203
вательно, на сыродельные предприятия с небольшим ра диусом доставки колхозами и совхозами поступает в расчете на одно сепараторное отделение наименьшее ко личество молока (от 400 до 600 т в год). На предприя тиях с большим радиусом доставки в среднем на одно сепараторное отделение поступает от 3000 до 4000 т мо лока в год.
В 1965—1970 гг. в сыродельных зонах Краснодарско го края была проведена большая работа по сокращению количества приемных пунктов и сепараторных отделе ний. В 1965 г. таких пунктов насчитывалось 83 со сред ним годовым поступлением молока на один пункт 1620 т, в 1970 г. соответственно—14 и 3910 т, т. е. число их сократилось на 83%. Количество поступающего молока на каждое оставшееся предприятие низовой сети воз росло почти в 2,5 раза.
Оставшиеся сепараторные отделения имеют доста точно высокий технический уровень. Все они электрифи цированы: 11 за счет государственной энергосистемы и 3 за счет собственных электростанций. В качестве ис точников тепла всюду используется пар от собственных котельных установок и парообразователей, 14 низовых заводов и сепараторных отделений обеспечены машин ным холодом. Всюду применяют самовсасывающие на сосы.
Содержание громоздкой производственно-заготови тельной сети сыродельным предприятиям обходится очень дорого за счет содержания дополнительных ра ботников, увеличения транспортных расходов, дополни тельных потерь сырья, расходов по обработке молока, содержанию и эксплуатации приемных пунктов. Сокра щение количества приемных пунктов и сепараторных отделений в Краснодарском крае привело к снижению расходов, связанных с заготовками молока. Численность рабочих приемных пунктов и сепараторных отделений сократилась на 200 человек, а расходы по содержанию приемных пунктов — на 365,5 тыс. руб.
За счет снижения расходов по содержанию низовой
сети затраты на 1 |
т сыров |
были уменьшены на 30,4 руб., |
||
производительность труда |
повысилась на 5%. Сокраще |
|||
нию низовой |
сети |
способствовало |
укрупнение колхозов |
|
и совхозов |
края, |
а также работа |
по специализации |
и концентрации животноводства.
204
Одним из важнейших мероприятий по сокращению производственно-заготовительной сети является переход к организации приемки молока непосредственно в кол хозах и совхозах и доставки его специализированным транспортом сыродельных предприятий.
Сыродельные предприятия должны оказывать техни ческую помощь в монтаже установок для машинного охлаждения молока после доения непосредственно на МТФ. Хозяйствам необходимо создать подъездные пути к фермам, что позволит организовать одноразовую доставку молока и его кольцевой вывоз.
Большая работа в этом отношении была проделана в Ленинградском районе Краснодарского края, где спе циалисты сыродельного комбината оказали помощь колхозам и совхозам района в монтаже машинных ох ладительных установок на 37 МТФ, подготовили кадры для их эксплуатации, обучили лаборантов методам конт роля качества сырья. В результате значительно повы силось качество молока и качество вырабатываемого сыра. Российскому сыру Ленинградского сыродельного комбината, выработанному из такого сырья, присвоен Знак качества. В районе закрыли все сепараторные от деления.
Совершенствование организации доставки молока. Сы родельные предприятия и хозяйства за последние годы получили значительное количество единиц специализи рованных транспортных средств, что в сочетании с улуч шением состояния дорог позволило расширить радиус доставки молока.
Доставка молока на сыродельные предприятия осу ществляется в основном автотранспортом. По Совет скому Союзу в автоцистернах перевозят свыше 60%, во флягах около 30% общего количества заготавливаемого молока. На предприятиях Краснодарского края почти все молоко (94%) перевозят в автоцистернах.
Использование автомобильного транспорта большой грузоподъемностью (МАЗ-504, MA3-20Ü) позволило внедрить кольцевой вывоз молока. Другим важным условием организации кольцевого вывоза молока яв ляется степень подготовленности молочнотоварных ферм (оборудование прифермских молочных холодиль ными установками, хорошее состояние подъездных пу тей) .
205
Экономическая эффективность организации кольце вого вывоза молока с МТФ на предприятие транспортом завода показана на опыте работы Ленинградского сыро дельного комбината Краснодарского края, где этот ме тод применяется с 1968 г.
До кольцевого вывоза колхоз им. Кирова осуществлял трехразовую доставку молока с трех ферм с использо
ванием |
трех |
автоцистерн |
грузоподъемностью |
1,8 |
т |
|||||
(ГАЗ-51). Одна автоцистерна |
доставляла |
молоко |
от |
|||||||
МТФ, |
расположенной |
на |
расстоянии |
12 |
км, |
другая — |
||||
на расстоянии |
14 км |
и третья—10 км |
от |
сыродельного |
||||||
комбината. Каждая |
машина |
делала |
в |
сутки |
3 рейса |
|||||
и перевозила |
1,1 т молока |
за |
один рейс. |
Грузоподъем |
ность использовалась на 61%. В 1967 г. было перевезено
2620 т молока. Расходы |
по |
транспортировке |
молока |
||
в |
колхозе |
составили 8,7 |
тыс. |
руб. в год, в расчете на |
|
1 |
т — 3,32 |
руб. Ленинградский сыродельный |
комбинат |
возместил колхозу 4,4 тыс. руб. из расчета по единому
тарифу за |
1 т |
молока по 1,68 |
руб. Невозмещенные |
рас |
|||
ходы |
повысили |
себестоимость |
молока для |
колхоза |
на |
||
4,3 тыс. руб. (8,7—4,4), т. е. |
в расчете |
на |
1 т — на |
||||
1,64 |
руб. |
|
|
|
|
|
|
С |
1968 |
г. молоко с МТФ |
этого колхоза |
вывозили |
транспортом сыродельного комбината по кольцевому маршруту один раз в сутки. Для сопоставимости резуль
татов объем перевозок молока в |
1970 |
г. принят на уров |
не 1967 г. |
|
|
Молоко с 1968 г. вывозили автоцистернами МАЗ-504, |
||
МАЗ-200 с прицепом, МАЗ-200 |
без |
прицепа соответст |
венно грузоподъемностью 12; 8,4; |
5,5 |
т. В период макси |
мального поступления молока его перевозят на МАЗ-504, в период минимального на МАЗ-200, в промежутках на МАЗ-200 с прицепом.
Средняя загрузка автоцистерн в году составила |
80% |
от их паспортной емкости. |
|
Средняя себестоимость перевозки 1 т молока |
при |
кольцевом маршруте составила 1,16 руб. Себестоимость транспортировки против единого тарифа ниже на 0,52 руб. (31%). Экономия от перехода на кольцевой
завоз |
молока |
только |
по одному хозяйству равнялась |
||||
1360 |
руб. Кроме |
того, |
организация |
вывоза |
молока с |
||
МТФ |
транспортом |
завода |
позволила |
колхозу |
снизить |
||
себестоимость |
производства |
1 т молока на 1,64 |
руб. (на |
206