Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но быть номинальным, т. е. для системы с напряжением в 12 в не

ниже 12,5 в.

Наибольшее значение силы тока, согласно показаниям ампер­ метра, должно находиться в пределах: для РР25, РР24-Э — 17— 19 а; для РР8 — 33—37 а; для РР51—33—35 а; для РР106 — 9— 11 а; для РР107—15—17 а.

Если при проверке реле-регулятора указанным способом на ав­ томобиле не удастся произвести требуемой регулировки, его снима­ ют с автомобиля и направляют в мастерскую.

Для сохранения работоспособности аккумуляторных батарей зи­ мой и предупреждения уменьшения емкости, саморазряда и замер­ зания электролита необходимо при подготовке автомобиля к зим­ ней эксплуатации снять их с автомобиля, проверить и полностью зарядить.

Эксплуатировать зимой аккумуляторные батареи, разряженные более чем на 25%, запрещается. Разряженность аккумуляторной батареи проверяют путем замера напряжения — нагрузочной вил­ кой, плотности электролита — ареометром.

Степень зараженности аккумуляторной батареи в зависимости от плотности электролита в батарее при его минимальной емкости, а также температуры замерзания электролита приведены в табл. 9.

При понижении плотности электролита на 0,01 соответственно увеличивается степень разряженности аккумуляторной батареи на 5 -6% .

Зимой не всегда возможно определять плотность электролита

при температуре, равной

+15° С.

При отклонениях

температуры

электролита от указанной

необходимо

вносить

соответствующие

поправки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура

электроли­

 

+30

+15

0

—15

—30

—45

та, ° С

....................... +45

Поправки

к

показаниям

 

+0,01

0

—0,01 —0,02

—0,03

—0,04

ареометра.................... +0,02

При температуре электролита в элементах батареи выше +15° С указанную поправку необходимо прибавить к полученным пока­ заниям ареометра, при температуре ниже +15° С поправку следует вычесть.

Начальные плотности электролита, соответствующие эксплуата­ ционным в разных климатических зонах, для аккумуляторов с су­ хозаряженными пластинами приведены в табл. 10.

 

 

 

 

Таблица 10

Районы эксплуатации автомобилей зимой

Минимальная темпе­

Плотность электролита

ратура воздуха, °С

заряженной *батарен

 

 

 

 

ирн температуре +15° С

Центральные (вторая зона) . . . .

До

—20

1,25

Северные (третья

з о н а ) ...................

»

—30

1,27

Районы особенно

низких температур

Ниже —50

1,31

31


Рис. 23. Установка автомобиля на площадке перед экраном для регулировки фар

Р е г у л и р о в к а фар. При проверке исправности фар необхо­ димо предупредить попадание внутрь оптических элементов влаги, вызывающей разрушение рефлекторов и других деталей. Для про­ верки правильности установки и регулировки фар при отсутствии прибора НИИАТа ненагруженный автомобиль с нормальным давле­ нием воздуха в шинах необходимо установить на подготовленной площадке перед экраном (рис. 23), после чего произвести регули­ ровку фар и направленность световых лучей (табл. 11) поворотом оптического элемента.

При движении автомобилей в густом тумане, в пургу или при сильном снегопаде обычные фары не обеспечивают требуемой ви­ димости. При отсутствии противотуманных фар для улучшения ви­ димости производят специальную регулировку фар. Противотуман­ ная регулировка фар производится так, чтобы оси светового пучка дальнего света пересекались с полотном дороги в 25—35 м от авто­ мобиля в зависимости от плотности тумана. Чем больше плотность тумана, тем ближе должны пересекаться пучки света. Для улучше­ ния видимости обочин дороги и предметов, находящихся на них, фары нужно повернуть несколько в сторону обочин под углом 3— 5° к осевой линии автомобиля в зависимости от расстояния между фарами.

 

 

 

Таблица 11

Автомобиль

Расстояние А

Высота Я гори­

Расстояние С

от фары до

зонтальной линии,

между вертикаль­

 

стенки, см

см

ными линиями, см

ГАЗ-69

750

72

49

ГАЗ-66

750

97

77

ГАЗ-51

600

77

60

ЗИЛ-164, ЗИЛ-157

1000

120

53

Урал-375

750

124

75

МАЗ-200

750

107

68

ЯАЗ-210

500

125

69

ЯАЗ-214

500

153

90

ЗИЛ-130

1000

32


Регулировку

фар .можно

25-ЗОм

произвести непосредственно на

 

дороге. Для

этого необходимо

 

выбрать ровный участок доро­

 

ги шириной 6—8 м. Отмерить

 

необходимое

расстояние 25—■

 

30 м

(рис.

24),

свизировать

 

осевую

линию автомобиля и

Рис. 24. Схема регулировки автомо­

отметить на

этой

линии точку

бильных фар на дороге

Ц.В каждую сторону от точки

Цотмерить по 2—3 м и обозначить крайние точки Л и П для удоб­ ства регулировки хорошо заметными предметами (камни, куски дерева и т. п.). Затем, поворачивая фары, направить в боковые точки Л и Я центры световых пучков дальнего света фар. Освеще­ ние дороги и ер-обочин отрегулированными фарами будет сравни­ тельно равномерным и достаточно сильным.

При вождении автомобилей в обычных условиях (без тумана) необходимо восстановить нормальную регулировку фар.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Для обеспечения нормального теплового режима двигателя зи­ мой необходимо удалить из системы охлаждения накипь, илистые отложения и ржавчину, ухудшающие теплопередачу от нагретых деталей (стенок цилиндров, головки цилиндров и др.). Коэффици­ ент теплопроводности накипи в 30—50 раз меньше теплопроводно­ сти металла, это снижает мощность двигателя и вызывает перерас­

ход топлива

(рис. 25).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, из-за засоре­

 

 

 

 

 

 

 

ния рубашки охлаждения час­

 

 

85

 

 

 

тицами накипи и другими от­

 

 

75

 

 

О

ложениями возможны наруше­

 

tj

 

 

ния

нормальной

циркуляции

ч5 §

 

65

 

2

 

охлаждающей

жидкости

и

ее -

's

 

 

 

 

5) е

rr

У

 

 

замерзание.

 

 

 

 

 

? ? S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55

 

 

 

■Промывать систему охлаж­

1STg

 

 

 

1

 

 

's

 

 

7

 

 

дения от накипи и илистых от­

M

 

45

 

 

ложений

рекомендуется

про­

 

 

 

г

 

 

 

фильтрованным

раствором, со­

 

 

300

 

 

 

став

которого

приводится

в

 

 

 

 

 

табл.

12.

 

 

 

 

 

 

>аІ *280

Щ . Г

 

Для

лучшего

приготовле­

t § «4 2k0

 

 

woo т о 220а

ч sei.

woo т о т о woo

ния

раствора

указанные

ве­

curt* с\і

 

С к о р о с т ь

в р а щ е н и я к а л е н ч а -

щества

желательно вводить в

Псз ^

 

 

аэ ч

 

 

'т а г о

8 а л а ,off/ м и н

предварительно

 

нагретую

до

 

 

 

 

 

 

 

40—50° С воду.

 

системы ох­

Рис. 25. Зависимость изменения мощно­

При промывке

сти двигателя и удельного расхода топ­

лаждения

двигателей автомо­

лива

от величины

накипи

в двигателе:

1 — до

удаления

накипи; 2 — после удаления

билей, имеющих алюминиевые

 

 

 

 

накипи

 

2—3155

33


 

 

Таблица 12

Растворитель

Количество раствори­

Время, необходимое

теля на 10 л волы, г

дли удаления накипи, ч

Хромовый ангидрид..................................

20

8—10

Смесь кальцинированной соды . . . .

1000—1200

10—12

и хромпика ..................................................

20—30

1 -3

Соляная кислота ......................................

250—300

головки цилиндров, надо применять раствор следующего состава:

Соляная

кислота

(синтетическая)

31-процентная

5

(ГОСТ 857—57), л ...................................................

 

Ингибитор ПБ-5,

к г ......................................................

 

0,1

Уротропин технический (ГОСТ 1381—142), кг . .

2,5

Пеногаситель (сивушное масло или амиловый

0,1

спирт),

л .................................................................

I. I

 

Вода, л

....................

остальное

 

 

 

(для

получения

 

 

 

общего объема

 

 

 

до

100 л)

Время удаления накипи таким раствором — 10—12 мин. Предварительно приготовленный раствор заливают в систему

охлаждения двигателя, термостат при этом снимают. Пускают дви­ гатель и прогревают его до 65—70° С; пробку радиатора при этом нужно плотно закрыть. Для лучшего отвода из системы охлажде­ ния газов и пены, образующихся в результате действия раствори­ теля, на пароотводную трубку рекомендуется надеть резиновый шланг длиной 0,7—1,0 м. После промывки (в течение 10 мин) рас­ твор из системы сливают и двукратно промывают ее при работаю­ щем двигателе в течение 5—10 м и н чистой подогретой водой.

ШІѴ

- J

f«3,z

-

г

§5 0W 24 32

W 48 56 84

72

Пробег аВтогюбиля, глыс.км

 

Рис. 26. Влияние термостата на из­

нос цилиндров двигателя:

 

1 — без термостата;

2 — с термостатом

 

Рис. 27. Прибор для проверки тер­ мостата

34


После этого систему заполняют чистой нагретой до 40—45° С во­ дой с добавлением в нее 5 г безводной соды, 5 г хромпика на 1 л промывочной воды и при работающем двигателе промывают систе­ му в течение 15'лшн, после чего дополнительно промывают систему охлаждения в течение 10—15 м и н чистой подогретой водой.

Промывка системы охлаждения двигателей автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, Урал-375 и др., имеющих алюминиевые голов­ ки цилиндров, производится раствором, в котором 4—8 а хромпика приходится на 1 л воды. При этом, если позволяют условия эксплуа­ тации, автомобиль может работать в течение 10—15 суток с систе­ мой охлаждения, заполненной указанным раствором, так как хром­ пик, воздействуя на алюминий, создает на его поверхности защит­ ную антикоррозионную пленку.

Сальниковое уплотнение водяного насоса проверяют на прогре­ том до рабочей температуры неработающем двигателе.

Применение в системе охлаждения термостата в значительной степени сокращает время прогрева двигателя, особенно при приме­ нении в системе охлаждения низкозамерзающих жидкостей и пред­ пусковых индивидуальных подогревателей. При отсутствии термо­ стата в системе охлаждения износы цилиндров двигателя в значи­ тельной степени возрастают (рис. 26).

Исправность термостата можно проверить простейшим способом (рис. 27). Термостат погружают в сосуд, в котором нагревают воду. Контрольным термометром определяют температуру начала и пол­ ного открытия клапана. Если термостат исправен, то клапан его начнет открываться при температуре 70° С, а полное открытие про­ изойдет при нагреве до температуры 85° С.

Исправность жалюзи радиатора проверяют непосредственно на автомобилях.

По окончании указанных работ необходимо проверить исправ­ ность ремней вентилятора. При наличии на ремне масла удалить его тряпкой, слегка смоченной в бензине.

После окончания проверки и подготовки системы к зимней экс-, плуатации рекомендуется заправить ее низкозамерзающей охлаж­ дающей смесью — антифризом.

Антифриз гигроскопичен — он поглощает влагу из воздуха, от­ чего его крепость, вязкость и удельный вес уменьшаются, но тем­ пература замерзания поднимается (табл. 13).

 

 

 

Таблица 13.

Процентное содержание антифриза

 

 

 

 

Удельный пес анти­

Температура замерзания

концентрата

воды

фриза при -f 15J С

антифриза, °С

 

 

70

30

1,0764

—бі

60

40

1,0664

—47

50

50

1,0556

—30

40

60

1,0448

—18

30

70

1,0340

- 1 0

20

80

1,0240

— 6

2*

35