ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
но быть номинальным, т. е. для системы с напряжением в 12 в не
ниже 12,5 в.
Наибольшее значение силы тока, согласно показаниям ампер метра, должно находиться в пределах: для РР25, РР24-Э — 17— 19 а; для РР8 — 33—37 а; для РР51—33—35 а; для РР106 — 9— 11 а; для РР107—15—17 а.
Если при проверке реле-регулятора указанным способом на ав томобиле не удастся произвести требуемой регулировки, его снима ют с автомобиля и направляют в мастерскую.
Для сохранения работоспособности аккумуляторных батарей зи мой и предупреждения уменьшения емкости, саморазряда и замер зания электролита необходимо при подготовке автомобиля к зим ней эксплуатации снять их с автомобиля, проверить и полностью зарядить.
Эксплуатировать зимой аккумуляторные батареи, разряженные более чем на 25%, запрещается. Разряженность аккумуляторной батареи проверяют путем замера напряжения — нагрузочной вил кой, плотности электролита — ареометром.
Степень зараженности аккумуляторной батареи в зависимости от плотности электролита в батарее при его минимальной емкости, а также температуры замерзания электролита приведены в табл. 9.
При понижении плотности электролита на 0,01 соответственно увеличивается степень разряженности аккумуляторной батареи на 5 -6% .
Зимой не всегда возможно определять плотность электролита
при температуре, равной |
+15° С. |
При отклонениях |
температуры |
||||||
электролита от указанной |
необходимо |
вносить |
соответствующие |
||||||
поправки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура |
электроли |
|
+30 |
+15 |
0 |
—15 |
—30 |
—45 |
|
та, ° С |
....................... +45 |
||||||||
Поправки |
к |
показаниям |
|
+0,01 |
0 |
—0,01 —0,02 |
—0,03 |
—0,04 |
|
ареометра.................... +0,02 |
При температуре электролита в элементах батареи выше +15° С указанную поправку необходимо прибавить к полученным пока заниям ареометра, при температуре ниже +15° С поправку следует вычесть.
Начальные плотности электролита, соответствующие эксплуата ционным в разных климатических зонах, для аккумуляторов с су хозаряженными пластинами приведены в табл. 10.
|
|
|
|
Таблица 10 |
Районы эксплуатации автомобилей зимой |
Минимальная темпе |
Плотность электролита |
||
ратура воздуха, °С |
заряженной *батарен |
|||
|
|
|
|
ирн температуре +15° С |
Центральные (вторая зона) . . . . |
До |
—20 |
1,25 |
|
Северные (третья |
з о н а ) ................... |
» |
—30 |
1,27 |
Районы особенно |
низких температур |
Ниже —50 |
1,31 |
31
Рис. 23. Установка автомобиля на площадке перед экраном для регулировки фар
Р е г у л и р о в к а фар. При проверке исправности фар необхо димо предупредить попадание внутрь оптических элементов влаги, вызывающей разрушение рефлекторов и других деталей. Для про верки правильности установки и регулировки фар при отсутствии прибора НИИАТа ненагруженный автомобиль с нормальным давле нием воздуха в шинах необходимо установить на подготовленной площадке перед экраном (рис. 23), после чего произвести регули ровку фар и направленность световых лучей (табл. 11) поворотом оптического элемента.
При движении автомобилей в густом тумане, в пургу или при сильном снегопаде обычные фары не обеспечивают требуемой ви димости. При отсутствии противотуманных фар для улучшения ви димости производят специальную регулировку фар. Противотуман ная регулировка фар производится так, чтобы оси светового пучка дальнего света пересекались с полотном дороги в 25—35 м от авто мобиля в зависимости от плотности тумана. Чем больше плотность тумана, тем ближе должны пересекаться пучки света. Для улучше ния видимости обочин дороги и предметов, находящихся на них, фары нужно повернуть несколько в сторону обочин под углом 3— 5° к осевой линии автомобиля в зависимости от расстояния между фарами.
|
|
|
Таблица 11 |
Автомобиль |
Расстояние А |
Высота Я гори |
Расстояние С |
от фары до |
зонтальной линии, |
между вертикаль |
|
|
стенки, см |
см |
ными линиями, см |
ГАЗ-69 |
750 |
72 |
49 |
ГАЗ-66 |
750 |
97 |
77 |
ГАЗ-51 |
600 |
77 |
60 |
ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 |
1000 |
120 |
53 |
Урал-375 |
750 |
124 |
75 |
МАЗ-200 |
750 |
107 |
68 |
ЯАЗ-210 |
500 |
125 |
69 |
ЯАЗ-214 |
500 |
153 |
90 |
ЗИЛ-130 |
1000 |
— |
— |
32
Регулировку |
фар .можно |
25-ЗОм |
|||
произвести непосредственно на |
|||||
|
|||||
дороге. Для |
этого необходимо |
|
|||
выбрать ровный участок доро |
|
||||
ги шириной 6—8 м. Отмерить |
|
||||
необходимое |
расстояние 25—■ |
|
|||
30 м |
(рис. |
24), |
свизировать |
|
|
осевую |
линию автомобиля и |
Рис. 24. Схема регулировки автомо |
|||
отметить на |
этой |
линии точку |
бильных фар на дороге |
Ц.В каждую сторону от точки
Цотмерить по 2—3 м и обозначить крайние точки Л и П для удоб ства регулировки хорошо заметными предметами (камни, куски дерева и т. п.). Затем, поворачивая фары, направить в боковые точки Л и Я центры световых пучков дальнего света фар. Освеще ние дороги и ер-обочин отрегулированными фарами будет сравни тельно равномерным и достаточно сильным.
При вождении автомобилей в обычных условиях (без тумана) необходимо восстановить нормальную регулировку фар.
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Для обеспечения нормального теплового режима двигателя зи мой необходимо удалить из системы охлаждения накипь, илистые отложения и ржавчину, ухудшающие теплопередачу от нагретых деталей (стенок цилиндров, головки цилиндров и др.). Коэффици ент теплопроводности накипи в 30—50 раз меньше теплопроводно сти металла, это снижает мощность двигателя и вызывает перерас
ход топлива |
(рис. 25). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Кроме того, из-за засоре |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ния рубашки охлаждения час |
|
|
85 |
|
|
|
||||||||
тицами накипи и другими от |
|
|
75 |
|
|
О |
||||||||
ложениями возможны наруше |
|
tj |
|
|
||||||||||
ния |
нормальной |
циркуляции |
ч5 § |
|
65 |
|
2 |
|
||||||
охлаждающей |
жидкости |
и |
ее - |
's |
|
|
|
|
||||||
5) е |
„ |
rr |
У |
|
|
|||||||||
замерзание. |
|
|
|
|
|
? ? S |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
55 |
|
|
|
|||||
■Промывать систему охлаж |
1STg |
|
|
|
1 |
|
||||||||
|
's |
|
|
7 |
|
|
||||||||
дения от накипи и илистых от |
M |
|
45 |
|
|
|||||||||
ложений |
рекомендуется |
про |
|
|
|
г |
|
|
|
|||||
фильтрованным |
раствором, со |
|
|
300 |
|
|
|
|||||||
став |
которого |
приводится |
в |
|
|
|
|
|
||||||
табл. |
12. |
|
|
|
|
|
|
>аІ *280 |
Щ . Г |
|
||||
Для |
лучшего |
приготовле |
t § «4 2k0 |
|
|
woo т о 220а |
||||||||
ч sei. |
woo т о т о woo |
|||||||||||||
ния |
раствора |
указанные |
ве |
curt* с\і |
|
С к о р о с т ь |
в р а щ е н и я к а л е н ч а - |
|||||||
щества |
желательно вводить в |
Псз ^ |
|
|
||||||||||
аэ ч |
|
|
'т а г о |
8 а л а ,off/ м и н |
||||||||||
предварительно |
|
нагретую |
до |
|
|
|
|
|
|
|
||||
40—50° С воду. |
|
системы ох |
Рис. 25. Зависимость изменения мощно |
|||||||||||
При промывке |
сти двигателя и удельного расхода топ |
|||||||||||||
лаждения |
двигателей автомо |
лива |
от величины |
накипи |
в двигателе: |
|||||||||
1 — до |
удаления |
накипи; 2 — после удаления |
||||||||||||
билей, имеющих алюминиевые |
|
|
|
|
накипи |
|
2—3155 |
33 |
|
|
Таблица 12 |
Растворитель |
Количество раствори |
Время, необходимое |
теля на 10 л волы, г |
дли удаления накипи, ч |
|
Хромовый ангидрид.................................. |
20 |
8—10 |
Смесь кальцинированной соды . . . . |
1000—1200 |
10—12 |
и хромпика .................................................. |
20—30 |
1 -3 |
Соляная кислота ...................................... |
250—300 |
головки цилиндров, надо применять раствор следующего состава:
Соляная |
кислота |
(синтетическая) |
31-процентная |
5 |
(ГОСТ 857—57), л ................................................... |
|
|||
Ингибитор ПБ-5, |
к г ...................................................... |
|
0,1 |
|
Уротропин технический (ГОСТ 1381—142), кг . . |
2,5 |
|||
Пеногаситель (сивушное масло или амиловый |
0,1 |
|||
спирт), |
л ................................................................. |
I. I |
|
|
Вода, л |
.................... |
остальное |
||
|
|
|
(для |
получения |
|
|
|
общего объема |
|
|
|
|
до |
100 л) |
Время удаления накипи таким раствором — 10—12 мин. Предварительно приготовленный раствор заливают в систему
охлаждения двигателя, термостат при этом снимают. Пускают дви гатель и прогревают его до 65—70° С; пробку радиатора при этом нужно плотно закрыть. Для лучшего отвода из системы охлажде ния газов и пены, образующихся в результате действия раствори теля, на пароотводную трубку рекомендуется надеть резиновый шланг длиной 0,7—1,0 м. После промывки (в течение 10 мин) рас твор из системы сливают и двукратно промывают ее при работаю щем двигателе в течение 5—10 м и н чистой подогретой водой.
ШІѴ |
- J |
|
f«3,z |
- |
г |
§5 0W 24 32 |
W 48 56 84 |
72 |
Пробег аВтогюбиля, глыс.км |
|
|
Рис. 26. Влияние термостата на из |
||
нос цилиндров двигателя: |
|
|
1 — без термостата; |
2 — с термостатом |
|
Рис. 27. Прибор для проверки тер мостата
34
После этого систему заполняют чистой нагретой до 40—45° С во дой с добавлением в нее 5 г безводной соды, 5 г хромпика на 1 л промывочной воды и при работающем двигателе промывают систе му в течение 15'лшн, после чего дополнительно промывают систему охлаждения в течение 10—15 м и н чистой подогретой водой.
Промывка системы охлаждения двигателей автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, Урал-375 и др., имеющих алюминиевые голов ки цилиндров, производится раствором, в котором 4—8 а хромпика приходится на 1 л воды. При этом, если позволяют условия эксплуа тации, автомобиль может работать в течение 10—15 суток с систе мой охлаждения, заполненной указанным раствором, так как хром пик, воздействуя на алюминий, создает на его поверхности защит ную антикоррозионную пленку.
Сальниковое уплотнение водяного насоса проверяют на прогре том до рабочей температуры неработающем двигателе.
Применение в системе охлаждения термостата в значительной степени сокращает время прогрева двигателя, особенно при приме нении в системе охлаждения низкозамерзающих жидкостей и пред пусковых индивидуальных подогревателей. При отсутствии термо стата в системе охлаждения износы цилиндров двигателя в значи тельной степени возрастают (рис. 26).
Исправность термостата можно проверить простейшим способом (рис. 27). Термостат погружают в сосуд, в котором нагревают воду. Контрольным термометром определяют температуру начала и пол ного открытия клапана. Если термостат исправен, то клапан его начнет открываться при температуре 70° С, а полное открытие про изойдет при нагреве до температуры 85° С.
Исправность жалюзи радиатора проверяют непосредственно на автомобилях.
По окончании указанных работ необходимо проверить исправ ность ремней вентилятора. При наличии на ремне масла удалить его тряпкой, слегка смоченной в бензине.
После окончания проверки и подготовки системы к зимней экс-, плуатации рекомендуется заправить ее низкозамерзающей охлаж дающей смесью — антифризом.
Антифриз гигроскопичен — он поглощает влагу из воздуха, от чего его крепость, вязкость и удельный вес уменьшаются, но тем пература замерзания поднимается (табл. 13).
|
|
|
Таблица 13. |
Процентное содержание антифриза |
|
|
|
|
|
Удельный пес анти |
Температура замерзания |
концентрата |
воды |
фриза при -f 15J С |
антифриза, °С |
|
|
||
70 |
30 |
1,0764 |
—бі |
60 |
40 |
1,0664 |
—47 |
50 |
50 |
1,0556 |
—30 |
40 |
60 |
1,0448 |
—18 |
30 |
70 |
1,0340 |
- 1 0 |
20 |
80 |
1,0240 |
— 6 |
2* |
35 |