ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
После завершения всех основных работ по подготовке автомоби ля и его прицепа к зимней эксплуатации в зависимости от назначе ния автомобиля выполняют следующие дополнительные работы: полную или частичную его покраску; оборудование автомобиля до полнительными емкостями (баками, бочками) для увеличения за паса топлива; оборудование автомобиля и прицепа дополнительным наружным и внутренним освещением.
Рекомендуется также до наступления морозов проверить ис правность средств повышения проходимости (цепей противосколь жения, устройств для самовытаскивания и буксировки) и укомплек товать ими автомобили, а также обеспечить их дорожными инстру ментами (лопатами, пилами, топорами, ломами) и запасными ча стями.
Г л а в а 3
СРЕДСТВА УТЕПЛЕНИЯ, ОБОГРЕВА И РАЗОГРЕВА АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ АВТОМОБИЛЯ И ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
УТЕПЛИТЕЛЬНЫЕ ЧЕХЛЫ
Для снижения потерь тепла в окружающую среду и сокращения времени на разогрев и прогрев двигателя при температуре наруж-
80
- 4 0 L -J- - - - -—- |
1— - -1- - - - -1— —1 |
1— 1— |
— |
—1 —1 |
— |
1— —1 |
— —1 —1 |
|||
О |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
|
|
Время дВижения автомобиля,мин |
|
|
Рис. 29. Изменение температуры воздуха под капотом двигателя при движеніи?' автомобиля в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и окружаю щей среды (автомобиль МАЗ-200):
1 — температура в системе охлаждения; 2 —температура воздуха под капотом двигателям 3 — температура окружающего воздуха
40
ного воздуха +5° С и ниже на капот двигателя надевают утепли тельный чехол, который способствует поддержанию постоянной температуры воздуха в подкапотном пространстве в пределах плюс 20—30° С (рис. 29).
При эксплуатации автомобилей в первой и второй климатичес ких зонах применяют обычные стандартные утеплительные чехлы, в третьей климатической зоне и подзоне особо низкой температу ры— усиленные чехлы из плотной ткани (тонкого брезента, паруси ны) и ваты с толщиной слоя 20 мм, простроченного квадратами размером 100x100 мм. Усиленный утеплительный чехол должен иметь размеры, обеспечивающие укрытие им нижней части рамки ветрового стекла и боковин капота.
Закрепляют чехол на капоте двигателя девятью завязками 3 (рис. 30) длиной 350—400 мм. Откидной клапан 2 переднего выреза чехла, пристроченный к его нижней кромке, крепится завязками длиной 250—300 мм. Это дает возможность, закрепляя его в раз личных положениях, регулировать площадь обдува радиатора.
Для обеспечения плотного прилегания и улучшения крепления
утеплительного чехла к капоту применяют резиновые |
пояса |
,(рис. 31), изготовленные в виде лент шириной 70—100 м м |
из при |
шедших в негодность автомобильных камер. По концам ленты снаб жены крючками из проволоки 0 4 —6 м м для крепления пояса к скобам запорного устройства боковин капота.
Кроме стандартных утеплительных чехлов, применяют утеплите ли из пенопласта.
Испытание теплоизоляционных свойств утеплителя из пенопла ста проводилось в сравнении со стандартным дерматино-войлочным
2 1
Рис. 31. Пояс крепления утеплительного чехла двигателя:
/ — резиновыя пояс; 2 - крючки крепления пояса на капоте двигателя
41
Рис. 32. Характеристика теплоизоля ционных качеств утеплителен подка
|
|
|
|
|
|
потного пространства: |
||
|
|
|
|
|
|
1 — температура под капотом |
с дерматино- |
|
|
|
|
|
|
|
войлочным |
чехлом; 2 —температура под |
|
|
|
|
|
|
|
капотом с пенопластовым утеплителем; 3— |
||
|
|
|
|
|
|
температура |
охлаждающей |
жидкости в |
|
|
|
|
|
|
верхнем бачке радиатора с дерматино-вой |
||
|
|
|
|
|
|
лочным утеплительным чехлом; 4 — темпе |
||
|
|
|
|
|
|
ратура охлаждающей жидкости в верхнем |
||
|
|
|
|
|
|
бачке радиатора с пенопластовым утепли |
||
|
|
|
|
|
|
|
телем |
|
О |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2;0 |
2,5 |
3,0 |
|
|
|
|
Время, ч |
|
|
|
|
|
утеплительным чехлом при температуре наружного воздуха ми нус 21—23° С. Практически результаты одинаковы, а стоимость пе нопластового утеплителя в 4 раза меньше (рис. 32).
УТЕПЛЕНИЕ РАДИАТОРА
При эксплуатации автомобилей во второй и третьей климатичес ких зонах установленные перед радиатором вертикальные жалюзи не обеспечивают полной защиты радиатора от холодного воздуха. В результате увеличивается время прогрева двигателя, а при дви жении автомобиля возможны переохлаждение двигателя и работа
его под нагрузкой при пониженном |
тепловом режиме, не превы |
|
шающем 40—50° С. |
|
|
Установлено, что для поддержания требуемого температурного |
||
режима двигателя при |
температуре |
окружающего воздуха ми |
нус 20—25° С необходимо |
сократить |
поверхность охлаждения ра |
диатора примерно в 2 раза. Поэтому в дополнение к жалюзи реко мендуется применять подвижную шторку, перемещение которой по. высоте радиатора обеспечивает более точную регулировку поверх ности обдува и температуры.
Подвижную шторку (рис. 33), изготовленную из плотной ткани (брезента или парусины), нижним краем укрепляют на траверсе радиатора, а к верхнему краю с помощью планки прикрепляют при вод управления. Для опускания шторки вниз служат пружины 2.
Управляют шторкой с помощью троса 7 из кабины автомобиля. Трос управления шторкой укладывают на ролик 4, пропускают под капотом двигателя и закрепляют в кабине. При ослаблении троса шторка под действием пружин опускается, увеличивая поверхность, охлаждения радиатора.
Подвижная шторка радиатора способствует поддержанию рабо чей температуры охлаждающей жидкости в пределах +70—80°С и
42
7
Рис. 33. Подвижная шторка радиатора:
1 •— шторка |
брезентовая; |
2 — |
|||
возвратная |
пружина |
или |
ре |
||
зина; |
3 — верхняя |
планка; |
|||
4 — ролик; |
5 — верхняя |
ско- |
|||
<5а; |
6 — нижняя |
планка со |
|||
|
скобами; 7 |
—трос |
|
температуры воздуха под капотом в пределах +30—40°С незави симо от изменения температуры окружающего воздуха, скорости движения и нагрузки двигателя (рис. 34).
Для поддержания требуемого теплового режима двигателя в
нижней части радиатора можно |
установить щитки-задвижки |
(рис. 35), удерживающиеся скобами, |
укрепленными на боковинах |
рамки радиатора. Щитки-задвижки шириной 150—200 м м изготав ливают из плотного картона, фанеры или жести толщиной 0,8— 1,0 мм.
Рис. 34. Изменение температуры охлаждающей жидкости в различных точках системы охлаж
дения и |
воздуха |
под капотом |
двигателя |
||||
ЯАЗ-204 в зависимости от времени и положе |
|||||||
ния перед радиатором подвижной шторки: |
|||||||
Л 1 — при |
полном |
закрытии шторки; |
По — при |
||||
шторке, открытой |
на 30%; П3— при |
шторке, Рис. 35. Установка щитков перед |
|||||
/ — температура |
закрытой на 17% |
|
радиатором |
||||
воды |
в верхнем |
шланге |
радиатора; |
||||
2 — температура |
воды |
в головке |
цилиндров; |
3 — тем |
|||
пература воды в нижнем шланге радиатора; |
4 — тем |
||||||
пература воздуха |
под капотом двигателя; |
43
ВРЕМЕННОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯТОРА
Для сокращения времени разогрева и прогрева холодного дви гателя после пуска, а также для поддержания требуемого темпера турного режима при работе двигателя под нагрузкой целесообраз но временно отключить вентилятор.
Опыты по подогреву двигателя с отключенным вентилятором (путем снятия лопастей со ступицы) проводились:
сзакрытым клапаном усиленного утеплительного чехла (при открытых жалюзи и шторке);
сзакрытой шторкой (клапан усиленного утеплительного чехла
ижалюзи открыты);
сзакрытыми жалюзи и с усиленным чехлом (шторка и клапан открыты);
сзакрытыми жалюзи и со стандартным утеплительным чехлом на капоте.
Режимы прогрева двигателя были выбраны в соответствии с ре комендацией заводских инструкций по эксплуатации автомобилей зимой. Эффективность средств определялась по времени прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости +70° С. Темпе ратура охлаждающей жидкости определялась термометрами, уста новленными в верхнем и нижнем патрубках радиатора.
По данным испытаний построен график прогрева двигателя ГАЗ-63 (рис. 36). Из графика видно, что наименьшее время про грева двигателя достигается при отключении вентилятора.
Врепя прогрейа.? пин |
|
Рис. 37. Изменение теплового состоя |
|||||||||
|
|
|
|
ния двигателя автомобиля Урал-375 |
|||||||
Рис. 36. График прогрева |
холодного |
при прогреве |
его на |
холостом ходу |
|||||||
двигателя ГАЗ-63: |
|
с включенным |
и отключенным венти |
||||||||
|
|
|
ляторами: |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 — при отключенном |
вентиляторе; |
2 — с |
] — температура |
жидкости в |
рубашке- |
||||||
закрытым клапаном |
чехла; 3 — с |
закры |
охлаждения двигателя |
после |
холодного |
||||||
пуска |
с |
включенным |
вентилятором: |
2 — |
|||||||
той шторкой радиатора; 4 — с закрытыми |
|||||||||||
то же, |
с |
отключенным |
вентилятором; |
3 — |
|||||||
жалюзи при надетом утеплительном чехле; |
температура жидкости после пуска с пред |
||||||||||
5 — с закрытыми жалюзи со |
стандартным |
варительным разогревом двигателя с вклю |
|||||||||
ченным вентилятором; 4 — то же, |
с отклю |
||||||||||
утеплительным чехлом на |
капоте |
|
|
ченным вентилятором |
|
|
44
На рис. 37 приведен сравни |
|
|
|
||||||
тельный график |
прогрева дви |
|
|
|
|||||
гателя автомобиля УраЛ-375 с |
|
|
|
||||||
действующим и |
отключенным |
|
|
|
|||||
.вентиляторами. |
|
|
нажим |
|
|
|
|||
При отвертывании |
|
|
|
||||||
ной гайки 5 простейшего меха |
|
|
|
||||||
низма (рис. 38) для временно |
|
|
|
||||||
го отключения вентилятора ос |
|
|
|
||||||
вобождают |
упорный |
.подшип |
|
|
|
||||
ник 2 и установленную фрик |
|
|
|
||||||
ционную накладку 7, в резуль |
|
|
|
||||||
тате между ступицей и кресто |
|
|
|
||||||
виной с лопастями |
образуется |
|
|
|
|||||
зазор — они |
разъединяются. |
|
|
|
|||||
При этом ступица вентилятора |
|
|
|
||||||
может вращаться, а крестови |
|
|
|
||||||
на с лопастями, остается не |
|
|
|
||||||
подвижной. |
При |
необходимо |
|
|
|
||||
сти |
зазор |
между |
внутренней |
|
|
|
|||
обоймой подшипника и гайкой |
|
|
|
||||||
регулируют прокладками. |
|
|
|
||||||
Направляющая |
втулка, за |
|
|
|
|||||
прессованная в крестовину ло |
|
|
|
||||||
пастей или приваренная к ней, |
|
|
|
||||||
является гнездом, |
в |
которое |
|
|
|
||||
устанавливают |
|
подшипник |
ного отключения: |
||||||
скольжения |
(бронзовую втул |
||||||||
1 — подшипник скольжения; |
2 — упорный |
||||||||
ку). |
Подшипник |
скольжения |
подшипник; 3 — втулка; 4 — пресс-маслен |
||||||
устанавливают на втулку с за |
ка; 5 — нажимная |
гайка; 6 — прокладка; |
|||||||
7 — фрикционная |
накладка; |
8 — направ |
|||||||
зором, что исключает ее пере |
ляющая втулка |
|
|||||||
кос, |
а следовательно, |
и пере |
|
|
|
кос крестовины с лопастями.
Фрикционную накладку изготовляют из текстолита и приклёпы вают к крестовине лопастей вентилятора. Нажимную гайку реко мендуется изготовлять из стали. Для предупреждения полного свер тывания нажимной гайки на переднем конце футорки предусмотре но отверстие для постановки шплинта-ограничителя.
При положении выключателя на щитке приборов Включено шкив 3 электромагнитной муфты привода вентилятора (рис. 39) под действием электромагнитной силы, создаваемой электрическим током в обмотке 5, притягивается к якорю 4, т. е. ведомому элемен ту оси вентилятора, и они вращаются как одно целое.
При положении выключателя В ы ключено магнитное поле отсут ствует, шкив под действием пружины отъединяется от якоря 4 и вращается вхолостую.
УТЕПЛЕНИЕ НИЖНЕГО ПАТРУБКА РАДИАТОРА
При работе двигателя температура охлаждающей жидкости в верхнем патрубке радиатора выше, чем в нижнем, на 15—17° С. Во
45