Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антйфриз является ядовитой жидкостью; попадая в человече­ ский организм, он вызывает почечные заболевания.

Смертельной дозой для человека является 10 см3 антифриза.

ПОДГОТОВКА МЕХАНИЗМОВ ТРАНСМИССИИ, ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ И РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

При подготовке механизмов трансмиссии и рулевого управления автомобилей к зимней эксплуатации их очищают от загрязнений, проверяют, регулируют и заправляют зимними сортами смазки согласно заводским инструкциям. Особое внимание уделяют исправ­ ности рулевого механизма и переднего моста, так как при движении по скользким заснеженным дорогам любая неисправность сильно затрудняет управление и может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

После проверки и регулировки механизмов необходимо заме­ нить летние сорта смазки на зимние. Для этого находящуюся в ме­ ханизмах смазку летнего сорта необходимо разогреть до 50—60° С и слить ее из картеров, после чего промыть картер маловязким, на­ гретым до 50—60° С маслом, слить его и заполнить картер до тре­ буемого уровня смазкой соответствующего сорта.

Применявшееся в гидроусилителе рулевого управления летом турбинное масло 22 ГОСТ 32—53 заменить зимним. Применяется также веретенное масло АУ ГОСТ 1642—50 или ВТУ-1061.

Учитывая решающее значение рулевого механизма для безопас­ ности движения, все меры по подготовке его к зимней эксплуатации должны проводиться в точном соответствии с указаниями заводовизготовителей.

Для смены масла в гидроусилителе рулевого управления авто­ мобиля ЗИЛ-130 открыть крышку бачка насоса, отсоединить 'про­ дольную тягу от гидроусилителя. Для этого необходимо: поднять передние колеса; повернуть рулевое колесо влево до упора; вывер­ нуть пробку (с магнитом) из сливного отверстия картера рулевого механизма и дождаться прекращения течи масла.

Перед заменой масла нужно промыть систему гидроусилителя в следующей последовательности.

Удалить остаток масла из бачка насоса гидроусилителя, про­ мыть все детали, особенно тщательно сетки фильтра, прокладки. Один литр свежего масла залить в бачок через воронку с двойной сеткой и затем слить его, поворачивая при этом рулевое колесо в обе стороны до упора. Затем поставить на место сливную пробку с магнитом и уплотнительной шайбой.

Повернув рулевое колесо влево, залить свежее (зимнее) масло в бачок до отметки Уровень масла. Вращая рулевое колесо в обе стороны до упора, продолжать заливать масло с тем, чтобы залить не менее 2,5 л. На режиме холостого хода двигателя продолжать доливку масла, вращая рулевое колесо в обе стороны с задержкой в крайнем положении на 2—3 сек. Закончить доливку после того как прекратится выход воздушных пузырьков из системы через

36


масло в бачке насоса. После этого поставить крышку с прокладкой и другие детали.

Тяжелые дорожные условия предъявляют повышенные требова- - ния к техническому состоянию автомобиля и работе тормозов. Поэ­ тому для предотвращения заносов автомобиля и обеспечения одно­ временности действия тормозов при некотором опережении тормо­ жения задних колес относительно передних тормоза должны быть отрегулированы с особой тщательностью.

У автомобилей, имеющих пневматический привод тормозов, скопление и замерзание конденсата воды в приборах и трубопро­ водах тормозной системы зимой приводит к закупорке их ледяными пробками и к отказу в работе, поэтому нужно проверить и при не­ обходимости отремонтировать сливное устройство для удаленияконденсата из воздушных баллонов. Также рекомендуется устра­ нить имеющиеся в воздухопроводах глубокие вмятины, крутые из­ гибы и суженные места.

У автомобилей, имеющих гидравлический привод тормозов, нужно проверить герметичность всей системы, обнаруженные утеч­ ки тормозной жидкости устранить.

При необходимости заменить тормозную жидкость ее сливают, промывают всю систему свежей тормозной жидкостью, сливают ее из системы и заправляют систему свежей тормозной жидкостью ГТЖ-22 или ГТЖ-2. Эффективность действия тормозов рекоменду­ ется проверять по величине замедления автомобиля при контроль­ ном торможении деселерометром НИИАТ модели 571.

ПОДГОТОВКА СРЕДСТВ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА И ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ И ОБОГРЕВА КАБИНЫ

Исправное состояние и надежная работа средств подогрева, об­ легчающих пуск двигателя зимой, обеспечивают сохранность дви­ гателя, приборов пуска и снижают расход топлива.

При подготовке средств облегчения пуска дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 необходимо проверить и отрегулировать элек­ трофакельный пусковой подогреватель воздуха и подогревательное З'стройство двигателя.

При подготовке электрофакельного пускового подогревателя (рис. 28) необходимо проверить исправность пускового насоса 14, отрегулировать зазоры между контактами вибратора свечи зажига­ ния 7.

Если электрофакельный пусковой подогреватель неисправен, его -снимают' с двигателя и проверяют качество распыла.

При засорении форсунки, что является следствием загрязнения топлива или отложений нагара на распылителе, из корпуса подо­ гревателя удаляют свечу зажигания 7 и ее боковой электрод, сни­ мают распылитель 9 форсунки и ниппель 13 распылителя.

Нагар и загрязнения удаляют из канала распылителя заострен­ ным деревянным стержнем. Отверстие распылителя рекомендуется прочищать тонкой проволокой. После чистки распылитель 9, про-

37


U /J

75

Рис. 28. Электрофакельный пусковой подогреватель:

/ — индукционная

катушка; 2 — угольник подвода топлива;

3 — хомут крепления

катушки;

4 — провод массы;

5 — винт крепления катушки; 6 — провод

свечи; 7 — свеча зажигания; 8 —

электрод

массы; 9 распылитель

форсунки; 10 — фильтр;

// —пружина

фильтра;

12 — про­

кладка;

13 —ниппель распылителя;

14 — пусковой насос; 15 — рукоятка

насоса; 16 — выклю­

чатель; 17 — провод, соединяющий подогреватель с аккумуляторной батареей

кладку 12, фильтр 10 и пружину 11 промывают в чистом дизельном топливе и продувают воздухом.

При подготовке предпусковых подогревателей типа П-100 к зим­ ней эксплуатации необходимо снять и промыть топливный бачок, удалив из него загрязнения и влагу, а затем проверить его исправ­ ность и при необходимости притереть запорный кран. Трубопрово­ ды очищают от загрязнений и продувают сжатым воздухом. Регу­ лятор подачи топлива очищают от загрязнений и продувают калиб­ рованное отверстие сжатым воздухом.

Сняв крышку регулятора, промывают седло и при необходимос­ ти притирают запорную иглу по седлу. Освобождают поплавок ре­ гулятора, проверяют его исправность, при необходимости ремонти­ руют или заменяют. Проверяют исправность контрольной спирали на пульте управления и при необходимости ее заменяют, а также проверяют чистоту и исправность свечи накаливания. Одновремен­ но проверяют затяжку наконечников проводов электропитания. Разбирают, очищают от загрязнений и проверяют исправность электродвигателя. Если нужно, зачищают коллектор якоря и при­ тирают щетки.

Водяную полость подогревателя промывают одновременно с системой охлаждения двигателя. Жаровую трубу, камеру сгорания, газоходы очищают от загрязнений продувкой сжатым воздухом. По

38


окончании работ заполняют систему питания топливом, а подогре­ вательный котел охлаждающей жидкостью и проверяют их на гер­ метичность. Подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соеди­ нениях и приборах не должно быть. Затем производят контрольный пуск подогревателя и проверяют качество его работы.

Если в кабине автомобиля установлен обогреватель воздуха и ветровых стекол, подготовку его к зимней эксплуатации проводят вместе с системой охлаждения двигателя.

При проверке исправности и при эксплуатации системы в усло­ виях низких температур (минус 20° С и ниже) для предупреждения замерзания воды в радиаторе отопителя открывать люк для про­ пуска воздуха разрешается только после прогрева двигателя до температуры 75—80° С.

f- ПОДГОТОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Гидравлический домкрат, помимо обычных работ, в зимних ус­ ловиях может быть использован для вытаскивания застрявших в снегу или буксующих автомобилей.

При эксплуатации в районах с очень низкими температурами воздуха домкраты рекомендуется заправлять чистым профильтро­ ванным трансформаторным маслом, полностью очищенным от воды и механических примесей, так как даже незначительное содержание в нем воды может привести к образованию ледяных пробок и отка­ зу в работе.

Зимой гидравлические домкраты при перевозке на автомобиле желательно располагать по возможности в подогреваемом месте, т. е. в кабине или под капотом двигателя, при этом домкрат нужно хранить в вертикальном положении. После продолжительного пре­ бывания домкрата на морозе перед использованием его необходимо предварительно подогреть, для’ чего рекомендуется положить его на 15—20 м и н на выпускном трубопроводе двигателя. После разо­ грева прокачивают рабочую жидкость без нагрузки, после чего раз­ решается использовать домкрат под нагрузкой.

При подготовке лебедки автомобиля к зимней работе проверяют состояние, исправность всех деталей и очищают трос от загрязне­ ний. Если зазор в подшипниках вала червяка увеличен, необходимо при помощи болтов крепления крышек подшипников устранить осе­ вой зазор. Если этого сделать нельзя, то подшипники регулируют при помощи прокладок. При этом необходимо, чтобы общее число прокладок под задней и передней крышками по окончании регули­ ровки было одинаковое.

Вал барабана с червячным колесом в сборе после выполнения регулировочных работ должен достаточно свободно вращаться, а осевой зазор не должен превышать 0,1 м м при замере его между торцами редуктора и торцом опорной шайбы.

Картер редуктора лебедки заправляют до требуемого уровня низкотемпературной смазкой МГ-16п, МГ-14п.

39