Файл: Эпштейн Д.А. Химия в промышленности учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся X классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тическп равно нулю. Значит, можно проводить реакцию между оксидом серы SO3 п водой без образования сернокислотного ту­ мана. Для этого нужно пропускать газовую смесь через концент­ рированную серную кислоту.

Реакция ускоряется при увеличении поверхности соприкосно­ вения газа и жидкости. Но как ее создать? В данном случае, как и во многих других, используют следующий прием: жидкость по­ дают на верх цилиндрической башни, заполненной насадкой, на­ пример кольцами (рис. 9). Под действием силы тяжести жид­

кость стекает

вниз, образуя на поверхности

колец

тонкую

пленку. При

сравнительно небольших размерах

колец

суммар­

ная поверхность непрерывно обновляющейся пленки очень вели­ ка. Навстречу жидкости снизу в башню вводят газовую смесь, из которой извлекается реагирующий с жидкостью компонент. Газ п жидкость движутся в башне в противоположных направ­ лениях — противотоком.

Каковы преимущества противотока по сравнению с переме­ щением в одном направлении — прямотоком? Концентрация кис­ лоты постепенно повышается и достигает примерно 99% внизу башни. Здесь она встречается с поступающим в башню газом, содержащим около 7% S03 . Концентрация S0 3 постепенно убы­ вает и на верху башни, где газовая смесь соприкасается с кис­ лотой, подаваемой в башню, становится практически равной нулю. Благодаря противотоку газа и жидкости достигается как полнота улавливания оксида серы (VI), так и максимальная концентрация серной кислоты.

Часть полученной кислоты отправляют на склад, а часть пос­ ле разбавления вновь поступает на орошение башни. Количест­ во орошающей кислоты должно быть достаточно для смачива­ ния насадки.

Можно лн вытекающую из

башни кислоту

непосредственно

направить

вновь на орошение?

 

 

 

Проходя через башню, кислота нагревается за счет теплоты

экзотермической реакции,

и поэтому ее

необходимо

предвари­

тельно охладить. Для этого ее пропускают через трубчатый хо­ лодильник, орошаемый водой.

Способ получения олеума основан на тех же принципах, что и получение концентрированной серной кислоты. Газовая смесь, содержащая S03', проходит снизу вверх через башню, орошае­ мую олеумом, в результате чего концентрация олеума несколь­ ко повышается. Выходящий из олеумной башни газ содержит

еще некоторое количество оксида серы S03 ,

и поэтому его

про­

пускают через вторую башню, орошаемую

концентрированной

серной кислотой.

 

 

Вопросы и задания

 

 

1. Как обеспечивают необходимую скорость гетерогенных реакций

типа

Г + Ж = Ж ?

 

 



Газ

ГТ1 I I I 1 I I I

t

1 I

1

I

-Врызгоуло-

'•'AVI'I'IV>'і' і' і ' і 'і 'і 'і ' i r m ;

mІ111І І Іі Іі І і їуі

і

і

і і

I " T -

дитель

Серная

кислота

Тг=ПІ

I I I I I I П

' т 1(1

Н а с а д к а из колец

Распредели­

тельные

желоба

Стальной

корпус

кислотоупор­ ный кирпич

Рис. 9. Абсорбционная башня.

2.Какова роль противотока: 1) при извлечении газа из газовой смеси жидкостью? 2) в теплообменных аппаратах?

3.Сформулируйте общие принципы проведения на заводах: 1) экзотер­ мических реакций; 2) обратимых реакций; 3) гетерогенных реакций; 4) ката­ литических реакций. Сопоставьте обратимые химические реакции с необрати­ мыми. Охарактеризуйте оптимальные условия проведения гетерогенных реак­

ций всех типов и особенности проведения каталитических реакций,

4. Какие процессы и аппараты используют для регулирования темпера­ туры и уменьшения расхода энергии?

Гл а в а П. СИНТЕЗ АММИАКА

§1. Проблема синтеза азотных соединений

Мы живем на дне воздушного океана, состоящего на 79% по объему из азота. Азот — один из наиболее распространенных на нашей планете элементов.

Почему же перед человечеством встала с чрезвычайной остротой проблема, сформулированная в заголовке этого пара­ графа, и внимание к пей с течением времени не ослабевает? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, очевидно, вспомнить, ка­ ково значение азота для жизни, каковы природные источники азота и его соединений, какой круговорот совершает азот на земном шаре, какие изменения вносит деятельность человека в этот круговорот.

 

На первый вопрос дает ответ биология. Без азота нет жизни

на

нашей планете — он входит в состав белковых веществ, при­

чем

в значительных количествах (до 17%). Основной фабрикой

белков являются зеленые растения, которые синтезируют их, ис­

пользуя извлекаемые

из

почвы

корнями

аммонийные и нитрат»

ные ионы. Молекулярный

азот,

недоступный зеленым растениям,

служит пищей многих

микроорганизмов

(живущих

как свобод­

но,-так и в симбиозе

с

зелеными растениями) и

синезеленых

водорослей. Другие микроорганизмы используют азот органиче­ ских соединений, переходящий затем в неорганические соеди­ нения (аммиак, азотную кислоту и соли) и частично в молеку­ лярный азот.

Ответ на второй вопрос дают химия и агрохимия, минера­ логия и геология. Большая часть земного азота находится в атмосфере в виде молекул — над 1 км2 земной поверхности со­ держится около 8 млн. т азота. Месторождения соединений азо­ та, преимущественно нитрата натрия, обнаружены, как это не удивительно, лишь в узкой прибрежной полосе Тихого океана — это скопления нитрата натрия — чилийской селитры,— в настоя­ щее время уже почти выработанные. Поиски месторождений

.азотных солей в Средней Азии, в Индии, в Африке не дали сколько-нибудь ценных результатов. Причины этих неудач были бы понятны, если установить происхождение чилийскоі\селитрьі.


Разберите вопрос о вероятных путях образования залежей чилийской селитры.

Во всех почвах содержатся органические соединения азота и немного неорганических. Органические соединения азота со­ держатся и во всех видах твердого и жидкого ископаемого топ­ лива (почему?).

Биологический круговорот азота в природных условиях вклю­ чает три основных звена: органические соединения азота в жи­ вых организмах, образовавшиеся из них в почвах органические соединения н неорганические соединения. Этот цикл пополняет­ ся за счет фиксации молекулярного азота микроорганизмами. Часть связанного азота теряется вследствие деятельности де­ нитрифицирующих микроорганизмов и вымывания азотных со­ лей из почвы грунтовыми водами. Азотные соединения обра­ зуются в природе из атмосферного азота также и химическим путем.

Укажите, посредством каких реакций и при каких условиях образуются из атмосферного азота неорганические нитраты.

На земном шаре имеется немало мест, где грозы столь часты, что этим путем связывается довольно много азота, но на боль­ шей части планеты молнии не играют сколько-нибудь сущест­ венной роли в круговороте азота.

Пока в круговорот азота не вмешивается человек, поддержи­ вается более или менее постоянное равновесие между накопле­ нием в почвах азотных соединений и их потреблением расте­ ниями. При благоприятных климатических условиях идет посте­ пенное обогащение почв связанным азотом. Однако урожаи уно­ сят с полей сотни миллионов тонн азота в год, баланс наруша­ ется и почвы истощаются. Чтобы поддерживать урожаи на по­ стоянном уровне, нужно компенсировать вынос связанного азо­ та из почвы. Сейчас, когда перед сельским хозяйством нашей страны поставлена задача резкого повышения урожайности всех культур, необходимо особенно заботиться об обогащении почвы азотными соединениями.

Нужно прежде всего использовать навоз — это комплексное удобрение, содержащее и азотные соединения. В некоторых ме­ стностях можно вносить в почву торф, в котором содержание азота также довольно велико (почему?). Но, очевидно, с по­ мощью одних только местных удобрений нельзя решить проб­ лему.

Может быть, можно использовать микроорганизмы, превра­ щающие атмосферный азот в его органические соединения? Нельзя ли интенсифицировать их деятельность? 'Микроорганиз­ мы живы не одним азотом—им нужны и другие питательные элементы, необходимы вода, воздух, тепло. При'благоприятных для жизни микроорганизмов условиях они могут играть боль­ шую роль в фиксации азота. Вводя в севооборот бобовые, в кор-

42


нях которых живут клубеньковые, фиксирующие азот бакте­ рии, можно существенно повысить плодородие почвы. И, однако, проблема не решается и при использовании этого спо­ соба.

Интенсивное сельскохозяйственное производство невозможно без применения азотных удобрений, производимых на заводах в таких количествах, которых требует современное сельское хо­ зяйство для получения высоких урожаев.

Из какого сырья

и какими

способами можно

производить

азотные

удобрения?

В отличие

от всех

других

удобрений

(фос­

форных,

калийных,

микроудобрений)

азотные,

как

вы

знаете,

нельзя получать из природных соединений. Единственным сырь­ ем является азот воздуха. Запасы этого сырья на земле безгра­ ничны и имеются повсюду. Почему земная атмосфера так бо­ гата азотом? Не вдаваясь во всестороннее рассмотрение этого вопроса," вы можете обратить внимание прежде всего на извест­ ную из курса химии особенность молекул азота: они чрезвычай­

но прочны

(энергия

диссоциации молекулы

N 2

равна

943,2 кдж/моль)

и поэтому в обычных земных условиях

инерт­

ны. Отсюда следует также, что и получение азотных

соединений

из молекулярного азота

должно быть связано с большими

труд­

ностями, с созданием условий, существенно отличающихся от обычных.

§ 2. При помощи каких химических реакций можно

получить азотные соединения, исходя из молекулярного азота

Можно предположить, что вы назовете первой реакцию между азотом и кислородом:

N 2 + 0 2 = 2NO — Q

Эту реакцию, которая представляет собой начальную стадию образования нитратов в природе, протекающую под действием электрических разрядов, открыл Г. Кавендиш, о чем он сообщил в 1785 г. Позднее, на протяжении XIX в., было установлено, что азот реагирует при обычной температуре с литием, при повы­ шенных температурах со щелочноземельными металлами, с маг­

нием и с алюминием с образованием

нитридов. При температуре

около 1000 °С протекает

реакция между

азотом

и

карбидом

кальция с образованием цианамида

кальция:

 

 

 

N, + СаС2 - CaCNo + С + Q

 

 

 

Многие исследователи

пытались

соединить

азот

с водоро­

дом — синтезировать аммиак, но эту

задачу

в течение всего

XIX в. не удалось решить. Удачные

опыты

были

осуществлены

только в первом десятилетии текущего

века. Как раз в это вре­

мя стала очевидной жизненная необходимость организации про-