Файл: Эпштейн Д.А. Химия в промышленности учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся X классов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
тическп равно нулю. Значит, можно проводить реакцию между оксидом серы SO3 п водой без образования сернокислотного ту мана. Для этого нужно пропускать газовую смесь через концент рированную серную кислоту.
Реакция ускоряется при увеличении поверхности соприкосно вения газа и жидкости. Но как ее создать? В данном случае, как и во многих других, используют следующий прием: жидкость по дают на верх цилиндрической башни, заполненной насадкой, на пример кольцами (рис. 9). Под действием силы тяжести жид
кость стекает |
вниз, образуя на поверхности |
колец |
тонкую |
пленку. При |
сравнительно небольших размерах |
колец |
суммар |
ная поверхность непрерывно обновляющейся пленки очень вели ка. Навстречу жидкости снизу в башню вводят газовую смесь, из которой извлекается реагирующий с жидкостью компонент. Газ п жидкость движутся в башне в противоположных направ лениях — противотоком.
Каковы преимущества противотока по сравнению с переме щением в одном направлении — прямотоком? Концентрация кис лоты постепенно повышается и достигает примерно 99% внизу башни. Здесь она встречается с поступающим в башню газом, содержащим около 7% S03 . Концентрация S0 3 постепенно убы вает и на верху башни, где газовая смесь соприкасается с кис лотой, подаваемой в башню, становится практически равной нулю. Благодаря противотоку газа и жидкости достигается как полнота улавливания оксида серы (VI), так и максимальная концентрация серной кислоты.
Часть полученной кислоты отправляют на склад, а часть пос ле разбавления вновь поступает на орошение башни. Количест во орошающей кислоты должно быть достаточно для смачива ния насадки.
Можно лн вытекающую из |
башни кислоту |
непосредственно |
направить |
вновь на орошение? |
|
|
|
Проходя через башню, кислота нагревается за счет теплоты |
|||
экзотермической реакции, |
и поэтому ее |
необходимо |
предвари |
тельно охладить. Для этого ее пропускают через трубчатый хо лодильник, орошаемый водой.
Способ получения олеума основан на тех же принципах, что и получение концентрированной серной кислоты. Газовая смесь, содержащая S03', проходит снизу вверх через башню, орошае мую олеумом, в результате чего концентрация олеума несколь ко повышается. Выходящий из олеумной башни газ содержит
еще некоторое количество оксида серы S03 , |
и поэтому его |
про |
пускают через вторую башню, орошаемую |
концентрированной |
|
серной кислотой. |
|
|
Вопросы и задания |
|
|
1. Как обеспечивают необходимую скорость гетерогенных реакций |
типа |
|
Г + Ж = Ж ? |
|
|
Газ
ГТ1 I I I 1 I I I |
t |
1 I |
1 |
I |
-Врызгоуло- |
'•'AVI'I'IV>'і' і' і ' і 'і 'і 'і ' i r m ; |
|||||
mІ111І І Іі Іі І і їуі |
і |
і |
і і |
I " T - |
дитель |
Серная
кислота
Тг=ПІ
I I I I I I П
' т 1(1
Н а с а д к а из колец
Распредели
тельные
желоба
Стальной
корпус
кислотоупор ный кирпич
Рис. 9. Абсорбционная башня.
2.Какова роль противотока: 1) при извлечении газа из газовой смеси жидкостью? 2) в теплообменных аппаратах?
3.Сформулируйте общие принципы проведения на заводах: 1) экзотер мических реакций; 2) обратимых реакций; 3) гетерогенных реакций; 4) ката литических реакций. Сопоставьте обратимые химические реакции с необрати мыми. Охарактеризуйте оптимальные условия проведения гетерогенных реак
ций всех типов и особенности проведения каталитических реакций,
4. Какие процессы и аппараты используют для регулирования темпера туры и уменьшения расхода энергии?
Гл а в а П. СИНТЕЗ АММИАКА
§1. Проблема синтеза азотных соединений
Мы живем на дне воздушного океана, состоящего на 79% по объему из азота. Азот — один из наиболее распространенных на нашей планете элементов.
Почему же перед человечеством встала с чрезвычайной остротой проблема, сформулированная в заголовке этого пара графа, и внимание к пей с течением времени не ослабевает? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, очевидно, вспомнить, ка ково значение азота для жизни, каковы природные источники азота и его соединений, какой круговорот совершает азот на земном шаре, какие изменения вносит деятельность человека в этот круговорот.
|
На первый вопрос дает ответ биология. Без азота нет жизни |
на |
нашей планете — он входит в состав белковых веществ, при |
чем |
в значительных количествах (до 17%). Основной фабрикой |
белков являются зеленые растения, которые синтезируют их, ис
пользуя извлекаемые |
из |
почвы |
корнями |
аммонийные и нитрат» |
|
ные ионы. Молекулярный |
азот, |
недоступный зеленым растениям, |
|||
служит пищей многих |
микроорганизмов |
(живущих |
как свобод |
||
но,-так и в симбиозе |
с |
зелеными растениями) и |
синезеленых |
водорослей. Другие микроорганизмы используют азот органиче ских соединений, переходящий затем в неорганические соеди нения (аммиак, азотную кислоту и соли) и частично в молеку лярный азот.
Ответ на второй вопрос дают химия и агрохимия, минера логия и геология. Большая часть земного азота находится в атмосфере в виде молекул — над 1 км2 земной поверхности со держится около 8 млн. т азота. Месторождения соединений азо та, преимущественно нитрата натрия, обнаружены, как это не удивительно, лишь в узкой прибрежной полосе Тихого океана — это скопления нитрата натрия — чилийской селитры,— в настоя щее время уже почти выработанные. Поиски месторождений
.азотных солей в Средней Азии, в Индии, в Африке не дали сколько-нибудь ценных результатов. Причины этих неудач были бы понятны, если установить происхождение чилийскоі\селитрьі.
Разберите вопрос о вероятных путях образования залежей чилийской селитры.
Во всех почвах содержатся органические соединения азота и немного неорганических. Органические соединения азота со держатся и во всех видах твердого и жидкого ископаемого топ лива (почему?).
Биологический круговорот азота в природных условиях вклю чает три основных звена: органические соединения азота в жи вых организмах, образовавшиеся из них в почвах органические соединения н неорганические соединения. Этот цикл пополняет ся за счет фиксации молекулярного азота микроорганизмами. Часть связанного азота теряется вследствие деятельности де нитрифицирующих микроорганизмов и вымывания азотных со лей из почвы грунтовыми водами. Азотные соединения обра зуются в природе из атмосферного азота также и химическим путем.
Укажите, посредством каких реакций и при каких условиях образуются из атмосферного азота неорганические нитраты.
На земном шаре имеется немало мест, где грозы столь часты, что этим путем связывается довольно много азота, но на боль шей части планеты молнии не играют сколько-нибудь сущест венной роли в круговороте азота.
Пока в круговорот азота не вмешивается человек, поддержи вается более или менее постоянное равновесие между накопле нием в почвах азотных соединений и их потреблением расте ниями. При благоприятных климатических условиях идет посте пенное обогащение почв связанным азотом. Однако урожаи уно сят с полей сотни миллионов тонн азота в год, баланс наруша ется и почвы истощаются. Чтобы поддерживать урожаи на по стоянном уровне, нужно компенсировать вынос связанного азо та из почвы. Сейчас, когда перед сельским хозяйством нашей страны поставлена задача резкого повышения урожайности всех культур, необходимо особенно заботиться об обогащении почвы азотными соединениями.
Нужно прежде всего использовать навоз — это комплексное удобрение, содержащее и азотные соединения. В некоторых ме стностях можно вносить в почву торф, в котором содержание азота также довольно велико (почему?). Но, очевидно, с по мощью одних только местных удобрений нельзя решить проб лему.
Может быть, можно использовать микроорганизмы, превра щающие атмосферный азот в его органические соединения? Нельзя ли интенсифицировать их деятельность? 'Микроорганиз мы живы не одним азотом—им нужны и другие питательные элементы, необходимы вода, воздух, тепло. При'благоприятных для жизни микроорганизмов условиях они могут играть боль шую роль в фиксации азота. Вводя в севооборот бобовые, в кор-
42
нях которых живут клубеньковые, фиксирующие азот бакте рии, можно существенно повысить плодородие почвы. И, однако, проблема не решается и при использовании этого спо соба.
Интенсивное сельскохозяйственное производство невозможно без применения азотных удобрений, производимых на заводах в таких количествах, которых требует современное сельское хо зяйство для получения высоких урожаев.
Из какого сырья |
и какими |
способами можно |
производить |
||||
азотные |
удобрения? |
В отличие |
от всех |
других |
удобрений |
(фос |
|
форных, |
калийных, |
микроудобрений) |
азотные, |
как |
вы |
знаете, |
нельзя получать из природных соединений. Единственным сырь ем является азот воздуха. Запасы этого сырья на земле безгра ничны и имеются повсюду. Почему земная атмосфера так бо гата азотом? Не вдаваясь во всестороннее рассмотрение этого вопроса," вы можете обратить внимание прежде всего на извест ную из курса химии особенность молекул азота: они чрезвычай
но прочны |
(энергия |
диссоциации молекулы |
N 2 |
равна |
943,2 кдж/моль) |
и поэтому в обычных земных условиях |
инерт |
||
ны. Отсюда следует также, что и получение азотных |
соединений |
|||
из молекулярного азота |
должно быть связано с большими |
труд |
ностями, с созданием условий, существенно отличающихся от обычных.
§ 2. При помощи каких химических реакций можно
получить азотные соединения, исходя из молекулярного азота
Можно предположить, что вы назовете первой реакцию между азотом и кислородом:
N 2 + 0 2 = 2NO — Q
Эту реакцию, которая представляет собой начальную стадию образования нитратов в природе, протекающую под действием электрических разрядов, открыл Г. Кавендиш, о чем он сообщил в 1785 г. Позднее, на протяжении XIX в., было установлено, что азот реагирует при обычной температуре с литием, при повы шенных температурах со щелочноземельными металлами, с маг
нием и с алюминием с образованием |
нитридов. При температуре |
||||||
около 1000 °С протекает |
реакция между |
азотом |
и |
карбидом |
|||
кальция с образованием цианамида |
кальция: |
|
|
|
|||
N, + СаС2 - CaCNo + С + Q |
|
|
|
||||
Многие исследователи |
пытались |
соединить |
азот |
с водоро |
|||
дом — синтезировать аммиак, но эту |
задачу |
в течение всего |
|||||
XIX в. не удалось решить. Удачные |
опыты |
были |
осуществлены |
||||
только в первом десятилетии текущего |
века. Как раз в это вре |
мя стала очевидной жизненная необходимость организации про-