Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
между колесом |
и потоком |
при этом |
ничем не отражен, |
|
что ,и свойственно струйной |
теории |
(§ II—3). |
|
|
В и х р е в а я |
т е о р и я , |
стремясь |
отразить |
этот про |
цесс, оценивает тот же момент взаимодействия |
в зависи |
мости от интенсивности вихревого движения, возбуждае мого в потоке лопастями рабочего колеса. Интенсивность вихревого движения в потоке, как известно из гидроаэродинамики, определяется циркуляцией скорости
Г = §сп ds}
где с и — проекция вектора скорости в точке замкнутого
контура |
на касательную, |
ads — элементарный |
отрезок |
||||
контура |
(рис. II—6). |
|
|
|
|||
Рассмотрим |
поэтому, |
как следует выразить |
момент |
||||
взаимодействия |
колеса с потоком |
|
|||||
через циркуляции скорости. |
|
|
|||||
Циркуляцию |
скорости |
вокруг |
|
||||
каждой |
из лопастей |
Г л |
центро |
|
|||
бежного |
(рис. II—7 а) или решет |
|
|||||
ки профилей |
осевого (рис. II—76) |
|
|||||
колеса (пользуясь следствием |
тео |
|
|||||
ремы Стокса, |
определяющим |
не |
|
||||
зависимость |
циркуляции |
от фор |
|
||||
мы контура, охватывающего |
дан |
|
|||||
ную вихревую зону), можно |
под |
|
|||||
считать по контуру |
1—2—2'—Г', |
|
|||||
состоящему из двух |
сходственных |
|
линий тока 1 — 1 и Г—2' соседних межлопастных каналов и соединяющих их отрезков вход
ной и выходной окружностей 1 — 1' и 2—2'. Учитывая
свойство |
суммируемости циркуляции по элементам кон |
тура, запишем |
|
Г л = |
Г 1 _ 2 _ 2 ' _ | ' = Г2 _2 - j - Г2 _2- -+- Г2 '_1' -f- Г"і *—1 - |
Так как линии тока 1—2 и Г—2'являются сходственными (смещенными одна от другой на полный шаг лопастей t), т. е. поле скоростей по каждой из них одинаково
Эти два члена в последнем выражении взаимоуничтожа ются. Заменив Гі' _ і обратной ей по знаку величиной Гі_і- , получим
ГЯ = Г 2 _ 2 ' - Г , _ , . . .
Считая* что на выходной окружности радиуса г2 и на входной—радиуса г, имеются неизменные по их дли не осредненные проекции скоростей с„2 и c„i, соответ ственно можно записать
Га_2' = c„it-,\ Г]_і' = с„\ tu
а так как t., — 2тсг2 : z и ^ = 2яг, : z.
Гл = — 2тс (г2 с„2 — С„\), z
где г —число лопастей колеса.
|
Р и с . |
11—7 |
|
|
Ц и р к у л я ц и ю |
в о к р у г |
|
в с е х 2 л о п а с т е й ра |
|
бочего колеса следует поэтому |
определять |
уравнением |
||
гТл |
= 2ъ(г2си2 |
— г1сиХ)., |
(II —9) |
|
Но в этом уравнении |
|
|
|
|
и |
2 я г 2 с в 2 |
= |
Г" |
|
2т,гх сиХ |
= |
Г' |
|
|
|
|
можно рассматривать как циркуляции скоростей по вы ходной 2яг2 и входной 2я/"ь окружностям рабочего колеса,
60
так как осреднение величин с„2 и с и\ предполагает наличие по этим окружностям равномерных полей ско рости. Учитывая, что такие циркуляции^ (Г" и Г") могли бы быть созданы вихревыми нитями, расположенными вдоль оси вращения колеса (вокруг его «центра»), с со ответствующей их интенсивностью)' эти циркуляции на
зывают ц и р к у л я ц и я м и ц е н т р а л ь н ы х |
в и х р е й . |
Таким образом, |
|
гГл = Г " - Г , |
. ( П - 1 0 ) |
т. е. сумма циркуляции скоростей, возбуждаемых в пото ке всеми лопастями рабочего колеса, определяет разницу циркуляцией центральных вихрей в том же потоке за и перед колесом. Этим выражается основной принцип
вихревой теории |
лопастных машин, согласно которой |
передача энергии |
от колеса потоку обеспечивается за |
счет возрастания |
в этом потоке интенсивности вихревого |
движения, определяемой увеличением циркуляции цент рального вихря.
На рис. II—8 такое увеличение циркуляции централь ного вихря от Г' до Г" при проходе потока через цент робежное н через осевое колесо показано наглядно. За-
Рнс. II—8
метим, что в потоке, проходящем через рабочие колеса
турбинных двигателей, циркуляция |
центрального |
вихря |
не увеличивается, а уменьшается, т. |
е. здесь Г" < |
Г', что |
и соответствует обратному направлению передачи энер гии в машинах этого типа.
\
сопоставляя разницы в скобках уравнений (II—3) и (II—9) и учитывая (II—10), получаем и выражение мо мента взаимодействия колеса с потоком через разницу циркуляции центральных вихрей
Г" — Г'
Обобщая основные зависимости струйной (II—8) и вихревой ( I I — I I ) теорий, можно записать, что'этот мо мент
М = PQ (г, сиг - г, си\) = |
pQ Г" ~ Г'*г+ |
(U - 12 ) |
|
2л |
|
§ II—6. Теоретическая энергия, передаваемая |
рабочим |
|
колесом |
потоку |
|
Момент взаимодействия между рабочим колесом и потоком, величина которого оценена в предыдущем пара графе, определяет и энергию, передаваемую потоку при
известной |
скорости вращения |
колеса. |
Действительно, |
если со |
рад/сек — угловая |
скорость, |
произведение |
Мы |
вт— выражает мощность, развиваемую на |
сек
колесе. При объемной производительности машины Q мъ]сек и соответствующем ей массовом расходе жид кости или газа т = pQ удельная энергия, переданная колесом будет
_ Л4и> н.м сек __ дж
pQ сек кг |
кг |
Поскольку при оценке момента взаимодействия по уравнению (II—12) гидравлические потери не учитыва лись, эту энергию следует считать теоретической (§11-2). Учитывая, кроме того, что tor = и, получаем
|
. - |
- . |
|
Г" — Г' дж |
|
m |
1 0 . |
|
<?Т = |
\UiCu1 |
— йх Си\) |
= |
ш |
|
. |
(II—13) |
|
|
|
|
|
2л |
кг |
|
|
|
Это уравнение является |
о с н о в н ы м |
у р а в н е н и е м |
||||||
т е о р и и |
л о п а с т н ы х |
м а ш и н , |
в первой |
форме |
его |
|||
правой части — струйной, а во второй — вихревой, |
|
С т р у й н а я т е о р и я , в той первоначальной ее фор ме, которая была предложена Эйлером, предполагала, что кинематика движения всех элементарных струек, со ставляющих поток, протекающий через рабочее колесо, тождественна, т. е. здесь не учитывалась возможность наличия неравномерного поля скоростей по сечениям межлопаточных каналов. В действительности это не так, но, как очевидно, неравномерность поля скоростей в лю бом из сечений межлопаточиого канала будет тем менее ощутима, чем меньше эти сечения.
• Физический смысл упрощений, допускаемых струйной теорией, определяется, таким образом, тем, что они справедливы лишь при бесконечно большом числе лопа стей рабочего колеса, когда проходные сечения межло паточных каналов бесконечно малы. Основное уравнение струйной теории или у р а в н е н и е Э й л е р а поэтому записывают без символов осреднения величин си\ и си
е™ = и 2 с и 2 — и І c u l = iu с2 coso2 — иу СІ cos ох , (II —13 стр)
по добавочный |
символ оо здесь отмечает, что это относит |
|||||
ся |
к колесу |
с |
бесконечно |
большим |
числом |
лопастей |
Ъ = |
оо. |
|
|
|
|
|
|
В и х р е в а я |
т е о р и я |
лопастных |
машин |
оперирует |
|
основным уравнением |
|
|
|
|||
|
|
|
Г" — Г' |
|
|
|
|
|
е т |
= ш _ |
, |
(II — ІЗвихр) |
2я справедливым, как было показано, при любом числе ло
пастей г. Разница циркуляции центральных вихрей Y" — Г' здесь практически оценивается по циркуляциям вокруг лопастей рабочего колеса (§ II—5) или по опреде ляемым ими силам Жуковского (см. ниже § III—5).
§ II—7. Поправка на циркуляцию вокруг лопастей
Допущение струйной теории о равномерном поле ско ростей по проходным сечениям лопастного- колеса, если не учитывать; что это справедливо лишь при z = оо, приводит к парадоксальному заключению о невозможно сти затраты энергии на вращение рабочего колеса маши ны. В самом деле, равномерное поле скоростей по