Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
сечению потока в соответствии с законом Бернулли должно обеспечивать и равномерное поле давления. Сле довательно, давление иа каждую лопасть рабочего колеса со стороны обтекающего ее потока должно в этом случае быть одинаковым как вдоль передней стенки ло пасти, так и вдоль задней. При этом не может, очевидно, создаваться и сил, противодействующих вращению лопа стей, т. е. обеспечивающих затрату энергии на вращение колеса и ее передачу потоку.
В действительности это не так, а отмеченная выше кажущаяся парадоксальность основного уравнения струй кой теории в форме (II—13 стр.) раскрывается тем, что при бесконечно большом числе лопастей на каждой из них создаются бесконечно малые силы, обусловливаемые бесконечно малыми разницами скоростей и давлений вдоль задней и передней стенок каждой лопасти. Таким образом, основное уравнение струйной теорий принципи
ально верно, |
но, так как колесо с z = оо осуществить |
невозможно, |
это уравнение требует внесения поправки |
на конечное |
число лопастей. |
Физический смысл такой поправки определяется так же и тем, что при конечном числе лопастей вокруг каж дой из них создается циркуляция скорости Гд также конечной величины. Это, по существу, и вскрывает вихре вая теория, дополняя тем самым струйную теорию в ча сти оценки механизма передачи энергии па рабочем колесе лопастной машины.
Наглядное представление о таком механизме переда чи энергии на лопастях рабочего колеса, обусловленном возникновением циркуляции скорости, можно получить следующим элементарным, но принципиально правиль ным рассуждением.
Представим себе некоторый сосуд с жидкостью, вра щающийся вокруг оси О (рис. II—9). Если не учитывать трения о стенки сосуда, все частицы находящейся в нем жидкости будут сохранять свое взаиморасположение от носительно внешнего пространства, несмотря на враще ние сосуда. Поэтому, когда сосуд повернется от своего начального (верхнего по рис. II—9) положения, напри мер, на 90°, расположение этих частиц, отмечаемое стрел кой, останется прежним. Но отметка v , на стенке сосуда, совпадавшая в начальном положении с острием стрелки,
окажется смещенной также на 90°. Стрелка как бы по
вернулась |
при |
|
этом |
относительно стенки |
сосуда на 90° |
|||||||
в направлении, обратном вращению сосуда. |
||||||||||||
То |
же |
|
будет |
наблю |
|
|
||||||
даться |
и |
в процессе |
пос |
.Л |
||||||||
ледующего |
вращения |
со |
||||||||||
суда |
на 180°, |
270° |
и на |
|||||||||
360°. ЗА |
полный |
оборот |
||||||||||
сосуда |
вокруг |
|
центра |
О |
|
—Ф |
||||||
стрелка |
повернется |
отно |
Ф |
|||||||||
сительно |
него |
также |
на |
|||||||||
полный |
оборот, |
но в об |
||||||||||
ратном |
направлении. |
Это |
||||||||||
значит, что |
и |
|
жидкость в |
Ф |
||||||||
сосуде |
(без |
трения), |
вра |
|||||||||
щающемся вокруг некото |
||||||||||||
рого центра О с угловой |
||||||||||||
скоростью |
|
со, |
вращается |
|||||||||
относительно |
этого |
сосу- |
Рис. 11—9 |
|||||||||
да в |
обратном |
направле |
|
|
||||||||
нии с угловой скоростью — со1 9 ). |
|
|||||||||||
Те |
же, |
по |
|
существу, |
явления протекают и в межлопа |
|||||||
точном |
канале рабочего |
колеса, например, — центробеж |
||||||||||
ного, |
в |
процессе его вращения. Если предположить, что |
||||||||||
вход и |
выход такого |
канала |
заглушены |
(рис. II—10 а), |
||||||||
находящаяся |
в нем жидкость |
(или газ) будет стремиться |
к вращательному движению в обратном вращению коле са направлении; в этом канале создастся циркуляционное движение.
Когда в действительных условиях работы лопастного колеса его межлопаточные каналы открыты, в них со здается поступательное — проточное движение, но стрем ление к циркуляционному движению в проходящем через эти каналы потоке, вызванное вращение колеса, сохраня
ется, и в этом |
случае — ц и р к у л я ц и о н н о е д в и ж е |
н и е н а л а г а е т с я н а п о с т у п а т е л ь н о е . |
|
Поэтому |
п о л е о т н о с и т е л ь н ы х с к о р о с т е й |
в м е ж л о п а т о ч н ы х к а н а л а х р а б о ч е г о к о л е-
, 9 ) Этот механизм для наглядности полезно сопоставить с меха низмом вращения педали велосипеда на ее оси при неизменном го ризонтальном положении йоги велосипедиста.
5. З а к а з 45'13. |
65 |
|
с а л о п а с т н о й м а ш и н ы п р и е г о в р а щ е н и и и е м о ж е т б ы т ь р а в н о м е р н ы м. Циркуляционное движение, палагаясь на поступательное, увеличивает от носительные скорости в передней части межлопаточиого
канала и уменьшает их в задней, |
как это показано на |
|||||||||
|
рис. II—10 б, для не |
|||||||||
|
которого сечения |
кана |
||||||||
|
ла |
цилиндрической |
||||||||
|
поверхностью |
|
радиуса |
|||||||
|
г. В соответствии с за |
|||||||||
|
коном |
Бернулли |
|
это |
||||||
|
приводит |
и |
к |
неравно |
||||||
|
мерному |
полю |
|
давле |
||||||
|
ний в любом из таких |
|||||||||
|
сечений, |
но |
давление |
|||||||
|
будет |
возрастать |
в |
на |
||||||
|
правлении, |
|
обратном |
|||||||
|
окружной |
скорости вра |
||||||||
|
щения. Поэтому |
давле |
||||||||
|
ние р' на задней стен |
|||||||||
|
ке любой |
|
из |
|
лопаток |
|||||
|
будет меньше |
давления |
||||||||
|
р" на |
передней. |
Такая |
|||||||
|
разница |
давлений |
со |
|||||||
|
здает |
силы, |
|
противо |
||||||
|
|
действующие |
|
|
враще |
|||||
|
|
нию |
колеса, |
и |
обеспе |
|||||
|
|
чивает затрату |
энергии |
|||||||
Рнс. |
11—10 |
на его вращение, а сле |
||||||||
довательно, |
и |
ее пере |
||||||||
|
|
|||||||||
|
|
дачу |
потоку. |
|
|
|
|
|||
Неравномерное |
распределение |
скоростей |
относитель |
|||||||
ного движения по сечению межлопаточного |
канала |
при |
водит к тому, что на выходе с этого канала поток стре мится завернуться в сторону меньших скоростей, т. е. сторону, обратную направлению вращения колеса. Поэ тому осреднен'ный вектор выходной скорости ш2 при конечном числе лопаток не будет направлен по касатель
ной |
к их |
выходным_кромкам, как |
это предполагалось |
||||
при |
z = |
со |
(вектор |
w. f |
на рис. II—10 6), т. е. <в дейст |
||
вительных |
условиях |
уменьшается |
закрутка |
потока на |
|||
выходе или |
циркуляция |
центрального вихря |
Г". В соот- |
ветствии с основным уравнением теории лопастных ма
шин (II—13) это приводит |
к тому, что д е й с т в и т е л ь |
||||
н а я в е л и ч и н а т е о р е т и ч е с к о г о |
п о в ы ш е н и я |
||||
п о л н о г о д а в л е н и я д о л ж н а |
б ы т ь |
м е н ь ш е , |
|||
чем это предполагалось при z = оо |
|
|
|||
Д/?Т = Р («2 С«2— U l Сц0 |
< |
= |
Р ("2 |
— «1 С " ) . |
|
так как с„2 < с^2 согласно |
схеме |
рис. 11—10 6. |
|||
Этим определяется |
п о п р а в о ч н ы й |
|
к о э ф ф и ц и |
е н т н а к о н е ч н о е ч и с л о л о п а с т е й и л и н а ц и р к у л я ц и ю
Aj»TЛ
Арт (II—14)
а действительную величину теоретического повышения полного давления следует определять так:
Исследования числовой величины поправочного коэф фициента о г , соответствующие приведенному выше его определению, проводили немецкий ученый, известный конструктор лопастных машин К. Пфлейдерер, академик АН УССР Г. Ф. Проскура и др. Последний рекомендует эмпирическую зависимость
1 |
|
3,6 sinp2 „ |
( П ~ 1 5 ) |
1 + |
|
г,
которая получила широкое признание. Как очевидно, решающее значение в оценке коэффициента az имеют: число лопаток колеса z, отношение входного и выходно го радиусов этого колеса т = Т\: г2 и угол Ргл выходной кромки лопаток.
Ту же необходимую поправку на влияние конечного числа лопастей и возникающей вокруг каждой из них циркуляции можно вводить и иным способом: определяя
д е й с т в и т е л ь н у ю |
( п р и 2 ^ = о о ) величину теоретиче |
||
ской энергии по уравнению Эйлера, записанному |
в |
виде |
|
Є Т = |
U2Cu2 — % £ u i . |
(II |
—13') |
Здесь с„2 = с2 cos о., |
оценивается осредненным |
по |
вы- |
5*. |
67 |
ходному сечению модулем вектора абсолютной ско-
Си2
рости с, и углом о, = arccos — выходного треугольни-
ка |
скоростей, |
построенного по |
м2 , |
с2 и |
углу р.,, |
у ч и- |
|||||||
т ы в а ю щ е м у |
о т к л о н е н и е |
осредненного |
|
векто |
|||||||||
ра w2 |
от |
касательной |
к |
выходной |
кромке |
• лопат |
|||||||
ки |
(рис. |
II —10 б). Это |
отклонение |
или |
с к о с |
п о т о к а |
|||||||
А^2 |
= |
р2 л |
— р2 |
оценивается |
экспериментально, |
подобно |
|||||||
тому, |
как и коэффициент <зг. Очевидно, |
что при |
исполь |
||||||||||
зовании |
уравнения Эйлера |
в виде |
(11 — 13') вводить |
пос |
|||||||||
ледний |
не |
требуется. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Для |
центробежных |
насосов |
и |
вентиляторов |
с |
уг |
||||||
лом р 2 л < |
93° скос потока |
можно |
определить |
уравне |
|||||||||
нием • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
6 ^ = = - ^ - , |
|
|
|
(11-16) |
||||
где |
|
|
|
|
1 |
+р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
=«2 — СГ2 Ctg Р2л-
Параметр |
р оценивается |
при этом, как и коэффици |
|||||||
ент аг , в |
зависимости |
от |
числа |
лопаток |
2, |
отношение |
|||
входного |
и выходного диаметров колеса |
m = |
Dx:D2 |
||||||
и угла |
р2 л по |
эмпирической зависимости |
|
|
|
||||
|
|
|
_ |
1,2 |
1 + sin р 2 л |
|
|
|
|
|
|
|
Р ~ |
z |
1 - |
т 2 |
|
|
|
Для |
центробежных |
вентиляторов, с |
широким |
диа |
|||||
пазоном |
|
углов |
Р л ^ 9 0 ° , |
можно |
также |
рекомендовать |
эмпирическую формулу ЦАГИ, непосредственно опре деляющую скос потока—разницу углов (32 и р 2 л по их косинусам
Г оо -]2
c o s p 2 - c o s p 9 „ = К —
[Си,.
Коэффициент К здесь определяется в зависимости от режима работы вентилятора, отношения диаметров, .от и угла р2 л . На расчетном режиме можно принимать:.
Я = |
1,5-*-2 при р 2 л < 9 0 ° ; • |
' • • |
|
К = |
3 |
при р 2 л = 90°; |
|
і