Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ектируемои машины можно лишь иа основе четкого представления о физической сущности причин возник новения этих потерь и факторов, их определяющих.
Несмотря на принципиальное сходство физических явлений, обусловливающих возникновение гидравличе ских потерь в центробежных и осевых машинах, истори
ческое развитие исследования этого |
вопроса |
привело |
к различным приемам его решения по |
каждому |
из упо |
мянутых типов машин. Приходится поэтому и изучение
вопроса о гидравлических потерях |
и гидравлических |
к. п. д. проводить для центробежных |
и осевых машин по |
отдельности. Сделаем это сначала в применении к ра
бочему колесу |
ц е н т р о б е ж н о й |
м а ш и |
н ы. |
|
||
Гидравлические потери удельной энергии ег |
здесь |
|||||
в свое |
время |
было |
принято |
разделять на |
потери |
|
трения |
е т р , вызванные |
гидравлическими |
сопротивлени |
ями в проточных каналах, и на так называемые «удар ные потери» е у л 2 8 ) , т. е. потери, обусловленные внезап ным изменением скорости при выходе в межлопаточные
каналы |
рабочего колеса |
или направляющего |
(спрямля |
ющего) |
аппарата. |
|
|
Рассмотрим сначала |
п о т е р и т р е н и я . |
Их, в свою |
очередь, удобно разделять на потери в межлопаточных каналах рабочего колеса е т р . к и потери в неподвижных проточных каналах машины-ет р .н . Очевидно, что первые следует выражать в зависимости от кинетической энер гии относительного движения, а вторые—абсолютного. Оценивая эту энергию по соответствующим осреднениым скоростям иа выходе с рабочего колеса и вводя коэф
фициенты сопротивления, |
запишем |
|
|
|||
вТр |
— |
1_ |
г -wi |
_ i _ г |
Съ- л і |
|
— |
б т р . к ~г б Т р . н |
—<,к |
т |
і.» |
^ оэ/с/кг. |
Эту группу потерь центробежного колеса можно оценить
..коэффициентом
Чглр = 1 - ^ |
= 1 - |
С к а ) і + С " С ' , |
( I I I - 3 0 ) |
ех |
|
2вт |
|
2 S ) Термин «ударные потери» следует считать устаревшим, ко
здесь и ниже мы допускаем его применение как краткое определение совокупности физических явлений, связанных с внезапным измене нием скорости.
который, как очевидно, оценивает влияние лишь сопро
тивлений трения, а не всех гидравлических |
сопротивле |
|||||||
ний в |
машине. |
|
|
|
|
|
|
|
С целью выявления факторов, влияющих на гидрав |
||||||||
лический к. п. д. машины |
при расчетном режиме |
ее рабо |
||||||
ты, когда ударные потери сведены к минимуму, |
формулу |
|||||||
(III—30) целесообразно |
преобразовать. Это можно |
сде |
||||||
лать, |
заменив w2 |
и С2 через |
«2 с помощью |
теоремы |
си |
|||
нусов |
в применении к |
выходному |
треугольнику |
ско |
||||
ростей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И>>, = И 2 |
sin 5., |
; |
Со ' и% |
sin Во |
. |
|
|
|
= |
|
— |
|
||||
|
Sin(p2 + S 2 ) |
|
" |
Sin (^2 |
+ 5 2> |
|
Если, кроме того, теоретически передаваемую на колесе энергию выразить согласно (II—17), как
Єт = <pttj,
а коэффициент ф определить по (II—18) через тангенсы углов бг и р2
tgB3
<р — |
— |
, |
|
t g Рз + |
l g °2 |
после соответствующих преобразований получим фор
мулу, предложенную в свое время |
Г. И. Фуксом, |
|
|
|
(Ш-30/) |
р |
2 \sin2 B2 |
sin2o, / |
Это показывает, что и гтр зависит от углов выходного треугольника скоростей р2 и бг и коэффициентов сопро тивления в неподвижных проточных каналах и в меж лопаточных каналах центробежного колеса — £„ и Ск соответственно. Так как для расчетных режимов угол бг выбирается обычно в небольшом интервале его изме нений, а угол р2 может быть либо острым, либо тупым, решающее значение приобретает последний. Учитывая,
что |
загиб |
выходной |
кромки |
лопаток |
центробежного |
ко |
леса |
назад |
уменьшает угол |
йг и коэффициент |
£ к , это |
||
по |
(III—30') обеспечивает |
повышение |
гидравлического |
к. п. д. машины. Поэтому, например, в центробежных на сосах, где лопатки почти всегда выполняются загнутыми
назад, удается получать более высокие к. п. д., чем в тур бокомпрессорах, воздуходувках и вентиляторах с загну
тыми вперед выходными кромками лопаток |
центробеж |
||||||||
ных колес. Потому же и в современных |
высокоэкономич- |
||||||||
ных |
вентиляторах |
применяются |
центробежные |
|
колеса |
||||
с загнутыми назад |
лопатками. |
|
|
|
|
|
|||
Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об |
« у д а р |
||||||||
н ы х п о т е р я х» в центробежном |
колесе. |
|
|
|
|||||
Представим себе, что при разложении вектора |
абсо |
||||||||
лютной скорости |
С[ при входе в центробежное колесо на |
||||||||
его |
составляющие |
«і и |
ш ь последняя, |
т. е. вектор |
отно |
||||
сительной скорости |
на |
входе, окажется |
направленной не |
||||||
по касательной |
к |
входной кромке лопатки (рис. III—22). |
|||||||
Вступающая на |
лопатку струйка |
будет в этом |
|
случае |
|||||
вынуждена внезапно изменить направление своего |
относи |
||||||||
тельного движения — от направления вектора |
w\ |
до на- |
Рис. III—22
правления касательной к входной кромке. Так как по закону неразрывности радиальная составляющая входной скорости должна при этом оставаться неизменной, нап равленный по касательной к лопатке вектор относитель
ной скорости |
шіл |
по его |
модулю |
будет отличаться |
от |
|
модуля вектора |
Следовательно, |
произойдет внезап |
||||
ное изменение |
величины |
входной |
скорости |
от |
до |
|
] а > і л | . Как известно из гидродинамики, такое |
внезапное |
изменение скорости приводит к потере энергии. Это и называют «ударной потерей».
Очевидно, что внезапного изменения направления и величины входной скорости не будет, если вектор ти определяемый треугольником скоростей, окажется на правленным по касательной к входной кромке лопатки.
Для этого |
необходимо, |
чтобы |
у г о л к а |
входного |
треу |
||
гольника |
скоростей |
был |
равен |
углу |
(3 и между |
каса |
|
тельными |
к входной |
окружности и |
к |
входной |
кромке |
||
лопатки. Равенство этих |
углов |
|
|
|
|
||
|
|
РіА = РіЛ |
|
|
|
|
|
следует поэтому считать |
у с л о в и е м « б е з у д а р н о г о |
||||||
в х о д а». |
|
|
|
|
|
|
|
Чтобы сократить «ударные потерн», при проектиро вании центробежных колес стремятся обеспечить «без ударный вход», т. е. выполняют входные кромки лопа ток в соответствии с углом р и расчетного треугольника скоростей. Но обеспечить безударный вход полностью даже на расчетном режиме не удается.
При элементарных расчетах входной треугольник строится по осредненным скоростям, в соответствии с чем и выполняются входные кромки лопаток, имею щих чаще всего форму цилиндрической поверхности. В этом случае, при неизбежной неравномерности поля скоростей по входному сечению, вход будет безударным лишь для тех элементарных струек, действительные ско рости которых совпадают с расчетными — осредненны-
ми. Все же остальные |
струйки потока |
будут вступать |
на колесо с отклонением |
от направления, |
определяемого |
углом Р і л , т. е. «с ударом».
При детальном проектировании ответственных и вы-
сокоэкономичиых |
центробежных |
машин |
стремятся |
|||||
учесть действительную |
неравномерность поля скоростей |
|||||||
во входных |
сечениях |
межлопаточных каналов, |
особен |
|||||
но — по |
осевому |
направлению. При |
этом |
определяют |
||||
угол Рід |
на |
различных |
расстояниях |
от заднего |
диска |
|||
центробежного колеса и в соответствии с |
этим |
назна |
||||||
чают углы |
Рід . Лопатки |
в этом случае |
приобретают |
сложную форму поверхности двоякой кривизны. К сожа лению, точно учесть фактическое распределение скоро стей по входным сечениям чрезвычайно трудно. Поэтому