Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вводя который получаем, что гидравлический к. п. д. оди­ ночного колеса определяется произведением

' І Г ( К ) = Т7прф7]кр.

(III 35

кол)

Профильный к. п. д.. определяется качеством решетки профилей и режимом ее обтекания, а коэффициент за­ крутки, как очевидно по (III—34), будет тем меньше, чем больше относительная величина энергии закрутки

 

 

~

£ к р

Сн2

 

 

 

 

е К р

-

.

 

 

 

 

ЄТ

2<?т

 

 

Увеличение передаваемой осевым колесом энергии

требует

увеличения

циркуляции центрального

вихря Г"

и вместе

с тем — энергии

закрутки.

При этом

неизбеж­

но понижается цкр,

а, следовательно,—.и гидравлический

к. п. д. одиночного колеса. Поэтому одиночные осевые ко­ леса целесообразно применять лишь при относительно

небольшой передаче

энергии

потоку — в

нпзконапорных

осевых вентиляторах.

 

 

 

2. С т у п е н ь К +

СА, т.

е. система

из осевого ко­

леса с непосредственно за ним расположенным спрям­ ляющим аппаратом, позволяет в значительной мере

использовать энергию

закрутки.

Мы

называем такую

систему с т у п е н ь ю

в ориентации

на

многоступенчатые

осевые машины, в которых поток последовательно про­ ходит ряд осевых колес и устанавливаемых за ними спрямляющих аппаратов. Но система К + СА находит применение и в одноступенчатых осевых машинах — на­ сосах и вентиляторах.

Спрямляющий аппарат за рабочим колесом осевой машины представляет собой неподвижный лопаточный венец, назначением которого является выпрямление закрученного колесом потока с частичным превращени­ ем энергии закрутки в потенциальную энергию, опреде­

ляемую соответствующим

повышением

статического

давления от р2 за колесом

до р3 за спрямляющим аппа­

ратом. В кольцевом элементе системы К +

СА обтекают­

ся две решетки профилей: перемещающаяся вдоль

фронта

решетка К и

неподвижная

решетка СА

(рис. III—25 б).

 

 

В теоретическом случае, когда СА полностью раскру­

тил бы поток, сведя скорость с2 , имевшую

значительную

окружную

составляющую

си2, к чисто осевой скорости

136


с3 = с 0 ,

и не создавал

бы при

этом потерь энергии,

следует

считать, что

 

 

 

Рзт —Рг_

с \ —°\

=cjn

 

Р

2

2

За счет гидравлических сопротивлений или неполной раскрутки потока, когда ся > сп, действительное давле­ ние за СА будет Рз<Рзт, а превращенная им в потен­ циальную энергия

р

Поэтому коэффициент полезного действия спрямляюще­ го аппарата определяется отношением

 

Г)СА=

Н ~ Р І

=

Р

З ~ Р *

( Ш - 3 6 )

 

рзт — Рі

 

рекр

 

 

Очевидно, что полезной энергией, переданной

потоку

в кольцевом

элементе

ступени

К + СА,

следует

считать

 

По — п.

п., — о,

 

-ІСА^кр = Є + 7|САЄ„р,

бк+ СА =

— =

+

рр

всоответствии с чем гидравлический к.п.д. такой сту­ пени

- / ) г ( к + С А) =

Є р +

7 І С А * к р =

W K P

+ ^ І С А р

ДШ - 35СТ)

т. е. этот к. п. д. больше,

чем

в одиночном

колесе, на от­

носительную

величину

использований

 

в

СА

энергии

кручения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. С и с т е м а

НА +

К +

СА

находит

широкое при­

менение

в о д н о с т у п е н ч а т ы х

о с е в ы х

маши­

н а х 2 5 ) .

Здесь

неподвижный

лопаточный

венец

направ­

ляющего аппарата

закручивает

поток

перед

рабочим

колесом машины,

чаще

всего

навстречу его вращению

(рис. III—25

в). В этом

случае

перед колесом

создается

обратная по

знаку

циркуляция

центрального

вихря Г',

s g ) В

многоступенчатых машинах СА предыдущей ступени слу­

жит НА

для

последующей. Поэтому ступенью выше мы считали

систему

К +

СА.


вследствие чего, согласно (II—13), колесо может пере­ давать потоку заданную величину удельной энергии при

меньшей

за

ним

циркуляции

Г" или

при

меньшей

закрутке

потока

на выходе с

колеса

си2.

На долю СА

за

колесом

приходится

меньшее выпрямление

потока:

его

функции

как

бы частично примял

на

себя

НА. Это

позволяет

значительно

повышать'относительную

величи­

ну передаваемой системой НА -4- КЛ -4- СА энергии е : (ш2 без заметного снижения полного к. п. д. машины.

Для оценки распределения закруток потока в систе­ мах К + СА и НА-f-К + СА вентиляторная лаборато­ рия ЦАГИ (1-І. В. Брусиловский) вводит параметры

/?, =

С»х

;

п, =

^ .

 

 

(Ш - 37)

 

СиЧ. Сч\

 

 

 

с н 2

 

пг =

 

 

Очевидно, что

при

отсутствии

НА

 

0,

при

отсутствии СА, когда си3

= сц2,

я 2 = 1,

а

при полной

раскрутке потока

в СА,

когда

си3=

0,

п2

=

0.

Ана­

лиз возможных потерь энергии в НА, К и СА и выра­ жений для полного к.п.д. той или иной, составленной из этих элементов, системы позволяет установить оп­ тимальные значения параметров пх и п> в каждом конкретном случае, которые и рекомендуются для

выбора

соотношений

между с и и сиЪ и с„3 при расчете

осевых

вентиляторов

[4,5].

§III—10. Встречное вращение пары осевых колес

игидравлический к. п. д. их кольцевого элемента

Стремление использовать энергию закрутки потока, создаваемую осевым колесом, приводит, как было по­ казано выше, к необходимости применять спрямляющие или направляющие аппараты. Этой необходимости однако можно избежать, обеспечивая в то же время полное отсутствие закрутки потока на выходе и на вхо­ де, если применять пару ївстречно вращающихся осевых колес (рис. III—26).

Возможные варианты организации рабочего процес­ са в паре встречно вращающихся осевых колес пронализированы в работе автора [28]. Наиболее целесо­ образным мы считаем такой, который обеспечивает возможность передачи одинаковой по величине теоре-



ти чес кой энергии как на первом из встречно вращаю­ щихся с одинаковыми окружными скоростями осевых колес (£т), так и на втором (е"т) при осевом входе на первое колесо и\ — 0) и при осевом выходе со

і

р, Г- 1 \п ^ о •

її

Рис. Ill—26

второго (сиг = 0) . В этом случае не требуется приме­ нения ни НА, ни СА, так как функции НА для второго

Рис. III—27

колеса выполняет первое, а функции СА для первого — второе. Кинематика обтекания решеток профилей коль­ цевого элемента соответствующей пары колес и созда-

139

ющиеся при этом силы взаимодействия потока с про­ филями показаны схематично на рис. III—27, а на рис. III 28 приведены совмещенные треугольники ско­ ростей для того же случая.

Как

показали теоретические

и экспериментальные

исследования,

 

применение

встречно вращающихся осе­

 

 

 

 

вых

колес

обеспечивает

 

 

 

 

более высокие

к. п. д.,

чем

 

 

 

 

в системах

односторонне­

 

 

 

 

го

вращения

и

обладает

 

 

 

 

некоторыми другими преи­

 

 

 

 

муществами — возможно­

 

 

 

 

стью/трехступенчатого

ре­

 

 

 

 

гулирования

путем

вы­

 

 

 

 

ключения

 

привода то од­

 

Рнс.

Ill—28

ного, то

другого

колеса,

 

 

 

 

в частности. Так, в опытах

автора

с парой

встречно

вращающихся

 

колес

осевого

вентилятора

устойчиво достигался

его

общий

к. п. д. в

86 процентов,

а по сопоставительным опытам А. П. Ар-

иикова

[1] к. п. д. вентилятора встречного вращения

на

5—7 процентов

выше, чем

в двухступенчатом

вентиля­

торе с соответствующими параметрами и типами рабо­ чих колес.

Рассмотрим вопрос о передаче энергии в кольцевом элементе пары встречно вращающихся осевых колес, счи­ тая, что скорости вращения их одинаковы (и' — и" = и), и предполагая, что рабочий процесс определяется тре­ угольниками скоростей по рис. III28, что обеспечивает осевой вход на первое колесо при осевом выходе со второго.

Согласно уравнению Эйлера, полная теоретическая энергия, передаваемая потоку на кольцевом элементе первого и второго из таких колес, будет соответственно

е'т = ubc'u;

ет = иАси.

Так как изменения окружных проекций абсолютных скоростей в рассматриваемых случаях по абсолютному значению одинаковы (рис. III28), то

Аса\

Сиг- О

Аса 1 = 0 — С„1 = Си