Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
через зазоры вносит дезорганизацию в потоке, и создает добавочные потери энергии и изменение аэродинамиче ских сил, действующих на концевых элементах лопаток.
Все описанные здесь кратко явления приводят к за метным отступлениям от той кинематической схемы изо лированного и плоского движения по отдельным кольце вым элементам потока, на которой базируются обычные приемы расчета рабочего колеса лопастной машины. Скорости в отдельных точках пространства, занятого потоком, будут за счет этого отличными от тех, которые предполагались при расчете. Всю совокупность явлений, вызывающих отступления от расчетных скоростей, в те>
срии лопастных |
машин поэтому называют |
вторичными, |
|||
а связанные |
с |
этим |
потерн |
энергии — в т о р и ч н ы м и |
|
п о т е р я м и , |
|
вторичными потому, что они ' считаются |
|||
добавочными |
к |
основным •— профильным |
потерям, при |
||
плоском обтекании |
решеток |
профилей. |
|
||
Количественный |
учет вторичных потерь |
представляет |
собой весьма сложную задачу, полностью на сегодня не разрешенную, несмотря на наличие целого ряда специ
альных исследований, |
связанных |
с |
этим |
вопросом. Не |
||||
рассматривая |
детально |
результаты |
|
этих |
исследований, |
|||
с |
которыми |
можно |
ознакомиться |
в |
специальной |
лите |
||
ратуре, отметим, что учет вторичных потерь чаще |
все |
|||||||
го |
проводят |
путем |
введения отдельных |
поправочных |
коэффициентов, учитывающих влияние двух основных факторов, определяющих вторичные потери в осевом колесе: конечной длины его лопастей / и наличия ради ального зазора s у их кромок.
При оценке числовых значений вторичных потерь и соответствующих им поправочных коэффициентов глав ное внимание приходится уделять возникновению сопро тивлений давления, т. е. сопротивлений, обусловленных неравномерностью поля давлений по поверхностям об текаемых тел — лопаток венца. Как показывает опыт,
.сопротивления трения в пограничном слое у втулки и у стенки корпуса мало ощутимы.
Некоторые простейшие сведения об оценке вторичл пых потерь приводятся в следующем параграфе,
§111—12. Гидравлический к.п.д. осевой машины в целом
Гидравлические к. п. д. отдельных |
кольцевых эле |
ментов осевого колеса или систем |
К + СА, Н А ' + К |
и т. п., рассмотренные в § III—9, как там отмечалось, мо гут быть неодинаковыми. Чтобы получить осредненную величину гидравлического к.п.д. колеса или системы в целом, следует, очевидно, «взвешивать» потери в каж дом кольцевом элементе по массовому расходу проте
кающей |
по |
нему |
жидкости dm |
кг/сек. |
|
|
Считая, |
как |
обычно, что |
в пределах |
ступени |
ло |
|
пастной |
машины |
р = const, „взвешивание" |
потерь |
мож |
но проводить и по объемным расходам в отдельных
кольцевых элементах dQ =ca2%rdr |
м*]сек. В |
соответ |
||
ствие с этим осредненный гидравлический |
к . п . д . осе |
|||
вой |
машины по расходу всего потока Q, |
протекающе |
||
го |
через ометаемое лопастями |
сечение |
Fa, |
следует |
определять так:
я |
|
Го |
( Ш - 4 0 ) |
|
Л)
Предполагая, что осевая скорость са по сечению неизменна, и разбивая его на кольца конечных разме ров с площадями Fi при гидравлических к . п . д . в каж дом кольце f]rt, такое осреднение можно упростить:
^ г о с р |
- ^ — — . |
( Ш - 4 0 |
упр) |
|
' а |
|
|
Очевидно, что |
приведенное |
осреднение т|г не |
учи |
тывает еще влияния вторичных потерь. Их следует учесть введением поправочных коэффициентов на влия
ние |
конечной длины лопастей и радиальных |
зазоров — |
|
ttt |
м |
KS соответственно. Если же числовые |
значения |
таких |
коэффициентов условиться определять, |
сопостав |
ляя действительную величину т]г всего колеса (с уче том вторичных потерь) не с его осредненным (без учета г.торичных потерь) значением, а с соответствующей его величиной на среднем кольцевом элементе, необходи-
10', |
147 |
мость осреднения можно избежать. В этом случае дей ствительная величина гидравлического к. п. д. машины в целом будет
|
\ |
= 1 г с р « і * і . |
(III—41) |
|
где % с р должен |
подсчитываться по одному |
из |
урав |
|
нений |
§ III—9 для среднего диаметра рабочего |
коле |
||
са. За |
последний, |
к которому обычно относят |
все обоб |
щающие расчеты осевой машины, не получая значи
тельных |
расхождений |
с действительностью, принимают |
|||||
диаметр, |
делящий |
ометаемое лопастями сечение |
между |
||||
втулкой (d0) и наружным диаметром |
лопастей |
(D) на |
|||||
два кольца |
равных |
площадей |
|
|
|||
|
|
£ е |
р = |
| / |
j(D*+dl) |
. |
|
Что касается коэффициентов KL и |
K S , то их |
следу |
|||||
ет оценивать на основе материалов, |
относящихся к ре |
||||||
зультатам |
исследований |
конкретных |
машин, |
близких |
по их типу к проектируемой. В порядке первого приб
лижения для воздуходувных |
машин можно |
принимать, |
|||||
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к , = |
1 - у . |
|
|
( I I I — 4 2 ) |
|
где |
I = |
(D — dQ) — длина |
лопасти, |
а а — опытный |
|||
коэффициент, зависящий |
от |
густоты |
решетки профи |
||||
лей |
і — b:t, |
изгиба |
профилей и угла |
атаки, |
под кото |
||
рым |
они |
обтекаются. |
Ориентировочно |
считают, |
|||
что |
( 2 ^ 1 |
мл. |
|
|
|
|
|
Влияние радиального зазора s в обычно допускае мых его пределах (1 —2 96 от /) ориентировочно оце нивают коэффициентом
Ks=\-b-j, |
(Ш-43) |
где b — опытный коэффициент, на расчетных режимах работы воздуходувных машин, выбираемый в пределах от 2 до 4.
Отрицательное влияние зазора по результатам |
экспе |
||
риментальных |
исследований резко |
возрастает |
при |
s : / > 0,02. Этот |
предел не следует |
переходить. |
|
Следует также учитывать, что радиальный |
зазор |
||
влияет не только па повышение потерь лопастной |
маши |
||
ны; он сказывается и на создаваемом |
машиной повыше |
нии давления. Вихревые нити, сбегающие за счет зазора
в межлопаточный |
канал, |
увеличивают |
создающиеся |
||||||
в нем сопротивления и соответствующий |
им |
коэффици |
|||||||
ент Сл.р лобового |
сопротивления |
профилей в |
решетке. |
||||||
Согласно рис. III —10, |
это уменьшает |
осевую |
проекцию |
||||||
сил, действующих |
на профиль в решетке, т. е. уменьша |
||||||||
ет и создаваемый |
решеткой |
перепад давлений. С учетом |
|||||||
зазора |
|
СХр |
= Схо |
-\- |
Схзаз, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где Схо |
— коэффициент |
сопротивления |
решетки при ну |
||||||
левом |
зазоре. |
|
|
|
|
|
|
|
|
По |
результатам работ |
А. В. Колесникова |
[11] мож |
||||||
но считать,, что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
~ |
х г |
s |
|
|
|
|
|
|
|
smp2 |
/ |
|
|
где коэффициент
к= 0,85 [1 —(т -h 0,1)-"], .
апараметр у определяется в зависимости от перепада
статического |
давления, |
создаваемого колесом, Д р С т . к |
и осевой расходной скорости: |
||
|
_ |
2Д/?ст.к |
§ III—13. Методика расчета и профилирования |
||
|
лопастей |
осевого колеса |
Задачей |
расчета осевой машины является опреде |
ление основных размеров рабочего колеса и геометри ческой формы его лопастей по заданным объемной про
изводительности машины |
Q и создаваемому ею полному |
|||
повышению давления |
Ар |
H J M 2 ; кгс/м2. |
Может |
быть за |
данным и желательное |
число оборотов |
на валу |
машины, |
|
но удовлетворить этому |
требованию |
при произвольных- |
||
значениях Q и Ар не всегда удается. |
|
|