Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При установлении основного размера

осевого

коле­

са,— его диаметра

D по наружным кромкам лопастей,

решающее значение

приобретает выбор

в т у л о ч н о г о

о т н о ш е н и я или

относительного диаметра

втулки

Г/ = I .

D

Выполнять осевые колеса с малым d, как правило, не­

целесообразно в связи

с тем, что при малых

 

окружных

скоростях на втулочных элементах

лопастей

здесь

труд­

 

но обеспечить

необходимые по­

 

вышения

 

давления.

Если же

 

периферийные

 

элементы

осе­

 

вого

колеса

создают

заметно

 

большие

повышения

давлення,

 

чем втулочные,

неизбежны об­

 

ратная

перетечка

 

жидкости

 

(или

газа)

и связанное с этим

 

вихреобразоваине

(рис.

I I I —

 

31),

резко

снижающие переда­

 

ваемую потоку энергию и к. п. д.

 

машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Втулочное отношение

в осе­

Рис. III—31

вых

насосах

обычно

вы­

 

бирают

в

пределах

0,3-7-0,6,

а в вентиляторах 0,5-^-0,8. Лишь

в осевых

вентилято­

рах, предназначенных

для малых

повышений

 

давления,

принимают меньшие, чем 0,5 D диаметры

втулки. В осе­

вых воздуходувках и компрессорах находят применение d>0,8.

При выбранном втулочном отношении, исходя из оценки осевой расходной скорости на колесе по объем­ ной производительности машины Q и проходному сече­ нию

4Q v(D*-d3)

устанавливается необходимый диаметр осевого колеса

D 4Q_


Поэтому размеры проектируемой машины н число обо­ ротов ее рабочего колеса, определяющие необходимые окружные скорости, будут зависеть от расчетных вели­ чин Q и са. Увеличение с„ при прочих равных услови­ ях приводит к сокращению габаритов машины и к уве­ личению ее быстроходности.

При выборе допустимых скоростей и размеров осево­ го насоса существенное значение приобретает вопрос о

его к а в и т а ц и о н н о й 3

0

) х а р а к т е р и с т и к е.

Наи­

большее

распространение

здесь

получил

выбор

осевой

скорости

перед

колесом

по формуле С. С. Руднева

[25]

где п — число

 

с0 =

(0,06

0,08)

yfnFQ,

 

 

 

(III-45)

оборотов

в

минуту. Очевидно, что

осевая

скорость

в ометаемом лопастями

сечении

са

определя­

ется по

 

с:0

в

зависимости

от

втулочного

отношения.

 

Для осевых вентилягоров оптимальная величина от­

носительной

осевой

скорости

может

быть

определена

через

приведенные

в §

III—9

параметры

 

п,\

и п,ч

(III 37)

по

выведенной

 

И. В. Брусиловским

[5]

фор­

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- _

(1 +2/г,)77 т

І

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2r

 

 

J

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( Ш - 4 6 )

где

 

 

М =

[х +

щ рил +

(1 +

Яі)(л2 — 1) Рсл;

 

Ну =

 

 

 

коэффициент теоретического

напора;

 

г = — — а — втулочное

 

отношение;

 

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н-

НА,Эта

 

 

обратное

качество

решеток

профилей

 

 

 

 

НА, К

и СА

соответственное

 

 

 

 

 

Рформула-СА

обеспечивает

максимальную

величину

к. п. д.

одноступенчатого

 

вентилятора

по

схеме НА +

-+- К. -f- СА.

Для

других

схем

она

применима

при

соот-

3 0 ) Кавитация — весьма нежелательное в гидравлических маши­ нах физическое явление, связанное с местным парообразованием в потоке при малых давлениях и больших скоростях.


зстствуюших значениях параметров «і и гс2. Допускают­ ся некоіорие отступления от оптимальной величины са, не приводящие к заметному уменьшению к. п. д., но обе­ спечивающие сокращение размеров вентилятора.

После того, как по заданной производительности уста­ новлены основные размеры осевого колеса и число обо­ ротов л об/мин, можно приступить к расчету п профи­ лированию лопаточного венца, обеспечивающего задан­ ную величину полного повышения давления Ар на рас­ четном режиме. При этом ометаемое лопастями сечение

fa

= —

(D2—d'2)

разбивают на несколько колец рав-

 

4

 

 

пых площадей и расчет ведут на отдельных радиусах г

средних

окружностей, делящих каждое из

таких колец,

в свою

очередь,

на

равновеликие площади.

 

Рассмотрим

основные

зависимости,

используемые

при

таком

расчете.

 

 

 

 

Окружная скорость на радиусе г м при числе оборо­

тов

колеса

п об/мин

будет,

очевидно,

 

 

 

 

 

 

r.rtl

 

 

 

 

 

 

и =

ж сек.

 

30 Оценив вероятное значение гидравлического к. п. д. на

данном кольцевом элементе, по заданной величине пол­ ного, полезного повышения давления Ар находим его те­ оретическую величину

 

*

Дрт

=

.

 

Используя

уравнение

Эйлера

(II—13), для кольцево­

го элемента

осевого

колеса,

когда

и2 = «і = и, по­

лучаем

= о ех = р и (cu 2 — c e i) .

 

Дрт

(Ill - 47)

Величина сttZ

— си1 =

Дс„

при данной окружной скорости

и известной плотности жидкости, таким образом, опреде­ ляет теоретическое повышение полного давления, раз­ виваемое на кольцевом элементе.

В то же время

по совмещенным треугольникам ско­

ростей

(рис. И—4

в)

при известной закрутке

на вхо­

де с„\

величина Дс„

определяет направление

среднего


вектора wm относительного обтекания решетки профи­ лей, так как

 

tg 3,„ =

,

С"

Аг

,

(Ш~48>

а при

осевом входе

" -

( С

" 1

+ 1 Г

'

 

 

 

 

 

 

 

 

tgP„ =

£ fc--

 

 

(HI 18 ос)

 

 

 

и

-

 

 

 

 

 

 

w т

2

 

 

 

 

Модуль вектора

также определяется

из треуголь­

ников

скоростей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

wm

=

.

 

 

 

( Ш _ 4 9 )

Зная необходимые для создания расчетной величины

Ар т направление

и величину

вектора

wm,

можно подо­

брать такой профиль в решетке и такой угол его установки в, которые обеспечат это повышение давления. Установим соответствующее расчетное уравнение.

Подъемная сила, действующая на профиль в решетке, определяется уравнением (II—21). На элементарной дли­ не лопасти, соответствующей кольцевому сечению между г и r-j-dr, эта сила будет

dPy = Cyppbdr^.

Согласно (III—24) определяем тангенциальную проек­ цию результирующей сил лобового сопротивления и подъемной силы

dPu = dPy

Y

-

dP,

K p

Si" P«

+

C°S P« =

 

 

 

 

 

 

KP

 

= r 9

b d

r

^

^ 3 l n p „

+

cospM

y "

 

 

2

 

 

 

 

Это позволит

установить

момент

взаимодействия

с потоком на элементарной

высоте лопаточного венца

 

 

dM

=

 

zdPar.

 

 

Зная соответствующий рассматриваемому кольцево­ му сечению массовый расход жидкости или газа

dm = pca2nrdr,


определяем создаваемое здесь теоретическое повышение полного давления

 

 

 

йрх

 

 

 

dMw

 

 

 

 

 

 

 

 

= р бт — р dm .

 

 

 

 

 

і• читыпая,

что угловая

скорость

ш =

, а їт-г: z =

= t — шаг лопаточного

 

 

 

 

г

г,

 

 

венца

на радиусе

после под­

становок

и сокращений

получаем

 

основное

расчетное

соотношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

р т =

с

A

l

p

^

/QslnPw

+ cospw

 

 

 

 

J '

*

С в

 

2

 

л;

 

 

 

Практическое использование этого уравнения при

профилировании

лопаточного

венца

определяется

сле­

дующим. По

заданному

До, оценив 7jr , находим кр-\-

и для рассматриваемого

 

радиуса

цилиндрического

се­

чения

лопаточного

венца,

зная р, н и са,

а также опре­

делив

по

приведенным

выше

зависимостям

wm и

Р „ м

находим необходимое числовое значение безразмерно­

го комплекса Сур^-.

Качеством

решетки

профилей Кр

при

этом приходится

задаваться

 

с последующей

про­

веркой правильности оценки этой величины.

 

 

Зная числовое

значение комплекса

С > 1 р

на

рас­

сматриваемом радиусе

г, следует

подобрать

такой

аэ­

родинамический

профиль сечения лопасти

и такой

угол

его установки в решетке 9,

при

которых:

 

 

а) создается

угол

атаки

d

в — р,„,

обеспечиваю­

щий

необходимую

величину

Cv

и

всего

комплекса

С—•

б) обеспечивается по возможности высокое аэроди­ намическое качество решетки профилей Кр = Сур : Схр, близкое к предварительно оцененной его величине.

Очевидно, что в процессе такого подбора возможны различные варианты выбора геометрической формы профиля, его размера (длины хорды Ь), угла установки 0 и числа лопастей г, определяющего шаг t. Числом лопастей обычно задаются заранее, исходя из устянов-