Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует,

наконец,

учитывать

отмеченную

в § I—2

возможность

иеучета

работы процесса сжатия

не только

в насосах, но и п одноступенчатых

воздуходувках. С тер­

модинамической точки зрения это надо понимать как пре­ небрежение сжимаемостью рабочего тела, не ощутимой не только в применении к жидкостям, но и к газам при восьма малых повышениях давления.

На рис. 17 это пояснено изображением термодина­ мического цикла компрессора в р— v диаграмме. Когда Ар по сравнению с начальным давлением р\ незначитель­

но

(для

вентиляторов,

например,

Ар

не

превосходит

500

мм в. ст., т. е. будет

составлять не более 5 процентов

начального — атмосферного давления), эта

диаграмма

представляет

собой узкую

полоску. Пренебрегая

сжима­

емостью

газа

и считая, что v — V[ =

const, действитель­

ную

кривую

сжатия

1—2

мы условно

заменяем

верти­

кальной прямой 1—2'

(рис. I—7 а). Ошибка в вычислении

*1

и

Ц= const

Рис.

ек как площади цикла 1—2—3—4 будет при этом определяться площадью криволинейного треугольника 1—2—2'. При Д / ? ^ 200 мм в. ст., т. е. в низконапорных и в средненапорных вентиляторах', такая ошибка не вы­ ходит за пределы точности обычных технических вычисле­ ний (1—2%).

При

Ар > 200 мм

в. ст. такое упрощение становится

уже не

допустимым.

Поэтому, желая и в этих случаях


обеспечить возможность неучета сжимаемости газа, здесь приходится, как было отмечено в § I—2, вести рас­

чет

по средней плотности

пли среднему удельному объ­

ему

газа vcp = —

(v\-\-Vo).

 

Это значит,

что

действи­

тельную кривую

сжатия

1——2 мы заменяем

верти­

калью I"2" (рис. I—7 6). При равенстве треугольни­

ков

1 — \"а п 2—2"а

это

равнозначно

замене той

же

кривой 1—в—2 прямой

1—а—2 и, следовательно,

ошибка в вычислении площади, определяющей е к, будет составлять лишь площадь криволинейного сегмента

1—б—2—й. Это не выходит за рамки допустимой

точно­

сти вычисления при Ар ^ 0 , 1-і-0,2 бар.

 

 

 

 

Во всех таких случаях замены действительной

кривой

сжатия

вертикалью мы допускаем, что есж

= 0 и, сле­

довательно, не учитываем термодинамических

понятий и

соответствующих им величин, т. е. от уравнении

термоди­

намического порядка переходим к уравнениям

 

механики

несжимаемой жидкости — уравнениям (1—5н),

(1—5'и),

(1—5в),

(1—5'в) и (1—5' ступ.) 1—2.

 

 

 

 

В дальнейшем, имея дело с лопастными

машинами,—

жидкостными и газовыми — лишь при небольших

(зна­

чительно

меньших звуковых) скоростях,

сжимаемостью

в пределах ступени будем пренебрегать.

 

 

 

 


Г Л А В А II

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛОПАСТНЫХ МАШИН

Передача .энергии от рабочего колеса лопастной ма­ шины к потоку жидкости или газа осуществляется в процессе обтекания этим потоком лопастей рабочего колеса, за счет возникающих при этом сил взаимодейст­ вия. Основной задачей теории лопастных машин следует поэтому считать определение величины переданной рабо­ чим колесом машины энергии в зависимости от гидроди­ намики потока жидкости или газа, протекающего по межлопастным каналам этого колеса.

Рассматривая процессы в лопастных насосах, венти­ ляторах и в отдельных ступенях воздуходувных машин при небольших повышениях давления, сжимаемостью ра­ бочего тела в соответствии с изложенным в главе I будем пренебрегать. Плотность жидкости или газа будем по­ этому считать неизменной на всем протяжении потока, проходящего через рабочее колесо машины и непосредст­ венно связанные с ним неподвижные проточные каналы.

§ II—1. Изменение скоростей и давлений в проточных каналах лопастной машины

Прежде чем приступить к рассмотрению явлений, не­ посредственно определяющих передачу энергии на рабо­ чем колесе лопастной машины, разберемся с изменением скоростей и давлений во всех проточных каналах маши­ ны, не ставя пока задачей количественную оценку этих изменений.

Такими проточными каналами лопастных машин мо­ гут быть:

а) в о д н о с т у п е н ч а т ы х ц е н т р о б е ж н ы х м а- ш и н а х — в насосах, вентиляторах-, воздуходувках (рис. О—1)—их всасывающий патрубок, подводящий поток к центральной части рабочего колеса, межлопаточпые каналы колеса п спиральная камера, переходя­

щая

н нагнетательный патрубок;

б)

в о с е н ы х м а ш и п а х — в пропеллерных насосах

(рис.

О—2),

в одноступенчатых осевых вентиляторах

(рис.

II—1)

или в ступени осевого компрессора — на­

правляющий аппарат (НА) для предварительной закрут­

ки потока перед

колесом, межлопастные

каналы

осевого колеса (К),

спрямляющий аппарат

(СА) с

лопатками, раскручивающими закрученный колесом по­

ток, и отводная часть корпуса

машины с обтекателем

(О)

в центральной ее части, где

нередко размещается

при­

водной электродвигатель.

 

 

В некоторых типах центробежных насосов и воздухо­ дувок и в центробежных компрессорах непосредственно за центробежным колесом размещается еще так называе­ мый «направляющий» аппарат или диффузор в форме двух дисков с лопатками между ними или без них. В мно­ гоступенчатых центробежных машинах имеются еще v обратные каналы, подводящие поток к центральной части рабочего колеса следующей ступени, после выхода его с предыдущего или с расположенного за ним «направ­ ляющего» аппарата.

Обобщая и систематизируя все рассмотренные здесь случаи, можно установить следующие т и п и ч и ы е э л е ­ м е н т ы п р о т о ч н о й ч а с т и л ю б о й л о п а с т н о й м а ш и н ы.

1. П о д в о

д я щ и й к а н а л (ПК), через который по­

ток жидкости

или газа, вступивший во всасывающий

патрубок машины, .подводится к ее рабочему колесу. Для осевых машин в (ПК) входит и направляющий аппарат (НА) перед рабочим колесом, если этот аппарат суще­ ствует.

2. Р а б о ч е е к о л е с о (К) центробежного или осево­ го типа, по межлопаточным каналам которого протекает поток, воспринимая энергию за счет силового взаимодей­ ствия с перемещающимися при вращении колеса его лопастями.


3. О т в о д я щ и и к а н а л (ОК) — та часть проточных каналов за рабочим колесом машины, в которых не на­ блюдается заметного изменения средней скорости потока. В центробежных машинах сюда -следует относить спи­ ральную камеру, если она сконструирована так, что не создает заметных уменьшении скорости, пли «зазор» между рабочим колесом и дисковым «направляющим» аппаратом. В осевых машинах за ОК следует считать проточный канал между рабочим колесом и спрямляю­ щим аппаратом, «зазор» между ними.

4. Д и ф ф у з о р (Д), которым будем считать ту часть проточных каналов за рабочим колесом машины, в ко­ торой средняя скорость потока заметно уменьшается,- т. е. осуществляется диффузорный процесс превращения ки­ нетической энергии потока в потенциальную. Это целе­ сообразно обеспечивать в большинстве лопастных машин в связи с тем, что в потоке жидкости или газа на выходе с рабочего колеса создаются, как правило, весьма боль­ шие скорости, сохранять которые и в системе нагнета­ тельных трубопроводов за машиной не следует. В то же время, в большинстве практически встречающихся слу­ чаев желательно, чтобы машина создавала по возможно­ сти большое повышение давления, что и обеспечивает диффузор, развивая добавочное повышение давления в потоке за счет снижения его скорости.

Простейшим диффузором служит расширяющаяся часть нагнетательного патрубка, в которую обычно плав­ но переходит спиральная камера одноступенчатых цент­ робежных машин (рис. О—1). В некоторых типах центро­ бежных машин диффузорный процесс обеспечивается в дисковом «направляющем» аппарате за колесом с лопат­ ками или без них, а в большинстве современных центро­ бежных насосов, так называемого спирального типа, диффузором служит сама спиральная камера, сконструи­ рованная так, что в ней обеспечивается постепенное уменьшение средних скоростей потока, а не только соби­ рание в единый поток жидкости, вытекающей из отдель­ ных межлопаточных каналов колеса. В осевых машинах диффузором является спрямляющий аппарат (СА) за рабочим колесом (рис. II—1), скорость в котором умень­ шается за счет снижения ее окружной составляющей (раскрутка потока), и последующий кольцевой канал,

сечения которого увеличиваются за счет уменьшения по­ перечных размеров обтекателя. Хороший диффузорный

 

эффект

здесь достигается

\ ^

увеличением

диаметра

 

корпуса

машины

в коль­

 

цевой его части

(пунктир­

 

ные линии на рис. II—1).

 

Последним

теперь

за

 

изменением

средних

ско­

 

ростей и давлений в пере­

 

численных

выше

типовых

 

элементах

проточной

час­

 

ти лопастной

 

машины.

 

Характерными

сечениями

 

здесь будем считать

сече­

 

ние входа

в машину

Н—

Рис. 11—1

Н, сечение

входа

в

меж­

 

лопастные

каналы

рабо-

чего колеса 1 — 1, выхода из них 2—2, входа в диффузор 3—3 и выхода из него и из машины в целом К—К. Меж­ ду этими сечениями располагаются перечисленные выше

элементы

проточных

каналов ПК, К,

ОК и Д, что на

примере

осевой машины

наглядно

показывает рису­

нок I I — 1 .

 

с и

 

 

Средние скорости

давления

в таких сечениях

будем индексировать соответствующими буквами и циф­ рами: н, 1, 2, 3, к.

На рис. II—2 представлен примерный график измене­ ния скоростей и давлений в проточных каналах лопастной машины. Жидкость или газ входит во всасывающий пат­ рубок машины (сечение Н—Н) с некоторой скоростью с н при давлении р „. В зависимости от изменения проход­ ных сечений подводящего канала скорость и давление в нем будут изменяться в соответствии с законом Бернулли, т. е. при увеличении скорости потока давление снижается, и наоборот. Чаще всего имеет место первый случай, что и показано на рис. II—2.

При входе на рабочее колесо (сечение Г—1) созда­ ется некоторая скорость с\, определяемая объемной про­ изводительностью машины Q и площадью входного се­ чения колеса Fi. Здесь имеется и соответствующее дав­ ление р\.


В межлопаточных каналах рабочего колеса потоку жидкости или газа передается энергия. Поэтому здесь, как правило, одновременно повышаются и скорость

 

 

 

Рис. II—:

 

 

и давление — до с2 и р% >в выходном

сечении колеса

2—2.

В

отводящем

канале

«зазоре»

менаду К и СА

или

в

спиральной

камере,

не

создающей диффузорного

эф­

фекта), как было условлено выше, скорость практически не изменяется. Давление же здесь может незначительно падать лишь за счет гидравлических сопротивлений. По­ этому при входе в диффузор (сечение 33) с3 я? с2 ,

арз немного меньше р2.

Вдиффузоре, как уже было отмечено выше, протека­ ет процесс превращения части кинетической энергии,

переданной колесом

в потенциальную,

в соответствии

с чем скорость здесь

снижается до с к

їв выходном сече­

нии машины, а давление повышается

на

величину

Д / ? д ф = Рк Ра-

 

(И—1)

Как очевидно при рассмотрении всех описанных здесь процессов изменения скоростей и давлений, повышение давления, создаваемое непосредственно на рабочем ко­ лесе

Д/'кол = Рг р { ,

не равно повышению давления,

создаваемому машиной

в целом. За счет диффузорного

эффекта иоследнее,* как