Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в а р и а н т а м осуществляются в разные сроки, а текущие затраты изменяются во времени, для расчета эффектив­ ности производится приведение затрат более поздних лет к текущему моменту путем применения коэффици­ ента, исчисляемого по формуле

Е =

!

(3-7)

1 І Р

( І + Я н . и ) ' '

 

где £ п р коэффициент

приведения;

Еим—нормативный

коэффициент учета разновременности

затрат; t — период

времени приведения (в годах) .

В типовой методике [Л. 33] .принято, что в условиях действующего порядка начисления амортизации основ­

ных фондов £ ы . п = 0 , 0 8 .

Условия сопоставимости вариантов по производствен­ ному результату при ремонте энергооборудования. Про­ дукцией энергоремонтного производства является обес­ печиваемая готовность оборудования к производитель­ ному использованию (несению нагрузки) при сохранениинормального уровня производственной мощности и необ­ ходимых эксплуатационных качеств. Она измеряется в единицах времени эксплуатационной готовности, а так­ же" в единицах ресурса работы, т. е. возможной выра­ ботки продукции отремонтированным оборудованием при' использовании его в течение времени tox с номинальной нагрузкой.'

Время эксплуатационной готовности оборудования может быть повышено путем сокращения длительности простоя в ремонте, а ресурс работы — т а к ж е и путем осуществления мероприятий по увеличению производи­

тельности

(мощности) отремонтированного

оборудова­

ния.

 

 

 

! Д л я данной совокупности

энергооборудования (элек­

тростанции,

энергосистемы)

при заданном

графике на­

грузки потребителей изменение готовности к производ­ ственному использованию вызывает соответствующее из­ менение величины эксплуатационного резерва мощности, т. е. уровня надежности энергоснабжения . Поэтому в энергоремонтном производстве' сопоставимость -сравни­ ваемых вариантов по производственному результату до­ стигается учетом сопряженного экономического эффекта (у потребителя), получаемого от повышения уровня на­ дежности энергоснабжения.

68


Учет сопряженного экономического эффекта (у по­ требителя) электростанции, энергосистемы. Изменение уровня надежности энергоснабжения может быть вре­

менным (с длительностью менее

года) или

постоянным

(в течение всего года) .

 

 

Временное изменение уровня

.надежности

энергоснаб­

жения в энергосистеме имеет следующие экономические последствия: меняется величина ожидаемого ущерба от ненадежности энергоснабжения потребителей (она подсчнтывается по специальной методике), соответствующая экономия затрат далее называется частичным мощностным эффектом (см. § 3-2); может быть изменен состав работающего оборудования, перераспределена нагрузка между совместно работающими агрегатами и в резуль­ тате достигнуто изменение расхода топлива в энергоси­ стеме при выполнении заданного графика нагрузки. Со­ ответствующая экономия топлива (АВ) называется топ­ ливным эффектом вытеснения (см. § 3-2).

Экономия топлива АВ количественно определяется как разность расходов топлива в рассматриваемой си­ стеме до и после внедрения мероприятия *. Приближен ­

но она определяется по удельной экономии

топлива АЬ

и дополнительной выработке электроэнергии

на прогрес­

сивном оборудовании (при одновременной разгрузке ме­

нее экономичного)

5 Д 0 П :

 

 

 

 

 

 

 

ДВ = Д6Э Д 0 П =ДЬЛ/ 1 1 ДЛ Н .

 

(3-8)

где

Nn—номинальная

мощность агрегата,

досрочно вы­

веденного из ремонта; Д Л П — число часов

дополнитель­

ного

использования

номинальной

мощности

агрегата.

 

В

денежном

выражении

экономия на топливе д о л ж ­

на

исчисляться

по

з а м ы к а ю щ и м

з а т р а т а м

на

топливо

(см.

н и ж е ) .

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные

изменения

уровня

надежности

энерго­

снабжения могут оказать влияние на величину установ­ ленной мощности энергосистемы. Например, при кругло­ годовом увеличении эксплуатационного резерва мощно­ сти может быть соответственно увеличено энергопотреб­ ление без ввода новой мощности. Экономия на вводе мощности называется далее полным мощностным эффек­ том '(см. § 3-3).

* Такие расчеты проводятся для условий наивыгоднейшего рас­ пределения нагрузки по методу равенства относительных приростов расхода топлива [Л. 4, 29].

69



Экономическая оценка полного мощностного эффекта в зависимости от конкретных условии дается либо по величине высвобождаемой установленной мощности (по удельным капитальным вложениям и удельным эксплуа­ тационным расходам) для замещаемой (наиболее эконо­ мичной) конденсационной электростанции, либо по до­ полнительной выработке электроэнергии и удельным при­ веденным з а м ы к а ю щ и м з а т р а т а м на электроэнергию (см. ниже) за вычетом затрат па топливо. Составляю ­ щие сопряженного экономического эффекта, учитывае­ мые в расчете, принимают на основе анализа объема внедрения рассматриваемого прогрессивного мероприя­ тия.

Н а р я д у с сопряженным экономическим эффектом по уровню надежности энергоснабжения должен учитывать­

ся сопряженный

эффект по уровню технико-экономиче­

ских

показателей

отремонтированного

оборудования и

их стабильности

в течение межремонтного периода (уро­

вень

присосов

для

парогенераторов,

глубина вакуума

д л я турбоагрегатов) .

 

Оценка затрат . В расчетах сравнительной экономиче­ ской эффективности пользуются цепами па материалы, машины, оборудование. При отсутствии утвержденных цен на новые материалы, машины и оборудование рас­ четы экономической эффективности осуществляются на основе приведенных затрат на их производство, исчис­ ленных в соответствии с методами действующего цено­ образования .

В составе капитальных вложений д о л ж н ы учитывать­ ся затраты на создание основных фондов и образование

нормированных оборотных

средств

по всему рассматри­

ваемому комплексу. Д л я

каждого

года строительства

объекта капитальные вложения определяют как разность между объемом финансирования в этот год по смете и

величиной

реализуемых в

том

же году

возвратных

сумм.

 

 

 

 

 

Амортизационные отчисления на реновацию и капи­

тальный ремонт принимают

по

утвержденным

нормам.

З а р а б о т н а я

плата персонала

принимается

в

соответст­

вии с тарифными условиями оплаты труда с учетом до­ полнительной заработной платы, премий, начислений

в фонд социального страхования. Д о л ж н ы

учитываться

условия использования

рабочей

силы, степень загрузки

прямыми ремонтными

работами

в течение

года.

70


Естественная неравномерность (как следствие сезон­ ного весенне-летнего спада в графике электрической на­ грузки энергосистемы), присущая годовым графикам ремонта основного оборудования электростанций, а так­ ж е высокий уровень специализации ремонтных работ приводят к тому, что ремонт осуществляется обычно со­ вместными силами ремонтного персонала электростанций и специализированных ремонтных предприятии. Поэто­ му в сравнительных расчетах расходы на заработную плату д о л ж н ы приниматься для оптимального сочетания хозяйственного и подрядного способов выполнения ре­ монта.

Д л я проведения таких расчетов рекомендуется спе­ циальная методика '(см. гл. 4).

Экономическая оценка топливного и мощностного эф­ фекта, обусловленного внедрением мероприятия. При оценке затрат на топливо и электроэнергию необходимо учитывать единство топливно-энергетического баланса страны и ограниченность размеров возможной добычи наиболее экономичных видов топлива. В этих условиях изменение расхода топлива на любом участке производ­ ства сказывается на масштабах добычи топлива тех ме­

сторождений,

которые

вовлекаются в

топливный

баланс

в последнюю

очередь,

т. е. з а м ы к а ю т

его (они

называ­

ются «замыкающими» топливами) . Виды замыкающего топлива по крупным экономическим районам определя­

ются

с

учетом ожидаемых

изменений

топливно-энер­

гетического баланса на

длительный

перспективный

период.

 

 

 

 

 

Соответственно этому

методы оценки

з а т р а т на

топ­

ливо

п

электроэнергию

при решении

частных

задач

д о л ж н ы

приводить к тем

ж е

результатам,

которым

были

бы получены при их рассмотрении в р а м к а х комплексной оптимизации единого топливно-энергетического баланса страны (крупных экономических районов) .

Такими оценками с л у ж а т удельные приведенные за­ мыкающие затраты на топливо и электроэнергию, кото­ рые характеризуют реальные народнохозяйственные за­ траты, необходимые для получения дополнительной еди­ ницы топлива или электроэнергии. Они могут рассма ­ триваться в качестве проектных цен на топливо и элек­

троэнергию.

 

З а м ы к а ю щ и е

затраты на топливо дифференцируются

по территории,

видам топлива, сезонам года и по эта-

71