Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
в а р и а н т а м осуществляются в разные сроки, а текущие затраты изменяются во времени, для расчета эффектив ности производится приведение затрат более поздних лет к текущему моменту путем применения коэффици ента, исчисляемого по формуле
Е = |
! |
(3-7) |
1 І Р |
( І + Я н . и ) ' ' |
|
где £ п р — коэффициент |
приведения; |
Еим—нормативный |
коэффициент учета разновременности |
затрат; t — период |
времени приведения (в годах) .
В типовой методике [Л. 33] .принято, что в условиях действующего порядка начисления амортизации основ
ных фондов £ ы . п = 0 , 0 8 .
Условия сопоставимости вариантов по производствен ному результату при ремонте энергооборудования. Про дукцией энергоремонтного производства является обес печиваемая готовность оборудования к производитель ному использованию (несению нагрузки) при сохранениинормального уровня производственной мощности и необ ходимых эксплуатационных качеств. Она измеряется в единицах времени эксплуатационной готовности, а так же" в единицах ресурса работы, т. е. возможной выра ботки продукции отремонтированным оборудованием при' использовании его в течение времени tox с номинальной нагрузкой.'
Время эксплуатационной готовности оборудования может быть повышено путем сокращения длительности простоя в ремонте, а ресурс работы — т а к ж е и путем осуществления мероприятий по увеличению производи
тельности |
(мощности) отремонтированного |
оборудова |
|
ния. |
|
|
|
! Д л я данной совокупности |
энергооборудования (элек |
||
тростанции, |
энергосистемы) |
при заданном |
графике на |
грузки потребителей изменение готовности к производ ственному использованию вызывает соответствующее из менение величины эксплуатационного резерва мощности, т. е. уровня надежности энергоснабжения . Поэтому в энергоремонтном производстве' сопоставимость -сравни ваемых вариантов по производственному результату до стигается учетом сопряженного экономического эффекта (у потребителя), получаемого от повышения уровня на дежности энергоснабжения.
68
Учет сопряженного экономического эффекта (у по требителя) — электростанции, энергосистемы. Изменение уровня надежности энергоснабжения может быть вре
менным (с длительностью менее |
года) или |
постоянным |
(в течение всего года) . |
|
|
Временное изменение уровня |
.надежности |
энергоснаб |
жения в энергосистеме имеет следующие экономические последствия: меняется величина ожидаемого ущерба от ненадежности энергоснабжения потребителей (она подсчнтывается по специальной методике), соответствующая экономия затрат далее называется частичным мощностным эффектом (см. § 3-2); может быть изменен состав работающего оборудования, перераспределена нагрузка между совместно работающими агрегатами и в резуль тате достигнуто изменение расхода топлива в энергоси стеме при выполнении заданного графика нагрузки. Со ответствующая экономия топлива (АВ) называется топ ливным эффектом вытеснения (см. § 3-2).
Экономия топлива АВ количественно определяется как разность расходов топлива в рассматриваемой си стеме до и после внедрения мероприятия *. Приближен
но она определяется по удельной экономии |
топлива АЬ |
и дополнительной выработке электроэнергии |
на прогрес |
сивном оборудовании (при одновременной разгрузке ме
нее экономичного) |
5 Д 0 П : |
|
|
|
|
|||
|
|
|
ДВ = Д6Э Д 0 П =ДЬЛ/ 1 1 ДЛ Н . |
|
(3-8) |
|||
где |
Nn—номинальная |
мощность агрегата, |
досрочно вы |
|||||
веденного из ремонта; Д Л П — число часов |
дополнитель |
|||||||
ного |
использования |
номинальной |
мощности |
агрегата. |
||||
|
В |
денежном |
выражении |
экономия на топливе д о л ж |
||||
на |
исчисляться |
по |
з а м ы к а ю щ и м |
з а т р а т а м |
на |
топливо |
||
(см. |
н и ж е ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянные |
изменения |
уровня |
надежности |
энерго |
снабжения могут оказать влияние на величину установ ленной мощности энергосистемы. Например, при кругло годовом увеличении эксплуатационного резерва мощно сти может быть соответственно увеличено энергопотреб ление без ввода новой мощности. Экономия на вводе мощности называется далее полным мощностным эффек том '(см. § 3-3).
* Такие расчеты проводятся для условий наивыгоднейшего рас пределения нагрузки по методу равенства относительных приростов расхода топлива [Л. 4, 29].
69
Экономическая оценка полного мощностного эффекта в зависимости от конкретных условии дается либо по величине высвобождаемой установленной мощности (по удельным капитальным вложениям и удельным эксплуа тационным расходам) для замещаемой (наиболее эконо мичной) конденсационной электростанции, либо по до полнительной выработке электроэнергии и удельным при веденным з а м ы к а ю щ и м з а т р а т а м на электроэнергию (см. ниже) за вычетом затрат па топливо. Составляю щие сопряженного экономического эффекта, учитывае мые в расчете, принимают на основе анализа объема внедрения рассматриваемого прогрессивного мероприя тия.
Н а р я д у с сопряженным экономическим эффектом по уровню надежности энергоснабжения должен учитывать
ся сопряженный |
эффект по уровню технико-экономиче |
|||
ских |
показателей |
отремонтированного |
оборудования и |
|
их стабильности |
в течение межремонтного периода (уро |
|||
вень |
присосов |
для |
парогенераторов, |
глубина вакуума |
д л я турбоагрегатов) . |
|
Оценка затрат . В расчетах сравнительной экономиче ской эффективности пользуются цепами па материалы, машины, оборудование. При отсутствии утвержденных цен на новые материалы, машины и оборудование рас четы экономической эффективности осуществляются на основе приведенных затрат на их производство, исчис ленных в соответствии с методами действующего цено образования .
В составе капитальных вложений д о л ж н ы учитывать ся затраты на создание основных фондов и образование
нормированных оборотных |
средств |
по всему рассматри |
ваемому комплексу. Д л я |
каждого |
года строительства |
объекта капитальные вложения определяют как разность между объемом финансирования в этот год по смете и
величиной |
реализуемых в |
том |
же году |
возвратных |
|
сумм. |
|
|
|
|
|
Амортизационные отчисления на реновацию и капи |
|||||
тальный ремонт принимают |
по |
утвержденным |
нормам. |
||
З а р а б о т н а я |
плата персонала |
принимается |
в |
соответст |
вии с тарифными условиями оплаты труда с учетом до полнительной заработной платы, премий, начислений
в фонд социального страхования. Д о л ж н ы |
учитываться |
||
условия использования |
рабочей |
силы, степень загрузки |
|
прямыми ремонтными |
работами |
в течение |
года. |
70
Естественная неравномерность (как следствие сезон ного весенне-летнего спада в графике электрической на грузки энергосистемы), присущая годовым графикам ремонта основного оборудования электростанций, а так ж е высокий уровень специализации ремонтных работ приводят к тому, что ремонт осуществляется обычно со вместными силами ремонтного персонала электростанций и специализированных ремонтных предприятии. Поэто му в сравнительных расчетах расходы на заработную плату д о л ж н ы приниматься для оптимального сочетания хозяйственного и подрядного способов выполнения ре монта.
Д л я проведения таких расчетов рекомендуется спе циальная методика '(см. гл. 4).
Экономическая оценка топливного и мощностного эф фекта, обусловленного внедрением мероприятия. При оценке затрат на топливо и электроэнергию необходимо учитывать единство топливно-энергетического баланса страны и ограниченность размеров возможной добычи наиболее экономичных видов топлива. В этих условиях изменение расхода топлива на любом участке производ ства сказывается на масштабах добычи топлива тех ме
сторождений, |
которые |
вовлекаются в |
топливный |
баланс |
в последнюю |
очередь, |
т. е. з а м ы к а ю т |
его (они |
называ |
ются «замыкающими» топливами) . Виды замыкающего топлива по крупным экономическим районам определя
ются |
с |
учетом ожидаемых |
изменений |
топливно-энер |
||
гетического баланса на |
длительный |
перспективный |
||||
период. |
|
|
|
|
|
|
Соответственно этому |
методы оценки |
з а т р а т на |
топ |
|||
ливо |
п |
электроэнергию |
при решении |
частных |
задач |
|
д о л ж н ы |
приводить к тем |
ж е |
результатам, |
которым |
были |
бы получены при их рассмотрении в р а м к а х комплексной оптимизации единого топливно-энергетического баланса страны (крупных экономических районов) .
Такими оценками с л у ж а т удельные приведенные за мыкающие затраты на топливо и электроэнергию, кото рые характеризуют реальные народнохозяйственные за траты, необходимые для получения дополнительной еди ницы топлива или электроэнергии. Они могут рассма триваться в качестве проектных цен на топливо и элек
троэнергию. |
|
З а м ы к а ю щ и е |
затраты на топливо дифференцируются |
по территории, |
видам топлива, сезонам года и по эта- |
71