Файл: Пекер Ж.К. Экспериментальная астрономия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50

100

150 cym

Р и с . 17. Влияние торможения

на орбиту

второго советского спут­

ника (см. также рис.

13).

Высота, к м

 

Высота, кіи

Р и с . 18. Плотность атмосферы Земли, определенная путем изучения движения спутников. Левая шкала соответствует прерывистой ли­ нии, правая — сплошной; ось абсцисс — общая.

И С К У С С Т В Е Н Н ЫЕ СПУТНИКИ КАК НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

63

со скоростью изменения периода. Подобные примеры многочисленны.

Возмущающее влияние давления солнечного излуче­ ния в отличие от влияния трения в атмосфере, носит периодический характер. Его исследование позволило,

' if" . I

 

 

 

Май

 

Июнь

1966

 

Р и с . 19.

Корреляция

м е ж д у движением спутников и геомагнитной

солнечной

активностью (по

Барлье

и

Шассэну). Ар — геомагнитный

индекс. На примере

двух

спутников

видно,

что

величина

/ (отно­

шение истинной

плотности к тон, которая дается

моделью

атмосфе­

 

ры)

тесно

коррелирует

с изменением

индекса.

 

например, установить утечку газа в спутнике «Эхо-1» (вследствие ударов метеоритов) и соответствующее

уменьшение массы. Кроме того, были получены

сведе­

ния

о плотности атмосферы на высотах от

900 до

1500

км.

 

Задачи, связанные с гравитационными возмущениями от Солнца, Луны и несферичности Земли, носят другой характер, так как их теоретическое решение может быть получено с высокой точностью a priori на основе со­ временных методов, развитых в этой области. Поэтому


64

ГЛАВА II

с помощью спутников можно определять различные кон­ станты (например, массу и размеры Земли) гораздо точнее, чем самыми точными из имевшихся ранее ме­ тодами астрономии и геофизики. Разумеется, подобные исследования не очень наглядны. Однако они имеют фундаментальное значение. Уточнение параметров гео­ ида, в частности грушевидной фигуры Земли, в полной мере демонстрирует чудеса точности наблюдений и вы­ числений.

Г Л А ВА I I I

В В Е Д Е Н ИЕ В АСТРОНАВТИКУ

1. Переходные орбиты

Из проделанного выше исследования кеплеровских орбит следует, что практически невозможно вывести спутник на орбиту непосредственно с Земли. Единствен­ ная возможность заключается в горизонтальном запуске спутника, однако рельеф местности и атмосфера соз­ дают для этого непреодолимые трудности, так что по­ добный запуск мыслим лишь теоретически.

Следовательно, спутник можно вывести на орбиту вокруг Земли только на ненулевой высоте, на которую он должен быть доставлен специальной ракетой-носите­ лем. Изучение траекторий ракет-носителей является од­

ной из основных задач, связанных с выведением

любого

спутника на кеплеровскую орбиту. Эта задача

состав­

ляет содержание так называемой проблемы

переходных

орбит.

 

 

В проблему переходных орбит, относящуюся к не­ бесной механике, вводятся дополнительные ограничения, связанные с экономической стороной запуска (напри­ мер, время перехода или затраченная на вывод энергия должны быть минимальными) . Необходимо учесть так­

же, что при управлении на участке выведения

возможны

случайные ошибки, возрастание которых

приводит

к увеличению стартового веса аппарата за

счет топ­

лива, необходимого для коррекции траектории. Недо­ статочно предоставить объекты действию только грави­

тационных сил (один

из

моих коллег

говорил: «уснуть

на руках Ньютона») . Так же, как и

на Земле, в кос­

мосе необходима

навигация

и управление.

И

здесь

не­

бесная механика уже бесполезна, за

исключением

рас­

чета участка траектории, где в целях

экономии

топлива

аппарат движется

с

выключенными

двигателями.

Так

3 Зак, 518


66 Г Л А В А I I I

экономный шофер выключает зажигание и ведет авто­ мобиль по проселочной дороге вниз только под дей­

ствием

силы тяжести,

несмотря

на все преимущества

шоссе.

 

 

 

 

 

Общий расход энергии в конце

подъема пропорцио­

нален

у о H , конечно, массе (спутника,

ракеты-носителя

и двигателей), но не

зависит

от

угла

выведения Ко.

Очевидно, эллипс является самой экономичной траекто­ рией при перелете из одной точки в другую (рис. 20).

Р и с . 20. Некоторые возможные траектории между Землей и целью.

Если

аппарату

сообщена параболическая (или боль­

ш а я )

скорость,

он удалится в бесконечность. Однако,

если такая скорость используется для перехода на ко­ нечное расстояние, то в конце перелета аппарата со­ хранится бесполезная остаточная энергия.

Время перелета от перицентра к

апоцентру (полупе­

риод) по I I I закону

 

Кеплера

равно

 

 

у

Т

И

(^пііп ~Ь г m a x ) ^

/ < \

Однако, в общем

случае,

аппарат

может

запускаться

из произвольной точки земной поверхности. При верти­

кальном запуске достигается

наименьшее

время пере­

хода

(предполагается, что в

конечной точке

В скорость

равна

нулю) :

 

 

к Руг

г т а х /


 

В В Е Д Е Н И Е В

АСТРОНАВТИКУ

 

67

И Л И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

^а

 

 

 

 

 

 

\'шах)/

 

 

[ я — Ѳ0 + sin90 ],

(3)

 

2 _

2 ( 2 С Л у : г

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

круг

 

max

 

 

(4)

откуда определяется угол Оо-

 

 

 

Простые

вычисления

 

показывают,

что

при полете

к Луне

 

ti

 

 

 

 

 

 

 

 

»

 

120

ч,

 

 

 

 

U »

 

116

ч.

 

 

К а ж д о м у из

этих

случаев

 

соответствует

своя

начальная

скорость, незначительно отличающаяся от параболиче­

ской скорости, поскольку

расстояние до Луны доста­

точно

велико:

 

 

 

при вертикальном

запуске

 

 

 

ѵ0 — 11,1

км/с;

при

горизонтальном

 

 

 

о 0 =

(11,1

+

1,5) км/с.

При этом необходимо учесть вращение Земли, скорость которого в точке запуска (0,46 км/с на экваторе) сле­ дует добавить (векторно) к скорости аппарата. При

вертикальном

запуске

начальная

скорость должна

быть

направлена

наклонно

и немного

увеличена (рис.

20,

точка С) .

 

 

 

 

При горизонтальном старте скорость можно умень­ шить на 0,46 км/с. Однако это относится лишь к тому

случаю, если Луна

в момент ее достижения окажется

в плоскости экватора

Земли.

Таким образом, горизонтальный запуск теоретически предпочтителен. Но иа практике поступают иначе, по­ скольку приходится учитывать сопротивление плотных слоев атмосферы Земли. При горизонтальном запуске сопротивление атмосферы (из-за которого приходится

3*