Файл: Пекер Ж.К. Экспериментальная астрономия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

08 ГЛАВА III

увеличивать начальную энергию, так как часть энергии тратится на преодоление сопротивления) действует на большем участке траектории, поэтому в этом случае по­ тери энергии более значительны.

Разумеется, время перехода не является единст­ венным интересующим нас параметром. Оно играет основную роль только в задаче перехода из одной фик­

сированной

точки

в другую. В большинстве ж е

случаев

задача

состоит не

только в том, чтобы доставить спут­

ник на

определенную высоту, но и сообщить ему

надле­

ж а щ у ю

скорость с

таким расчетом,

чтобы он

вышел на

желаемую

орбиту

с минимальным

расходом

топлива.

Если движение по орбите происходит

в направлении вра­

щения Земли, а запуск произведен горизонтально, то до­

стигается

двойное преимущество, поскольку

при старте

и выводе

на орбиту используется скорость

вращения

Земли, и тангенциальная составляющая скорости будет максимальной. По закону площадей

 

 

 

vr, max = ' max

Ѵ0.

(5)

На

орбите

Луны

(ее орбитальная скорость относитель­

но

Земли

равна

2,39 км/с)

скорость

i>r, т а х равна

0,19

км/с,

так что

относительная

скорость

в момент до­

стижения Луны оказывается слишком большой, и при мягкой посадке па Лупу для предотвращения быстрого падения и разрушения аппарата необходимо включать тормозные двигательные установки. Величина относи­ тельной скорости будет почти такой ж е при вертикаль­ ном старте или при горизонтальном старте в направле­ нии, противоположном вращению Земли. Однако это

справедливо лишь для очень высоких орбит. На

низких

орбитах действуют другие закономерности.

 

При выходе на круговую орбиту с высотой Я посред­

ством

перехода типа перигей — апогей

следует

исполь­

зовать

соотношение

 

 

 

о 0 ,

'

(6)

по при этом скорость должна быть не меньше круговой (едва ли представит интерес вывести спутник, сразу


В В Е Д Е Н И Е В АСТРОНАВТИКУ

69

обреченный

упасть

обратно на

Землю — вот почему

мы

говорим: «не меньше»). Таким

образом,

 

 

v

_2n(R@

+ H)

_

 

 

 

г, круг

р

 

 

 

 

=

(/?© +

HT4'

(GM&?> ~ -

1 -

УОЩ.

(7)

Д л я

заданной

высоты H скорость ѵ0

определяется

из

равенства

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ ° -

RM + H '

 

I 8 )

т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

ü

 

 

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

(10)

 

 

"0 — "круг.О^! +T# - ) " •

 

Эта

скорость называется

скоростью

гомановского

пере­

хода.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, скорость, необходимая для орби­

тального

перехода

(характеристическая скорость),

дол­

ж н а

быть

не меньше определенной

величины:

 

 

 

»xap =

Ü0 ~

Округ. 0 (l +

-Щ^

0 0

На

рис. 5

(стр. 31)

показана зависимость

этой скорости

от

высоты. Переходные

траектории

такого типа

были'

впервые изучены Гоманом и получили название «гомановских полуэллипсов». Фактически при учете членов

второго

порядка

скорость

ѵГі m a N - ,

в

апогее

не равна

^круг, и- Поэтому

более

точно:

 

 

 

 

ѵг, круг

^ф +

^ °круг,0

Г

R®

 

 

 

Следовательно, в момент

выхода на

 

орбиту спутнику

должна

быть

 

сообщена

дополнительная

скорость

(Я//?®) Ѵ0. При

Я//?ф =

0,1

величина

.

этой

добавочной

скорости

не превышает

1 км/с. .

 

 


70

ГЛАВА

I I I

 

Таким образом, гомаиовскпе

полуэллипсы — самые

экономичные

траектории, но из-за

сопротивления атмо­

сферы они оказываются совершенно бесполезными.

Мы могли

бы рассмотреть

орбиту, более экономич­

ную в принципе: близкую к гомановской, но не касатель­

ную к основной

орбите, на которую выводится спутник.

Эта орбита имела бы более высокий апогей,

чем основ­

ная

орбита. Д л я

этого было бы достаточно

увеличить

ѵ0

на небольшую

величину порядка vQH/R$.

Однако эту

возможность можно исключить из рассмотрения. Дей­ ствительно, в момент перехода на орбиту следовало бы изменить направление скорости, уменьшив ее радиаль­ ную составляющую таким образом, чтобы спутник оказался на круговой орбите. Простые расчеты по­ казывают, что в итоге теряется больше, чем при­ обретается!

Существуют ли другие орбиты, касательные к основ­ ной орбите, но соответствующие негоризонталыюму на­ правлению скорости запуска? Легко показать, что в этом случае скорость была бы немного меньше, чем в случае гомановской орбиты, и, следовательно, для пе­

ревода спутника

на

круговую орбиту

необходимо

было

бы

соответственно

немного

увеличить

скорость

в апо­

гее.

Совершенно

ясно, что

апогеи у таких орбит

такой

ж е ,

как и у гомановскнх,

но перигей

ближе к

центру

Земли.

Однако, как уже отмечалось, гомаиовскпе орбиты имеют серьезный недостаток, связанный с наличием со­ противления атмосферы. Поэтому более целесообразно рассматривать орбиты других типов.

П р е ж д е всего — вертикальный запуск, при котором легче всего преодолеть трудности, связанные с атмосфер­

ным сопротивлением, но при этом усложняется

вывод

на орбиту. Так называемые «сннэнергетические

орбиты»

получаются при вертикальном старте с последующей коррекцией траектории в полете и придания ей гори­ зонтального направления на нужной высоте. Расчет та­ ких орбит, предложенных Обертом, ведут исходя из ра­ венства потери энергии на сопротивление атмосферы и приращения потенциальной энергии. Очевидно, эти по­ тери зависят от формы ракеты-носителя,


В В Е Д Е Н И Е В А С Т Р О Н А В Т И К У

71

Можно выделить другой тип орбит, на которых в процессе полета меняется энергия аппарата . Эти орбиты имеют свои преимущества, но, разумеется, требуют больше топлива. Было установлено, что, д а ж е если до­ пустить возможность орбит с непрерывно меняющейся энергией, гомановская орбита останется самой эконо­ мичной (если пренебречь силами сопротивления атмо­ сферы) . Однако необходимо подчеркнуть другой серьез­ ный недостаток гомановских траекторий. На них допускаются мгновенные изменения скорости и, следо­ вательно, огромные ускорения, опасные как для прибо­ ров, так и для экипажа на борту аппарата . Кроме того, важно отметить, что незначительные ошибки при старте приведут к большим ошибкам в апогее, так что остается необходимой коррекция.

Подобные соображения объясняют, почему исполь­ зуются многоступенчатые ракеты: «мертвый» вес (отра­ ботанные ступени) сбрасывается сразу после прироста энергии, так что приобретенная энергия дает более эф­ фективный вклад в рост орбитальной скорости.

В заключение этого раздела позвольте мне коснуться одного терминологического вопроса. К большому беспо­ койству пуристов-ученых радиокомментаторы и коррес­ понденты широко пользуются выражением «такой-то спутник вышел на орбиту или траекторию...». Разу ­ меется, подобная фраза может вызвать лишь улыбку, поскольку любой аппарат во время всего полета от мо­ мента старта до возвращения на Землю или до его разрушения находится на орбите или траектории. Этим выражением хотят сказать (так бы и следовало гово­ рить), что такой-то спутник, двигающийся по определен­ ной траектории, перешел с одного ее участка (где бла­ годаря действию стартовых ракет растет энергия аппа­ рата) на другой. Обычно при этом имеют в виду: «на другой участок, где действует только тяготение», иными словами — «на ньютоновскую часть орбиты или траекто­ рии». Слово «орбита» служит обычно для обозначения' замкнутого движения, когда спутник проходит после­ довательно несколько раз один и тот же путь; слово «траектория» имеет более общий смысл.


72

ГЛАВА I I I

 

 

2. К Венере и Марсу

 

Сказанное о

перелете с Земли на Луну

(или на

низкую круговую

орбиту — для искусственных

спутни­

ков Земли) можно отнести соответственно и к полету космического аппарата с орбиты Земли вокруг Солнца

к другой планете солнечной

системы,

например

к Марсу

или Венере. С точки зрения

небесной

механики

эта про­

блема более сложная, чем проблема

выведения

спутника

Земли . Д л я расчета

траектории мы должны вначале ре­

шить

кеплеровскую

задачу

двух

тел — Земли

и

ракеты;

затем

решить ту ж е

задачу

для

системы Солнце

и аппа­

рат, причем сопряжение решений этих задач

проводится

в рамках задачи трех тел; в окрестности Марса

осуще­

ствляют аналогичный переход к кеплеровской

задаче

двух

тел: космический аппарат и Марс (то ж е

относится

к Венере или к любой другой планете) ; независимо рас­ сматривается задача коррекции (с помощью неныотоновских сил) траектории.

Конечно, из-за сложности этой задачи мы не сможем привести здесь ее полное решение. Однако кое-что мож­ но легко понять почти интуитивно.

П р е ж д е всего,

скорость запуска должна быть близка

к параболической

или больше ее (гиперболическая ско­

рость): в этом случае небольшой дополнительной энер­ гии достаточно для достижения орбиты Марса, распо­ ложенного в бесконечности по отношению к гравита­ ционному полю Земли *.

В системе Солнце — космический аппарат начальная скорость аппарата в действительности будет по отноше­

нию

к Земле гиперболической, к которой

добавлена

скорость орбитального

движения

Земли вокруг Солнца.

Д л я

параболической траектории

эта скорость

на беско­

нечности равна нулю; следовательно, орбита

объекта,

запущенного с Земли

по параболической траектории,

будет близка к орбите Земли. Различие между этими двумя орбитами возникло бы лишь вследствие несовпа-

* Автор хочет сказать, что Марс находится от Земли на столь большом расстоянии, что вблизи него поле тяготения последней не оказывает заметного влияния на движение космического аппарата.—

Прим. ред,