Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
280°С и время выдержки 20—25 мин. Этот режим следу ет считать оптимальным для ножей •холодной резки ме талла толщиной не более 20 мм, изготовленных из стали 5ХВ2С. Результаты эксплуатационных испытаний пока> зали, что стойкость ножей холодной резки, обработанных, по оптимальному режиму изотермической закалки, в; 2—2,5 раза выше стойкости ножей, прошедших обычную» термическую обработку. Таким образом, одним из эф фективных способов получения высокопрочного материа ла с малой чувствительностью к надрезу является изо термическая закалка на бейнит.
Электролизное борирование
Метод электролизного борирования нашел примене ние на многих машиностроительных предприятиях. В ма шиностроении борированию подвергают втулки и штоки буровых насосов, опоры буровых долот, сегменты, шлюзы, решетки, втулки пневмомоторов, пальцы тракторных гу сениц, детали прессформ, штампы и многие другие де тали.
Электролизное борирование представляет собой про цесс химико-термической обработки, при котором по верхность стальных или чугунных деталей насыщается бором в результате электролиза расплавленной буры. Для этого применяют техническую буру I или II сорта,
Атомарный бор, выделяясь при высокой температуре на сильно активированной поверхности стальной или чу гунной детали, диссоциирует внутрь, образуя бориды же леза.
Наличие боридов в поверхностном слое обусловлива ет высокую микротвердость поверхности деталей — в пре делах 13—25 ГН/м2 (1300—2500 кгс/мм2), что значитель но увеличивает их износостойкость, особенно в условиях абразивного изнашивания. Величина твердости борированной поверхности сохраняется при нагреве до 750— 800°С. . ,
Исследование износостойкости борироваяного слоя рбразцов из низколегированных сталей 12ХНЗА и 80ХГСА, а также .из углеродистых сталей 35, 40 и 45 в ус ловиях абразивного износа показало, что она выше изно состойкости цементированных образцов в среднем на 60% и вь?ше износостойкости нез^каленных образцов в
12 раз.
142
Производственные испытания деталей, упрочненных способом электролизного борирования и работающих в условиях абразивного изнашивания, показали, что изно состойкость некоторых из них, например втулок буровых насосов, получилась в 3—5 раз выше, чем втулок, изго товленных из стали У7-Л и закаленных при нагреве то ками высокой частоты. По сравнению с незакаленньгми втулками износостойкость изготовленных образцов ока залась повышенной в 8—10 раз.
Несмотря на высокую эффективность, электролизное борирование в металлургии еще не получило широкого распространения. На тех немногих предприятиях, где о.но применяется, борированию подвергаются звездочки тран спортеров, срок службы которых увеличивается в 1,6 ра за, фильеры автоматической резки проволоки, срок служ бы которых увеличивается в 2,2 раза, пальцы цепей шлеппера с увеличением срока их службы в 3 раза и ряд других деталей (ролики линеек прокатных станов, роли ки калибровочных трубных станов высокочастотной свар ки, звездочки шлифовальных устройств, оправки холод ного волочения труб, конусы прокатных станов бесшов ных труб и т. д.) .
•Высокая эффективность электролизного борирования в машиностроении, а также положительный опыт приме нения этого способа в условиях металлургического про изводства дают основание для более широкого внедрения его при выборе оптимальных методов упрочнения дета лей металлургического оборудования.
Ниже приведены данные, характеризующие оборудо вание, аппаратуру, технологические режимы и материа лы, которые следует применять при борировании деталей металлургического оборудования.
Электролизное борирование производится на спеши альной установке, в состав которой входят тигельная печь — ванна обычного типа, источник постоянного тока и щит управления установкой.
Процесс борирования целесообразно, проводить в шахтной печи типа Ц со стандартной толщиной кладки. Температура кожуха такой печи обычно достигает 100°С. Для улучшения тепловой изоляции кладку печи следует увеличить по толщине настолько, чтобы температура ко жуха не превышала 60°С.
Тигли для установок электролизного борирования применяются литые или сварные из жароупорной стали
143
марки Х28, которая обеспечивает их наибольшую стой кость. При отсутствии такой стали тигель может быть отлит из жароупорной стали Х25Н25 или др. Размеры печи и тигля выбирают в зависимости от габаритов борируемых изделий с учетом результатов проведенных ис следований и производственных испытаний.
Для электролизного борирования необходим источ ник постоянного тока, в качестве которого могут быть ис пользованы мотор-генераторные преобразователи, а также выпрямители— газотронные кулроксные, ртутные, селеновые или кремниевые, если они обеспечивают воз можность длительной эксплуатации при напряжении на выводных клеммах 12—15 В и силе токе, необходимой дляполучения плотности борируемой поверхности 0,1— 0,2 А/см2.
Этим требованиям соответствуют мотор-генератор ные преобразователи типа АНД 250/500, АНД 750/500 и АНД 2500/5000, а также выпрямители типа ВКТ-100А, ВАГГ-12-600, ВКГ-Ю0М, ВСА-ЗА, ВСА-6М и ВК'200.
Источники постоянного тока необходимо выбирать в зависимости от-размеров борируемых деталей и тиглей. Для борирования небольших деталей в условиях штучно го и мелкосерийного производства целесообразно приме нение купроксных или селеновых выпрямителей.
С целью предотвращения быстрого разъедания тигля расплавленной бурой применяют катодную защиту, т. е. используют тигель в качестве катода.
На тигель можно "подавать ток как от источника, к которому присоединена деталь, так и от отдельного ис точника постоянного тока, что более удобно.
Сила тока защиты должна быть рассчитана, исходя из удельной плотности 0,08—0,1 А/см2 площади дна и бо ковой поверхности тигля, находящейся в расплавленной буре. По мере повышения уровня расплавленной буры увеличивают силу тока защиты. Применение процесса борирования возможно при условии строгого соблюдения термического и электрического режимов. Пусковые, ре гулировочные и контрольные приборы для регулирования и контроля режимов процесса должны быть смонтирова ны на общей панели.
Для обеспечения возможности регулирования величи ны выпрямленного тока подачу тока осуществляют в за висимости от вида выпрямителя через регуляторы на-пря-' жепия типа АТСК, РНО или РНТ.
144
Для автоматического регулирования температуры пе чи применяют щиты управления типа ЩУ или ЩНТ.
Электроды и борируемые детали погружают в ванну в подвешенном состоянии с помощью специальных при способлений. Каждое приспособление состоит из прива ренного к корпусу печи штыря с прикрепленным к нему кронштейном, приспособленным для горизонтального и вертикального перемещения поперек и вдоль штыря, а также для вращательного движения вокруг него.
На кронштейне укрепляется штанга с нарезкой в нижней части. Число устанавливаемых кронштейнов со штангами зависит от величины ванны и размеров борируемых деталей.
Для получения равномерного по толщине борированного слоя электроды должны быть соответствующим об разом размещены по отношению к борируемой детали. Поэтому к нескольким штангам ввинчивают графитовые или угольные электроды, а к остальным штангам прикре пляют борируемые детали на специальных подвесках.
■Вкачестве материала для изготовления спиралей для обогрева тигля-ванны обычно применяют сплавы Х20Н80, ЭН595 и ЭН626. Электродами при проведении процесса борирования служат графитовые стержни (ГОСТ 4426—71) диаметрами 78, 50, 30 и 20 мм или угольные стержни (ГОСТ 4425—62) диаметрами 20, 15, 13, 10 и 8 мм.
Преимуществом графитовых электродов является их повышенная стойкость по сравнению с угольными.
Для электролизного борирования применяется кри сталлическая техническая бура (ГОСТ 8429—69), пред ставляющая собой белый мелкокристаллический поро шок. При плавлении бура теряет - кристаллизационную воду и частично термически диссоциирует, что и обуслов ливает ее электропроводность.
Борируемые детали и части приспособления, к кото рым они прикрепляются для погружения в расплавлен ную буру, должны быть предварительно просушены и обезжирены, так как наличие влаги может вызвать взрыв и выброс расплавленной буры из тигля. Загрузка их про-: изводится после 5-мин сушки. Обезжиривание деталей обычно производится промывкой в авиационном бензине. Приспособления для крепления деталей должны иметь хороший контакт с проводом от источника постоянного тока, а также с самими деталями.
145
Детали, подготовленные для борирования, необходи мо загружать в ванну плавно, без рывков, при темпера туре электролита 950°С.
Сила тока в цепи основного электролиза устанавли вается из расчета 0,2—0,3 А/см2 поверхности деталей и приспособлений, находящейся в электролите.
Сила тока в цепи катодной защиты устанавливается из расчета 0,005—0,01 А/см2 поверхности тигля, находя щейся в электролите.
Напряжение в цепи основного электролиза и в цепи катодной защиты должно находиться в пределах 2—8 В.
■Время выдержки при электролизном борировании считается с момента установления постоянного темпера турного и электрического режимов. Оптимальной про должительностью процесса для стали малоуглеродистых и среднеуглеродистых марок считается 2—4 ч. Начало процесса борирования характеризуется появлением ин тенсивного бурления в межэлектродных зазорах с обра зованием желтоватых вспышек на зеркале ванны.
Качество борированного слоя зависит от ряда факто ров: температуры электролита и времени выдержки в нем деталей; плотности подаваемого на детали и в тигель тока; внутреннего напряжения и чистоты поверхности де талей; качества материала (кристаллической буры и электродов, применяемых при борировании); расстояний между деталями и электродами, а также между элек тродами и тиглем. При разработке оптимального режима борирования в конкретных производственных условиях необходимо предварительно провести исследования воз можных изменений качества борироваиной поверхности в зависимости от основных параметров процесса: темпе ратуры и времени электролиза, а также влияния плотно сти тока на твердость, глубину борированного слоя и ми кротвердость. Параметры других перечисленных выше факторов могут быть приняты на основании имеющегося опыта из практики работы аналогичных установок и ли тературных источников. На основе исследования влияния различных параметров процесса на качество борирован ного слоя оптимальным режимом борирования можно считать: температура ванны 950°С, плотность тока 0,2 А/см2 поверхности борируемых деталей и приспособ лений, находящихся в электролите, время выдержки 2—
4 ч.
Очевидно, что вследствие относительной хрупкости
146
вирированного слоя возможность применения способа электролизного борирования для упрочнения деталей, ра ботающих в условиях значительных удельных давлений или ударных нагрузок, исключается.
Тем не менее имеется значительное-количество дета лей металлургического оборудования, работающих в ус ловиях воздействия абразивной среды, борирование ко торых может дать значительный экономический эффект.
К таким деталям относятся втулки, валики и ролики цепей различных конвейеров, пропуски и проводки про катных станов, сопла гидросбива окалины, лопатки экс гаустеров и многие другие.
В табл. 23 приведены результаты производственных испытаний некоторых борнрованных деталей.
|
|
|
|
Т а б д и ц .а 23 |
|
Сравнительные данные о сроках службы деталей |
|
||||
|
|
С рок с л у ж б ы д е т а |
|
||
|
|
|
л е й , |
м ес- |
У в е л и ч е |
|
Д е т а л ь |
|
|
|
ние |
|
|
|
|
ср о ка |
|
|
|
до |
бори - |
п осле бо- |
службы |
|
|
ро ван н я |
р н рован н я |
|
|
Пальцы цели Ц о б о л я ......................... |
1,0 |
2 ,2 |
2 ,2 |
||
Фрикционные диски |
токарно-винто |
|
|
|
|
резных с т а н к о в ................................... |
|
1,5 |
.3 ,7 |
2 , 4 |
|
Мундштуки для электродной прово |
|
|
|
||
локи наплавочных установок . . . |
2 ,0 |
4 ,5 |
2 ,2 |
||
Сопла гидросбива окалины -штрипсо- |
|
|
|
||
вого стана |
300 .............................................................................. |
. |
0 ,1 4 |
0 ,4 5 |
3,1 |
Вкладыши |
вводных пропусков про |
|
|
2 ,2 |
|
волочного стана 250 |
аглофабрик......................................................... |
0,33 |
• 0,73 |
||
Лопатки эксгаустеров |
3—6 |
7— 8 |
1,4 |
В связи с тем что пальцы цепей Цоболя и фрикцион ные диски токарно-винторезных станов испытывают зна чительные удельные давления, после борирования эти де тали подвергали термической обработке для создания твердого подслоя. Температурный режим закалки и ох лаждающая среда были приняты в соответствии с мар кой стали, из которой изготовлены детали: температура закалки 850—860°С, охлаждающая среда — вода.
Для предупреждения возможностей образования тре щин вследствие различия коэффициентов линейного рас ширения борированного слоя и основного металла с по
147
вышением температуры до 500°С детали нагревали мед ленно.
Дляснятия внутренних напряжений после закалки детали были подвергнуты отпуску при 180—200°С в те чение 2 ч.
Таким образом, результаты практического примене ния электролизного борирования для упрочнения ряда деталей металлургического оборудования характеризуют высокую эффективность этого метода.
Электромеханическая обработка
За последние годы в машиностроении получил срав нительно широкое распространение метод упрочнения де талей .машин путем электромеханического сглаживания или электромеханической обработки (ЭМО).
Сущность его заключается в том, что при контакте инструмента с изделием через них проходит ток большой силы н низкого напряжения, вследствие чего выступаю щие гребешки поверхности детали, подвергаясь нагреву до высокой температуры, под давлением инструмента де формируются и сглаживаются.
Новым в этом методе является сочетание известного многие годы пластического деформирования обкаткой роликом с тепловым воздействием электрического тока па упрочняемую поверхность. Сочетание тепловых и си ловых воздействий на поверхностный слой резко изменя ет его структуру, твердость, внутренние напряжения, со противление износу и шероховатость поверхности. Таким образом, электромеханическую обработку или сглажи вание можно рассматривать как термомеханическую об работку поверхностного слоя.
Электромеханическую обработку (упрочнение, сгла живание, восстановление) производят на токарных стан ках с электроконтактным устройством в патроне и инди каторным приспособлением на суппорте станка. С по мощью индикаторного приспособления ' устанавливают определенное давление на деталь. Источником электри ческого тока служит понижающий трансформатор. Один конец вторичной обмотки трансформатора подводят к электроконтактному устройству, а второй конец присое диняют к инструменту, укрепленному в резцедержателе станка (рис. 11). Электрический режим регулируют по средством изменения коэффициента трансформации.
148
Признаком правильности выбранного режима может служить наличие красного каления в зоне контакта. Пуск и выключение трансформатора производят от маг нитного пускателя. Включать ток следует после того, как инструмент вошел в контакт с изделием, а выключать —
Рис. 11. Схема электромеханической обработки де тали:
/ — о б р а б а т ы в а е м а я д е т а л ь ; 2— з а д н я я б а б к а с т а н к а ; 3 — и н стр у м ен т ; 4— р у б и л 1н н к ; 5 — р е о с т а т ; 6— вто р и ч н ая о б
м о т к а т р а н с ф о р м а т о р а ; 7 — п атр о н
перед отводом инструмента. Несоблюдение этих правил может повлечь за собой искрение и быстрый износ рабо чей поверхности инструмента. Исследованиями установ лено, что ЭМО повышает износоустойчивость конструк ционных нормализованных сталей в 4—9 раз. В черной металлургии впервые этот метод упрочнения деталей был применен на Череповецком металлургическом заводе. В процессе его внедрения было установлено преимущество использования в качестве сглаживающего инструмента ролика'вместо ранее применявшихся пластинок.
Практический опыт этого завода показал, что упроч нение посадочных мест осей, валов и других деталей ци линдрической формы, служащих для передачи крутяще го момента, с успехом может быть произведено способом электромеханической обработки. Применение этого спо соба весьма эффективно для окончательной обработки шеек валков прокатных станов.
Наглядным примером его эффективности могут слу жить также результаты электромеханической обработки шеек ротора электродвигателя сечением 130X270 мм с ротором длиной 2225 мм, изготовленным из стали Ст.5. При ранее применявшемся способе чистовой обработки шеек ротора полированием чистота обработанной поверх ности, как правило, соответствовала V7 (ГОСТ 2789—59). После электромеханической обработки (по ре-
149
жиму / = 400 А; П=163 м/мин; S —0,5 мм/об) чистота поверхности достигла V8—V9 при исходной чистоте после механической обработки V4—V5. При этом про изводительность обработки увеличилась более чем в 2 раза.
Преимущества электромеханической обработки по сравнению с другими способами упрочнения деталей сле дующие:
возможность обработки не только стальных, но и чу гунных деталей. Проведенными исследованиями установ лено, что в результате электромеханической обработки чугуна при соответствующих режимах чистота поверхно сти достигает V8—V9 (ГОСТ 2789—59), т. е. повышает ся на 3—4 класса по сравнению с чистотой поверхности, полученной после обработки резцом, а износостойкость чугуна увеличивается более чем в 2 раза;
легирование и закалка стали, содержащей 0,6% и более углерода, почти не влияют на ее твердость. ЭМО позволяет уменьшить долю остаточного аустенита, что должно способствовать повышению твердости и других прочностных характеристик высокоуглеродистой стали;
применение ЭМО может быть эффективным также для деталей, изготовленных из малоуглеродистой стали с содержанием углерода до 0,2 %• Ввиду малой устойчи вости аустенита в этой стали необходимы очень высокие скорости охлаждения после нагрева выше точки Ас3 — до 2600 град/с. В производственных условиях при закалке даже сравнительно мелких деталей такая скорость обыч но считалась недостижимой, в связи с чем малоуглероди
стая сталь не подверга-
Р'ЯС. 12. Схема восет.аповлетеия по садочных мест изношенной де тали:
1— о б р а б а т ы в а е м а я д е т а л ь ; 2— в ы с а д к а ; 3 — с г л а ж и в а ю щ и й р о л и к ; 4, 5, 6 —
д и а м е т р д е т а л и с о о тве тс тве н н о п осле и зн о с а , в ы с а д к и и эл ек тр о м ех а н и ч ес к о й о б р а б о тк и
150
твердости и прочности. Одним из преимуществ
этого способа является также возможность вос становления неподвиж ных посадок.
\
Л