Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
стин каменными плитами, поставленными на кислото упорном порошке, срок службы травильных баков увели чился до 5—7 лет. Днища флотационных машин, отли тые из каменного литья, имеют срок службы' в 6 раз больше, чем чугунные.
Кроме увеличения сроков службы различного обору дования, каждая тонна установленного каменного литья обеспечивает экономию четырех тонн металла.
Камнелитейная промышленность может отливать де тали любой сложности массой до 1 т, с габаритными раз мерами до 2 м при толщине стенки 15—100 мм. Возмож ность армирования литых изделий в несколько раз уве личивает механическую прочность и дает возможность отливать их без отжига.
Трубы диаметром до 1,5 м и длиной до 2 м, колена различных размеров, гидроциклоны диаметром 250— 750 мм, улитки песковых насосов, статоры и импеллеры флотомашин, различные желоба и фасонные плиты, ша
ры, плиты и изоляторы— вот далеко не |
'полный пере |
чень литья, которое может' выпускать |
камнелитейная |
промышленность. |
|
Дальнейшее внедрение и более широкое применение каменного литья обеспечит возможность замены черных и цветных металлов (чугуна, марганцовистой стали, ле гированной стали, свинца, меди), а также сокращение потребности в металлических нефтепроводных трубах.
Благодаря повышенной прочности кристаллической решетки силикаты весьма устойчивы по отношению к сильным кислотам. Стойкость литья, работающего на ис тирание в промышленных условиях, в основном зависит от твердости транспортируемого материала и скорости его движения. Чем ближе твердость материала к твер дости литья и больше скорость его движения, тем боль ше износ. Однако в некоторых случаях, когда каменное литье подвергается резким ударным нагрузкам транспор тируемого материала, особенно под углом 15—20° к пло скости литых изделий, его износ резко возрастает, так как в данном случае он работает на скалывание. Поэто му .при установке и монтаже каменного литья необходи мо учитывать направление движения материала.
■ М о н т а ж и э к с п л у а т а ц и я к а м е н н о г о лит ь я . Результаты исследований и практический опыт эксплуатации изделий из каменного литья свидетельст вуют о том, что их сопротивление сжатию в несколько
160
раз больше, чём прочность литья при разрыве й изгибе. Поэтому необходимо, чтобы .поставленные литые изде-
. лия имели опору по всей площади, что исключает воз можность возникновения растягивающих и изгибающих напряжений. Особое значение при монтаже каменного литья имеет правильная установка плиток. Срок службы их зависит от жесткости конструкции и цементной или кислотоупорной основы, которая устраняет возможность появления изгибающих усилий в литье. Вибрация конст рукции разрушает цементную подушку и тем самым ос лабляет крепление плиток. Наиболее 'целесообразной конструкцией считается бетонное основание, к которому лучше пристает цементный раствор, что увеличивает прочность плиток.
В металлических конструкциях плитка укладывается на цементную подушку толщиной 10—20 мм. Цементный раствор состоит из одной части цемента марки 300—500 и одной-двух частей просеянного речного песка. На вер тикальных стенках плитки дополнительно укрепляются уголками или полосками, которые крепятся к металличе- ■ ской стенке. На вертикальных стенках с большой высо той уголки необходимо приваривать через каждые 1—2 ряда. Для усиления крепления плиток к уголкам прива ривается проволока диаметром 6—8 мм.
В зависимости от условий уголки устанавливают в вертикальном или горизонтальном положении. Плитки широко попользуют для футеровки полов в различных отраслях промышленности в местах, подвергающихся интенсивному истиранию и корродирующему воздейст вию. Плитки в корродирующих средах монтируют на кис лотоупорной замазке следующего состава: 100 весовых частей порошка из каменного литья, 6 весовых частей кремнефтористого натрия и жидкого стекла.
Колена и трубы с фланцами скрепляют болтами, меж ду которыми устанавливают резиновые прокладки.
Бесфланцевые трубы и колена стыкуются на цемент ном растворе и обвариваются электросваркой. Посколь ку масса каменных труб в 1,5—2 раза больше металли ческих, их крепление к опорам производится через 4 м. Монтаж гидроциклонов диаметром 750 мм и другого фа сонного литья производится на цементном растворе в металлических кожухах. Между отдельными деталями допускаются зазоры не более 10 мм, которые заполняют ся цементным раствором. В процессе эксплуатации при
161
таком зазоре цемент не вымывается. В зазоры большего размера вставляются резиновые прокладки или тонкие каменные плитки. Детали, отлитые в металлические ко жухи (гидроциклоны диаметром 350 мм, втулки, желоба и т. д.), а также каменные детали, установленные на це ментном растворе в отдельных металлических кожухах, монтируются на месте эксплуатации как обычные метал локонструкции.
Г л а в а IX
ВЫБОР ЭКОНОМИЧЕСКИ ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ УПРОЧНЕНИЯ
И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Критерии для выбора оптимального метода
Выбор метода упрочнения или восстановления любой детали производится в зависимости от материала, из ко торого она изготовлена, конфигурации, размеров и усло вий работы данной детали. Знание служебных характе ристик деталей и различных методов их упрочнения и восстановления позволяет предварительно определить применимость того или иного метода.
На основе имеющегося опыта и практики работы в этой области можно заранее установить, какие детали подвергаются упрочнению или восстановлению несколь кими методами, а какие детали по своим служебным ха рактеристикам допускают применение только одного оп ределенного метода. Например, известно, что валики, втулки и звенья цепей различных устройств (шлепперов, конвейеров и т. д.) для транспортировки металла нера ционально наплавлять или подвергать газопламенной повеохностной закалке. Эти детали обычно подвергают ся объемной или поверхностной закалке с нагревом то ками высокой частоты.
Определение применимости методов упрочнения или восстановления к конкретным деталям позволяет заранее выявить детали, упрочнение или восстановление которых
162
возможно различными методами, и классифицировать их по этому признаку. Такой подход облегчает дальнейшую работу по выбору наиболее эффективного метода упроч нения или восстановления деталей, причем наиболее ра циональным считается тот метод, который обеспечивает оптимальную долговечность упрочненных или восстанов ленных деталей. Поэтому для окончательного выбора оп тимального метода необходима его экономическая оцен ка путем сопоставления себестоимости упрочненной или восстановленной детали при применении различных ме тодов и соответствующих сроков службы деталей.
Упрочнение или восстановление детали можно счи тать экономически эффективным, если относительная се бестоимость упрочнения будет меньше или равна относи тельной себестоимости изготовления новой детали, т. е. когда будет соблюдено условие
С У-в |
(31) |
|
Т у - в |
||
|
где Су.в — себестоимость упрочнения или восстановле
ния детали, руб.; |
Детали, |
Сн— себестоимость изготовления новой. |
|
РУб.; |
(восста |
Ту в и Тн — средний срок службы упрочненной |
|
новленной) и новой детали. |
|
Если в формулу (31) ввести значение коэффициента |
долговечности /(=7У в : Гц, тогда формула |
приобретет |
вид |
|
СУ.В< К С Н, |
(32) |
Таким образом, выбор оптимального метода упрочне ния (восстановления) деталей сводится к расчету себе стоимости упрочнения или восстановления деталей раз личными методами и определению коэффициентов долго вечности для каждого из этих методов. При К = 1, т. е. при одинаковой долговечности новой и упрочненной (вос становленной) детали, целесообразность применения любого метода будет зависеть только от себестоимости упрочнения или восстановления. Если коэффициент дол говечности деталей будет меньше единицы, то соответ ственно должна быть ниже себестоимость их упрочнения или восстановления.
JsaK правило, тот метод упрочнения или восстановле
на
ния деталей, при котором будет соблюдено условие К.5*1, следует считать достаточно эффективным.
Выбор наивыгоднейшего из всех возможных вариан тов упрочнение или восстановления деталей следует про изводить, исходя из оптимальной долговечности, т. е. с учетом кратности сроков службы деталей.одной и той же машины, количества ремонтных групп, влияния срока службы детали на срок службы всего сопряжения и т. д. {гл. VI). Только в отдельных случаях восстановление де тали может оказаться экономически выгодней, чем изго товление новой детали независимо от ее себестоимости. Это может иметь место в том случае, если время, необхо димое для изготовления новой детали, повлияет на дли тельность простоя машины в ремонте, что нужно считать совершенно недопустимым.
Методы расчета эффективности упрочнения и восстановления деталей
Вопрос о целесообразности применения того или ино го метода упрочнения (восстановления) деталей должен решаться в зависимости от конкретных производствен ных условий каждого предприятия с учетом влияния ря да факторов.
Такой расчет должен производиться путем сравни тельного анализа сроков службы детали до и после уп рочнения; трудоемкости изготовления детали без упроч нения и с упрочнением; стоимости материалов, топлива и электроэнергии, расходуемых для этой цели. Для опреде ления полного экономического эффекта упрочнения (вос становления) деталей необходимо определить:
стоимость упрочнения или восстановления детали принятым методом по сравнению со стоимостью изготов ления новой заготовки обычными методами: ковкой, литьем и т. п.;
стоимость механической обработки детали после уп рочнения или восстановления по сравнению со стоимо стью обработки новой детали на заготовки;
уменьшение простоев и рост производительности обо рудования в результате упрочнения входящих в его со став сталей;
изменение затрат на эксплуатацию и ремонт обору
дования за длительные (сравнимые) |
периоды ■времени |
до и после установки упрочненной |
(восстановленной) |
детали; |
- |
)64
изменение качества продукции в тех случаях, когда оно зависит от детали, подвергающейся упрочнению;
влияние различных способов упрочнения на расход дефицитных материалов.
Следует отметить, что в ряде случаев на предприяти ях отсутствуют данные для полного и точного расчета экономической эффективности упрочнения деталей за счет каждого из перечисленных факторов. В таких случа ях можно ограничиться ориентировочным расчетом, ко торый позволил бы судить об ожидаемом экономическом эффекте с точностью, достаточной для решения вопроса о целесообразности применения того или иного метода.
Ниже приводится примерная методика определения экономического эффекта упрочнения деталей любым из существующих способов. Методикой предусматривается полный расчет экономического эффекта упрочнения дета лей с учетом влияния всех перечисленных выше факто ров и укрупненный, ориентировочный расчет.
При расчете эффективности необходимо иметь в ви ду, что применение металлопокрытий (наплавки, хроми рования и др.) дает возможность производить как упроч нение, так и восстановление деталей, а способы термиче ской' и химико-термической обработки (закалки, цемен тации, азотирования и др.) применяются только для уп рочнения деталей, факторы, определяющие эффектив ность упрочнения и восстановления деталей, различны. Поэтому методы определения экономического эффекта в результате упрочнения деталей имеют некоторые осо бенности по сравнению с рекомендуемым методом расче та эффективности восстановления размеров деталей, что нашло свое отражение в приведенной ниже методике.
Полный расчет эффективности упрочнения или восстановления деталей
Полный или подетальный способ расчета предусмат ривает определение эффективности упрочнения каждой детали.
Такой расчет необходим при сравнении эффективно сти различных методов упрочнения большого количества одноименных деталей или в тех случаях, когда по эффек тивности упрочнения выборочного количества деталей есть возможность судить об эффективности упрочнения их генеральной совокупности.
165