Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, замена 13 маломощных средиесортнЫх Щганой общей производительностью 1,9 млн. т проката в год дву­ мя современными станами 350 общей мощностью 1,8 млн. т позволит высвободить 440 дежурных и ремонтных сле­ сарей в прокатных цехах и уменьшить затраты на ре­ монты в 3 раза. Примерно такая нее эффективность по­ лучается при замене 17 старых мелкосортных станов тре­ мя современными станами 250. Замена 59 устаревших тонколистовых станов общей производительностью 1,7 млн. т проката в год одним станом 2800/1700 мощно­ стью 1,7 млн. т позволит сократить численность ремонт­ ных и дежурных слесарей в 8 раз, затраты на ремонты в

5 раз и затраты труда (в чел.-ч) на ремонты

в 1,5—2

раза.

службы

Согласно официальным источникам, сроки

оборудования в черной металлургии США в

среднем

не превышают 18 лет. Величину реального выбытия ос­ новных фондов в США определяют в зависимости от ци­ кличности, по степени обновленное™ основного капита­ ла и темпам его прироста. Так, к началу 1967 г. состав оборудования черной металлургии США по срокам ввода в эксплуатацию был следующим, % к итогу;

До декабря 1950

г..................................................

 

 

 

24

С января

1951

г. подекабрь 1956

г. . . .

21

»

»

1957

г. »

»

1961

г. . . .

26

»

»

1962

г. »

»

1966

г. . . .

29

 

 

И т о г о

..........................................

 

 

 

100

Таким образом, по состоянию на 1/1 1967 г. 29% все­ го оборудования черной металлургии США находилось в эксплуатации 5 лет, а доля оборудования со сроком слу­ жбы от 5 до 10 лет составляла 26%.

В связи с увеличением затрат на реконструкцию и модернизацию основных фондов необходимость замены устаревшего оборудования приобретает все большую ак­ туальность. Однако определение границ экономической выгоды от замены устаревшего оборудования в условиях быстрого морального износа — сложная задача.

Определяющим при решении этого вопроса является соответствие действующего оборудования требованиям технического прогресса. Мелкосортный и листовой про­ кат в настоящее время производится главным образом

34


на непрерывных и полунепрерывных станах с последо­ вательным расположением клетей, имеющих значитель­ ные преимущества по сравнению с ранее применявши­ мися сортопрокатными станами с линейным расположе­ нием клетей и листопрокатными станами кварто. Поэто­ му для проката металла массовых марок, профилей и размеров линейные сортопрокатные станы и тонколисто­ вые станы кварто уже считаются устаревшими.

Однако эти виды оборудования успешно конкурируют с более совершенной техникой при производстве высоко­ легированных сталей и- сплавов. Частые перестройки оборудования из-за проката мелких партий высоколеги­ рованного металла, необходимость индивидуальных тех­ нологических режимов обработки для каждой партии при высокой стоимости заготовки для проката определя­ ют экономическую выгодность использования, на первый взгляд, устаревшего оборудования. Поэтому моральный износ и целесообразность замены оборудования опреде­ ляют в зависимости от условий технологического процес­ са и требований, которые предъявляются к качеству продукции.

На срок службы оборудования металлургических предприятий существенным образом влияет качество за­ пасных частей.

По данным ВНИИО.чермета, расход деталей, (без сменного оборудования) по предприятиям черной ме­ таллургии в среднем составляет 58 кг на 1000 руб. сто­ имости активных основных фондов.

Применение различных видов упрочнения узлов и де­ талей наряду с уменьшением потребности в запасных ча­ стях способствует совершенствованию структуры ремон­ тов и сокращению их длительности.

В каждом металлургическом агрегате детали, подвер­ гающиеся одинаковому виду износа, должны иметь по возможности одинаковые свойства, обеспечивающие срок службы, соизмеримый с межремонтным периодом меха­ низма.

Объем производства запасных частей с примене­ нием различных видов упрочнения за годы восьмой пя­ тилетки значительно увеличился. Так, объем детале”' подвергнутых наплавке, увеличился в 1,4 раза и термиче­ ской обработке — в 1,8 раза. Наибольшую долю в общем выпуске термически обработанной продукции составляют предприятия металлургической отрасли (табл. 4),

2* Зак. 555

05

Определенные успехи достигнуты в области внедре­ ния прогрессивных методов упрочнения. Годовой эконо­ мический эффект от внедрения термической обработки

Т а б л и ц а 4

Распределение термически обработанных запасных частей по подотраслям черной 1металлургии, %

 

Годовой

 

В том числе способами

 

 

301салки

 

 

 

выпуск

 

 

Подотрасль

упрочнен­

 

 

сорбити­

хнмикотер-

ных дета­

 

поверхно­

 

лей

объемной

зации

мнческой

 

стной

 

обработки

Металлургическая

71,9

79,35

68,58

68,8

41,81

Трубная ...............

12,8

11,80

18,10

11,3

4,78

Метизная . . . .

1,8

1,05

1,44

10,50

Огнеупорная . . .

2,5

0,02

0,03

7,5

31,30

Горнорудная . . .

1,1

0,80

0,05

 

8,1 0

Коксохимическая .

0,3

0,08

0,80

0,01

Ферросплавная . .

9,6

6,90

11,0

12,4

3,50

И т о г о . . . .

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

деталей металлургического оборудования по отдельным предприятиям составляет, тыс. руб.: на Магнитогорском комбинате 1650, на Нижне-Тагильском комбинате 439, на заводах Новосибирском им. Кузьмина 250, Череповец­ ком 231, «Азовсталь» 218.

Более широкое внедрение различных способов уп­ рочнения запасных частей во всех отраслях черной ме­ таллургии должно обеспечить улучшение их качества и значительную экономию средств на проведение ремон­ тов машин и агрегатов.

Влияние сроков службы оборудования на стоимость ремонтов и технического обслуживания

Текущие ремонты финансируются из средств, получа­ емых от основной деятельности предприятия, так как ра­ сходы на их проведение входят в состав затрат на произ­ водство металлопродукции. Капитальные ремонты обо­ рудования являются формой воспроизводства основных фондов и финансируются за счет амортизационных отчи­ слений, а реконструктивные — зэ счет капитальных вло*


жений с увеличением балансовой стоимости основных фондов. ■

Как указывалось выше, существующая система пла­ ново-предупредительного ремонта по основным переде­ лам металлургического производства нуждается в про­ ведении ряда мероприятий, направленных на ее улучше­ ние.

По данным ремонтных трестов, затраты труда (в чел.-ч) на проведение капитальных ремонтов оборудо­ вания доменных, сталеплавильных и прокатных цехов ряда предприятий несколько превышают установленные нормативы.

Фактическая периодичность ремонтов на ряде пред­ приятий значительно меньше нормативной. Так, для до­ менных печей полезным объемом до 2000 м3 положением о планово-предупредительных ремонтах предусматрива­ ется 1—2 текущих ремонта в год распределителя шихты, скиповой лебедки, воздухонагревателей и ряда других машин и механизмов, а фактически ежегодно проводит­ ся 6—И таких ремонтов. Периодичность текущих и капи­ тальных ремонтов прокатных станов в настоящее время на многих предприятиях в 1,5—2 раза меньше по срав­ нению с нормативной. При этом фактическая продолжи­ тельность ремонтного цикла обжимных, среднесортных, мелкосортных, тонколистовых и трубных станов не толь­ ко не повысилась, а получила тенденцию к сокращению. В связи с реконструкцией ряда станов средняя продол­ жительность капитальных ремонтов в 1,5—2 раза превы­ шает рекомендуемую положением о ППР.

Анализ затрат на проведение капитальных ремонтов показал, что, как правило, для большинства станов с увеличением срока их службы наблюдается четко выра­ женная тенденция к повышению стоимости однократного капитального ремонта. Это подтверждается приведен­ ными на рис., 1 данными о стоимости каждого капиталь­ ного ремонта в течение всего периода работы станов с начала их эксплуатации. Так, если во втором ремонтном цикле стоимость капитального ремонта блюминга 1150 составила менее 100 тыс. руб., то в девятом и десятом циклах она превысила 700 ты-с. руб. (рис. 1). С увеличе­ нием срока эксплуатации блюминга затраты на капи­ тальные ремонты непрерывно увеличивались. Относи­ тельно большая сумма затрат на капитальный ремонт в первом цикле объясняется ликвидацией недоделок, ос-

37

 

гб х

800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

60

vllO O

 

 

 

 

 

14

 

700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

70

 

 

 

 

 

 

 

П

 

600

 

 

 

д

 

 

г"

60

5 0

 

 

 

 

 

 

10 -ч,

500

[

 

 

 

7

 

 

SO

4 0

 

 

 

 

 

месяцы!,

Ч

ш

____

м

 

У

 

 

 

 

 

 

6

I

300

_ _

V

 

4 0

 

 

 

 

 

 

 

8

 

400

 

 

■<

 

 

/

 

 

30

3 0

-6 0 0

 

 

 

 

цикле

4

Щ 200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

20

 

 

 

 

 

г

h i

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

10

 

 

 

 

 

ремонтных

 

§

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

r 4 0 0

 

 

о /

//

Ш IV

V

V! V/l VIII/X

X

 

0

/

3 2

 

 

 

ч£

Ц иклы

// Ш IV V

§

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность

32

^

400

 

 

J2

 

 

 

 

 

 

8

-200

 

 

8

Y100

_

в

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

J

 

 

* *

 

 

 

 

16

 

 

 

24

3 0 0

 

 

L*300

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

 

 

 

16

I"|

200

4

 

1

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

16

200

1

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

/

//

 

/// /V

V

V!

VII

 

 

0 /

0 III

IV

V

0 /

//

г

*

к

• х

III IV

д

V VI

12

капитальные

16

 

 

Удельные затратына

ремонты,тыс.руВ/нес

Рис. I.

Изменение длительности ремонтных циклов

и затрат да капитальные ремонты

прокатных

 

станов в зависимости от сроков их службы с начала эксплуатации:

 

■а — блюминг 1160; б — рельсо-балочный

стан; в — мелкосортный стан

250-1; г — мелкосортный стан250-2; д — про­

волочный стан:

циклов, м е с .;

затраты

на капитальные .ремонты в

каждом ре­

----------.

продолжительность ремонтных

монтном цикле, тыс. руб.; X—X—X удельные затраты на капитальные ремонты, тыс. руб /мес.


тавшихея еще после монтажа блюминга, что нельзя счи­ тать характерным.

По рельсо-балочному, мелкосортным 250-1 и 250-2 и проволочному станам удельные затраты на капитальный ремонт с увеличением срока эксплуатации агрегатов рез­ ко возрастали по сравнению с предыдущими периодами и особенно с первым ремонтным циклом. С увеличением общего срока эксплуатации станов имела место ясно вы­ раженная тенденция к сокращению продолжительности ремонтных циклов. Особенно наглядна эта тенденция при анализе показателей работы рельсо-балочного стана 925, а также мелкосортных и проволочного станов.

Анализ отчетных данных о затратах на текущие ре­ монты прокатных станов за тот же период времени не дал возможности выявить ясно выраженную закономепность в изменении частоты и стоимости ремонтов в зави­ симости от сроков службы агрегатов.

Причиной этого являются недостатки существующей системы учета объема выполняемых работ по ремонтам оборудования и их стоимости. Для расчета оптимальной долговечности, помимо показателей о работе оборудова­ ния и длительности ремонтных циклов, необходимы от­ четные данные о фактически произведенных затратах на ремонты за каждый ремонтный цикл по отдельным агре­ гатам.

При существующей системе учета на предприя­ тиях эти данные, как правило, отсутствуют. Расходы на текущие ремонты оборудования учитывают не по каждо­ му агрегату в отдельности, а по цеху в целом. В ряде случаев отсутствуют систематизированные данные о стоимости запасных частей. Этим создаются трудности для анализа закономерностей физического износа ме­ таллургического оборудования, необходимые для опре­ деления его оптимальной долговечности.

Нивелировка учетных данных о затратах на плановые и внеплановые ремонты может привести к явно ошибоч­ ному выводу о том, что металлургическое оборудование не подвержено процессу прогрессирующего износа. При­ водимые в отчетности предприятий данные о стоимости ремонтов различных видов оборудования зачастую не отражают фактически произведенных затрат, так как на большинстве предприятий их списывают по заранее ус­ тановленным нормативам.

Как указывалось выше, наиболее существенное влия-

39


niie на расходы по текущим ремонтам и техническому обслуживанию машины оказывает ее старение. В связи с тем что в металлургии нет раздельного учета фактичес­ ких затрат на техническое обслуживание агрегатов и на текущий ремонт, при проведении анализа приходится учитывать их совокупную величину.

О г 4 6 8 10 12 п Iff

Продолжительность IX цикла, месяцы

Рис. 2. Изменение затрат на текущие .ремонты блюминга Г150 в зависимости от длительности трех ремонтных цик­ лов:

1 — общая сумма затрат,

тьис. руб/мес; 2 — удельные расходы

на 1 т

проката, руб.

40

Ниже приведены данные, характеризующие измене­ ния расходов на текущие ремонты и техническое обслу­ живание по группе прокатных станов в зависимости от длительности ремонтных циклов.

На рис. 2 показано изменение среднемесячных удель­ ных расходов на текущие ремонты блюминга 1150 по трем ремонтным циклам (VII, VIII и IX) разной продол­ жительности. Как видно из приведенных данных, в тече­ ние VII ремонтного цикла длительностью 1 год 8 меся­ цев удельные затраты на проведение текущих ремонтов

Рн-е. 3.

Изменение затрат иа текущие ремонты стана 350

в зависимости от длительности д-вух .ремонтных циклов:

I — общая

сумма затрат,

тыс. руб/мес; 2 — удельные

расходы на

 

I

т ‘проката, руб.

7

не возросли, а даже несколько снизились. В VIII и IX циклах длительностью до года расходы на текущие ре­ монты остались примерно на одном и том же уровне.

Аналогичное положение наблюдается по мелкосорт­ ному стану 350. Во II и III циклах эксплуатации стана затраты на текущие ремонты и удельные расходы на Гт проката не претерпевали существенных изменений

(рис. 3).

Поскольку простои станов из-за текущих ремонтов и затраты на проведение ремонтов взаимосвязаны, были проанализированы простои стана 350 в зависимости от длительности ремонтного цикла (рис. 4). Однако, как по­

41