Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

менно с определенной вероятностью, величина которой

колеблет­

ся м е ж д у

верхним

и нижним уровнем

и

зависит

от

возможных

изменении

в ходе

работ значений

исходных

данных,

 

принятых

на стадии

составления

плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если работа

парка

машин определяет сроки строительства

особо

в а ж н ы х и пусковых объектов,

то

нужно

 

решать

вопрос,

как обеспечена

своевременность

выполнения

механизированных

работ,

или

какова

надежность

работы

парка

машин?

В этом

случае

ставится

з а д а ч а

составить

план

работы

парка

машин,

обеспечивающий своевременное выполнение объемов с з а д а н н ы м уровнем вероятности, равным, например, 0,95. Способность парка машин выполнять производственную программу при изменении технологических и организационных условий и изменении числа отказов машин называют соответственно устойчивостью и без­ отказностью. Устойчивость и безотказность характеризуют на­ дежность работы парка машин (по аналогии со свойством систе­ мы элементов выполнять заданную программу действий при выходе из строя отдельных элементов и изменении условий их эксплуатации) [28].

В о з м о ж н ы два взаимодополняющих способа повышения на­ дежности работы парка машин: повышение надежности отдель­ ных машин и совершенствование организации эксплуатации все­ го парка . Первый способ предполагает увеличение безотказности за счет изменения конструктивных данных машин и здесь не рас­

сматривается . В а ж н ы й аспект второго способа — анализ влияния

характера

взаимодействия машин и условий их эксплуатации на

показатели

работы. Он позволяет установить закономерности

изменения исходных параметров и рассматривать изложенные в

данном разделе задачи в вероятностной постановке.

 

 

Например, одно из условий распределения

парка

машин по

участкам работ — необходимость обеспечения

выполнения задан ­

ных объемов

работ — имеет

вид

Р[(ХрцХіі—Vj)

 

^ 0 ] > 0 , 9 5 ,

т. е.

вероятность того, что суммарная выработка машин на /-м

участ­

ке будет не меньше заданного объема

работ,

д о л ж н а

быть

боль­

ше заданного

уровня

0,95.

Решение

задачи

с таким

условием

значительно сложнее

вычислительной

процедуры,

рассмотренной

в п. 3, ибо pij—-случайные

величины,

имеющие

различные

рас­

пределения. Такие задачи

относятся

к

классу

сложных

задач

стохастического программирования

[8, 9], их следует ставить

лишь

при проектировании строительства

особо

в а ж н ы х

объектов.

Один из возможных способов приближенного решения этой задачи состоит в следующем . Применяют метод минимального элемента, но вместо суммирования выработок отдельных машин в к а ж д о й графе расчетной таблицы выполняют свертку распреде­ лении выработок, запланированных в отдельных позициях графы, по правилам, изложенным в п. 4 раздела V . Результатом такого решения является план работы машин, обеспечивающий своевре-

4—2764

97


менное выполнение объемов и а к а ж д о м

объекте

с различными

уровнями вероятности. Естественно, чем

выше

заданный уровень

вероятности, тем

больше

интервал в о з м о ж н ы х

отклонений

сум­

марной выработки

машин

от ее среднего

значения

(см. стр.

105),

тем больше потребуется машиноресурсов для обеспечения этого

уровня. Таким образом, предусматривается определенный

резерв

машиноресурсов,

обеспечивающий

своевременное

выполнение

объемов в случае

неблагоприятного

стечения обстоятельств. На ­

личие резерва делает план гибким,

позволяет эффективно

управ ­

лять ходом механизированных работ. Вместе с тем

обеспечение

надежности

 

приводит

к увеличению приведенных

з а т р а т

из-за

дополнительного привлечения

машиноресурсов,

а т а к ж е

 

включе­

ния

вариантов

механизации,

обеспечивающих

устойчивость

ра­

боты

всего

парка

(снижение

числа

перебазирований, улучшение

условий технической эксплуатации)

в ряде случаев в ущерб эко­

номической эффективности применения машин .

 

 

 

 

 

 

Пусть, например, при подготовке исходных данных для опти­

мальной расстановки машин по о б ъ е к т а м строительства

установ­

лено, что фонды машиноресурсов являются случайными

 

величи­

нами, распределенными

по

нормальному

закону

с

различными

п а р а м е т р а м и

М(Фі)

и Оі. С доверительной вероятностью,

равной

0,947, можно

считать,

что

р а з м е р

отклонений

фондов

рабочего

времени машин і-го типа от их средних значений составит

2оі.

Рассчитаем

экономический

у щ е р б /г,, который будет

иметь место

при случайном

уменьшении

фондов

на единицу

машиноресурсов,

и запишем

 

в

целевой

функции

(40)

вместо

сц

в ы р а ж е н и е

Cij + 2 / ' ' C T ' . Значение критерия

оптимальности увеличится,

эффек -

 

Фі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тивными о к а ж у т с я те машины, которые имеют меньший

 

разброс

значений фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я выбора

окончательного варианта

плана

необходимо

оце­

нить производственный

 

риск: сопоставить

дополнительные затра ­

ты, связанные с обеспечением заданной надежности работы пар ­ ка машин, и прибыль строительной организации вследствие рит­ мичного ввода объектов.


ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВОВ МАШИННЫХ ПАРКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I . ПОСТАНОВКА З А Д А Ч И

О п т и м и з а ц ия составов машинных парков строительных орга­

низаций заключается в укомплектовании

я х такими

средствами

механизации, которые позволили

бы устойчиво выполнять народ­

нохозяйственные задачи с наибольшим экономическим

эффектом .

Следовательно,

эффективность текущих

планов распределения

парков машин

по участкам работ

зависит в основном от того,

какие машины имеются в наличии для выполнения плановых за­ даний. П р о б л е м а совершенствования составов парков машин транспортных строительных организаций особенно актуальна в связи со значительным изменением структуры производственной программы . В перспективе предусматривается значительное уве­ личение объема железнодорожного и автодорожного строитель­ ства, в то в р е м я как объем работ на объектах промышленного, сельского строительства возрастает в меньшем размере . Все больший удельный вес з а н и м а ю т объекты в северо-восточных районах с т р а н ы с особыми условиями производства механизиро­ ванных работ: болота, вечная мерзлота, сейсмичность. Эта тен­

денция является устойчивой

на б л и ж а й ш и е

15—20 лет.

Возросшие

объемы

механизированных

работ,

изменение

структуры производственной

программы, а

т а к ж е

сдвиги в тер­

риториальном

размещении

объектов

строительства

приводят к

тому, что состав машинных

парков

не в полной

мере отвечает

потребностям

строительства.

К а к показали годовые

анализы по­

терь рабочего времени, простои некоторых типов машин увеличи­

ваются из-за отсутствия потребности

в них, и в то ж е время

име­

ет местоострый дефицит машин

для

выполнения

работ

в

стес­

ненных условиях строительства

вторых путей,

в

сложных

условиях северных районов, пустынь и полупустынь, низок уро­ вень механизации отделочных и изоляционных работ при строительстве зданий и т. д.

Совершенствование составов парков машин связано и с необ­ ходимостью его обновления. Техническая эксплуатация земле­ ройной техники, с о д е р ж а щ е й на начало 1972 г. 25—30% машин со сверхнормативным сроком службы, приводит к у б ы т к а м в раз ­ мере сотен тысяч рублей. Е щ е больший ущерб приносит исполь­ зование морально устаревших машин (экскаваторы и скреперы

4*

99


с малой емкостью ковша, недостаточная единичная мощность бульдозеров и др . ), которые не соответствуют современному тех­ ническому уровню и имеют плохие показатели эксплуатации в сложных природных условиях. Следовательно, оптимальное пла­

нирование развития машинных парков д о л ж н о

предусматривать

экономическое обоснование необходимости

поставок

наиболее

эффективных машин с указанием их типов

и количества машин

каждого типоразмера на к а ж д ы й год планового

периода

для за­

мены физически и морально устаревшей техники

и обеспечения

прироста парка .

 

 

 

Чтобы машиностроительные отрасли (строительного и дорож ­ ного машиностроения, тяжелого, энергетического и транспортно­ го машиностроения, автомобильной промышленности) могли обеспечить наиболее эффективное расширенное воспроизводство парков машин, а т а к ж е для того чтобы их составы устойчиво удо­ влетворяли указанным требованиям, в основу расчетов должен быть положен долгосрочный прогноз на перспективу 15—20 лет, определяющий основные направления развития механизации транспортного строительства в увязке с прогнозами развития транспортной сети С С С Р и развития смежных отраслей — мини­ стерств-заказчиков и министерств-поставщиков средств механи­ зации. П р о б л е м а обновления машинных парков актуальна для многих отраслей капитального строительства. Поэтому прогнози­ руемые параметры машинных парков в транспортном строитель­ стве используют при разработке межотраслевого баланса произ­ водства и потребления строительной техники. В пашей з а д а ч е результаты прогноза являются исходными данными .

Оптимизация составов машинных парков является непрерыв­ ным процессом, так как предполагает постоянный учет изменений производственной программы, технического прогресса в машино­ строении, совершенствования конструктивных решений, техноло­ гии и организации строительного производства.

Расчеты формирования оптимальных машинных парков трес­ тов и управлений строительства выполняются на стадии планиро­ вания распределения капитальных вложений на пятилетний пе­ риод для составления годовых заявок и планов поставок и рас­ пределения строительных машин.

Уровень строительной организации, на котором следует про­ изводить расчеты, в значительной мере определяется специали ­ зацией, территориальным расположением строительных подраз­ делений и рассредоточенностыо транспортных строек. Подготов­ ку всей исходной информации и составление предварительных заявок целесообразно осуществлять на уровне трестов и управле ­ ний строительства. Выполнение комплексных расчетов на уровне главков по оптимизации составов парков машин отдельных трес­ тов в увязке с результатами прогнозирования развития отрасли позволит использовать такой фактор улучшения состава парков, как перераспределение машин м е ж д у трестами .

100