Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
менно с определенной вероятностью, величина которой |
колеблет |
||||||||||||
ся м е ж д у |
верхним |
и нижним уровнем |
и |
зависит |
от |
возможных |
|||||||
изменении |
в ходе |
работ значений |
исходных |
данных, |
|
принятых |
|||||||
на стадии |
составления |
плана. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Если работа |
парка |
машин определяет сроки строительства |
|||||||||||
особо |
в а ж н ы х и пусковых объектов, |
то |
нужно |
|
решать |
вопрос, |
|||||||
как обеспечена |
своевременность |
выполнения |
механизированных |
||||||||||
работ, |
или |
какова |
надежность |
работы |
парка |
машин? |
В этом |
||||||
случае |
ставится |
з а д а ч а |
составить |
план |
работы |
парка |
машин, |
обеспечивающий своевременное выполнение объемов с з а д а н н ы м уровнем вероятности, равным, например, 0,95. Способность парка машин выполнять производственную программу при изменении технологических и организационных условий и изменении числа отказов машин называют соответственно устойчивостью и без отказностью. Устойчивость и безотказность характеризуют на дежность работы парка машин (по аналогии со свойством систе мы элементов выполнять заданную программу действий при выходе из строя отдельных элементов и изменении условий их эксплуатации) [28].
В о з м о ж н ы два взаимодополняющих способа повышения на дежности работы парка машин: повышение надежности отдель ных машин и совершенствование организации эксплуатации все го парка . Первый способ предполагает увеличение безотказности за счет изменения конструктивных данных машин и здесь не рас
сматривается . В а ж н ы й аспект второго способа — анализ влияния |
|
характера |
взаимодействия машин и условий их эксплуатации на |
показатели |
работы. Он позволяет установить закономерности |
изменения исходных параметров и рассматривать изложенные в
данном разделе задачи в вероятностной постановке. |
|
|
||||||||
Например, одно из условий распределения |
парка |
машин по |
||||||||
участкам работ — необходимость обеспечения |
выполнения задан |
|||||||||
ных объемов |
работ — имеет |
вид |
Р[(ХрцХіі—Vj) |
|
^ 0 ] > 0 , 9 5 , |
т. е. |
||||
вероятность того, что суммарная выработка машин на /-м |
участ |
|||||||||
ке будет не меньше заданного объема |
работ, |
д о л ж н а |
быть |
боль |
||||||
ше заданного |
уровня |
0,95. |
Решение |
задачи |
с таким |
условием |
||||
значительно сложнее |
вычислительной |
процедуры, |
рассмотренной |
|||||||
в п. 3, ибо pij—-случайные |
величины, |
имеющие |
различные |
рас |
||||||
пределения. Такие задачи |
относятся |
к |
классу |
сложных |
задач |
|||||
стохастического программирования |
[8, 9], их следует ставить |
лишь |
||||||||
при проектировании строительства |
особо |
в а ж н ы х |
объектов. |
Один из возможных способов приближенного решения этой задачи состоит в следующем . Применяют метод минимального элемента, но вместо суммирования выработок отдельных машин в к а ж д о й графе расчетной таблицы выполняют свертку распреде лении выработок, запланированных в отдельных позициях графы, по правилам, изложенным в п. 4 раздела V . Результатом такого решения является план работы машин, обеспечивающий своевре-
4—2764 |
97 |
менное выполнение объемов и а к а ж д о м |
объекте |
с различными |
||||
уровнями вероятности. Естественно, чем |
выше |
заданный уровень |
||||
вероятности, тем |
больше |
интервал в о з м о ж н ы х |
отклонений |
сум |
||
марной выработки |
машин |
от ее среднего |
значения |
(см. стр. |
105), |
тем больше потребуется машиноресурсов для обеспечения этого
уровня. Таким образом, предусматривается определенный |
резерв |
||||||||||||||||
машиноресурсов, |
обеспечивающий |
своевременное |
выполнение |
||||||||||||||
объемов в случае |
неблагоприятного |
стечения обстоятельств. На |
|||||||||||||||
личие резерва делает план гибким, |
позволяет эффективно |
управ |
|||||||||||||||
лять ходом механизированных работ. Вместе с тем |
обеспечение |
||||||||||||||||
надежности |
|
приводит |
к увеличению приведенных |
з а т р а т |
из-за |
||||||||||||
дополнительного привлечения |
машиноресурсов, |
а т а к ж е |
|
включе |
|||||||||||||
ния |
вариантов |
механизации, |
обеспечивающих |
устойчивость |
ра |
||||||||||||
боты |
всего |
парка |
(снижение |
числа |
перебазирований, улучшение |
||||||||||||
условий технической эксплуатации) |
в ряде случаев в ущерб эко |
||||||||||||||||
номической эффективности применения машин . |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Пусть, например, при подготовке исходных данных для опти |
|||||||||||||||||
мальной расстановки машин по о б ъ е к т а м строительства |
установ |
||||||||||||||||
лено, что фонды машиноресурсов являются случайными |
|
величи |
|||||||||||||||
нами, распределенными |
по |
нормальному |
закону |
с |
различными |
||||||||||||
п а р а м е т р а м и |
М(Фі) |
и Оі. С доверительной вероятностью, |
равной |
||||||||||||||
0,947, можно |
считать, |
что |
р а з м е р |
отклонений |
фондов |
рабочего |
|||||||||||
времени машин і-го типа от их средних значений составит |
2оі. |
||||||||||||||||
Рассчитаем |
экономический |
у щ е р б /г,, который будет |
иметь место |
||||||||||||||
при случайном |
уменьшении |
фондов |
на единицу |
машиноресурсов, |
|||||||||||||
и запишем |
|
в |
целевой |
функции |
(40) |
вместо |
сц |
в ы р а ж е н и е |
|||||||||
Cij + 2 / ' ' C T ' . Значение критерия |
оптимальности увеличится, |
эффек - |
|||||||||||||||
|
Фі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тивными о к а ж у т с я те машины, которые имеют меньший |
|
разброс |
|||||||||||||||
значений фондов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Д л я выбора |
окончательного варианта |
плана |
необходимо |
оце |
|||||||||||||
нить производственный |
|
риск: сопоставить |
дополнительные затра |
ты, связанные с обеспечением заданной надежности работы пар ка машин, и прибыль строительной организации вследствие рит мичного ввода объектов.
ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВОВ МАШИННЫХ ПАРКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I . ПОСТАНОВКА З А Д А Ч И
О п т и м и з а ц ия составов машинных парков строительных орга
низаций заключается в укомплектовании |
я х такими |
средствами |
||
механизации, которые позволили |
бы устойчиво выполнять народ |
|||
нохозяйственные задачи с наибольшим экономическим |
эффектом . |
|||
Следовательно, |
эффективность текущих |
планов распределения |
||
парков машин |
по участкам работ |
зависит в основном от того, |
какие машины имеются в наличии для выполнения плановых за даний. П р о б л е м а совершенствования составов парков машин транспортных строительных организаций особенно актуальна в связи со значительным изменением структуры производственной программы . В перспективе предусматривается значительное уве личение объема железнодорожного и автодорожного строитель ства, в то в р е м я как объем работ на объектах промышленного, сельского строительства возрастает в меньшем размере . Все больший удельный вес з а н и м а ю т объекты в северо-восточных районах с т р а н ы с особыми условиями производства механизиро ванных работ: болота, вечная мерзлота, сейсмичность. Эта тен
денция является устойчивой |
на б л и ж а й ш и е |
15—20 лет. |
|||||
Возросшие |
объемы |
механизированных |
работ, |
изменение |
|||
структуры производственной |
программы, а |
т а к ж е |
сдвиги в тер |
||||
риториальном |
размещении |
объектов |
строительства |
приводят к |
|||
тому, что состав машинных |
парков |
не в полной |
мере отвечает |
||||
потребностям |
строительства. |
К а к показали годовые |
анализы по |
терь рабочего времени, простои некоторых типов машин увеличи
ваются из-за отсутствия потребности |
в них, и в то ж е время |
име |
|||
ет местоострый дефицит машин |
для |
выполнения |
работ |
в |
стес |
ненных условиях строительства |
вторых путей, |
в |
сложных |
условиях северных районов, пустынь и полупустынь, низок уро вень механизации отделочных и изоляционных работ при строительстве зданий и т. д.
Совершенствование составов парков машин связано и с необ ходимостью его обновления. Техническая эксплуатация земле ройной техники, с о д е р ж а щ е й на начало 1972 г. 25—30% машин со сверхнормативным сроком службы, приводит к у б ы т к а м в раз мере сотен тысяч рублей. Е щ е больший ущерб приносит исполь зование морально устаревших машин (экскаваторы и скреперы
4* |
99 |
с малой емкостью ковша, недостаточная единичная мощность бульдозеров и др . ), которые не соответствуют современному тех ническому уровню и имеют плохие показатели эксплуатации в сложных природных условиях. Следовательно, оптимальное пла
нирование развития машинных парков д о л ж н о |
предусматривать |
||
экономическое обоснование необходимости |
поставок |
наиболее |
|
эффективных машин с указанием их типов |
и количества машин |
||
каждого типоразмера на к а ж д ы й год планового |
периода |
для за |
|
мены физически и морально устаревшей техники |
и обеспечения |
||
прироста парка . |
|
|
|
Чтобы машиностроительные отрасли (строительного и дорож ного машиностроения, тяжелого, энергетического и транспортно го машиностроения, автомобильной промышленности) могли обеспечить наиболее эффективное расширенное воспроизводство парков машин, а т а к ж е для того чтобы их составы устойчиво удо влетворяли указанным требованиям, в основу расчетов должен быть положен долгосрочный прогноз на перспективу 15—20 лет, определяющий основные направления развития механизации транспортного строительства в увязке с прогнозами развития транспортной сети С С С Р и развития смежных отраслей — мини стерств-заказчиков и министерств-поставщиков средств механи зации. П р о б л е м а обновления машинных парков актуальна для многих отраслей капитального строительства. Поэтому прогнози руемые параметры машинных парков в транспортном строитель стве используют при разработке межотраслевого баланса произ водства и потребления строительной техники. В пашей з а д а ч е результаты прогноза являются исходными данными .
Оптимизация составов машинных парков является непрерыв ным процессом, так как предполагает постоянный учет изменений производственной программы, технического прогресса в машино строении, совершенствования конструктивных решений, техноло гии и организации строительного производства.
Расчеты формирования оптимальных машинных парков трес тов и управлений строительства выполняются на стадии планиро вания распределения капитальных вложений на пятилетний пе риод для составления годовых заявок и планов поставок и рас пределения строительных машин.
Уровень строительной организации, на котором следует про изводить расчеты, в значительной мере определяется специали зацией, территориальным расположением строительных подраз делений и рассредоточенностыо транспортных строек. Подготов ку всей исходной информации и составление предварительных заявок целесообразно осуществлять на уровне трестов и управле ний строительства. Выполнение комплексных расчетов на уровне главков по оптимизации составов парков машин отдельных трес тов в увязке с результатами прогнозирования развития отрасли позволит использовать такой фактор улучшения состава парков, как перераспределение машин м е ж д у трестами .
100