Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить,

что в связи

со спецификой

механизации

строительных и специальных работ, а т а к ж е различием

в

органи­

зационной

структуре

и территориальном

размещении

объектов

методика

расчетов оптимальных составов

парков

машин

имеет

•особенности д л я отдельных главных управлений. Если

в

главках

ж е л е з н о д о р о ж н о г о строительства

предварительные

расчеты

со­

ставов парков землеройной техники, кранов и других машин

мас­

сового применения можно организовать по территориальным зо­ нам размещения строительных организаций, то в главках, выпол­

н я ю щ и х специальные в и д ы

работ

(«Главтоннельметрострой»,

« Г л а в т р а н с э л е к т р о м о н т а ж »

и др . ),

расчеты составов парков ма­

шин и оборудования, например, для проходки тоннелей, устрой­

ства контактной сети, гидромеханизации следует производить в

целом по главку. Если

в расчетах по

разным

г л а в к а м

будут

встречаться однотипные

основные или

базовые

машины, то

пла­

ны поставок этих машин необходимо сопоставить. Н а п р и м е р , при

расчете состава парка

кранового оборудования следует учиты­

вать объем монтажных

работ, выполняемый кранами - экскавато ­

рами . Путеукладчики, балластировочные машины, струги и неко­

торые другие т я ж е л ы е

машины распределяет

«Главстроймехани -

зация» и, естественно,

оптимальный парк

этих

машин следует

ф о р м и р о в а т ь на уровне

 

«Главстроймеханизацпи» .

 

 

При решении

вопроса

об уровне и методах

оптимизации

со­

става машинных

парков

нужно учитывать

т а к ж е

различную

сте­

пень детализации информационного массива исходных данных о

структуре и объемах ' строительно-монтажных

работ.

Наиболее

подробная информация имеется на первые 1—2

года

пятилетки.

Это проекты производства и проекты организации

строительства

ж е л е з н о д о р о ж н ы х

линий и других

крупных транспортных объек­

тов, находящихся

в программе работ трестов. Н а

последующие

годы имеются лишь укрупненные

данные об о б ъ е м а х

работ по

главным управлениям, которые содержатся в «Сводках протоко­ лов - заказов согласования объемов подрядных строительно-мон­ т а ж н ы х работ, передаваемых министерствами - заказчиками на планируемое пятилетне» (разд. № 06, форма № 04).

Следовательно, главные управления совместно с трестами, учитывая прогноз развития механизации, определяют стратегию оптимального обновления машинных парков трестов, устанавли ­

вая

при этом

фонды новых м а ш и н и сроки их

поставок. Очеред­

ная

з а д а ч а трестов -— иа основе информации о

программе работ

в первые годы

пятилетки -оптимально распределить рассчитанные

фонды по своим подразделениям, формируя при этом оптималь­ ные составы парков машин механизированных колонн, строитель­

но - монтажных поездов и др. Критерием оптимальности

состава

парка машин

может быть

принят суммарный

размер приведен­

ных з а т р а т

на

выполнение

программы механизированных

работ

в плановом

периоде ресурсами наличного п а р к а и новыми

маши ­

нами и на

развитие ремонтно-эксплуатационной

базы.

 

101


В о п р о с ам перспектив развития механовооружения уделяется значительное внимание в ведущих научных и производственных

организациях

промышленности и строительства. Р а з р а б о т а н н а я

применительно

к т я ж е л о й промышленности методология плани­

рования воспроизводства, структуры и эффективности парка про­

изводственного

оборудования

[34, 36]

т а к ж е

предусматривает

долгосрочное прогнозирование.

Методы

прогноза

(экстраполя­

ция, экспертные

оценки, многофакторный

анализ)

и его резуль­

таты используются д л я построения моделей и

расчета

нормати­

вов потребности

в м а ш и н а х и

оборудовании

по

ряду

отраслей

промышленности

[41]. Д л я оценки структуры

объектов

отрасли,

потребляющей оборудование,

предложена

их классификация в

виде перечня объектов-представителей, па которых показатели

использования оборудования

имеют

близкие значения.

 

В строительстве основой расчетов является прогноз развития

отраслей

народного

хозяйства до

1980—1990 гг. и

результаты

а н а л и з а

существующего

и

перспективного

механовооружения

[38]. Д л я

определения потребности отраслей в строительных ма­

шинах на

год и пятилетие

р а з р а б о т а н ы [42] и успешно применя ­

ются

нормативные

методы

[7]. В этих работах приводятся

сооб­

р а ж е н и я

о целесообразности

применения математического

аппа­

рата

д л я

планирования составов

парков

машин

строительных

организаций. Определение рациональных составов парков машин комбинатов и главков республиканского строительного министер­ ства рассматривается к а к з а д а ч а линейного программирования

[11]'.

Применительно

к механизированным колоннам задачу та­

кого

ж е назначения

предлагается решать

методами распределе ­

ния

ресурсов [27].

 

 

Математические

модели применяются

и для решения з а д а ч

перспективного планирования . В частности, методами линейного программирования можно определить оптимальный параметри ­

ческий

р я д стреловых кранов [17]. Д л я этой ж е цели

м о ж н о при­

менить

схемы динамического

программирования

[48]. И м е ю т с я

математические

модели выбора оптимального

состава

п а р к а

сельскохозяйственных машин [43].

 

 

 

 

Определенный интерес представляет

статья

Д .

Л е м з е р а и

Р . Шеие ( Ф Р Г )

«Эластичность

машинного

парка»

[49], в

которой

они предлагают использовать графики областей фактической рен­ табельности применения машин д л я оценки эффективности вклю ­ чения какого-либо типа машин в перспективный состав парка . Такие графики позволяют получить варианты составов п а р к а , близкие к оптимальному, и выбрать тот или иной вариант в за­ висимости от изменения п р о г р а м м ы работ, обеспечивая опреде­ ленную «эластичность» состава парка машин .

Анализ упомянутых здесь работ позволяет установить в них

ряд общих

положений:

 

1) формирование экономически

целесообразного состава пар­

ка машин

д о л ж н о базироваться на

данных прогноза развития

102


м е х а н и з а ц ии и п р о г р а м м ы работ

в отрасли;

план

формирования

машинного парка д о л ж е н р а з р а б а т ы в а т ь с я

на стадии среднесроч­

ного планирования и уточняться в текущих

планах;

2) д л я определения оптимального состава парка машин по

типам

целесообразно учитывать

структуру

программы работ.

•Чтобы

не рассматривать всю номенклатуру

производственной

п р о г р а м м ы , следует составлять классификацию

объектов-пред­

ставителей;

 

 

 

 

3) нормативные методы определения потребности в машинах позволяют определить некоторый допустимый состав парка . Д л я оптимизации этого состава необходимо поставить специальную многовариантную задачу, решение которой возможно с приме­ нением математических методов;

4) условия эксплуатации машин в транспортном строитель­ стве имеют специфику, не позволяющую применять близкие по темам расчетные методики д л я выбора оптимального состава ма­

шинных парков строительных организаций .

 

 

Решение

задачи оптимизации

составов

машинных

парков

включает этапы: анализ результатов прогнозирования

развития

механизации;

подготовку исходных

данных

д л я среднесрочного

п л а н и р о в а н и я ; расчеты планов поставок новых машин и форми­

рования оптимальных составов парков строительных

организа­

ций

с применением методов

математического моделирования .

 

 

2. А Н А Л И З

РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

 

РАЗВИТИЯ М Е Х А Н И З А Ц И И

 

 

 

Составление

прогнозов

развития транспортного

 

строитель­

ства

и его механизации, р а з р а б о т к а

обоснованных

методов

прогнозирования

являются

самостоятельными

проблемами .

В поставленной задаче будут рассматриваться отдельные резуль­ таты прогноза, которые принимают в качестве исходной инфор­

мации . Это — изменение территориального

размещения

объектов

и структуры производственной программы

в денежном

в ы р а ж е ­

нии, физических измерителях и относительных показателях; из­ менение конструктивных и проектных данных объектов и внедре­ ние новых строительных материалов; новая технология и научная о р г а н и з а ц и я механизированного производства; возможность мо­

дернизации, проектирования и освоения новых типов

машин.

Д а н н ы е прогноза территориального размещения

транспорт­

ных строек используются д л я определения типов машин, область применения которых является перспективной, а та.кже д л я проек­ тирования принципиально новых типов машин .

Одним из важнейших условий д л я выполнения возросших •объемов строительства за счет роста производительности труда •является увеличение единичной мощности средств механизации . Расчеты экономической эффективности использования машин

103


у к а з ы в а ют

на необходимость

широкого применения э к с к а в а т о р о в

с ковшами

емкостью 1,0—1,25 м3 и землеройных

машин непре­

рывного действия, скреперов

с ковшами емкостью 15—25 м3,.

бульдозеров мощностью 180—250 л. с, доведения

грузоподъемно­

сти среднесписочного автомобильного крапа до 8,5 Т, пневмоко - лесиого крана — до 21,5 Т.

В

б л и ж а й ш и е годы объем

железнодорожного

строительства

в районах У р а л а , Сибири

и Д а л ь н е г о Востока

существенно

воз­

растет по сравнению с 1970 г.

Условия

механизированных

ра ­

бот

в этих

районах — горно - таежный рельеф, болота, мари,

веч­

но-мерзлые

грунты, сейсмичность — потребуют

увеличения

м о щ ­

ности машин и применения

специально приспособленной и н а д е ж ­

ной

техники. М а ш и н н ы е

парки д о л ж н ы

включать

экскаваторы

на уширенном и удлиненном

гусеничном

ходу,

оборудованные

ковшами активного действия, мощные буровые машины, эффек ­ тивные средства дл я разработки мерзлых грунтов. Возрастет потребность в м а ш и н а х дл я устройства верхнего строения пути: путеукладчиках, электробалластерах, выправочно-рихтовочных машинах, а т а к ж е в машинах, выпускаемых для производства других видов работ железнодорожного строительства. Таким образом, прогнозирование структуры производственной програм ­ мы позволяет определить наиболее эффективные типы м а ш и н , подготовить исходные данные дл я расчета потребности в них на стадии среднесрочного планирования и ориентировать заводы на выпуск нового оборудования, а т а к ж е планировать импорт.

Прогноз внедрения новых строительных материалов, измене­ ния конструктивных и объемно-планировочных решений позво­ ляет сформулировать новые требования к п а р а м е т р а м машин, оп­ ределяет моральное старение отдельных типов применяемых машин и рост потребности в новых машинах . При установлении потребности в новых м а ш и н а х нужно учитывать результаты прог­ нозов развития смежных видов строительства. В ряде случаев

обнаруживается

возможность перераспределения

машин

м е ж д у

строительными организациями, п о з в о л я ю щ а я ,

во-первых, частич­

но удовлетворить

возрастающую потребность

в

машинах

(сба­

лансирование потребности) и, во-вторых, более полно использо­ вать наличный парк машин, непригодных дл я производства одно­

го вида работ и дефицитных в другом

виде.

 

 

 

Н а п р и м е р , в б л и ж а й ш е м

будущем

намечено увеличить

объем

строительства

зданий

при

значительном

росте

строительства

крупнопанельных и крупноблочных зданий и внедрении

объем­

но-блочного

домостроения

дл я служебно-технических

зданий .

Это приведет

к снижению потребности в

к р а н а х

малой

грузо­

подъемности

и росту з а я в о к

на краны с большим грузовым мо­

ментом и с

башенным

оборудованием. В то ж е

время имеется

тенденция

к

снижению

веса

конструкций

искусственных

соору­

жений, применению металлических гофрированных труб. Н о в ы е конструктивные решения -приведут к снижению величины тре-

104


д у е м о го грузового момента и увеличению области применения мобильных кранов . Очевидна необходимость проведения сов­ местных расчетов по оптимизации составов парков монтажных кранов для промышленио - гражданского строительства и по­ стройки малых искусственных сооружений .

Таким образом, анализ тенденций изменения конструктив­ ных и объемно - планировочных решений не только позволяет оп­ ределить новые требования к п а р а м е т р а м строительных машин, но и существенно влияет на методику подготовки исходных дан ­ ных д л я оптимизации составов машинных парков .

Нетрудно видеть, что прогнозирование внедрения прогрессив­ ной технологии и научной организации производства т а к ж е ока­ зывает существенное влияние на состав парков и построение ме­ тодики расчетов по его оптимизации.

Прогнозы

развития парков ведущих и комплектующих машин

д о л ж н ы ' быть

взаимосвязаны . Например, увеличение мощности

землеройной техники приведет к увеличению потребности в транс ­

портных средствах

и изменению их

параметров .

Грузоподъем­

ность среднесписочного

автомобиля - самосвала

целесообразно

довести до 7 Т. Учитывая

повышение удельного веса и роли пар ­

к а автотранспорта,

состав

которого

ограничивает

использование

экскаваторов, а т а к ж е сверхнормативный срок с л у ж б ы машин ав­ топарка, потребуется увеличение основных фондов автотранс ­ портных хозяйств.

При повышении мощности машин в условиях рассредоточен­ ного строительства значительно возрастает потребность в трайле ­ рах грузоподъемностью 60—75 Т. Широкое применение самоход­

ных скреперов

связано

с необходимостью увеличения

выпуска

тракторов - толкачей мощностью 100 л. с. з а в о д а м и тракторного и

сельскохозяйственного

машиностроения . Необходимо

учитывать

т а к ж е прогнозируемые

сведения о

принципиально новых спосо­

бах и средствах

механизации .

 

 

Исходными м а т е р и а л а м и являются и прогнозы развития ма­

шиностроительных

отраслей. В частности, следует учитывать, что

в девятой пятилетке производство

экскаваторов с ковшами ем­

костью 1—1,25 м3

увеличится в 1,6

раза, 40% эскаваторов будут

выпускаться с гидравлическим приводом, количество пневмоколесных кранов грузоподъемностью 25 Т и выше увеличится в 2 раза . Средняя грузоподъемность автомобильных кранов воз­ растет до 8,2 Т.

3. ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

Исходными данными д л я выполнения расчетов по оптимиза­

ции составов

машинных

парков являются: объемы механизиро­

в а н н ы х работ

(по в и д а

м ) , наличие машин в парке на начало

105