Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Следует отметить, |
что в связи |
со спецификой |
механизации |
|||||
строительных и специальных работ, а т а к ж е различием |
в |
органи |
||||||
зационной |
структуре |
и территориальном |
размещении |
объектов |
||||
методика |
расчетов оптимальных составов |
парков |
машин |
имеет |
||||
•особенности д л я отдельных главных управлений. Если |
в |
главках |
||||||
ж е л е з н о д о р о ж н о г о строительства |
предварительные |
расчеты |
со |
|||||
ставов парков землеройной техники, кранов и других машин |
мас |
сового применения можно организовать по территориальным зо нам размещения строительных организаций, то в главках, выпол
н я ю щ и х специальные в и д ы |
работ |
(«Главтоннельметрострой», |
« Г л а в т р а н с э л е к т р о м о н т а ж » |
и др . ), |
расчеты составов парков ма |
шин и оборудования, например, для проходки тоннелей, устрой
ства контактной сети, гидромеханизации следует производить в |
||||
целом по главку. Если |
в расчетах по |
разным |
г л а в к а м |
будут |
встречаться однотипные |
основные или |
базовые |
машины, то |
пла |
ны поставок этих машин необходимо сопоставить. Н а п р и м е р , при
расчете состава парка |
кранового оборудования следует учиты |
вать объем монтажных |
работ, выполняемый кранами - экскавато |
рами . Путеукладчики, балластировочные машины, струги и неко
торые другие т я ж е л ы е |
машины распределяет |
«Главстроймехани - |
|||||
зация» и, естественно, |
оптимальный парк |
этих |
машин следует |
||||
ф о р м и р о в а т ь на уровне |
|
«Главстроймеханизацпи» . |
|
|
|||
При решении |
вопроса |
об уровне и методах |
оптимизации |
со |
|||
става машинных |
парков |
нужно учитывать |
т а к ж е |
различную |
сте |
пень детализации информационного массива исходных данных о
структуре и объемах ' строительно-монтажных |
работ. |
Наиболее |
|||
подробная информация имеется на первые 1—2 |
года |
пятилетки. |
|||
Это проекты производства и проекты организации |
строительства |
||||
ж е л е з н о д о р о ж н ы х |
линий и других |
крупных транспортных объек |
|||
тов, находящихся |
в программе работ трестов. Н а |
последующие |
|||
годы имеются лишь укрупненные |
данные об о б ъ е м а х |
работ по |
главным управлениям, которые содержатся в «Сводках протоко лов - заказов согласования объемов подрядных строительно-мон т а ж н ы х работ, передаваемых министерствами - заказчиками на планируемое пятилетне» (разд. № 06, форма № 04).
Следовательно, главные управления совместно с трестами, учитывая прогноз развития механизации, определяют стратегию оптимального обновления машинных парков трестов, устанавли
вая |
при этом |
фонды новых м а ш и н и сроки их |
поставок. Очеред |
ная |
з а д а ч а трестов -— иа основе информации о |
программе работ |
|
в первые годы |
пятилетки -оптимально распределить рассчитанные |
фонды по своим подразделениям, формируя при этом оптималь ные составы парков машин механизированных колонн, строитель
но - монтажных поездов и др. Критерием оптимальности |
состава |
||||
парка машин |
может быть |
принят суммарный |
размер приведен |
||
ных з а т р а т |
на |
выполнение |
программы механизированных |
работ |
|
в плановом |
периоде ресурсами наличного п а р к а и новыми |
маши |
|||
нами и на |
развитие ремонтно-эксплуатационной |
базы. |
|
101
В о п р о с ам перспектив развития механовооружения уделяется значительное внимание в ведущих научных и производственных
организациях |
промышленности и строительства. Р а з р а б о т а н н а я |
применительно |
к т я ж е л о й промышленности методология плани |
рования воспроизводства, структуры и эффективности парка про
изводственного |
оборудования |
[34, 36] |
т а к ж е |
предусматривает |
|||
долгосрочное прогнозирование. |
Методы |
прогноза |
(экстраполя |
||||
ция, экспертные |
оценки, многофакторный |
анализ) |
и его резуль |
||||
таты используются д л я построения моделей и |
расчета |
нормати |
|||||
вов потребности |
в м а ш и н а х и |
оборудовании |
по |
ряду |
отраслей |
||
промышленности |
[41]. Д л я оценки структуры |
объектов |
отрасли, |
||||
потребляющей оборудование, |
предложена |
их классификация в |
виде перечня объектов-представителей, па которых показатели
использования оборудования |
имеют |
близкие значения. |
|
||||||
В строительстве основой расчетов является прогноз развития |
|||||||||
отраслей |
народного |
хозяйства до |
1980—1990 гг. и |
результаты |
|||||
а н а л и з а |
существующего |
и |
перспективного |
механовооружения |
|||||
[38]. Д л я |
определения потребности отраслей в строительных ма |
||||||||
шинах на |
год и пятилетие |
р а з р а б о т а н ы [42] и успешно применя |
|||||||
ются |
нормативные |
методы |
[7]. В этих работах приводятся |
сооб |
|||||
р а ж е н и я |
о целесообразности |
применения математического |
аппа |
||||||
рата |
д л я |
планирования составов |
парков |
машин |
строительных |
организаций. Определение рациональных составов парков машин комбинатов и главков республиканского строительного министер ства рассматривается к а к з а д а ч а линейного программирования
[11]'. |
Применительно |
к механизированным колоннам задачу та |
|
кого |
ж е назначения |
предлагается решать |
методами распределе |
ния |
ресурсов [27]. |
|
|
Математические |
модели применяются |
и для решения з а д а ч |
перспективного планирования . В частности, методами линейного программирования можно определить оптимальный параметри
ческий |
р я д стреловых кранов [17]. Д л я этой ж е цели |
м о ж н о при |
|||||
менить |
схемы динамического |
программирования |
[48]. И м е ю т с я |
||||
математические |
модели выбора оптимального |
состава |
п а р к а |
||||
сельскохозяйственных машин [43]. |
|
|
|
|
|||
Определенный интерес представляет |
статья |
Д . |
Л е м з е р а и |
||||
Р . Шеие ( Ф Р Г ) |
«Эластичность |
машинного |
парка» |
[49], в |
которой |
они предлагают использовать графики областей фактической рен табельности применения машин д л я оценки эффективности вклю чения какого-либо типа машин в перспективный состав парка . Такие графики позволяют получить варианты составов п а р к а , близкие к оптимальному, и выбрать тот или иной вариант в за висимости от изменения п р о г р а м м ы работ, обеспечивая опреде ленную «эластичность» состава парка машин .
Анализ упомянутых здесь работ позволяет установить в них
ряд общих |
положений: |
|
1) формирование экономически |
целесообразного состава пар |
|
ка машин |
д о л ж н о базироваться на |
данных прогноза развития |
102
м е х а н и з а ц ии и п р о г р а м м ы работ |
в отрасли; |
план |
формирования |
||
машинного парка д о л ж е н р а з р а б а т ы в а т ь с я |
на стадии среднесроч |
||||
ного планирования и уточняться в текущих |
планах; |
||||
2) д л я определения оптимального состава парка машин по |
|||||
типам |
целесообразно учитывать |
структуру |
программы работ. |
||
•Чтобы |
не рассматривать всю номенклатуру |
производственной |
|||
п р о г р а м м ы , следует составлять классификацию |
объектов-пред |
||||
ставителей; |
|
|
|
|
3) нормативные методы определения потребности в машинах позволяют определить некоторый допустимый состав парка . Д л я оптимизации этого состава необходимо поставить специальную многовариантную задачу, решение которой возможно с приме нением математических методов;
4) условия эксплуатации машин в транспортном строитель стве имеют специфику, не позволяющую применять близкие по темам расчетные методики д л я выбора оптимального состава ма
шинных парков строительных организаций . |
|
|
||
Решение |
задачи оптимизации |
составов |
машинных |
парков |
включает этапы: анализ результатов прогнозирования |
развития |
|||
механизации; |
подготовку исходных |
данных |
д л я среднесрочного |
п л а н и р о в а н и я ; расчеты планов поставок новых машин и форми
рования оптимальных составов парков строительных |
организа |
|||||
ций |
с применением методов |
математического моделирования . |
||||
|
|
2. А Н А Л И З |
РЕЗУЛЬТАТОВ |
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ |
||
|
|
РАЗВИТИЯ М Е Х А Н И З А Ц И И |
|
|
|
|
Составление |
прогнозов |
развития транспортного |
|
строитель |
||
ства |
и его механизации, р а з р а б о т к а |
обоснованных |
методов |
|||
прогнозирования |
являются |
самостоятельными |
проблемами . |
В поставленной задаче будут рассматриваться отдельные резуль таты прогноза, которые принимают в качестве исходной инфор
мации . Это — изменение территориального |
размещения |
объектов |
и структуры производственной программы |
в денежном |
в ы р а ж е |
нии, физических измерителях и относительных показателях; из менение конструктивных и проектных данных объектов и внедре ние новых строительных материалов; новая технология и научная о р г а н и з а ц и я механизированного производства; возможность мо
дернизации, проектирования и освоения новых типов |
машин. |
Д а н н ы е прогноза территориального размещения |
транспорт |
ных строек используются д л я определения типов машин, область применения которых является перспективной, а та.кже д л я проек тирования принципиально новых типов машин .
Одним из важнейших условий д л я выполнения возросших •объемов строительства за счет роста производительности труда •является увеличение единичной мощности средств механизации . Расчеты экономической эффективности использования машин
103
у к а з ы в а ют |
на необходимость |
широкого применения э к с к а в а т о р о в |
|
с ковшами |
емкостью 1,0—1,25 м3 и землеройных |
машин непре |
|
рывного действия, скреперов |
с ковшами емкостью 15—25 м3,. |
||
бульдозеров мощностью 180—250 л. с, доведения |
грузоподъемно |
сти среднесписочного автомобильного крапа до 8,5 Т, пневмоко - лесиого крана — до 21,5 Т.
В |
б л и ж а й ш и е годы объем |
железнодорожного |
строительства |
|||||
в районах У р а л а , Сибири |
и Д а л ь н е г о Востока |
существенно |
воз |
|||||
растет по сравнению с 1970 г. |
Условия |
механизированных |
ра |
|||||
бот |
в этих |
районах — горно - таежный рельеф, болота, мари, |
веч |
|||||
но-мерзлые |
грунты, сейсмичность — потребуют |
увеличения |
м о щ |
|||||
ности машин и применения |
специально приспособленной и н а д е ж |
|||||||
ной |
техники. М а ш и н н ы е |
парки д о л ж н ы |
включать |
экскаваторы |
||||
на уширенном и удлиненном |
гусеничном |
ходу, |
оборудованные |
ковшами активного действия, мощные буровые машины, эффек тивные средства дл я разработки мерзлых грунтов. Возрастет потребность в м а ш и н а х дл я устройства верхнего строения пути: путеукладчиках, электробалластерах, выправочно-рихтовочных машинах, а т а к ж е в машинах, выпускаемых для производства других видов работ железнодорожного строительства. Таким образом, прогнозирование структуры производственной програм мы позволяет определить наиболее эффективные типы м а ш и н , подготовить исходные данные дл я расчета потребности в них на стадии среднесрочного планирования и ориентировать заводы на выпуск нового оборудования, а т а к ж е планировать импорт.
Прогноз внедрения новых строительных материалов, измене ния конструктивных и объемно-планировочных решений позво ляет сформулировать новые требования к п а р а м е т р а м машин, оп ределяет моральное старение отдельных типов применяемых машин и рост потребности в новых машинах . При установлении потребности в новых м а ш и н а х нужно учитывать результаты прог нозов развития смежных видов строительства. В ряде случаев
обнаруживается |
возможность перераспределения |
машин |
м е ж д у |
|
строительными организациями, п о з в о л я ю щ а я , |
во-первых, частич |
|||
но удовлетворить |
возрастающую потребность |
в |
машинах |
(сба |
лансирование потребности) и, во-вторых, более полно использо вать наличный парк машин, непригодных дл я производства одно
го вида работ и дефицитных в другом |
виде. |
|
|
|
||||
Н а п р и м е р , в б л и ж а й ш е м |
будущем |
намечено увеличить |
объем |
|||||
строительства |
зданий |
при |
значительном |
росте |
строительства |
|||
крупнопанельных и крупноблочных зданий и внедрении |
объем |
|||||||
но-блочного |
домостроения |
дл я служебно-технических |
зданий . |
|||||
Это приведет |
к снижению потребности в |
к р а н а х |
малой |
грузо |
||||
подъемности |
и росту з а я в о к |
на краны с большим грузовым мо |
||||||
ментом и с |
башенным |
оборудованием. В то ж е |
время имеется |
|||||
тенденция |
к |
снижению |
веса |
конструкций |
искусственных |
соору |
жений, применению металлических гофрированных труб. Н о в ы е конструктивные решения -приведут к снижению величины тре-
104
д у е м о го грузового момента и увеличению области применения мобильных кранов . Очевидна необходимость проведения сов местных расчетов по оптимизации составов парков монтажных кранов для промышленио - гражданского строительства и по стройки малых искусственных сооружений .
Таким образом, анализ тенденций изменения конструктив ных и объемно - планировочных решений не только позволяет оп ределить новые требования к п а р а м е т р а м строительных машин, но и существенно влияет на методику подготовки исходных дан ных д л я оптимизации составов машинных парков .
Нетрудно видеть, что прогнозирование внедрения прогрессив ной технологии и научной организации производства т а к ж е ока зывает существенное влияние на состав парков и построение ме тодики расчетов по его оптимизации.
Прогнозы |
развития парков ведущих и комплектующих машин |
д о л ж н ы ' быть |
взаимосвязаны . Например, увеличение мощности |
землеройной техники приведет к увеличению потребности в транс
портных средствах |
и изменению их |
параметров . |
Грузоподъем |
|
ность среднесписочного |
автомобиля - самосвала |
целесообразно |
||
довести до 7 Т. Учитывая |
повышение удельного веса и роли пар |
|||
к а автотранспорта, |
состав |
которого |
ограничивает |
использование |
экскаваторов, а т а к ж е сверхнормативный срок с л у ж б ы машин ав топарка, потребуется увеличение основных фондов автотранс портных хозяйств.
При повышении мощности машин в условиях рассредоточен ного строительства значительно возрастает потребность в трайле рах грузоподъемностью 60—75 Т. Широкое применение самоход
ных скреперов |
связано |
с необходимостью увеличения |
выпуска |
||
тракторов - толкачей мощностью 100 л. с. з а в о д а м и тракторного и |
|||||
сельскохозяйственного |
машиностроения . Необходимо |
учитывать |
|||
т а к ж е прогнозируемые |
сведения о |
принципиально новых спосо |
|||
бах и средствах |
механизации . |
|
|
||
Исходными м а т е р и а л а м и являются и прогнозы развития ма |
|||||
шиностроительных |
отраслей. В частности, следует учитывать, что |
||||
в девятой пятилетке производство |
экскаваторов с ковшами ем |
||||
костью 1—1,25 м3 |
увеличится в 1,6 |
раза, 40% эскаваторов будут |
выпускаться с гидравлическим приводом, количество пневмоколесных кранов грузоподъемностью 25 Т и выше увеличится в 2 раза . Средняя грузоподъемность автомобильных кранов воз растет до 8,2 Т.
3. ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
Исходными данными д л я выполнения расчетов по оптимиза
ции составов |
машинных |
парков являются: объемы механизиро |
в а н н ы х работ |
(по в и д а |
м ) , наличие машин в парке на начало |
105