Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к а ж д о г о

года планируемого периода, технико-экономические

по­

к а з а т е л и

использования имеющихся

и

новых машин (годоваяі

эксплуатационная

производительность,

приведенные з а т р а т ы

но1

к а ж д о м у

способу

механизации), а

т а к ж е

статистические мате­

риалы о структуре

и уровнях механизации

строительно-монтаж­

ных р а б о т , изменении с о с т а в а парка машин, режимов их исполь­ зования и себестоимости механизированных работ.

Объемы механизированных работ в физических измерителях количественно определяют структуру строительио - моптажных

работ. В отличие

от промышленности,

где

принятая

технология

производства

обусловливает определенное соотношение м е ж д у

видами используемого

оборудования,

что

позволяет,

определив

потребность в

одном

виде

оборудования,

пропорционально

раз ­

вивать парки

оборудования

других видов, в транспортном строи­

тельстве структура работ меняется в большей степени,

о к а з ы в а я

существенное

влияние

на

эффективность

состава

машинного

парка по типам ведущих и комплектующих

машин .

 

 

 

 

Н а текущий год тресты

определяют

физические объемы

к а ж ­

дого вида работ по проектам производства работ, а

на

следую ­

щий год — по

проектам

организации

строительства

 

методом

прямого счета

дифференцированно

по

таким участкам

работ

и

объектам, которые

входят

в области

применения различных

ве ­

дущих машин .

Годовой перечень таких участков работ и объектов по тресту

содержит около ста

наименований. Чтобы упорядочить и н ф о р м а ­

цию, целесообразно

р а з р а б о т а т ь по к а ж д о м у виду работ клас ­

сификацию объектов-представителей группы участков работ и объектов с одинаковыми или близкими в заданном диапазоне характеристиками: конструктивными и объемно - планировочными решениями, условиями строительства, объемами работ и возмож ­ ными способами их механизации . Например, характеристиками объектов-представителей по з е м л я н ы м работам являются: вид

железнодорожного строительства

(новые линии, вторые пути, ре­

конструкция,

э л е к т р и ф и к а ц и я ) ;

пересеченность местности ( р а в ­

нинная, среднехолмистая, г о р н а я ) ;

способы разработки грунта и

дальность его

транспортирования .

Объектами - представителями

земляных работ при электрификации новых ж е л е з н ы х дорог бу­ дут: котлованы для зданий тяговой подстанции и распределитель ­ ных устройств, земляное полотно подъездного пути, котлованы под опоры фидерных линий и контактной сети на станциях и пе­ регонах.

П р и определении объектов-представителей в программе строи- телы-ю-монтажиых работ, выполняемых д л я Министерства пу­ тей сообщения, целесообразно использовать типовые схемы, раз ­ работанные д л я основных объектов железнодорожного транс ­ порта, детализируя их при необходимости выделения р а з н ы х способов механизации . П о этим схемам объектом является зем­ ляное полотно на отдельных перегонах, отдельных п а р к а х путей.

106


станций, земляные сооружения при строительстве мостов и т. д. Такое разделение позволяет т а к ж е увязать планирование механи­ зации с определением этапов строительно - монтажных работ в проектно-сметной документации строительных организаций, пе­

решедших на новую систему планирования и экономического

сти­

мулирования .

 

 

 

Структура

работ на третий — пятый годы

планируемого

пя­

тилетнего периода определяется в следующем

порядке. И з

пла­

новых данных

«Сводок протоколов - заказов согласования объе­

мов подрядных

строительно - монтажных работ», передаваемых

министерствами - заказчиками дл я выполнения

к а ж д о м у главку,

выписываются

объекты и объемы работ в млн. руб. по годам, по

вновь начинаемым и переходящим объектам . Определение физи­ ческих объемов работ и распределение их по принятой в главке классификации объектов-представителей может быть выполнено с помощью характеристик аналогичных по конструктивным реше­ ниям и расположению объектов, уж е построенных или имеющих проектную документацию, с учетом результатов прогнозирования.

Если характеристики каких-либо объектов не были установ­ лены на уровне трестов (например, новые объекты, не имеющие

а н а л о г о в ) , то их объединяют

в новый класс объектов-представи­

телей. Создание нормативной

базы характеристик объектов-пред­

ставителей, совокупность которых достаточно полно представля ­ ет структуру строительно - монтажных работ, и технико-экономи­ ческих показателей использования машин на этих объектах позволяет существенно упорядочить расчеты по механизации

строительства.

Подготовка

этих данных — трудоемкая

задача,

поэтому

ниже

приведены

рекомендации

по применению ЭВ М

д л я ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

Если нельзя достоверно определить физические объемы како­

го-либо вида работ, например

в последние

годы

планового пяти­

летнего

периода,

то в качестве

исходных

данных дл я

расчетов

следует

принять

объем строительно - монтажных

работ

в денеж ­

ном в ы р а ж е н и и и удельный вес данного вида механизированных работ в общем объеме (или ж е индексы изменения этих парамет ­ ров в планируемом периоде по сравнению с б а з о в ы м ) . Н и ж е по­ казано, что укрупнение исходного материала существенно сни­ ж а е т эффективность решения поставленной задачи .

Расчеты фондов машиноресурсов целесообразно проводить по определенной номенклатуре типоразмериых групп машин, сос­ тавленных так, чтобы в к а ж д о й группе были взаимозаменяемые м а ш и н ы одного типа, имеющие область эффективного примене­ ния, отличную от области применения м а ш и н другой группы. Так, парк одноковшовых экскаваторов м о ж н о разделить на ти-

поразмерные группы экскаваторов с к о в ш а м и

емкостью:

0,15—

€,25 м3; 0,3—0,4 м3; 0,5—0,65 мг

и т. д., п а р к м о н т а ж н ы х

стрело­

вых кранов — на типоразмерные

группы кранов

с максимальной

грузоподъемностью до 4 Т, до 10 Т и т. д. [17].

107


Н а л и ч ие машин в строительной организации вследствие спи­ сания физически и морально-изношенной техники, передачи ма­ шин другим организациям, разрешенной консервации и поступ­

ления новых машин

в течение года изменяется.

Р а з м е р списания

машин и потребность отрасли в новых ма­

шинах на замену изношенных определяют на основе сопоставле­

ния их фактического возраста с нормативным

амортизационным

периодом. Вместе с тем в парках, с о д е р ж а щ и х

значительное ко­

личество машин со сверхнормативным сроком службы, единовре­ менное списание всей устаревшей техники практически неосуще­ ствимо; поэтому необходимо предусматривать определенный пе­ риод обновления. Например, в начале 1972 г. 26,6% наличия экскаваторов, 33,9% бульдозеров, 28,6% скреперов, 21,6% авто­ мобильных кранов, занятых в транспортном строительстве, име­ ли истекшие сроки службы . Темпы обновления различны д л я от­ дельных типоразмерных групп машин, они устанавливаются по результатам межотраслевого баланса производства и потребле­ ния строительной техники и зависят от возможностей развития машиностроительных отраслей, сроков морального старения мо­ делей, возможности п целесообразности их модернизации и дру­ гих факторов .

При

решении вопросов о списании машин в конкретной строи­

тельной

организации необходимо т а к ж е учитывать

особенности

ее машинного парка . Удельный вес машин в парке,

п о д л е ж а щ и х

списанию в плановом году, зависит от специфики производствен­

ной и технической эксплуатации, величины нагрузок

на рабочие

органы, проведения модернизации базовых машин, обеспечения поставок новых машин и других факторов, по-разному действую­

щих в различных строительных организациях .

Так, анализ актов

списания машин, проведенный в ряде трестов

главного

управле­

ния железнодорожного строительства Севера

и З а п а д а

показал,

что в общестроительных организациях по сравнению со специа­

лизированными

машины одного и того ж е возраста

в годах име­

ют меньшую наработку машино-часов и, как следствие,

большие

фактические сроки

с л у ж б ы .

 

 

 

 

Следовательно,

программу

обновления парков машин

нужно

р а з р а б а т ы в а т ь

д л я

к а ж д о г о

треста. Сложность

этой

 

з а д а ч и

состоит

в

том,

что

размер списания зависит от поставок новых

машин,

а

потребность в м а ш и н а х устанавливается

в свою оче­

редь в зависимости от списания. Исходной базой

д л я

расчетов

следует

принимать

т а к н а з ы в а е м ы й размер фактического

списа­

ния, определяемый на основе данных о возрасте, условиях экс­

плуатации и поставок машин в базовом периоде. Он

имеет в а ж ­

ное значение, т а к к а к позволяет оценить возрастную

х а р а к т е р и с ­

тику парка

по расходу машиноресурсов, и з б е ж а т ь

искажения

потребности

в новых машинах, а т а к ж е определить на к а ж д ы й год

планового периода размер увеличения поставки машин по срав­ нению с поставками в базовом периоде. Это даст возможность к

108


концу планового

периода

иметь

в парке

машины со

сроками

службы, не п р е в ы ш а ю щ и м и

экономически

целесообразные.

Исходными данными для определения фактического

размера

списания машин

определенного типоразмера являются:

возраст

на начало планового года Т'

в машино-ч; число часов работы ма­

шины в течение года t и срок службы' машин- L .

Действие указан ­

ных выше факторов, влияющих на

списание

машин,

приводит

к отклонениям значений фактических исходных данных от сред­ них величии. Д л я оценки этого целесообразно применять методы статистического анализа фактических данных по списанию в ба­ зовом периоде, которые позволяют установить закономерность в

распределении значений исходных данных .

П а р а м е т р ы

распреде­

ления числа часов, отработанных машиной

с начала

эксплуата ­

ции до начала планируемого периода, Т' зависят в основном от темпов обновления п а р к а . По результатам анализа статистиче­ ских данных о возрасте землеройных машин в Минтрасстрое за

1957—1970 гг. распределение

параметра

Т

является произволь­

ным (за указанный базовый

период оказалось в о з м о ж н ы м уста­

новить данные

о всех

возрастных группах

машин,

в том

числе

и

с наибольшим

сроком

с л у ж б ы ) . Д а ж е

на

уровне

статистики

по

машинному парку Минтрансстроя, при значительном

влиянии

закона

больших

чисел

распределение п а р а м е т р а Т'

парка экска­

ваторов

(рис. 24)

не описывается закономерностью .

 

 

 

Анализ отчетных данных о з а т р а т а х машино-часов различны­ ми машинами в течение года, проведенный в парках экскавато ­ ров Центрального управления механизации, трестов «Мосэлектротягстрой», «Центростроймеханизация» и «Югозаптрансстрой» [18, 28], показал, что распределение характеристики t с достаточ­ ной степенью достоверности (была проведена проверка по кри­ терию Пирсона) согласовывается с законом нормального рас­ пределения.

Установлено т а к ж е , что

коэффициент

вариации

у = — — д л я

 

 

 

M(t)

различных парков является

устойчивым

и близок

к 0,25. Устой­

чивость этой величины обнаружена и И. А. Луйком [23] па при­

мере парков строительных машин в У С С Р .

 

Величина з а т р а т машино-часов за полный срок службы

ма­

шин L может иметь различное распределение, параметры

кото­

рого существенно зависят от специфики производственной и тех­ нической эксплуатации машин и поставок новых машин . Статис­ тический анализ данных о сроке с л у ж б ы экскаваторов и бульдозеров треста «Центростроймеханизация» показал, что рас­ пределение величины L этих машин с достаточной степенью достоверности согласовывается с нормальным законом . В общем случае распределение L может быть и асимметричным. Если ма­

шины списывают, как правило, не позже установленного

срока

службы,

то гистограмма распределения L будет

иметь

центр

тяжести,

смещенный влево. Если ж е машинам,

отработавшим

109


Тыс. маиіино-ч,

Т'

Рис. 24. Гистограмма распределения экскаваторов с ковшом емкостью

до

0,4 м3 по возрасту на начало 1970 г.; заштрихованная часть гистограммы от­

носится к машинам с истекшим сроком

службы

 

 

 

 

 

срок службы, нет замены, то сроки их списания

будут

з а д е р ж и ­

ваться, и гистограмма будет иметь центр тяжести,

смещенный

вправо. М е ж д у величинами

L и

t имеет

место

корреляционная

зависимость, а между величинами Т'

и t, L и

Т'

ома

прояв­

ляется слабо, так как транспортные строительные

организации,

как правило, не придерживаются нормативных

сроков

с л у ж б ы

машин, на параметры списания

действуют различные

факторы

(пример установления корреляционной связи на

стр.

177).

Вероятность списания любой машины парка

Ps

в

плановом

году определяется как вероятность того, что разность между за­

тратами машино-часов с начала

эксплуатации

до

.конца

года

T' + t и з а т р а т а м и машино-часов

в течение срока

службы

маши ­

ны L будет неотрицательной, т. е.

 

 

 

 

 

 

Ps =

P(T'

+

t—L)^0.

 

 

 

 

Следовательно, нужно

найти

распределение

5

суммы

трех

величин T',

t и ( — L ) и определить вероятность

того, что величи­

на S будет

неотрицательной. Вычислительный

процесс нахожде ­

ния совместного распределения, который называется сверткой, наиболее .прост, если распределения слагаемых величин являются нормальными . Поэтому вначале выполняют свертку двух нор­

мально

распределенных

коррелированных величин L ' = Lt, а

затем Т—U. Совместное распределение L ' будет т а к ж е

нормаль ­

ным [6] с

п а р а м е т р а м и :

 

 

M(L')=M(L)-M(t)-

a i d . = yG2^_ 02-2rLlGLot,

(57)

ПО