Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
к а ж д о г о |
года планируемого периода, технико-экономические |
по |
||||
к а з а т е л и |
использования имеющихся |
и |
новых машин (годоваяі |
|||
эксплуатационная |
производительность, |
приведенные з а т р а т ы |
но1 |
|||
к а ж д о м у |
способу |
механизации), а |
т а к ж е |
статистические мате |
||
риалы о структуре |
и уровнях механизации |
строительно-монтаж |
ных р а б о т , изменении с о с т а в а парка машин, режимов их исполь зования и себестоимости механизированных работ.
Объемы механизированных работ в физических измерителях количественно определяют структуру строительио - моптажных
работ. В отличие |
от промышленности, |
где |
принятая |
технология |
||||||||
производства |
обусловливает определенное соотношение м е ж д у |
|||||||||||
видами используемого |
оборудования, |
что |
позволяет, |
определив |
||||||||
потребность в |
одном |
виде |
оборудования, |
пропорционально |
раз |
|||||||
вивать парки |
оборудования |
других видов, в транспортном строи |
||||||||||
тельстве структура работ меняется в большей степени, |
о к а з ы в а я |
|||||||||||
существенное |
влияние |
на |
эффективность |
состава |
машинного |
|||||||
парка по типам ведущих и комплектующих |
машин . |
|
|
|
|
|||||||
Н а текущий год тресты |
определяют |
физические объемы |
к а ж |
|||||||||
дого вида работ по проектам производства работ, а |
на |
следую |
||||||||||
щий год — по |
проектам |
организации |
строительства |
|
методом |
|||||||
прямого счета |
дифференцированно |
по |
таким участкам |
работ |
и |
|||||||
объектам, которые |
входят |
в области |
применения различных |
ве |
дущих машин .
Годовой перечень таких участков работ и объектов по тресту
содержит около ста |
наименований. Чтобы упорядочить и н ф о р м а |
цию, целесообразно |
р а з р а б о т а т ь по к а ж д о м у виду работ клас |
сификацию объектов-представителей группы участков работ и объектов с одинаковыми или близкими в заданном диапазоне характеристиками: конструктивными и объемно - планировочными решениями, условиями строительства, объемами работ и возмож ными способами их механизации . Например, характеристиками объектов-представителей по з е м л я н ы м работам являются: вид
железнодорожного строительства |
(новые линии, вторые пути, ре |
||
конструкция, |
э л е к т р и ф и к а ц и я ) ; |
пересеченность местности ( р а в |
|
нинная, среднехолмистая, г о р н а я ) ; |
способы разработки грунта и |
||
дальность его |
транспортирования . |
Объектами - представителями |
земляных работ при электрификации новых ж е л е з н ы х дорог бу дут: котлованы для зданий тяговой подстанции и распределитель ных устройств, земляное полотно подъездного пути, котлованы под опоры фидерных линий и контактной сети на станциях и пе регонах.
П р и определении объектов-представителей в программе строи- телы-ю-монтажиых работ, выполняемых д л я Министерства пу тей сообщения, целесообразно использовать типовые схемы, раз работанные д л я основных объектов железнодорожного транс порта, детализируя их при необходимости выделения р а з н ы х способов механизации . П о этим схемам объектом является зем ляное полотно на отдельных перегонах, отдельных п а р к а х путей.
106
станций, земляные сооружения при строительстве мостов и т. д. Такое разделение позволяет т а к ж е увязать планирование механи зации с определением этапов строительно - монтажных работ в проектно-сметной документации строительных организаций, пе
решедших на новую систему планирования и экономического |
сти |
||
мулирования . |
|
|
|
Структура |
работ на третий — пятый годы |
планируемого |
пя |
тилетнего периода определяется в следующем |
порядке. И з |
пла |
|
новых данных |
«Сводок протоколов - заказов согласования объе |
||
мов подрядных |
строительно - монтажных работ», передаваемых |
||
министерствами - заказчиками дл я выполнения |
к а ж д о м у главку, |
||
выписываются |
объекты и объемы работ в млн. руб. по годам, по |
вновь начинаемым и переходящим объектам . Определение физи ческих объемов работ и распределение их по принятой в главке классификации объектов-представителей может быть выполнено с помощью характеристик аналогичных по конструктивным реше ниям и расположению объектов, уж е построенных или имеющих проектную документацию, с учетом результатов прогнозирования.
Если характеристики каких-либо объектов не были установ лены на уровне трестов (например, новые объекты, не имеющие
а н а л о г о в ) , то их объединяют |
в новый класс объектов-представи |
телей. Создание нормативной |
базы характеристик объектов-пред |
ставителей, совокупность которых достаточно полно представля ет структуру строительно - монтажных работ, и технико-экономи ческих показателей использования машин на этих объектах позволяет существенно упорядочить расчеты по механизации
строительства. |
Подготовка |
этих данных — трудоемкая |
задача, |
|||||
поэтому |
ниже |
приведены |
рекомендации |
по применению ЭВ М |
||||
д л я ее решения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если нельзя достоверно определить физические объемы како |
||||||||
го-либо вида работ, например |
в последние |
годы |
планового пяти |
|||||
летнего |
периода, |
то в качестве |
исходных |
данных дл я |
расчетов |
|||
следует |
принять |
объем строительно - монтажных |
работ |
в денеж |
ном в ы р а ж е н и и и удельный вес данного вида механизированных работ в общем объеме (или ж е индексы изменения этих парамет ров в планируемом периоде по сравнению с б а з о в ы м ) . Н и ж е по казано, что укрупнение исходного материала существенно сни ж а е т эффективность решения поставленной задачи .
Расчеты фондов машиноресурсов целесообразно проводить по определенной номенклатуре типоразмериых групп машин, сос тавленных так, чтобы в к а ж д о й группе были взаимозаменяемые м а ш и н ы одного типа, имеющие область эффективного примене ния, отличную от области применения м а ш и н другой группы. Так, парк одноковшовых экскаваторов м о ж н о разделить на ти-
поразмерные группы экскаваторов с к о в ш а м и |
емкостью: |
0,15— |
|
€,25 м3; 0,3—0,4 м3; 0,5—0,65 мг |
и т. д., п а р к м о н т а ж н ы х |
стрело |
|
вых кранов — на типоразмерные |
группы кранов |
с максимальной |
грузоподъемностью до 4 Т, до 10 Т и т. д. [17].
107
Н а л и ч ие машин в строительной организации вследствие спи сания физически и морально-изношенной техники, передачи ма шин другим организациям, разрешенной консервации и поступ
ления новых машин |
в течение года изменяется. |
Р а з м е р списания |
машин и потребность отрасли в новых ма |
шинах на замену изношенных определяют на основе сопоставле
ния их фактического возраста с нормативным |
амортизационным |
периодом. Вместе с тем в парках, с о д е р ж а щ и х |
значительное ко |
личество машин со сверхнормативным сроком службы, единовре менное списание всей устаревшей техники практически неосуще ствимо; поэтому необходимо предусматривать определенный пе риод обновления. Например, в начале 1972 г. 26,6% наличия экскаваторов, 33,9% бульдозеров, 28,6% скреперов, 21,6% авто мобильных кранов, занятых в транспортном строительстве, име ли истекшие сроки службы . Темпы обновления различны д л я от дельных типоразмерных групп машин, они устанавливаются по результатам межотраслевого баланса производства и потребле ния строительной техники и зависят от возможностей развития машиностроительных отраслей, сроков морального старения мо делей, возможности п целесообразности их модернизации и дру гих факторов .
При |
решении вопросов о списании машин в конкретной строи |
|
тельной |
организации необходимо т а к ж е учитывать |
особенности |
ее машинного парка . Удельный вес машин в парке, |
п о д л е ж а щ и х |
|
списанию в плановом году, зависит от специфики производствен |
||
ной и технической эксплуатации, величины нагрузок |
на рабочие |
органы, проведения модернизации базовых машин, обеспечения поставок новых машин и других факторов, по-разному действую
щих в различных строительных организациях . |
Так, анализ актов |
|
списания машин, проведенный в ряде трестов |
главного |
управле |
ния железнодорожного строительства Севера |
и З а п а д а |
показал, |
что в общестроительных организациях по сравнению со специа
лизированными |
машины одного и того ж е возраста |
в годах име |
||||||
ют меньшую наработку машино-часов и, как следствие, |
большие |
|||||||
фактические сроки |
с л у ж б ы . |
|
|
|
|
|||
Следовательно, |
программу |
обновления парков машин |
нужно |
|||||
р а з р а б а т ы в а т ь |
д л я |
к а ж д о г о |
треста. Сложность |
этой |
|
з а д а ч и |
||
состоит |
в |
том, |
что |
размер списания зависит от поставок новых |
||||
машин, |
а |
потребность в м а ш и н а х устанавливается |
в свою оче |
|||||
редь в зависимости от списания. Исходной базой |
д л я |
расчетов |
||||||
следует |
принимать |
т а к н а з ы в а е м ы й размер фактического |
списа |
ния, определяемый на основе данных о возрасте, условиях экс
плуатации и поставок машин в базовом периоде. Он |
имеет в а ж |
|
ное значение, т а к к а к позволяет оценить возрастную |
х а р а к т е р и с |
|
тику парка |
по расходу машиноресурсов, и з б е ж а т ь |
искажения |
потребности |
в новых машинах, а т а к ж е определить на к а ж д ы й год |
планового периода размер увеличения поставки машин по срав нению с поставками в базовом периоде. Это даст возможность к
108
концу планового |
периода |
иметь |
в парке |
машины со |
сроками |
|
службы, не п р е в ы ш а ю щ и м и |
экономически |
целесообразные. |
||||
Исходными данными для определения фактического |
размера |
|||||
списания машин |
определенного типоразмера являются: |
возраст |
||||
на начало планового года Т' |
в машино-ч; число часов работы ма |
|||||
шины в течение года t и срок службы' машин- L . |
Действие указан |
|||||
ных выше факторов, влияющих на |
списание |
машин, |
приводит |
к отклонениям значений фактических исходных данных от сред них величии. Д л я оценки этого целесообразно применять методы статистического анализа фактических данных по списанию в ба зовом периоде, которые позволяют установить закономерность в
распределении значений исходных данных . |
П а р а м е т р ы |
распреде |
ления числа часов, отработанных машиной |
с начала |
эксплуата |
ции до начала планируемого периода, Т' зависят в основном от темпов обновления п а р к а . По результатам анализа статистиче ских данных о возрасте землеройных машин в Минтрасстрое за
1957—1970 гг. распределение |
параметра |
Т |
является произволь |
|||||||
ным (за указанный базовый |
период оказалось в о з м о ж н ы м уста |
|||||||||
новить данные |
о всех |
возрастных группах |
машин, |
в том |
числе |
и |
||||
с наибольшим |
сроком |
с л у ж б ы ) . Д а ж е |
на |
уровне |
статистики |
по |
||||
машинному парку Минтрансстроя, при значительном |
влиянии |
|||||||||
закона |
больших |
чисел |
распределение п а р а м е т р а Т' |
парка экска |
||||||
ваторов |
(рис. 24) |
не описывается закономерностью . |
|
|
|
Анализ отчетных данных о з а т р а т а х машино-часов различны ми машинами в течение года, проведенный в парках экскавато ров Центрального управления механизации, трестов «Мосэлектротягстрой», «Центростроймеханизация» и «Югозаптрансстрой» [18, 28], показал, что распределение характеристики t с достаточ ной степенью достоверности (была проведена проверка по кри терию Пирсона) согласовывается с законом нормального рас пределения.
Установлено т а к ж е , что |
коэффициент |
вариации |
у = — — д л я |
|
|
|
M(t) |
различных парков является |
устойчивым |
и близок |
к 0,25. Устой |
чивость этой величины обнаружена и И. А. Луйком [23] па при
мере парков строительных машин в У С С Р . |
|
Величина з а т р а т машино-часов за полный срок службы |
ма |
шин L может иметь различное распределение, параметры |
кото |
рого существенно зависят от специфики производственной и тех нической эксплуатации машин и поставок новых машин . Статис тический анализ данных о сроке с л у ж б ы экскаваторов и бульдозеров треста «Центростроймеханизация» показал, что рас пределение величины L этих машин с достаточной степенью достоверности согласовывается с нормальным законом . В общем случае распределение L может быть и асимметричным. Если ма
шины списывают, как правило, не позже установленного |
срока |
||
службы, |
то гистограмма распределения L будет |
иметь |
центр |
тяжести, |
смещенный влево. Если ж е машинам, |
отработавшим |
109
Тыс. маиіино-ч, |
Т' |
Рис. 24. Гистограмма распределения экскаваторов с ковшом емкостью |
до |
0,4 м3 по возрасту на начало 1970 г.; заштрихованная часть гистограммы от
носится к машинам с истекшим сроком |
службы |
|
|
|
|
|
||
срок службы, нет замены, то сроки их списания |
будут |
з а д е р ж и |
||||||
ваться, и гистограмма будет иметь центр тяжести, |
смещенный |
|||||||
вправо. М е ж д у величинами |
L и |
t имеет |
место |
корреляционная |
||||
зависимость, а между величинами Т' |
и t, L и |
Т' |
ома |
прояв |
||||
ляется слабо, так как транспортные строительные |
организации, |
|||||||
как правило, не придерживаются нормативных |
сроков |
с л у ж б ы |
||||||
машин, на параметры списания |
действуют различные |
факторы |
||||||
(пример установления корреляционной связи на |
стр. |
177). |
||||||
Вероятность списания любой машины парка |
Ps |
в |
плановом |
|||||
году определяется как вероятность того, что разность между за |
||||||||
тратами машино-часов с начала |
эксплуатации |
до |
.конца |
года |
||||
T' + t и з а т р а т а м и машино-часов |
в течение срока |
службы |
маши |
|||||
ны L будет неотрицательной, т. е. |
|
|
|
|
|
|
||
Ps = |
P(T' |
+ |
t—L)^0. |
|
|
|
|
|
Следовательно, нужно |
найти |
распределение |
5 |
суммы |
трех |
величин T', |
t и ( — L ) и определить вероятность |
того, что величи |
на S будет |
неотрицательной. Вычислительный |
процесс нахожде |
ния совместного распределения, который называется сверткой, наиболее .прост, если распределения слагаемых величин являются нормальными . Поэтому вначале выполняют свертку двух нор
мально |
распределенных |
коррелированных величин L ' = L—t, а |
|
затем Т—U. Совместное распределение L ' будет т а к ж е |
нормаль |
||
ным [6] с |
п а р а м е т р а м и : |
|
|
M(L')=M(L)-M(t)- |
a i d . = yG2^_ 02-2rLlGLot, |
(57) |
|
ПО |
|
|
|