Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 26 |
|
|
|
|
|
|
|
Пернып год |
|
|
|
|
Пятый |
год |
|
||
|
|
|
|
Объекты-представители |
|
|
Объекты-нрелстапитсли |
|
|||||||
|
Тііпоразмсрные |
группы |
Карьерные |
. . . |
Котлопаны |
|
|
Карьерные |
. . |
. |
Котлопаны |
|
|||
|
работы |
пол здания |
Фонд |
|
работы |
иод здания |
Фонд |
||||||||
|
машин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Объемы работ |
|
м а ш п ш ф с - |
* • • |
|
Объемы |
работ |
|
машнно - |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
сурсон |
|
|
|
ресурсон |
|||
|
|
|
|
|
|
|
К'1 |
|
|
|
|
|
|
ѵ/ п= 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличный парк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Экскаваторы |
с ковшом |
л13]у |
з |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
^ 1 , 5 м3 |
|
|
|
|
|
|
ф['1 |
|
|
|
|
|
|
ф[=5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
. . . |
|
|
|
. . . |
. . . |
. . . |
|
|
. . . |
|
|
|
|
|
|
m |
Скреперы |
самоходные с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КГ |
|
|
ковшом |
9—15 |
м3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комплектующие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
МАЗ - 205 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
• • |
. |
. |
. |
Ппевмокаток
Ведущие |
|
/72 + 1 Многоковшовые |
экска |
ваторы |
|
. . .
M Скреперы самоходные с ковшом более 15 м3
Комплектующие
/ Г с + 1 КрАЗ - 256
•• •
кДизель-трамбовочные ма шины
. . . |
. . . |
Новые машины
|
ф<=5 |
1 |
* Й 1 |
ш + |
|
|
|
. . . . . . . . . . . . - • •
ГтЛІП. о
"з.у ^Мп 4M
хМп 1 1 Ma
. . . |
. . . |
• • • |
|
Ф<кХ |
'к |
|
|
Д л я оптимального решения з а д а ч и необходимо из множества вариантов распределения парка наличных и новых машин по объектам - представителям выбрать такой вариант, который обес печивает наименьший суммарный размер приведенных з а т р а т па развитие машинных парков, ремонтной базы и выполнение объемов работ в плановом периоде (с приведением разновремен ных з а т р а т к первому году планирования с помощью нормы дис контирования, равной 0,08). Такой критерий оптимальности со ответствует расчетам сравнительной эффективности новой тех ники.
Математическая модель этой задачи имеет следующий вид. 1. Условие выполнения полного объема механизированных
работ записывают в виде уравнении
|
m |
|
|
|
|
|
|
|
|
^ПІ-ХЦ |
|
= |
Vf, |
j = |
I , . . . , « ( , |
|
|
|
г'=1 |
|
|
|
|
|
|
|
где n\j |
— э к с п л у а т а ц и о н н а я |
производительность |
единицы |
ма- |
||||
|
шиноресурсов |
машин |
типоразмерной |
группы на /-и |
||||
V*. |
разновидности |
объектов-представителей в t-м |
году; |
|||||
— о б ъ е м работы |
на объектах - представителях /-го вида; |
|||||||
Xij |
— к о л и ч е с т в о |
машиноресурсов і-го типа машин, распре |
||||||
|
деляемое в процессе решения задачи на объекты- |
|||||||
|
представители |
/-го вида (Xij — неотрицательная |
ве |
|||||
|
личина) ; |
|
|
|
|
|
|
|
lit |
— к о л и ч е с т в о |
разновидностей |
объектов-представителей |
|||||
|
в t-ы году. |
|
|
|
|
|
|
|
2. Ограничение по использованию |
для выполнения з а д а н н ы х |
объемов работ фондов машиноресурсов наличного парка п по
ступающих в плановом году ведущих машин |
имеет вид |
нера |
||||||
венств |
nt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
ха ^ фп> |
і = |
\,...,mt,...,Mlt |
|
|
||
где Фц |
— ф о н д |
машиноресурсов |
і-п типоразмерной |
группы ма |
||||
|
шин в t-м году; |
|
|
|
|
|
|
|
nii — ч и с л о |
типоразмерных |
групп |
машин |
наличного |
парка; |
|||
Mt — nit |
— ч и с л о |
новых типоразмерных |
групп |
машин . |
|
|||
3. Ограничение по использованию фондов |
машиноресурсов |
|||||||
наличного парка |
и поступающих |
в плановом |
году |
комплектую |
||||
щих машин имеет вид неравенств |
|
|
|
|
|
|||
|
2 |
кііХц^Ф», |
к |
= 1,..., |
Ко,...,к, |
|
|
|
где K \ J |
— к о э ф ф и ц и е н т |
з а т р а т |
машиноресурсов |
комплектую |
||||
|
щих машин к-то типоразмера при ij-м способе |
меха |
||||||
|
низации; |
|
|
|
|
|
|
126
|
Ф' |
— ф о н д машиноресурсов |
комплектующих |
машин |
В |
|||||
|
|
t-м году; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/Сс — к о л и ч е с т в о |
типоразмеров комплектующих |
машин |
в |
||||||
|
|
наличном парке; |
|
|
|
|
|
|
||
(/( — /Со) |
— к о л и ч е с т в о |
новых типоразмеров |
комплектующих |
|||||||
|
|
машин; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ к |
— множество |
способов .механизации с 'применением |
|||||||
|
|
комплектующих машин к-го типоразмера . |
|
|
||||||
4. |
Ц е л е в а я функция |
задачи — минимизация |
суммарного раз |
|||||||
мера |
приведенных затрат: |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Z = |
2 3 i > v ' i ' - > m i n . |
|
|
|
|
|
||
Эта з а д а ч а относится к |
классу |
з а д а ч |
линейного |
программи |
||||||
рования, |
имеющих блочную |
структуру. В |
к а ж д ы й |
блок входят |
условия распределения парка машин по объектам ^-го года пла
нового периода. З а д а ч а может |
быть |
решена методами |
блочного |
||
программирования |
[9]. В результате |
решения |
задачи |
прибли |
|
ж е н н ы м методом |
минимального |
элемента или |
точным |
методом |
линейного программирования получают |
план распределения на |
||
личных и планируемых к поступлению |
машиноресурсов |
треста |
|
по объектам производственной программы . Этот |
план |
служит |
|
основанием д л я формирования годовых наборов |
работ |
и соста |
вов машинных парков специализированных подразделений трес та: управлений механизации и механизированных колонн.
Формирование наборов работ производится по признакам территориального расположения объектов, специализации вы полнения определенных разновидностей работ, наиболее эффек
тивного в данных условиях размера |
мощности подразделения |
[22] |
|||||
с учетом структуры имеющихся |
в |
его |
распоряжении |
основных |
|||
фондов. Составы парков машин |
д л я подразделений формируют |
||||||
ся в соответствии с оптимальным |
распределением |
машиноресур |
|||||
сов треста по объектам, вошедшим |
в набор |
работ к а ж д о г о |
под |
||||
разделения, и с л у ж а т исходными данными |
д л я годового кален |
||||||
дарного планирования . Расчеты |
на |
уровне |
треста |
д о л ж н ы |
быть |
||
выполнены вариантными, с тем |
чтобы |
выбрать |
такие |
составы |
парков машин специализированных подразделений, которые бы ли бы устойчивыми в плановом периоде, т. е. имели относитель но устойчивую структуру и обеспечивали получение наибольшего экономического эффекта .
Такой принцип обеспечивает, с одной стороны, единство рас четов по оптимальному планированию механизации во всех звеньях Минтрансстроя, а с другой стороны, .позволяет проводить расчеты с различной степенью детализации на различных уров
нях (главное управление, трест, механизированная |
к о л о н н а ) . |
При создании отраслевой автоматизированной системы пла |
|
новых расчетов оптимальный состав машинного парка |
главного |
127
у п р а в л е н и я, по-видимому, целесообразнее будет рассчитывать в головном вычислительном центре, который позволит р а з р а б а т ы вать долгосрочные и среднесрочные планы комплексной механи зации при наилучшем решении «стыковых» вопросов, возникаю щих в процессе согласования планов поставок новой техники с плановыми органами и при планировании развития трестов.
5. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В РАСЧЕТАХ
Применение Э В М |
позволяет |
обеспечить получение |
наилуч |
|
ших по выбранному критерию оптимальности |
планов механиза |
|||
ции при существенном |
снижении |
трудоемкости |
расчетов |
по под |
готовке исходных данных, при прогнозировании, определении оптимальных составов машинных парков с применением эконо мико - математических методов и др.
Д л я применения |
Э В М при |
расчетах развития |
механизации |
на уровне главного |
управления |
и его структурных |
подразделе |
ний необходима информационно - нормативная база: классифи кация объектов-представителей производственной программы планового периода и типоразмерных групп машин, результаты прогноза развития комплексной механизации, значения техни ко-экономических показателей производственной и технической эксплуатации машин в плановом периоде, показателей хозяйст венной деятельности специализированных организаций, матема тические модели, алгоритмы н программы расчетов.
На базе этих исходных данных |
во внешнюю п а м я т ь Э В М |
(на |
||||||||||
магнитные |
накопители) |
записывают |
следующие |
информацион |
||||||||
ные |
массивы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
классификацию объектов-представителей |
производственной |
|||||||||||
программы с техническими, |
технологическими |
и |
территориаль |
|||||||||
ными характеристиками |
по |
к а ж д о м у |
объекту |
(постоянный |
мас |
|||||||
сив |
1); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
классификацию типоразмерных групп машин, включая новую |
||||||||||||
технику, и их основные |
п а р а м е т р ы |
(постоянный массив |
2); |
|
||||||||
технико-экономические |
показатели использования |
машин |
||||||||||
к а ж д о й типоразмериой |
группы |
на объектах - представителях с |
||||||||||
учетом динамики их изменения по годам планового периода |
(по |
|||||||||||
стоянный массив 3); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
данные |
о структуре |
производственной |
программы, |
террито |
||||||||
риальном |
размещении объектов |
и |
объемах |
механизированных |
||||||||
работ по годам планового периода |
(переменный массив |
4) ; |
|
|||||||||
данные |
о структуре |
наличных |
|
парков |
машин |
главка и |
его |
|||||
подразделений с учетом |
динамики |
ее |
изменения |
(переменный |
||||||||
массив 5). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а Э В М выполняются следующие |
вычислительные |
операции |
||||||||||
и на |
печать выдаются нижеперечисленные |
результаты: |
|
|
128
1) формирование в терминах «объектов-представителей» |
про |
|||
изводственных программ главного |
управления |
на |
к а ж д ы й |
год |
планового периода. Исходные материалы: массивы |
1 и 4. В итоге |
|||
расчетов: печать, анализ результатов машинного |
счета; |
|
||
2) расчет фондов машиноресурсов наличного п а р к а по ти- |
||||
поразмериым группам машин на |
к а ж д ы й год |
планового перио |
да. Исходные материалы: массивы 2 и 5. В итоге расчетов: пе
чать |
результатов; |
|
|
|
|
|
|
3) |
определение |
потребности в новых |
машинах по годам пла |
||||
нового периода. |
Исходные |
материалы: |
результаты |
расчетов |
1 |
||
и 2); |
массивы 2, |
3. |
В итоге |
расчетов: печать з а я в о к |
главка |
на |
машины, анализ результатов машинного счета, корректировка
заявок . После |
утверждения плановыми органами лимитов по |
||||
ставок |
машин |
по годам |
планового |
периода |
соответствующие |
данные вводятся в память Э В М в массив 5; |
|
||||
4) |
оптимальное распределение фондов машиноресурсов глав |
||||
ка по |
машинным п а р к а м |
трестов по |
программе |
решения задачи |
математического программирования . Исходные материалы: све дения о математической модели задачи и программе ее решения; результаты расчета 3, откорректированный массив 5 и масси вы 3 и 4;
5) оптимальное распределение парков машин трестов по объектам производственной программы; формирование опти мальных составов парков управлений механизации и механизи
рованных колонн. |
Расчет |
выполняется по |
п р о г р а м м а м |
решения |
распределительной |
задачи математического программирования |
|||
и задачи формирования |
оптимальных планов работ. Исходные |
|||
м а т е р и а л ы : сведения о |
математических |
моделях задач |
и про |
г р а м м а х |
их решения, результаты |
расчета |
3; |
массивы 3, |
4 и |
5. |
|||
В итоге |
расчетов: печать |
и анализ |
результатов. |
|
|
|
|||
И з приведенной схемы |
расчетов видно, что все промежуточ |
||||||||
ные |
результаты машинного счета |
находятся |
под |
контролем |
и |
||||
при |
необходимости могут |
быть откорректированы |
путем |
ввода |
|||||
дополнительных условий |
и ограничений. |
Соответственно |
Э В М |
позволит получить различные варианты решений. Эти особенно сти дают возможность использовать данную вычислительную схему в качестве отдельного блока отраслевой автоматизиро ванной системы плановых расчетов.
5 - 2 7 64