Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 26

 

 

 

 

 

 

Пернып год

 

 

 

 

Пятый

год

 

 

 

 

 

Объекты-представители

 

 

Объекты-нрелстапитсли

 

 

Тііпоразмсрные

группы

Карьерные

. . .

Котлопаны

 

 

Карьерные

. .

.

Котлопаны

 

 

работы

пол здания

Фонд

 

работы

иод здания

Фонд

 

машин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемы работ

 

м а ш п ш ф с -

* • •

 

Объемы

работ

 

машнно -

 

 

 

 

 

 

 

 

сурсон

 

 

 

ресурсон

 

 

 

 

 

 

 

К'1

 

 

 

 

 

 

ѵ/ п= 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличный парк

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Экскаваторы

с ковшом

л13]у

з

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ 1 , 5 м3

 

 

 

 

 

 

ф['1

 

 

 

 

 

 

ф[=5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

. . .

. . .

. . .

 

 

. . .

 

 

 

 

 

m

Скреперы

самоходные с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГ

 

ковшом

9—15

м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплектующие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

МАЗ - 205

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• •

.

.

.

Ппевмокаток

Ведущие

 

/72 + 1 Многоковшовые

экска­

ваторы

 

. . .

M Скреперы самоходные с ковшом более 15 м3

Комплектующие

/ Г с + 1 КрАЗ - 256

• •

кДизель-трамбовочные ма­ шины

. . .

. . .

Новые машины

 

ф<=5

1

* Й 1

ш +

 

 

. . . . . . . . . . . . - • •

ГтЛІП. о

"з.у ^Мп 4M

хМп 1 1 Ma

. . .

. . .

• • •

 

Ф<кХ

 

 


Д л я оптимального решения з а д а ч и необходимо из множества вариантов распределения парка наличных и новых машин по объектам - представителям выбрать такой вариант, который обес­ печивает наименьший суммарный размер приведенных з а т р а т па развитие машинных парков, ремонтной базы и выполнение объемов работ в плановом периоде (с приведением разновремен ­ ных з а т р а т к первому году планирования с помощью нормы дис­ контирования, равной 0,08). Такой критерий оптимальности со­ ответствует расчетам сравнительной эффективности новой тех­ ники.

Математическая модель этой задачи имеет следующий вид. 1. Условие выполнения полного объема механизированных

работ записывают в виде уравнении

 

m

 

 

 

 

 

 

 

 

^ПІ-ХЦ

 

=

Vf,

j =

I , . . . , « ( ,

 

 

 

г'=1

 

 

 

 

 

 

 

где n\j

— э к с п л у а т а ц и о н н а я

производительность

единицы

ма-

 

шиноресурсов

машин

типоразмерной

группы на /-и

V*.

разновидности

объектов-представителей в t-м

году;

— о б ъ е м работы

на объектах - представителях /-го вида;

Xij

— к о л и ч е с т в о

машиноресурсов і-го типа машин, распре ­

 

деляемое в процессе решения задачи на объекты-

 

представители

/-го вида (Xij — неотрицательная

ве­

 

личина) ;

 

 

 

 

 

 

 

lit

— к о л и ч е с т в о

разновидностей

объектов-представителей

 

в t-ы году.

 

 

 

 

 

 

 

2. Ограничение по использованию

для выполнения з а д а н н ы х

объемов работ фондов машиноресурсов наличного парка п по­

ступающих в плановом году ведущих машин

имеет вид

нера­

венств

nt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ха ^ фп>

і =

\,...,mt,...,Mlt

 

 

где Фц

— ф о н д

машиноресурсов

і-п типоразмерной

группы ма ­

 

шин в t году;

 

 

 

 

 

 

nii — ч и с л о

типоразмерных

групп

машин

наличного

парка;

Mt — nit

— ч и с л о

новых типоразмерных

групп

машин .

 

3. Ограничение по использованию фондов

машиноресурсов

наличного парка

и поступающих

в плановом

году

комплектую ­

щих машин имеет вид неравенств

 

 

 

 

 

 

2

кііХц^Ф»,

к

= 1,...,

Ко,...,к,

 

 

где K \ J

— к о э ф ф и ц и е н т

з а т р а т

машиноресурсов

комплектую­

 

щих машин к-то типоразмера при ij-м способе

меха­

 

низации;

 

 

 

 

 

 

126


 

Ф'

— ф о н д машиноресурсов

комплектующих

машин

В

 

 

t-м году;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/Сс — к о л и ч е с т в о

типоразмеров комплектующих

машин

в

 

 

наличном парке;

 

 

 

 

 

 

(/( — /Со)

— к о л и ч е с т в о

новых типоразмеров

комплектующих

 

 

машин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ к

— множество

способов .механизации с 'применением

 

 

комплектующих машин к-го типоразмера .

 

 

4.

Ц е л е в а я функция

задачи — минимизация

суммарного раз ­

мера

приведенных затрат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z =

2 3 i > v ' i ' - > m i n .

 

 

 

 

 

Эта з а д а ч а относится к

классу

з а д а ч

линейного

программи ­

рования,

имеющих блочную

структуру. В

к а ж д ы й

блок входят

условия распределения парка машин по объектам ^-го года пла­

нового периода. З а д а ч а может

быть

решена методами

блочного

программирования

[9]. В результате

решения

задачи

прибли­

ж е н н ы м методом

минимального

элемента или

точным

методом

линейного программирования получают

план распределения на­

личных и планируемых к поступлению

машиноресурсов

треста

по объектам производственной программы . Этот

план

служит

основанием д л я формирования годовых наборов

работ

и соста­

вов машинных парков специализированных подразделений трес­ та: управлений механизации и механизированных колонн.

Формирование наборов работ производится по признакам территориального расположения объектов, специализации вы­ полнения определенных разновидностей работ, наиболее эффек ­

тивного в данных условиях размера

мощности подразделения

[22]

с учетом структуры имеющихся

в

его

распоряжении

основных

фондов. Составы парков машин

д л я подразделений формируют­

ся в соответствии с оптимальным

распределением

машиноресур ­

сов треста по объектам, вошедшим

в набор

работ к а ж д о г о

под­

разделения, и с л у ж а т исходными данными

д л я годового кален ­

дарного планирования . Расчеты

на

уровне

треста

д о л ж н ы

быть

выполнены вариантными, с тем

чтобы

выбрать

такие

составы

парков машин специализированных подразделений, которые бы­ ли бы устойчивыми в плановом периоде, т. е. имели относитель­ но устойчивую структуру и обеспечивали получение наибольшего экономического эффекта .

Такой принцип обеспечивает, с одной стороны, единство рас­ четов по оптимальному планированию механизации во всех звеньях Минтрансстроя, а с другой стороны, .позволяет проводить расчеты с различной степенью детализации на различных уров­

нях (главное управление, трест, механизированная

к о л о н н а ) .

При создании отраслевой автоматизированной системы пла­

новых расчетов оптимальный состав машинного парка

главного

127


у п р а в л е н и я, по-видимому, целесообразнее будет рассчитывать в головном вычислительном центре, который позволит р а з р а б а т ы ­ вать долгосрочные и среднесрочные планы комплексной механи­ зации при наилучшем решении «стыковых» вопросов, возникаю ­ щих в процессе согласования планов поставок новой техники с плановыми органами и при планировании развития трестов.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В РАСЧЕТАХ

Применение Э В М

позволяет

обеспечить получение

наилуч­

ших по выбранному критерию оптимальности

планов механиза­

ции при существенном

снижении

трудоемкости

расчетов

по под­

готовке исходных данных, при прогнозировании, определении оптимальных составов машинных парков с применением эконо­ мико - математических методов и др.

Д л я применения

Э В М при

расчетах развития

механизации

на уровне главного

управления

и его структурных

подразделе ­

ний необходима информационно - нормативная база: классифи­ кация объектов-представителей производственной программы планового периода и типоразмерных групп машин, результаты прогноза развития комплексной механизации, значения техни­ ко-экономических показателей производственной и технической эксплуатации машин в плановом периоде, показателей хозяйст­ венной деятельности специализированных организаций, матема ­ тические модели, алгоритмы н программы расчетов.

На базе этих исходных данных

во внешнюю п а м я т ь Э В М

(на

магнитные

накопители)

записывают

следующие

информацион ­

ные

массивы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классификацию объектов-представителей

производственной

программы с техническими,

технологическими

и

территориаль ­

ными характеристиками

по

к а ж д о м у

объекту

(постоянный

мас ­

сив

1);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классификацию типоразмерных групп машин, включая новую

технику, и их основные

п а р а м е т р ы

(постоянный массив

2);

 

технико-экономические

показатели использования

машин

к а ж д о й типоразмериой

группы

на объектах - представителях с

учетом динамики их изменения по годам планового периода

(по­

стоянный массив 3);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

данные

о структуре

производственной

программы,

террито­

риальном

размещении объектов

и

объемах

механизированных

работ по годам планового периода

(переменный массив

4) ;

 

данные

о структуре

наличных

 

парков

машин

главка и

его

подразделений с учетом

динамики

ее

изменения

(переменный

массив 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а Э В М выполняются следующие

вычислительные

операции

и на

печать выдаются нижеперечисленные

результаты:

 

 

128


1) формирование в терминах «объектов-представителей»

про­

изводственных программ главного

управления

на

к а ж д ы й

год

планового периода. Исходные материалы: массивы

1 и 4. В итоге

расчетов: печать, анализ результатов машинного

счета;

 

2) расчет фондов машиноресурсов наличного п а р к а по ти-

поразмериым группам машин на

к а ж д ы й год

планового перио­

да. Исходные материалы: массивы 2 и 5. В итоге расчетов: пе­

чать

результатов;

 

 

 

 

 

 

3)

определение

потребности в новых

машинах по годам пла­

нового периода.

Исходные

материалы:

результаты

расчетов

1

и 2);

массивы 2,

3.

В итоге

расчетов: печать з а я в о к

главка

на

машины, анализ результатов машинного счета, корректировка

заявок . После

утверждения плановыми органами лимитов по­

ставок

машин

по годам

планового

периода

соответствующие

данные вводятся в память Э В М в массив 5;

 

4)

оптимальное распределение фондов машиноресурсов глав­

ка по

машинным п а р к а м

трестов по

программе

решения задачи

математического программирования . Исходные материалы: све­ дения о математической модели задачи и программе ее решения; результаты расчета 3, откорректированный массив 5 и масси­ вы 3 и 4;

5) оптимальное распределение парков машин трестов по объектам производственной программы; формирование опти­ мальных составов парков управлений механизации и механизи­

рованных колонн.

Расчет

выполняется по

п р о г р а м м а м

решения

распределительной

задачи математического программирования

и задачи формирования

оптимальных планов работ. Исходные

м а т е р и а л ы : сведения о

математических

моделях задач

и про­

г р а м м а х

их решения, результаты

расчета

3;

массивы 3,

4 и

5.

В итоге

расчетов: печать

и анализ

результатов.

 

 

 

И з приведенной схемы

расчетов видно, что все промежуточ­

ные

результаты машинного счета

находятся

под

контролем

и

при

необходимости могут

быть откорректированы

путем

ввода

дополнительных условий

и ограничений.

Соответственно

Э В М

позволит получить различные варианты решений. Эти особенно­ сти дают возможность использовать данную вычислительную схему в качестве отдельного блока отраслевой автоматизиро ­ ванной системы плановых расчетов.

5 - 2 7 64