Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 21

и

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера

іштсрпалоп

 

 

 

 

 

 

 

II

 

1

 

2

 

3

 

 

4

 

5

 

 

6

 

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

3

0

5

 

10

15

20

 

25

-

30

35

г

с:

5

10

15

20

-

25

 

30

35

-

40

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pf

 

 

0

0,002

0,068

0,400

0,436

 

0,090

0,004

0

 

 

Так, вероятность того, что величина L' примет

значение

в

интервале

5—10 тыс. мачшно-ч,

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P L ,

(5000; 10 000) =

 

10 000 — 20 264

.ф*

5 000 — 20 264

=

0,002.

 

Ф*

3590

 

 

 

3 590

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет относительных частот распределения U сведен в табл. 21.

 

 

 

Частоты

совместного распределения

S = T—L'

определяются

в

интерва­

лах

(7, О, . . . , 0, —1, . . . , —8) по формуле

(58).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты

по формуле (58) удобно выполнять с

помощью табл. 22, в каж­

д о й

 

позиции

которой

записано

произведение

частот

PT'PL',

увеличенное

в

100 раз. Номера интервалов

(Z/) принимают со знаком

минус.

 

 

 

 

 

 

Сумма всех относительных частот Ps

равна единице. Сумма относительных

частот, определенных

 

для положительных

номеров

интервалов

7 = 1,

7, и

половины частоты в нулевом интервале (0,18) равна удельному весу спнсанич

бульдозеров. Его верхняя

и нижняя доверительные границы

определены по

методике [10] в размере 0,22 и 0,13. Число бульдозеров,

п о д л е ж а щ и х списанию,

равно 175-0,18 = 30 (нижняя граница — 22 шт.), иначе

средний

возраст машіш

изменится.

 

 

 

0,250

0,242

 

 

0,25

 

 

%

 

 

0,175

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 0,15

 

 

 

 

 

 

0,117

 

 

 

 

 

0,117

 

 

 

1 0,1

 

0,058

 

 

 

 

 

 

 

•I 0,05

 

 

 

 

 

 

 

0,03g

 

«s

 

 

 

 

 

 

 

 

0,008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

5

10

15

20

 

25

JO

JF

40 т/тысмашино-Ч

0

 

1

2

3

4

-

5 6

7

№цнтпер6ала

Р и с . 25. Гистограмма

распределения

бульдозеров

треста

«Центростронмехани-

зация» по возрасту па начало

1971 г.

 

 

 

 

 

115


гра лоpua о t

1

2

3

4

5

6

7

8

= --1

= р

0

 

Отио( часто

0,250

 

0

0

0,002

0,05

0,068 1,7

0,4 10

0,436 10,9

0,09 2,2

0,004 • о! і

0 0

Т а б л и ц а 22

Номера іштерпалоп н относительные частоты Р ( 7")

1

 

2

3

4

 

5

6

7

0,058

 

0,175

0,117

0,242

 

0,117

0,033

0,008

0

 

0

0

0

0

 

0

0

0,012

 

0,04

0,02

0,05

 

0,02

0

0

0,4

 

1,2

0.7

1,65

 

0,7

0,22

0

2,4

 

7

4,68

9,68

 

4,68

1,3

0,32

2,5

 

7,6

5,1

10,5

 

5,1

1,5

0,3

0,6

 

1,7

1,05

2

 

1,05

0

0

0

 

0,07

0,05

0,09

 

0,05

0

0

0

0

0

 

0

0

 

0

0

Технико-экономические показатели использования машин — среднегодовая эксплуатационная производительность и приведен­ ные затраты в расчете на измеритель ресурсов к а ж д о й группы (измеритель главного параметра, единицу мощности и др.) мо­ гут быть определены на первый год планового пятилетня по раз­ работанным методикам (стр. 29). Однако и а последующие годы рассчитанные показатели необходимо корректировать, так как они изменяются во времени под влиянием ряда взаимосвязанных факторов . Установлению факторов роста фондоотдачи машинно ­ го парка, повышению эффективности его использования посвя­ щены специальные работы [12, 42].

Интенсивный и экстенсивный рост выработки машин и сни­ жение себестоимости механизированных работ являются след­ ствием улучшения организации механизированных работ, внед­ рения прогрессивной технологии, освоения новых типов машин, изменения структуры и мощности строительных организаций и других факторов . Д л я правильного определения в плановом пе­ риоде величины технико-экономических показателей необходимо учесть взаимосвязи между отдельными факторами .

Рассмотрим порядок а н а л и з а взаимосвязи между ф а к т о р а м и , влияющими на годовую эксплуатационную производительность машин, — потерями рабочего времени по причинам организа ­ ционным, износа, отсутствия материалов и другим на примере

парка башенных кранов Минтрансстроя .

С у м м а р н а я величина

этих потерь в годовом р е ж и м е ведущих

м а ш и н составляет зна­

чительную величину (15—20%). Мероприятия по их снижению в

планируемом

периоде могут быть различными и в а ж н о знать, ка к

они повлияют

на увеличение фонда

рабочего

времени.

Причины

и размер потерь носят случайный

характер,

поэтому

для опре-

116


деления наиболее устойчивых связей м е ж д у

ними целесообразно

провести

множественный

корреляционный

анализ статистиче­

ских данных

(см. раздел I ) .

 

 

Н а основе

материалов

сводных фотографий времени

исполь­

зования

машин ( С Ф И М )

за I960—1970 гг. установим

корре­

ляционную связь м е ж д у распределением потерь рабочего време­

ни парка

башенных кранов отрасли по причине износа

Х \ , по

причинам

организационным Х2

и

по причине

отсутствия

мате­

риалов Xz

(остальные

потери

изменяются

во

времени незначи­

тельно;

корреляционный

анализ

не позволил установить их

связь с

распределением

величин

основных

потерь машиноре -

сурсов) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М е ж д у

величинами

потерь

рабочего

времени имеет

место

линейная вероятностная зависимость, которой соответствуют корреляционные уравнения . Степень тесноты этой зависимости характеризуется коэффициентом корреляции, который изменяет­ ся от —1 до + 1 . Отрицательное значение коэффициента озна­ чает, что потери по одной причине убывают при возрастании потерь по другой причине. Близость коэффициента к единице означает, что эмпирические данные тесно группируются относи­ тельно значений линейной функции. Следует иметь в виду, что установленная корреляция справедлива лишь в области изме­

нения эмпирических данных и с появлением новых данных

д о л ж ­

на проверяться.

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

установления

множественной корреляции [10] м е ж д у

указанными

факторами

составляют

таблицу исходных

данных

( т а б л . 2 3 ) .

 

 

 

 

_

 

 

 

Вначале определяют средние величины ХІ, стандартные от­

клонения

sx

h коэффициенты

парной

корреляции

Гц. Н а п р и м е р ,

д л я определения корреляционной связи

м е ж д у

причинами по­

терь Х\ и Х2

составляют

вспомогательную

табл . 24.

 

 

 

Хі

 

1876

 

 

 

 

 

 

N

1146 =

1,6;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3641

18762

 

 

 

 

 

 

1146 = 0,74;

 

 

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1146

 

 

 

 

 

 

18 353

 

 

 

 

 

1146

16,0;

 

1146

117


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

23

 

 

 

Размеры потерь рабочего времени кранов в % пи причинам

 

Количество

обследо­

 

 

 

 

 

 

ванных

кранов «•

неисправности А ,

организационным Л'3

отсутствия

материа ­

 

 

 

лов Л'з

 

 

38

 

5,2

 

26,3

1,9

 

 

50

 

1,8

 

13,7

7,0

 

178

 

1,9

 

17,5

3,0

 

183

 

1,7

 

17,9

1,3

 

200

 

1,3

 

17,4

2,2

 

221

 

1,2

 

15,4

3,5

 

276

 

1,5

 

12,3

2,2

 

И т о г о

N=1146

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

24

• V /

 

- V ;

Л'™ л .

о

о = . Ѵ , — Л',

 

nbn-

 

 

- /

 

 

 

- /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

198

 

1026

999

26 285

3,6

10,3

1409

 

90

 

160

685

9 385

0,2

—2,3

- 2 3

 

338

 

641

3 115

54521

0,3

1,5

80

311

 

530

3 276

58 633

0,1

1,9

35

260

 

340

3 480

60 560

—0,3

1,4

- 8 4

 

265

 

309

3 403

52 421

- 0 , 4

- 0 , 6

53

414

 

635

3 395

41 759

—0,1

—3,7

102

И т о г о

3641

18 353

303 564

1572

1876

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с тем что дл я анализа были использованы сгруппи­ рованные выборочные данные, величины дисперсий sx2 нужно уменьшить на величину поправки Ш е п п а р д а , равную 0,08 квад ­ рата интервала (при достаточно большом объеме в ы б о р к и ) . В частности, средняя длина интервала ранжированного р я д а Хг

равна 0,7, а ряда Х2— 2,3. П р и н и м а е м sX l равной 0,71, a sx , = 2,9. Коэффициент корреляции м е ж д у величинами потерь по причи­

нам неисправности и организационным равен:

rXlX, =

^аЬщ=

1572

= 0,669.

 

SiS2N

0,71-2,9-1146

Корреляционная

связь

надежна,

если выполняется неравен­

ство:

1 — г2

У N

118


в котором / р = 1 , 9 6

при уровне

доверительной вероятности 0,95 и

объеме

выборки, большем

500 [10]. В данном

расчете

величина

>'хі.\-2

у к а з ы в а е т

на наличие

достаточно

тесной

связи

 

между по­

терями

рабочего времени по причинам

неисправности

и органи­

зационным . В таком порядке

находят коэффициенты

корреляции

м е ж д у отдельными

ф а к т о р а м и

попарно.

З а т е м

рассчитывают

коэффициенты корреляции м е ж д у всеми т р е м я

ф а к т о р а м и : г\2.3г

гіз.2 и /'23.1- Д л я первого

из них расчетная

формула

имеет вид:

 

 

 

 

/"12.3 =

 

''і2

ГІ.2.Г23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

расчетов по этой формуле

т а к ж е удобно составить вспо­

могательную табл . 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициенты парной Пронзпедение

Логарифм

 

Логарифм

 

Коэффициенты r.j

ft

корреляции

лпух r ;

 

числителя

знаменателя

j

 

 

 

 

г 1 2 = 0 , 6 6 9

 

0,0516

 

Г, 7903

 

Г, 9762

 

г п

з=0,637

 

/•2 3 =—0,197

—0,1752

 

2,3424

 

Г, 8549

 

/ - 2 3 1 =—0,031

 

г 1

3 =

- 0,26 2

—0,1320

 

Г, 1139

 

Г, 8621

 

r 1 3 . 2 = — 0 , 1 7 9

 

По

данным

табл . 25 можно

т а к ж е рассчитать

коэффициенты

bij.u

корреляционного

уравнения,

связывающего

три фактора .

Н а п р и м е р , зависимость

потерь

рабочего

времени по причине из­

носа от изменения потерь из-за

оргпричин и отсутствия

материа ­

лов имеет вид:

_

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хі

— Xl

= ft

12.3 ( ^ 2

 

Х2)

+

ЬІЗ.2 (^з

Хз).

 

 

 

В этой формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"12.3=1 12 . 3

 

 

 

 

 

 

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S2V(l

 

r i i ) (1 Г 2 3 . 1 )

 

 

 

 

 

 

 

= 0,637- - ^11 . 0,985=0,154 ; bl3.2=

- 0 , 0 6 7 ;

 

 

 

 

 

 

 

2,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тогда

корреляционное уравнение примет

окончательный вид:

 

или

 

XL -

1,6 = 0,154 І -

16) -

0,067 (*з -

2,6),

 

 

 

 

 

Хі

= 0,154Х2

-

0,067vY3

- 0,69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и количественно будет

определять

тот факт, что увеличение по­

терь

рабочего

времени

по оргпричинам

(например,

частые пе­

ребазирования, д е м о н т а ж и монтаж) приводит к увеличению неисправностей башенных кранов, а отсутствие материалов при­ водит к простоям машин и, ка к следствие, к уменьшению износа.

119