Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
22, |
X |
|
I'* |
|
'V. |
|
|
V |
|
|
|
|
в |
|
\ |
/ |
\4 |
|
— |
• |
||
^ 8 |
|
V |
|
|
|
|
|||
|
|
LА \ |
|
— |
|
|
|||
M-s |
|
|
|
|
— - |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
I |
V 1 |
|
|
|
|
. |
|
>—1 — |
|
ä |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
§ 1960 |
196! 1962 1963 |
1964 |
1965 |
19S6 |
1967 |
1968 1969 |
1970 Годbf |
||
Рис. 26. |
Динамические ряды |
потерь |
рабочего |
времени |
экскаваторов |
|
Минтранс- |
строя по причинам:
а — случайным, нарушения трудовой дисциплины, лишняя работа; ö — организационным (отсутствие фронта работ, энергии, указании); в — неисправности; г — отсутствия транс порта
Уравнения множественной |
корреляции |
составляются для к а ж |
||||||
дого ф а к т о р а A'i, Х2 |
и Х 3 отдельно и представляют |
их зависи |
||||||
мость от двух других |
факторов . |
|
|
|
|
|
||
Проведенный анализ динамических рядов изменения факто |
||||||||
ров дает |
правильные |
результаты, |
если |
отдельные члены |
одного |
|||
и того ж е ряда независимы, т. е. |
отсутствует |
автокорреляция . |
||||||
Проверка |
по методике Г. Тннтиера |
показала, |
что первый |
коэф |
||||
фициент |
автокорреляции, |
равный |
0,34 |
с вероятностью 0,95, не |
||||
надежен, |
следовательно, нет основания |
у т в е р ж д а т ь |
наличие ав |
|||||
токорреляции . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость простоев в парке экскаваторов |
(рис. 26) по при |
чине износа И, от величин простоев из-за отсутствия фронта ра
бот Фр и транспортных |
средств Тс имеет вид / / = 4,85 — 0,002 Ф р + |
||||
+ 0,12 Тс. |
Уравнение |
Ф Р = 13,36 + 0,01 |
И — 0,48 Тс |
показывает, |
|
что при существующей |
организации |
работы экскаваторов рост |
|||
парка автотранспорта и связанное с этим |
уменьшение потерь по |
||||
причине Тс |
может привести к увеличению |
потерь |
из-за отсутст |
вия фронта работ. Зависимость простоев башенных кранов из-за
отсутствия материалов |
О м , которая |
имеет вид |
О м = 3,67 — |
— 0,02 Фр — 0,47 И, т а к ж е |
.позволяет |
строительной |
организации |
количественно оценить влияние составляющих потерь по причи нам износа и отсутствия фронта работ.
Этот метод дает |
возможность |
на основе планируемых изме |
||||||
нений отдельных |
факторов |
обоснованно |
рассчитать |
плановые |
||||
технико-экономические показатели . |
|
|
|
|
||||
Если по каким - либо причинам нельзя |
провести множествен |
|||||||
ный корреляционный |
анализ |
изменения |
технико-экономических |
|||||
показателей, то их плановые |
значения |
м о ж н о определить |
по |
|||||
закономерностям |
развития |
показателей |
в |
базовом |
периоде. |
|||
О д н а к о этот путь |
менее точный. |
При |
этом |
определяются |
на |
120
перспективу кривые верхнего и нижнего уровнен изменения ука занных закономерностей. Д р у г о й путь — определение индекса технико-экономических п о к а з а т е л е ^ по индексам отдельных фак торов. Н а п р и м е р , индекс изменения производительности машин можно найти по формуле [41]
где Кф — индекс изменения фонда рабочего времени |
машин; |
||
/Ср — и н д е к с изменения |
удельной |
потребности |
в м а ш и н а х |
определенного типа |
на данной |
работе; |
|
/<м — индекс изменения |
машиноемкости данной |
работы. |
Технико-экономические показатели использования новой тех ники существенно зависят от технических характеристик и цен новых машин . П р и пятилетнем периоде планирования эти дан
ные могут быть определены, так как новые для |
данного периода |
|||||||
образцы машин |
либо у ж е выпускаются |
машиностроением, |
либо |
|||||
находятся на стадии опытно-конструкторских работ. |
Д л я |
рас |
||||||
чета показателей |
использования |
этих машин |
имеется |
р а з р а б о |
||||
т а н н а я методика |
[12]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ |
РАСЧЕТОВ |
|
|
|
|
||
|
ОПТИМАЛЬНЫХ СОСТАВОВ МАШИННЫХ |
|
ПАРКОВ |
|||||
В связи с ежегодным изменением исходных д л я |
расчета |
па |
||||||
р а м е т р о в — структуры и объемов |
работ, |
списания |
и |
поступления |
||||
машин и других |
рассмотренных |
выше |
факторов, |
состав парка |
машин не может быть установлен оптимальным каким - либо еди новременным расчетом. Правильнее построить такую вычисли тельную процедуру, которая позволила бы ежегодно уточнять соотношение списания старых машин и поступления новых и обеспечивала бы в результате непрерывного процесса оптимиза ции структуры парка получение наибольшего экономического эффекта .
Основываясь на этом положении и выводах относительного уровня среднесрочного планирования, методику оптимизации нужно строить на последовательных расчетах составов машин ных парков трестов (управлений строительства) . Расчеты долж ны обеспечивать, с одной стороны, обязательное выполнение регулирующих показателей главных управлений и, с другой сто роны, получение исходных данных д л я определения оптимальных составов парков машин структурных подразделений трестов: ме
ханизированных колонн, управлений механизации . |
И з л о ж и м |
вначале последовательность расчетов применительно |
к п а р к а м |
в з а и м о з а м е н я е м ы х машин, имеющих большое число типоразмер - ных групп, например землеройной техники, м о н т а ж н ы х стрело вых и башенных кранов .
121
В соответствии с постановкой задачи и содержанием подго товленной исходной информации (пп. 2 и 3) в трестах предва рительно определяют объемы к а ж д о г о вида основных, вспомо гательных и отделочных работ, которые д о л ж н ы быть выполнены новыми м а ш и н а м и
|
|
|
|
|
|
|
Ѵи= ѵ - 2 |
|
П1ІСФ\С, |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Vt |
— о б ъ е м механизированных работ |
в |
і-м |
году |
планируе |
||||||||||||||
Л'ІС/ |
Ф'с |
|
мого |
периода; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
—•соответственно |
среднегодовая |
эксплуатационная |
про |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
изводительность и фонды машин г-й типоразмерной |
||||||||||||||||
|
|
|
|
группы существующего парка . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
З а т е м па основе прогноза развития механизации и структуры |
||||||||||||||||||||
работ |
выбирают |
наиболее эффективные типы новых машин п |
||||||||||||||||||
устанавливают объекты и участки их применения. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Определяется |
потребность |
в |
новых |
м а ш и н а х |
трестов: |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
«••«=2 |
|
1'* |
*п, |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
777- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
г д е п'ін |
|
— потребность |
в новых м а ш и н а х |
г-го типа |
в ^-м году; |
|||||||||||||||
|
\ п . а |
|
— о б ъ е м |
механизированных работ /-и разновидности |
||||||||||||||||
|
|
|
объектов-представителей; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Кп—коэффициент |
равномерности |
поставки |
машин |
ра |
|||||||||||||||
|
|
|
вен |
2 |
при равномерной в течение года |
|
поставке |
[42]. |
||||||||||||
Главные управления суммируют годовые потребности в но |
||||||||||||||||||||
вых |
м а ш и н а х |
к а ж д о г о |
треста, корректируя их с целью |
выбора |
||||||||||||||||
наиболее эффективных машин, сокращения |
и унификации |
номен |
||||||||||||||||||
клатуры |
типоразмеров, |
перераспределения |
машин |
внутри |
главка |
|||||||||||||||
и сокращения |
количества |
машин, |
находящихся |
в |
разрешенной |
|||||||||||||||
консервации, |
и объема |
неустановленного |
оборудования . |
|
|
|||||||||||||||
Потребность главного управления в новых м а ш и н а х опреде |
||||||||||||||||||||
ляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
NL |
= |
2 " * н |
|
~ " n |
— |
"р> |
|
|
|
|
|
|
||
где |
пп |
— размер |
снижения |
общей |
потребности |
в новых м а ш и н а х |
||||||||||||||
|
|
|
за |
счет |
перераспределения машин |
внутри |
главка; |
|
||||||||||||
|
tip — то |
ж е за счет |
сокращения количества машин, находя |
|||||||||||||||||
|
|
|
щихся в разрешенной консервации, и объема |
неустанов |
||||||||||||||||
|
|
|
ленного |
оборудования . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Если |
исходная д л я |
расчетов |
|
информация |
з а д а н а |
укрупиен- |
|||||||||||||
но, в виде р а з м е р а капитальных вложений |
в отрасль, |
что |
может |
|||||||||||||||||
иметь |
место |
д л я |
последних |
лет |
|
планового |
периода, |
то |
потреб |
|||||||||||
ность |
в м а ш и н а х |
на прирост |
парка, замену изношенных |
и |
ком- |
122
п л е к т о в а н ие может быть ориентировочно |
определена по форму |
||||||||||
ле [41] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mi = |
|
— - - — Но + |
Ус Яо — іір, |
|
|
|
|
||||
|
|
|
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
где Mt — потребность в поставках машин в t-м |
году, |
штук |
пли |
||||||||
единиц |
мощности (емкости, |
грузоподъемности) ; |
|
||||||||
Ci—объем |
капитальных вложении |
по |
виду |
строительства,, |
|||||||
млн. руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У м — удельный |
.показатель |
объема |
данного |
вида |
работ в |
||||||
физических |
измерителях на |
1 млн. руб. |
строительно- |
||||||||
монтажных |
работ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
/Су — коэффициент, учитывающий |
изменение |
удельного |
по |
||||||||
к а з а т е л я физического |
объема |
данного |
вида |
работ |
на |
||||||
1 млн. руб. строительно - монтажных работ; |
|
|
|||||||||
Н0 — н а л и ч и е машин |
на начало ^-го |
года; |
|
|
|
|
|||||
Ус — удельный вес списания машин |
t-yi году; |
|
|
|
|||||||
Я э * — годовая эксплуатационная |
выработка |
одной |
машины |
||||||||
или выработка, |
п р и х о д я щ а я с я |
на |
единицу |
мощности. |
|||||||
В итоге составляется |
з а я в к а |
плановым |
органам |
на |
новые |
ма |
шины. Если после согласования плана поставок новой техники имеются ограничения на объем поставок некоторых типов ма
шин, то |
главк распределяет |
эти м а ш и н ы по трестам, корректи |
||
руя при |
этом их потребность за счет |
снижения процента списа |
||
ния м а ш и н |
существующего |
п а р к а . |
|
|
Тресты, |
получив планы |
поставок |
новых машин, рассчитыва |
|
ют оптимальное распределение парка |
старых и новых машин по |
объектам строительства и участкам работ. Этот расчет целесо образно выполнять в расчетной таблице (табл. 2о) .
В эту таблицу записывают исходные данные: состав налич ного парка машин в виде типоразмерных групп, фонды машино
ресурсов этого парка |
на |
начало к а ж д о г о года, |
перечень объек |
||
тов-представителей |
и объемы |
механизированных работ. |
По |
||
ведущим м а ш и н а м в |
к а ж д у ю позицию таблицы |
вписывают |
тех |
||
нико-экономические показатели |
использования |
машин: в колон |
|||
ке справа — приведенные |
з а т р а т ы и плановую |
производитель |
ность в расчете на единицу машиноресурсов, в колонке слева —
приведенные |
удельные з а т р а т ы TI'J |
и искомые |
машиноресурсы . |
Распределение машиноресурсов д л я |
выполнения |
объемов работ |
|
по к а ж д о й |
совокупности объектов-представителей производят |
методом минимального элемента, который обеспечивает рацио
нальное |
(близкое к оптимальному) |
решение задачи . П о комплек |
|
тующим м а ш и н а м в к а ж д о й позиции таблицы записывают |
коэф |
||
фициент |
з а т р а т машиноресурсов |
комплектующих машин |
при |
ij-м способе механизации КЧ и з а т р а т ы машиноресурсов, |
опре |
||
деляемые решением задачи . |
|
|
123