Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22,

X

 

I'*

 

'V.

 

 

V

 

 

 

 

в

 

\

/

\4

 

^ 8

 

V

 

 

 

 

 

 

LА \

 

 

 

M-s

 

 

 

 

— -

 

 

 

 

 

 

I

V 1

 

 

 

 

.

 

>—1 —

ä

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1960

196! 1962 1963

1964

1965

19S6

1967

1968 1969

1970 Годbf

Рис. 26.

Динамические ряды

потерь

рабочего

времени

экскаваторов

 

Минтранс-

строя по причинам:

а — случайным, нарушения трудовой дисциплины, лишняя работа; ö — организационным (отсутствие фронта работ, энергии, указании); в — неисправности; г — отсутствия транс­ порта

Уравнения множественной

корреляции

составляются для к а ж ­

дого ф а к т о р а A'i, Х2

и Х 3 отдельно и представляют

их зависи ­

мость от двух других

факторов .

 

 

 

 

 

Проведенный анализ динамических рядов изменения факто ­

ров дает

правильные

результаты,

если

отдельные члены

одного

и того ж е ряда независимы, т. е.

отсутствует

автокорреляция .

Проверка

по методике Г. Тннтиера

показала,

что первый

коэф­

фициент

автокорреляции,

равный

0,34

с вероятностью 0,95, не­

надежен,

следовательно, нет основания

у т в е р ж д а т ь

наличие ав­

токорреляции .

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость простоев в парке экскаваторов

(рис. 26) по при­

чине износа И, от величин простоев из-за отсутствия фронта ра­

бот Фр и транспортных

средств Тс имеет вид / / = 4,85 — 0,002 Ф р +

+ 0,12 Тс.

Уравнение

Ф Р = 13,36 + 0,01

И — 0,48 Тс

показывает,

что при существующей

организации

работы экскаваторов рост

парка автотранспорта и связанное с этим

уменьшение потерь по

причине Тс

может привести к увеличению

потерь

из-за отсутст­

вия фронта работ. Зависимость простоев башенных кранов из-за

отсутствия материалов

О м , которая

имеет вид

О м = 3,67 —

— 0,02 Фр — 0,47 И, т а к ж е

.позволяет

строительной

организации

количественно оценить влияние составляющих потерь по причи­ нам износа и отсутствия фронта работ.

Этот метод дает

возможность

на основе планируемых изме­

нений отдельных

факторов

обоснованно

рассчитать

плановые

технико-экономические показатели .

 

 

 

 

Если по каким - либо причинам нельзя

провести множествен­

ный корреляционный

анализ

изменения

технико-экономических

показателей, то их плановые

значения

м о ж н о определить

по

закономерностям

развития

показателей

в

базовом

периоде.

О д н а к о этот путь

менее точный.

При

этом

определяются

на

120



перспективу кривые верхнего и нижнего уровнен изменения ука­ занных закономерностей. Д р у г о й путь — определение индекса технико-экономических п о к а з а т е л е ^ по индексам отдельных фак­ торов. Н а п р и м е р , индекс изменения производительности машин можно найти по формуле [41]

где Кф — индекс изменения фонда рабочего времени

машин;

/Ср — и н д е к с изменения

удельной

потребности

в м а ш и н а х

определенного типа

на данной

работе;

 

/<м — индекс изменения

машиноемкости данной

работы.

Технико-экономические показатели использования новой тех­ ники существенно зависят от технических характеристик и цен новых машин . П р и пятилетнем периоде планирования эти дан ­

ные могут быть определены, так как новые для

данного периода

образцы машин

либо у ж е выпускаются

машиностроением,

либо

находятся на стадии опытно-конструкторских работ.

Д л я

рас­

чета показателей

использования

этих машин

имеется

р а з р а б о ­

т а н н а я методика

[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

РАСЧЕТОВ

 

 

 

 

 

ОПТИМАЛЬНЫХ СОСТАВОВ МАШИННЫХ

 

ПАРКОВ

В связи с ежегодным изменением исходных д л я

расчета

па­

р а м е т р о в — структуры и объемов

работ,

списания

и

поступления

машин и других

рассмотренных

выше

факторов,

состав парка

машин не может быть установлен оптимальным каким - либо еди­ новременным расчетом. Правильнее построить такую вычисли­ тельную процедуру, которая позволила бы ежегодно уточнять соотношение списания старых машин и поступления новых и обеспечивала бы в результате непрерывного процесса оптимиза­ ции структуры парка получение наибольшего экономического эффекта .

Основываясь на этом положении и выводах относительного уровня среднесрочного планирования, методику оптимизации нужно строить на последовательных расчетах составов машин­ ных парков трестов (управлений строительства) . Расчеты долж ­ ны обеспечивать, с одной стороны, обязательное выполнение регулирующих показателей главных управлений и, с другой сто­ роны, получение исходных данных д л я определения оптимальных составов парков машин структурных подразделений трестов: ме­

ханизированных колонн, управлений механизации .

И з л о ж и м

вначале последовательность расчетов применительно

к п а р к а м

в з а и м о з а м е н я е м ы х машин, имеющих большое число типоразмер - ных групп, например землеройной техники, м о н т а ж н ы х стрело­ вых и башенных кранов .

121


В соответствии с постановкой задачи и содержанием подго­ товленной исходной информации (пп. 2 и 3) в трестах предва­ рительно определяют объемы к а ж д о г о вида основных, вспомо­ гательных и отделочных работ, которые д о л ж н ы быть выполнены новыми м а ш и н а м и

 

 

 

 

 

 

 

Ѵи= ѵ - 2

 

П1ІСФ\С,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Vt

— о б ъ е м механизированных работ

в

і-м

году

планируе­

Л'ІС/

Ф'с

 

мого

периода;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—•соответственно

среднегодовая

эксплуатационная

про­

 

 

 

 

изводительность и фонды машин г-й типоразмерной

 

 

 

 

группы существующего парка .

 

 

 

 

 

 

 

З а т е м па основе прогноза развития механизации и структуры

работ

выбирают

наиболее эффективные типы новых машин п

устанавливают объекты и участки их применения.

 

 

 

 

Определяется

потребность

в

новых

м а ш и н а х

трестов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«••«=2

 

1'*

*п,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

777-

 

 

 

 

 

 

 

г д е п'ін

 

— потребность

в новых м а ш и н а х

г-го типа

в ^-м году;

 

\ п . а

 

— о б ъ е м

механизированных работ /-и разновидности

 

 

 

объектов-представителей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кп—коэффициент

равномерности

поставки

машин

ра­

 

 

 

вен

2

при равномерной в течение года

 

поставке

[42].

Главные управления суммируют годовые потребности в но­

вых

м а ш и н а х

к а ж д о г о

треста, корректируя их с целью

выбора

наиболее эффективных машин, сокращения

и унификации

номен­

клатуры

типоразмеров,

перераспределения

машин

внутри

главка

и сокращения

количества

машин,

находящихся

в

разрешенной

консервации,

и объема

неустановленного

оборудования .

 

 

Потребность главного управления в новых м а ш и н а х опреде­

ляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NL

=

2 " * н

 

~ " n

"р>

 

 

 

 

 

 

где

пп

— размер

снижения

общей

потребности

в новых м а ш и н а х

 

 

 

за

счет

перераспределения машин

внутри

главка;

 

 

tip — то

ж е за счет

сокращения количества машин, находя ­

 

 

 

щихся в разрешенной консервации, и объема

неустанов­

 

 

 

ленного

оборудования .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

исходная д л я

расчетов

 

информация

з а д а н а

укрупиен-

но, в виде р а з м е р а капитальных вложений

в отрасль,

что

может

иметь

место

д л я

последних

лет

 

планового

периода,

то

потреб­

ность

в м а ш и н а х

на прирост

парка, замену изношенных

и

ком-

122


п л е к т о в а н ие может быть ориентировочно

определена по форму­

ле [41]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mi =

 

— - - — Но +

Ус Яо — іір,

 

 

 

 

 

 

 

111

 

 

 

 

 

 

 

 

где Mt — потребность в поставках машин в t-м

году,

штук

пли

единиц

мощности (емкости,

грузоподъемности) ;

 

Ci—объем

капитальных вложении

по

виду

строительства,,

млн. руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У м — удельный

.показатель

объема

данного

вида

работ в

физических

измерителях на

1 млн. руб.

строительно-

монтажных

работ;

 

 

 

 

 

 

 

 

/Су — коэффициент, учитывающий

изменение

удельного

по­

к а з а т е л я физического

объема

данного

вида

работ

на

1 млн. руб. строительно - монтажных работ;

 

 

Н0 — н а л и ч и е машин

на начало ^-го

года;

 

 

 

 

Ус — удельный вес списания машин

t-yi году;

 

 

 

Я э * — годовая эксплуатационная

выработка

одной

машины

или выработка,

п р и х о д я щ а я с я

на

единицу

мощности.

В итоге составляется

з а я в к а

плановым

органам

на

новые

ма­

шины. Если после согласования плана поставок новой техники имеются ограничения на объем поставок некоторых типов ма­

шин, то

главк распределяет

эти м а ш и н ы по трестам, корректи­

руя при

этом их потребность за счет

снижения процента списа­

ния м а ш и н

существующего

п а р к а .

 

Тресты,

получив планы

поставок

новых машин, рассчитыва­

ют оптимальное распределение парка

старых и новых машин по

объектам строительства и участкам работ. Этот расчет целесо­ образно выполнять в расчетной таблице (табл. 2о) .

В эту таблицу записывают исходные данные: состав налич­ ного парка машин в виде типоразмерных групп, фонды машино ­

ресурсов этого парка

на

начало к а ж д о г о года,

перечень объек­

тов-представителей

и объемы

механизированных работ.

По

ведущим м а ш и н а м в

к а ж д у ю позицию таблицы

вписывают

тех­

нико-экономические показатели

использования

машин: в колон­

ке справа — приведенные

з а т р а т ы и плановую

производитель­

ность в расчете на единицу машиноресурсов, в колонке слева —

приведенные

удельные з а т р а т ы TI'J

и искомые

машиноресурсы .

Распределение машиноресурсов д л я

выполнения

объемов работ

по к а ж д о й

совокупности объектов-представителей производят

методом минимального элемента, который обеспечивает рацио­

нальное

(близкое к оптимальному)

решение задачи . П о комплек­

тующим м а ш и н а м в к а ж д о й позиции таблицы записывают

коэф­

фициент

з а т р а т машиноресурсов

комплектующих машин

при

ij способе механизации КЧ и з а т р а т ы машиноресурсов,

опре­

деляемые решением задачи .

 

 

123