Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
VI |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ |
РЕМОНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН |
I 1. С О Д Е Р Ж А Н И Е ПЛАНОВЫХ З А Д А Ч
Рост механовооруженности строительных организаций сопро вождается значительным развитием ремонтной базы. З а т р а т ы на проведение текущих и капитальных ремонтов машин в 1971 г. составили, по данным строительных министерств [40], свыше 1,2 млрд . руб. В их выполнении было занято 275 тыс. рабочих, что превышает более чем вдвое численность рабочих, занятых на производстве новых строительных машин . В транспортном строи тельстве в 1972 г. семнадцать ремоитио-мехапнческпх заводов и
ремонтные |
мастерские |
выполнили |
производственную |
программу |
|||
в объеме, |
превышающем 135 |
млн. руб., в том числе капиталь |
|||||
ный ремонт |
около |
30% |
всего |
парка экскаваторов, |
12% парка |
||
кранов, 35% |
парка |
бульдозеров, |
полностью удовлетворив по |
требности строительных' организаций. Министерство было ини
циатором внедрения прогрессивного агрегатно-узлового |
метода. |
||||
Вместе с тем организация ремонтного производства и плани |
|||||
рование загрузки ремонтных |
заводов |
не являются удовлетвори |
|||
тельными. Ремонтные заводы |
имеют, |
как правило, |
большую |
||
номенклатуру |
производственной программы ремонтов |
(15— |
|||
20 наименований) . Значительный объем капитального |
ремонта |
||||
выполняется на |
ремонтно-прокатных б а з а х трестов. Все это |
при |
водит к мелкосерийное™ производства, снижению уровня спе циализации, не способствует внедрению прогрессивной техноло
гии, |
увеличивает |
себестоимость |
и снижает |
качество |
ремонта. |
||
Анализ сводных |
фотографий времени |
использования |
машин в |
||||
1960—1970 гг. показал, что 5—7% |
годового фонда рабочего вре |
||||||
мени |
составляют |
простои из-за внезапных отказов, что |
приводит |
||||
к непроизводственным |
з а т р а т а м , |
связанным |
с о ж и д а н и е м ремон |
||||
та и |
срывом сроков |
выполнения |
механизированных |
работ. |
Поэтому актуальной задачей является -планирование перспек тивного развития ремонтных предприятий и оптимального рас пределения годового ремонтного фонда строительных организа ций по заводам, с тем чтобы обеспечить потребность в ремонтах
при |
наименьших суммарных приведенных з а т р а т а х . |
||||
|
Одной из причин указанных выше |
недостатков |
является так |
||
ж е |
принятый порядок |
планирования |
текущих |
и |
капитальных |
ремонтов. Техническая |
эксплуатация |
машинных |
парков управ - |
130
леиий механизации, трестов |
и |
главных |
управлений |
планируется |
по инструкции СН-207—68, |
в |
которой |
установлены |
периоды в |
машино - часах работы м е ж д у техническими воздействиями, рас
считанные на средние |
условия эксплуатации |
машин, а т а к ж е |
средние т р у д о з а т р а т ы |
на проведение к а ж д о г о |
вида воздействий. |
П л а н и р о в а н и е потребности в ремонтах строительных машин по
средним п а р а м е т р а м может привести |
к ошибкам в 4 раза, поэто |
||
му необходимо учитывать вероятностный х а р а к т е р |
исходных |
||
данных [23]. |
|
|
|
В транспортном строительстве вариации условий эксплуата |
|||
ции строительных машин |
отличаются |
большим разнообразием |
|
по геолого-клпматическим |
п р и з н а к а м |
и расположению |
объектов, |
по структуре и возрастному составу парков, по удельному весу перебазирований машии своим ходом, во время которых изна шивается ходовая часть, и др .
Количество фактически проведенных ремонтов машин, как правило, отличается от плановой потребности в ремонтах, рас считанной для парка машин по нормам . В частности, в главном
управлении железнодорожного |
строительства |
Севера и |
З а п а д а |
|||
время до первого капитального |
ремонта экскаваторов с ковша |
|||||
ми |
емкостью |
0,5—0,65 м3 меньше нормативной величины |
на |
|||
500 |
маишно-ч, |
а межремонтные |
периоды бульдозеров |
во |
всех |
|
главных управлениях превышают нормативные значения. |
|
|||||
|
В результате неправильного |
определения |
потребности в |
ре |
монтах д л я машинных парков территориального главного управ
ления, треста и механизированной |
колонны |
проявляются два |
||||
основных фактора, которые о к а з ы в а ю т существенное |
отрица |
|||||
тельное влияние на |
ход |
развития |
механизации |
строительства. |
||
Во-первых, и с к а ж а ю т с я |
исходные |
д а н н ы е д л я |
прогнозирования |
|||
и планирования производственной |
и технической |
эксплуатации |
||||
машин; во-вторых, |
ухудшаются технико-экономические |
показа |
тели работы машинных парков и ремонтной базы. Влияние этих факторов различно в зависимости от уровня расчетов.
Н а п р и м е р , неправильно определенная потребность в ремон тах п а р к а машии треста, управления механизации и механизи рованной колонны приведет к неправильному составлению гра фика проведения технических воздействий, фактическое количе ство ремонтов и сроки их приведения будут отличаться от плановых. При таком графике ремонтов планирование произ водственной эксплуатации машин не будет достоверным, могут иметь место внезапные отказы машин, срывы сроков механизи рованных работ и сроков сдачи объектов в эксплуатацию . Уве
личится |
т а к ж е число внеплановых ремонтов. Эти |
обстоятельства |
снижают |
надежность работы машинного парка . |
Д а ж е в том |
случае, когда внеплановые ремонты выполняют вместо ближай
ших |
плановых, |
увеличивается |
время на |
о ж и д а н и е д е м о н т а ж а |
|
машин, перебазирования в мастерские |
и |
н а ч а л а ремонта. Все |
|||
это |
уменьшает |
годовой фонд |
рабочего |
времени машин . |
5* |
131 |
Структура и количество ремонтов, которые являются опти мальными для определенного машинного парка, могут иметь отклонения в большую или меньшую сторону относительно ре зультатов расчетов по усредненным данным в зависимости от степени использования техники, организации технической экс плуатации и других специфических условий. Например, при интенсификации использования техники в т я ж е л ы х условиях и при небольшом числе перебазирований межремонтный цикл машин будет сокращаться, а число ремонтов, которое потребует парк машин в течение года, будет превышать расчетное количе
ство ремонтов по средним |
данным . |
|
|
|
|
||
Требуется р а з р а б о т а т ь |
для транспортных строительных орга |
||||||
низаций такую методику |
|
планирования технической |
эксплуата |
||||
ции, которая обеспечила |
|
бы определение достоверной |
потреб |
||||
ности в ремонтах с учетом |
специфики |
работы |
машинных |
парков |
|||
и вместе с тем способствовала бы улучшению |
технико-экономи |
||||||
ческих показателей использования машин . . |
|
|
|
||||
Анализировать |
эту з а д а ч у следует |
с позиции теории |
восста |
||||
новления [20]. |
|
|
|
|
|
|
|
Д л я решения |
задачи |
необходимо |
рассматривать |
характери |
|||
стики производственной |
и технической |
эксплуатации |
машин как |
случайные величины, распределение которых зависит от конкрет
ных условий работы машинного парка . Д л я |
количественного |
определения этих условий применяют методы |
математической |
статистики. |
|
При определении потребности в ремонтах учитывают специ фику распределений межремонтных циклов в парке, число часов работы машин в плановом периоде и распределение машин в парке по возрасту на начало планового периода.
Планируемое число часов работы машин может быть опре делено на основе отчетных данных базового периода с учетом плановых изменений отдельных факторов, влияющих на улуч шение использования техники (см. раздел V, стр. 116).
Порядок подготовки и степень детализации исходных данных зависят от уровня строительной организации . При планировании потребности в ремонтах на уровне треста и составлении графи ков ремонтов машин и загрузки ремонтных средств исходными данными д л я расчетов являются показатели п характеристики производственной и технической эксплуатации отдельных машин общестроительного треста и типоразмерных групп машин меха низированных колонн специализированного треста. Выборку производят из индивидуальных карточек машин и исполнитель ных графиков ремонтов.
Потребность в ремонтах машинного п а р к а главного управле
ния |
и |
министерства |
рассчитывают |
д л я перспективного планиро |
|
вания |
развития ремонтной базы, определения загрузки |
ремонт |
|||
ных |
заводов отдельных территориальных зон, расчета |
плано |
|||
вой |
потребности в |
строительных |
машинах . Н а этом |
уровне |
132
исходными данными для .планирования является отчетность трестов по ф о р м а м 1-НТ (строит.) и 44-ТП: годовой расход ма шиноресурсов и выполнение плана ремонтов машин .
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕМОНТАХ М А Ш И Н
Методика |
вероятностных расчетов числа |
технических воз |
|||
действий |
для |
машинного |
парка содержит |
следующие |
этапы: |
а) анализ |
статистических |
характеристик технической |
эксплуа |
тации машин; б) установление эмпирических и теоретических за кономерностей изменения и распределения характеристик тех нической эксплуатации; г) определение удельного веса машин в парке, требующих ремонта определенного вида в плановом пе риоде; составление графиков ремонтов машин .
Анализ характеристик производственной и технической экс плуатации машин проводят на основе выбранных из отчетных н
учетных |
материалов |
определенного |
машинного парка |
следую |
||||
щих данных: величин |
периодов и циклов м е ж д у |
ремонтами |
R, |
|||||
машино-Ч] |
затрат машиноресурсов в течение года |
(число часов |
||||||
р а б о т ы |
в |
году) t, |
маишно-ч; з а т р а т |
машиноресурсов |
после |
по |
||
следнего |
|
ремонта, |
а для новых машин — с н а ч а л а |
эксплуатации |
Т, машино-ч. Таким образом, на первом этапе расчетов все ха
рактеристики, имеющие .разброс |
значений, представлены стати |
||||
стическими |
выборка м и. |
|
|
|
|
Систематизация полученного |
статистического |
м а т е р и а л а |
осу |
||
ществляется |
по |
у к а з а н н ы м характеристикам |
к а ж д о г о |
типа |
|
машин в такой |
последовательности: р а н ж и р о в а н и е значений со |
ответствующего варьирующего признака в порядке возрастания; составление интервальных рядов, включающее разбивку сово купности значений на интервалы, определение абсолютной и от
носительной |
частоты попадания значений |
в к а ж д ы й |
интервал; |
построение |
гистограмм вариационных рядов, установление эм |
||
пирических |
закономерностей; определение |
параметров |
теорети |
ческих законов распределения вероятностных величин, согласую щихся с эмпирическими закономерностями с з а д а н н ы м уровнем достоверности.
Т а к а я |
последовательность |
систематизации и |
математической |
обработки |
отчетных данных |
позволяет перейти |
в расчетах от |
статистических выборок к закономерностям распределения ха рактеристик 1, Т и R.
Потребность в ремонтах зависит от возраста машин . Анализ составов парков машин (раздел V ) выявил значительные коле бания их возраста: имеются новые машины, а т а к ж е н .перера ботавшие срок с л у ж б ы на 5 лет. Справедливы рекомендации [23], согласно которым парк машин следует разбить на группы новых машин, прошедших один ремонт, два ремонта и т. д., принимая
133