Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

VI

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

РЕМОНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

I 1. С О Д Е Р Ж А Н И Е ПЛАНОВЫХ З А Д А Ч

Рост механовооруженности строительных организаций сопро­ вождается значительным развитием ремонтной базы. З а т р а т ы на проведение текущих и капитальных ремонтов машин в 1971 г. составили, по данным строительных министерств [40], свыше 1,2 млрд . руб. В их выполнении было занято 275 тыс. рабочих, что превышает более чем вдвое численность рабочих, занятых на производстве новых строительных машин . В транспортном строи­ тельстве в 1972 г. семнадцать ремоитио-мехапнческпх заводов и

ремонтные

мастерские

выполнили

производственную

программу

в объеме,

превышающем 135

млн. руб., в том числе капиталь ­

ный ремонт

около

30%

всего

парка экскаваторов,

12% парка

кранов, 35%

парка

бульдозеров,

полностью удовлетворив по­

требности строительных' организаций. Министерство было ини­

циатором внедрения прогрессивного агрегатно-узлового

метода.

Вместе с тем организация ремонтного производства и плани­

рование загрузки ремонтных

заводов

не являются удовлетвори­

тельными. Ремонтные заводы

имеют,

как правило,

большую

номенклатуру

производственной программы ремонтов

(15—

20 наименований) . Значительный объем капитального

ремонта

выполняется на

ремонтно-прокатных б а з а х трестов. Все это

при­

водит к мелкосерийное™ производства, снижению уровня спе­ циализации, не способствует внедрению прогрессивной техноло­

гии,

увеличивает

себестоимость

и снижает

качество

ремонта.

Анализ сводных

фотографий времени

использования

машин в

1960—1970 гг. показал, что 5—7%

годового фонда рабочего вре­

мени

составляют

простои из-за внезапных отказов, что

приводит

к непроизводственным

з а т р а т а м ,

связанным

с о ж и д а н и е м ремон­

та и

срывом сроков

выполнения

механизированных

работ.

Поэтому актуальной задачей является -планирование перспек­ тивного развития ремонтных предприятий и оптимального рас­ пределения годового ремонтного фонда строительных организа­ ций по заводам, с тем чтобы обеспечить потребность в ремонтах

при

наименьших суммарных приведенных з а т р а т а х .

 

Одной из причин указанных выше

недостатков

является так­

ж е

принятый порядок

планирования

текущих

и

капитальных

ремонтов. Техническая

эксплуатация

машинных

парков управ -

130


леиий механизации, трестов

и

главных

управлений

планируется

по инструкции СН-207—68,

в

которой

установлены

периоды в

машино - часах работы м е ж д у техническими воздействиями, рас­

считанные на средние

условия эксплуатации

машин, а т а к ж е

средние т р у д о з а т р а т ы

на проведение к а ж д о г о

вида воздействий.

П л а н и р о в а н и е потребности в ремонтах строительных машин по

средним п а р а м е т р а м может привести

к ошибкам в 4 раза, поэто­

му необходимо учитывать вероятностный х а р а к т е р

исходных

данных [23].

 

 

 

В транспортном строительстве вариации условий эксплуата ­

ции строительных машин

отличаются

большим разнообразием

по геолого-клпматическим

п р и з н а к а м

и расположению

объектов,

по структуре и возрастному составу парков, по удельному весу перебазирований машии своим ходом, во время которых изна­ шивается ходовая часть, и др .

Количество фактически проведенных ремонтов машин, как правило, отличается от плановой потребности в ремонтах, рас­ считанной для парка машин по нормам . В частности, в главном

управлении железнодорожного

строительства

Севера и

З а п а д а

время до первого капитального

ремонта экскаваторов с ковша ­

ми

емкостью

0,5—0,65 м3 меньше нормативной величины

на

500

маишно-ч,

а межремонтные

периоды бульдозеров

во

всех

главных управлениях превышают нормативные значения.

 

 

В результате неправильного

определения

потребности в

ре­

монтах д л я машинных парков территориального главного управ­

ления, треста и механизированной

колонны

проявляются два

основных фактора, которые о к а з ы в а ю т существенное

отрица­

тельное влияние на

ход

развития

механизации

строительства.

Во-первых, и с к а ж а ю т с я

исходные

д а н н ы е д л я

прогнозирования

и планирования производственной

и технической

эксплуатации

машин; во-вторых,

ухудшаются технико-экономические

показа­

тели работы машинных парков и ремонтной базы. Влияние этих факторов различно в зависимости от уровня расчетов.

Н а п р и м е р , неправильно определенная потребность в ремон­ тах п а р к а машии треста, управления механизации и механизи­ рованной колонны приведет к неправильному составлению гра­ фика проведения технических воздействий, фактическое количе­ ство ремонтов и сроки их приведения будут отличаться от плановых. При таком графике ремонтов планирование произ­ водственной эксплуатации машин не будет достоверным, могут иметь место внезапные отказы машин, срывы сроков механизи­ рованных работ и сроков сдачи объектов в эксплуатацию . Уве­

личится

т а к ж е число внеплановых ремонтов. Эти

обстоятельства

снижают

надежность работы машинного парка .

Д а ж е в том

случае, когда внеплановые ремонты выполняют вместо ближай ­

ших

плановых,

увеличивается

время на

о ж и д а н и е д е м о н т а ж а

машин, перебазирования в мастерские

и

н а ч а л а ремонта. Все

это

уменьшает

годовой фонд

рабочего

времени машин .

5*

131



Структура и количество ремонтов, которые являются опти­ мальными для определенного машинного парка, могут иметь отклонения в большую или меньшую сторону относительно ре­ зультатов расчетов по усредненным данным в зависимости от степени использования техники, организации технической экс­ плуатации и других специфических условий. Например, при интенсификации использования техники в т я ж е л ы х условиях и при небольшом числе перебазирований межремонтный цикл машин будет сокращаться, а число ремонтов, которое потребует парк машин в течение года, будет превышать расчетное количе­

ство ремонтов по средним

данным .

 

 

 

 

Требуется р а з р а б о т а т ь

для транспортных строительных орга­

низаций такую методику

 

планирования технической

эксплуата ­

ции, которая обеспечила

 

бы определение достоверной

потреб­

ности в ремонтах с учетом

специфики

работы

машинных

парков

и вместе с тем способствовала бы улучшению

технико-экономи­

ческих показателей использования машин . .

 

 

 

Анализировать

эту з а д а ч у следует

с позиции теории

восста­

новления [20].

 

 

 

 

 

 

 

Д л я решения

задачи

необходимо

рассматривать

характери ­

стики производственной

и технической

эксплуатации

машин как

случайные величины, распределение которых зависит от конкрет­

ных условий работы машинного парка . Д л я

количественного

определения этих условий применяют методы

математической

статистики.

 

При определении потребности в ремонтах учитывают специ­ фику распределений межремонтных циклов в парке, число часов работы машин в плановом периоде и распределение машин в парке по возрасту на начало планового периода.

Планируемое число часов работы машин может быть опре­ делено на основе отчетных данных базового периода с учетом плановых изменений отдельных факторов, влияющих на улуч­ шение использования техники (см. раздел V, стр. 116).

Порядок подготовки и степень детализации исходных данных зависят от уровня строительной организации . При планировании потребности в ремонтах на уровне треста и составлении графи ­ ков ремонтов машин и загрузки ремонтных средств исходными данными д л я расчетов являются показатели п характеристики производственной и технической эксплуатации отдельных машин общестроительного треста и типоразмерных групп машин меха­ низированных колонн специализированного треста. Выборку производят из индивидуальных карточек машин и исполнитель­ ных графиков ремонтов.

Потребность в ремонтах машинного п а р к а главного управле ­

ния

и

министерства

рассчитывают

д л я перспективного планиро­

вания

развития ремонтной базы, определения загрузки

ремонт­

ных

заводов отдельных территориальных зон, расчета

плано­

вой

потребности в

строительных

машинах . Н а этом

уровне

132


исходными данными для .планирования является отчетность трестов по ф о р м а м 1-НТ (строит.) и 44-ТП: годовой расход ма­ шиноресурсов и выполнение плана ремонтов машин .

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕМОНТАХ М А Ш И Н

Методика

вероятностных расчетов числа

технических воз­

действий

для

машинного

парка содержит

следующие

этапы:

а) анализ

статистических

характеристик технической

эксплуа­

тации машин; б) установление эмпирических и теоретических за­ кономерностей изменения и распределения характеристик тех­ нической эксплуатации; г) определение удельного веса машин в парке, требующих ремонта определенного вида в плановом пе­ риоде; составление графиков ремонтов машин .

Анализ характеристик производственной и технической экс­ плуатации машин проводят на основе выбранных из отчетных н

учетных

материалов

определенного

машинного парка

следую­

щих данных: величин

периодов и циклов м е ж д у

ремонтами

R,

машино-Ч]

затрат машиноресурсов в течение года

(число часов

р а б о т ы

в

году) t,

маишно-ч; з а т р а т

машиноресурсов

после

по­

следнего

 

ремонта,

а для новых машин — с н а ч а л а

эксплуатации

Т, машино-ч. Таким образом, на первом этапе расчетов все ха­

рактеристики, имеющие .разброс

значений, представлены стати­

стическими

выборка м и.

 

 

 

Систематизация полученного

статистического

м а т е р и а л а

осу­

ществляется

по

у к а з а н н ы м характеристикам

к а ж д о г о

типа

машин в такой

последовательности: р а н ж и р о в а н и е значений со­

ответствующего варьирующего признака в порядке возрастания; составление интервальных рядов, включающее разбивку сово­ купности значений на интервалы, определение абсолютной и от­

носительной

частоты попадания значений

в к а ж д ы й

интервал;

построение

гистограмм вариационных рядов, установление эм­

пирических

закономерностей; определение

параметров

теорети­

ческих законов распределения вероятностных величин, согласую­ щихся с эмпирическими закономерностями с з а д а н н ы м уровнем достоверности.

Т а к а я

последовательность

систематизации и

математической

обработки

отчетных данных

позволяет перейти

в расчетах от

статистических выборок к закономерностям распределения ха­ рактеристик 1, Т и R.

Потребность в ремонтах зависит от возраста машин . Анализ составов парков машин (раздел V ) выявил значительные коле­ бания их возраста: имеются новые машины, а т а к ж е н .перера­ ботавшие срок с л у ж б ы на 5 лет. Справедливы рекомендации [23], согласно которым парк машин следует разбить на группы новых машин, прошедших один ремонт, два ремонта и т. д., принимая

133