Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
словлпвает необходимость расчета главным образом сменных норм выработки;
введение расчетов за готовые объекты и завершенные этапы работ требует более дифференцированного учета конкретных ус ловий производства и осуществления плановых расчетов укруп-
ненно на этап или объект в целом. |
|
|
|
||
П л а н о в а я сменная |
производительность машин |
Я с м |
устанавли |
||
вается |
по соотношению |
|
|
|
|
|
Ясм = |
Я т . ч ^ ^ с м = |
ПолК2Іш, |
|
(9) |
где Кі |
— коэффициент |
перехода от технической |
производитель |
||
|
ности к эксплуатационной |
Я э . ч (производственной нор |
|||
|
ме) ; |
|
|
|
|
Кг — коэффициент перехода от производственной нормы вы |
|||||
|
работки к плановой; |
|
|
|
|
^см — установленная продолжительность смены, |
равная 8 |
или 8,2 ч.
Продолжительность выполнения механизированных работ - на объекте пли этапе определяется делением объема' работ на пла новую производительность, найденную по формуле (9).
Годовая эксплуатационная производительность машин рас считывается на основе часовой пли сменной выработки умноже
нием ее |
на |
число часов |
(или |
смен) |
работы машины |
в году. По |
следнее |
устанавливается |
расчетом |
годового режима |
работы, от |
||
р а ж а ю щ е г о |
использование |
машин |
по времени в |
конкретных |
условиях с учетом организационно-технических мероприятий по улучшению производства механизированных работ.
Годовой режим работы рассчитывается методами, разрабо
танными в [14]. При этом учитываются |
особенности транспортно |
го строительства, обусловливающие в |
ряде случаев дальние и |
частые перебазирования машин различными видами транспорта. Кроме того, в течение года средства механизации могут переба
зироваться и использоваться в различных |
климатических поясах |
и зонах, что должно найти отражение при |
определении величины |
простоев по метеорологическим причинам.
Годовая производительность машин с учетом основных фак
торов, влияющих на ее величину, может быть |
определена т а к ж е |
||||
по имеющейся общей формуле [14] |
|
|
|
||
|
Пг = |
7—, |
V : |
т : |
(Ю) |
|
|
|
ь |
|
|
где Я г и Пч |
— годовая |
и часовая |
производительность машины; |
||
Ken |
— коэффициент сменности |
работы |
машины; |
||
t-a — средняя |
продолжительность перебазирования ма |
||||
|
шины, дни; |
|
|
|
34
Па — объем работ на объекте, выполняемый данной машиной;
Ф— годовой фонд рабочего времени машины, включающий дни работы, нахождения в ремонте и в перебазировании и рав
ный разности м е ж д у числом календарных |
дней в году и |
|||||
числом |
выходных |
и |
праздничных |
дней, |
а т а к ж е |
дней |
простоя по метеорологическим и организационным при |
||||||
чинам; |
|
|
|
|
|
|
Ь •— среднее число дней |
нахождения машины в техническом об |
|||||
служивании и ремонте, |
приходящееся |
на 1 |
ч ее работы. |
|||
Применение формулы |
(10) удобно в том |
отношении, что в ней |
||||
о т р а ж а е т с я |
влияние на годовую производительность таких |
в а ж |
нейших факторов, как объем работ на объекте, время перебази
рования, коэффициент |
сменности, величина часовой |
производи |
тельности. |
|
|
Д а н н о е обстоятельство обеспечивает н а д л е ж а щ у ю |
привязку |
|
плановой годовой производительности к конкретным |
условиям |
|
испо л ьз ов а и и я машин. |
|
|
При необходимости |
в этой формуле можно учесть |
и большее |
число производственных факторов, если часовую производитель ность машин представить в виде известной функции от конкрет ных условий производства.
В частности, могут быть учтены дальности перемещения грунта землеройно-транспортными машинами при сооружении земляного полотна железных и автомобильных дорог, перевозки строительных грузов средствами транспорта, факторы, влияю щие на часовую производительность монтажных и погрузочиоразгрузочных машин, п т. д.
Непосредственно из формулы (10) можно получить соотноше
ние д л я |
определения числа часов работы машины в течение года |
|||
Тг , которое используется |
при расчете себестоимости машино-ча |
|||
са и |
механизированных |
работ. Д л я этой цели |
необходимо вели |
|
чину |
П0 |
представить в виде произведения Пч |
и времени работы |
на объекте Т0 в часах и произвести соответствующие преобразо вания.
В |
результате |
получится с л е д у ю щ а я |
формула, которая приме |
||
нима |
для всех межремонтных |
циклов, |
кроме |
последнего: |
|
|
|
|
ф |
|
|
|
|
Тг = — |
|
- , |
(11) |
|
|
г т ~ + ь + |
, г |
|
|
|
|
'смАсм |
J о |
|
|
Так как при |
оптимальном |
планировании |
механизированных |
работ используются все рассмотренные плановые показатели, то их необходимо рассчитывать в такой последовательности: часо вая производительность — сменная выработка — число часов ра боты в течение года — годовая производительность.
При расчете часовой производительности машин, предназна ченных д л я работы в большом диапазоне производственных ус-
2* |
'-35 |
/7ч,м3Л -/74 -220
m -158 -200 119 -m -180 106 -m -160
32,5-m -/w
79,2 квд 1-/20
66 -Ш
52,8 •63,3•80
Щ•m - 60
26Л |
- 40 |
|
/3.2 •15,8 - |
w |
|
Ш |
Л |
l\W 20 JO «g iff SO 70 80 l, M |
Рис. 6. График для определения эксплуа тационной среднечасовой производитель ности бульдозеров Я,, в зависимости от дальности перемещения I и категории грунта — I, I I , I I I
ЛЧ,М3/Ч
0,4 Oß 0,8 Ікм
Рис. 7. Зависимость эксплуатаци онной среднечасовой производи тельности скреперов Я ч от даль ности перемещения грунта /
ловип, целесообразно использовать предварительно составленные графики или номограммы, значительно у п р о щ а ю щ и е и ускоряю щие расчеты. К таким машинам прежде всего относятся земле- ройно-транспортные машины, производительность которых зави
сит в основном от дальности |
перемещения груита. |
|
|
В качестве примеров на |
рис. 6—8 |
приведены |
графики, отра |
ж а ю щ и е зависимость от ряда основных |
факторов |
эксплуатацион |
|
ной среднечасовой производительности |
бульдозеров, скреперов и |
Рис. 8. График для определения эксплуатационной среднечасовой (сметной) производительности экскаваторов І7Ч в зависимости от грузоподъемности авчосамосвалов Q и категории разрабатываемого г р у н т а — I , I I , I I I , I V
36
•одноковшовых экскаваторов, при меняемых в железнодорожном и •автодорожном строительстве. При построении этих графиков значе ния коэффициента Кг приняты на уровне нормативных, предназна ченных дл я перехода от произ
водственных |
норм к |
сметным |
|
(приложение |
1). При других |
зна |
|
чениях этих |
коэффициентов |
полу |
|
чаемые по г р а ф и к а м |
результаты |
||
необходимо |
корр ектир ов ать. |
|
Ч а с о в а я производительность •машин, определяемая по графи кам, используется д л я расчета сменной выработки [по формуле (9)], а с учетом числа часов рабо ты в году — и годовой производи тельности.
Пг,км
<p*225
200
180
ISO 175^.
150^
no
100
20ВО По, км
Рис. 9. Зависимость годовой выра
ботки Я г путеукладчика ПБ - 3 от объема работ на объекте П0 при
разном фонде годового рабочего времени Ф
Порядок |
расчетов |
|
иллюстрируется |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
приводимым ниже примером для буль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
дозера Д - 535, |
условия |
работы |
которого |
характеризуются |
следующими дан - |
||||||||||||||
ными: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний |
объем работ |
на участке |
железнодорожного |
земляного |
полотна, |
||||||||||||||
выполняемый |
бульдозером, — 3000 м3 |
грунта |
|
II категории |
при дальности его |
||||||||||||||
перемещения 30 м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
строительство |
дороги |
осуществляется |
во |
I I температурной |
зоне, |
в |
связи |
||||||||||||
•с чем простои по метеорологическим причинам |
принят равным 55 |
календарным |
|||||||||||||||||
дням; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
простои |
по организационным |
причинам принимаются |
в размере |
6 |
кален |
||||||||||||||
д а р н ы х дней; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затраты |
времени |
на |
|
одно |
перебазирование с |
участка |
на |
участок |
состав |
||||||||||
л я ю т в среднем 0,25 дня; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
коэффициент сменности при пятидневной рабочей неделе |
( г с |
м = 8 , 2 ч) при |
|||||||||||||||||
нят в среднем |
в размере |
1,5; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
длительность |
ремонтного цикла — 6000 ч\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
затраты |
времени иа техническое |
обслуживание — 20 дней, |
текущие |
ремон |
|||||||||||||||
ты-— 20 дней, |
капитальный ремонт с |
учетом |
|
доставки на завод |
и обратно—• |
||||||||||||||
.17 дней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчеты показателей производятся иа уровне сметных норм. П о графику |
|||||||||||||||||||
(см. рис. 6) |
устанавливаем, что часовая |
производительность бульдозера |
Д - 535 |
||||||||||||||||
при грунте |
I I категории |
составляет 21 иг3. Отсюда среднее |
время |
работы |
буль |
||||||||||||||
д о з е р а на участке |
будет |
Г о = 3 0 0 0 |
: 21 = 143 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Коэффициент |
Ъ [формула |
(11)] определяется с учетом |
выполнения |
в рабо |
|||||||||||||||
чее время |
технических |
|
обслуживании |
в |
размере 50% |
и текущих |
ремон |
||||||||||||
т о в — 8 5 % : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь = |
|
0,5-20 + 0,85-20 + |
17 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
- |
•—' |
|
1 |
|
= 0,007. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фонд годового рабочего |
времени |
Ф с учетом |
приходящихся |
на выходные |
|||||||||||||||
д н и простоев |
по |
метеорологическим |
и |
организационным |
причинам |
(коэффи |
|||||||||||||
циент 0,7) составит: |
Ф = 3 6 5 — П О — 0 , 7 - 6 1 = 2 1 2 |
дней. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.37
Тогда
212
7'r = |
|
1 |
— — = 2360 ч; |
Г7г=Я ч Г г = 21 • 2360 = 49 500 .ч3 . |
|||
|
— |
0,25 |
- |
~ |
|
|
|
|
|
- I - 0,007 + |
|
|
|||
|
8,2-1,5 |
143 |
|
|
|
|
|
Аналогично |
может быть |
определена годовая производитель |
|||||
ность H при других значениях факторов: дальности |
перемещения |
||||||
грунта, объеме |
работ па |
участке |
и т. д. При этом |
т а к ж е могут |
быть использованы соответствующие графики или номограммы .
На рис. 9 приведен пример такого |
графика . |
График построен |
|
при средних |
з а т р а т а х времени на |
одно перебазирование в раз |
|
мере 2 дней. |
П о графику видно, что годовая |
производительность |
путеукладчика существенно зависит от объема работ на объекте, особенно в пределах до 50 км.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ И ПРИВЕДЕННЫХ ЗАТРАТ
Себестоимость механизированных работ, выполняемых па кон кретном объекте рассматриваемой машиной, в наиболее общем случае определяется по формуле
|
|
С0 = |
К'пСм.чТи |
+ К»Р, |
|
|
|
|
|
(12) |
||||
где См-.,—себестоимость машино-часа |
работы |
машины; |
|
|||||||||||
К',и—коэффициент |
накладных |
расходов |
на затраты по экс |
|||||||||||
|
плуатации |
строительных |
машин |
(К',п= |
1,08) ; |
|
||||||||
К"<я — коэффициент накладных |
расходов на заработную |
пла |
||||||||||||
|
ту рабочих |
Р, |
участвующих |
в |
технологическом |
про |
||||||||
|
цессе, |
кроме рабочих, занятых |
непосредственно |
экс |
||||||||||
|
плуатацией |
машин, з а р а б о т н а я |
плата |
|
которых учиты |
|||||||||
Т0 |
вается |
в себестоимости машино-часа |
( / ( " , и = |
1,5) ; |
|
|||||||||
— время |
работы |
машины |
на |
объекте, |
определяемое в |
|||||||||
|
соответствии с ее плановой производительностью, ч. |
|||||||||||||
Себестоимость |
машино-часа, |
в х о д я щ а я |
в формулу |
(12), |
рас |
|||||||||
считывается по в ы р а ж е н и ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
см .ч =А+_£-+ст .„ |
|
|
|
|
(із) |
|||||||
|
|
|
|
' О |
' г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Е—единовременные |
|
затраты, |
включающие |
з а т р а т ы |
|||||||||
|
на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и |
|||||||||||||
|
транспортировку |
машин, |
а- т а к ж е |
на возведение |
||||||||||
|
вспомогательных |
обустройств, |
необходимых |
дл я |
||||||||||
|
нормальной |
работы |
машины; |
|
|
|
|
|
||||||
Г и |
Ст .э — годовые и текущие эксплуатационные затраты . |
38
Отмеченные ранее особенности транспортного строительства обусловливают необходимость расчета двух групп единовремен ных затрат: расходов на доставку машин на данное строитель
ство |
Ес и и а переброску машин с объекта |
на объект (или |
с |
уча |
|
стка |
на участок) в пределах строительства |
£ 0 - |
|
|
|
З а т р а т ы Ес определяются в зависимости |
от расстояния |
и спо |
|||
соба |
перебазирования: по железной дороге |
(па своих осях |
или |
с погрузкой на подвижной состав), автомобильным, водным транспортом или комбинированной перевозкой. Расходы Е0 рас считываются в соответствии с принятыми решениями по органи
зации |
строительства, а т а к ж е способами и средствами транспор |
||||||
тирования машин . |
|
|
|
|
|
||
Продолжительность |
работы машин т а к ж е |
целесообразно |
рас |
||||
сматривать раздельно: на строительстве -— Г с |
и на объекте |
(уча |
|||||
стке) — Т0. |
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с этим себестоимость механизированных |
работ |
||||||
на объекте представляется в следующем виде: |
|
|
|||||
|
С0= |
1 , 0 8 [ ( ^ + |
^ + С т , ) г о + £ о 1 + |
1,5(Р |
+ Рс), |
(14) |
|
где Ре |
— не |
вошедшая |
в Ес |
и £ 0 з а р а б о т н а я |
плата |
рабочих, за |
|
|
нятых на сооружении временных обустройств. |
|
|||||
В |
формулах (12) — (14) |
единовременные, |
годовые и текущие |
эксплуатационные затраты принимаются с учетом косвенных рас ходов, начисляемых согласно [14] на прямые затраты без зара ботной платы д л я всех строительных машин и оборудования в размере 10%; на заработную плату рабочих, управляющих маши ной, осуществляющих техническое обслуживание и текущий ре монт, монтаж, д е м о н т а ж и переброску машин в размерах: д л я строительных машин — 25%, плавсредств и горнопроходческого оборудования — 30%, транспортных средств я машин на базе автомобилей — 40%.
При постановке и решении з а д а ч оптимального планирова ния механизированных работ с использованием в качестве кри
терия оптимальности приведенных з а т р а т к формуле |
(14) добав |
ляется соответствующее слагаемое, учитывающее |
капитальные |
вложения в средства механизации — К. В этом случае приведен
ные |
затраты Я 3 . 0 |
на выполнение |
механизированных |
работ |
на |
||||||
•объекте определяются по |
формуле |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Я 3 . о |
= |
С0 + |
ЕИК^-, |
1 г |
|
.(15) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
E n |
— коэффициент |
сравнительной |
экономической |
эффектив |
||||||
|
|
ности капитальных вложений, |
равный |
0,12. |
|
|
|||||
|
П о |
формулам |
(12) |
— (15) |
могут быть рассчитаны |
себестои |
|||||
мость |
механизированных |
работ и |
приведенные |
затраты т а к ж е |
и |
||||||
тогда, |
когда работы выполняются |
комплектами |
машин |
постоян- |
39