Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

словлпвает необходимость расчета главным образом сменных норм выработки;

введение расчетов за готовые объекты и завершенные этапы работ требует более дифференцированного учета конкретных ус­ ловий производства и осуществления плановых расчетов укруп-

ненно на этап или объект в целом.

 

 

 

П л а н о в а я сменная

производительность машин

Я с м

устанавли­

вается

по соотношению

 

 

 

 

Ясм =

Я т . ч ^ ^ с м =

ПолК2Іш,

 

(9)

где Кі

— коэффициент

перехода от технической

производитель­

 

ности к эксплуатационной

Я э . ч (производственной нор­

 

ме) ;

 

 

 

 

Кг — коэффициент перехода от производственной нормы вы­

 

работки к плановой;

 

 

 

^см — установленная продолжительность смены,

равная 8

или 8,2 ч.

Продолжительность выполнения механизированных работ - на объекте пли этапе определяется делением объема' работ на пла­ новую производительность, найденную по формуле (9).

Годовая эксплуатационная производительность машин рас­ считывается на основе часовой пли сменной выработки умноже ­

нием ее

на

число часов

(или

смен)

работы машины

в году. По­

следнее

устанавливается

расчетом

годового режима

работы, от­

р а ж а ю щ е г о

использование

машин

по времени в

конкретных

условиях с учетом организационно-технических мероприятий по улучшению производства механизированных работ.

Годовой режим работы рассчитывается методами, разрабо ­

танными в [14]. При этом учитываются

особенности транспортно­

го строительства, обусловливающие в

ряде случаев дальние и

частые перебазирования машин различными видами транспорта. Кроме того, в течение года средства механизации могут переба­

зироваться и использоваться в различных

климатических поясах

и зонах, что должно найти отражение при

определении величины

простоев по метеорологическим причинам.

Годовая производительность машин с учетом основных фак­

торов, влияющих на ее величину, может быть

определена т а к ж е

по имеющейся общей формуле [14]

 

 

 

 

Пг =

7—,

V :

т :

(Ю)

 

 

 

ь

 

 

где Я г и Пч

— годовая

и часовая

производительность машины;

Ken

— коэффициент сменности

работы

машины;

t-a — средняя

продолжительность перебазирования ма­

 

шины, дни;

 

 

 

34


Па — объем работ на объекте, выполняемый данной машиной;

Ф— годовой фонд рабочего времени машины, включающий дни работы, нахождения в ремонте и в перебазировании и рав­

ный разности м е ж д у числом календарных

дней в году и

числом

выходных

и

праздничных

дней,

а т а к ж е

дней

простоя по метеорологическим и организационным при­

чинам;

 

 

 

 

 

 

Ь •— среднее число дней

нахождения машины в техническом об­

служивании и ремонте,

приходящееся

на 1

ч ее работы.

Применение формулы

(10) удобно в том

отношении, что в ней

о т р а ж а е т с я

влияние на годовую производительность таких

в а ж ­

нейших факторов, как объем работ на объекте, время перебази­

рования, коэффициент

сменности, величина часовой

производи­

тельности.

 

 

Д а н н о е обстоятельство обеспечивает н а д л е ж а щ у ю

привязку

плановой годовой производительности к конкретным

условиям

испо л ьз ов а и и я машин.

 

 

При необходимости

в этой формуле можно учесть

и большее

число производственных факторов, если часовую производитель­ ность машин представить в виде известной функции от конкрет­ ных условий производства.

В частности, могут быть учтены дальности перемещения грунта землеройно-транспортными машинами при сооружении земляного полотна железных и автомобильных дорог, перевозки строительных грузов средствами транспорта, факторы, влияю­ щие на часовую производительность монтажных и погрузочиоразгрузочных машин, п т. д.

Непосредственно из формулы (10) можно получить соотноше­

ние д л я

определения числа часов работы машины в течение года

Тг , которое используется

при расчете себестоимости машино-ча­

са и

механизированных

работ. Д л я этой цели

необходимо вели­

чину

П0

представить в виде произведения Пч

и времени работы

на объекте Т0 в часах и произвести соответствующие преобразо­ вания.

В

результате

получится с л е д у ю щ а я

формула, которая приме­

нима

для всех межремонтных

циклов,

кроме

последнего:

 

 

 

ф

 

 

 

 

Тг = —

 

- ,

(11)

 

 

г т ~ + ь +

, г

 

 

 

'смАсм

J о

 

Так как при

оптимальном

планировании

механизированных

работ используются все рассмотренные плановые показатели, то их необходимо рассчитывать в такой последовательности: часо­ вая производительность — сменная выработка — число часов ра­ боты в течение года — годовая производительность.

При расчете часовой производительности машин, предназна­ ченных д л я работы в большом диапазоне производственных ус-

2*

'-35


/7ч3Л -/74 -220

m -158 -200 119 -m -180 106 -m -160

32,5-m -/w

79,2 квд 1-/20

66

52,8 •63,3•80

Щ•m - 60

26Л

- 40

/3.2 •15,8 -

w

Ш

Л

l\W 20 JO «g iff SO 70 80 l, M

Рис. 6. График для определения эксплуа­ тационной среднечасовой производитель­ ности бульдозеров Я,, в зависимости от дальности перемещения I и категории грунта I, I I , I I I

ЛЧ3

0,4 Oß 0,8 Ікм

Рис. 7. Зависимость эксплуатаци­ онной среднечасовой производи­ тельности скреперов Я ч от даль­ ности перемещения грунта /

ловип, целесообразно использовать предварительно составленные графики или номограммы, значительно у п р о щ а ю щ и е и ускоряю­ щие расчеты. К таким машинам прежде всего относятся земле- ройно-транспортные машины, производительность которых зави­

сит в основном от дальности

перемещения груита.

 

В качестве примеров на

рис. 6—8

приведены

графики, отра­

ж а ю щ и е зависимость от ряда основных

факторов

эксплуатацион­

ной среднечасовой производительности

бульдозеров, скреперов и

Рис. 8. График для определения эксплуатационной среднечасовой (сметной) производительности экскаваторов І7Ч в зависимости от грузоподъемности авчосамосвалов Q и категории разрабатываемого г р у н т а I , I I , I I I , I V

36

•одноковшовых экскаваторов, при­ меняемых в железнодорожном и •автодорожном строительстве. При построении этих графиков значе­ ния коэффициента Кг приняты на уровне нормативных, предназна­ ченных дл я перехода от произ­

водственных

норм к

сметным

(приложение

1). При других

зна­

чениях этих

коэффициентов

полу­

чаемые по г р а ф и к а м

результаты

необходимо

корр ектир ов ать.

 

Ч а с о в а я производительность •машин, определяемая по графи ­ кам, используется д л я расчета сменной выработки [по формуле (9)], а с учетом числа часов рабо­ ты в году — и годовой производи­ тельности.

Пг,км

<p*225

200

180

ISO 175^.

150^

no

100

20ВО По, км

Рис. 9. Зависимость годовой выра­

ботки Я г путеукладчика ПБ - 3 от объема работ на объекте П0 при

разном фонде годового рабочего времени Ф

Порядок

расчетов

 

иллюстрируется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приводимым ниже примером для буль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дозера Д - 535,

условия

работы

которого

характеризуются

следующими дан -

ными:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

объем работ

на участке

железнодорожного

земляного

полотна,

выполняемый

бульдозером, — 3000 м3

грунта

 

II категории

при дальности его

перемещения 30 м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строительство

дороги

осуществляется

во

I I температурной

зоне,

в

связи

•с чем простои по метеорологическим причинам

принят равным 55

календарным

дням;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

простои

по организационным

причинам принимаются

в размере

6

кален­

д а р н ы х дней;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

затраты

времени

на

 

одно

перебазирование с

участка

на

участок

состав­

л я ю т в среднем 0,25 дня;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коэффициент сменности при пятидневной рабочей неделе

( г с

м = 8 , 2 ч) при­

нят в среднем

в размере

1,5;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длительность

ремонтного цикла — 6000 ч\

 

 

 

 

 

 

 

 

затраты

времени иа техническое

обслуживание — 20 дней,

текущие

ремон­

ты-— 20 дней,

капитальный ремонт с

учетом

 

доставки на завод

и обратно—•

.17 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты показателей производятся иа уровне сметных норм. П о графику

(см. рис. 6)

устанавливаем, что часовая

производительность бульдозера

Д - 535

при грунте

I I категории

составляет 21 иг3. Отсюда среднее

время

работы

буль­

д о з е р а на участке

будет

Г о = 3 0 0 0

: 21 = 143 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

Ъ [формула

(11)] определяется с учетом

выполнения

в рабо­

чее время

технических

 

обслуживании

в

размере 50%

и текущих

ремон­

т о в — 8 5 % :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь =

 

0,5-20 + 0,85-20 +

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

'

 

1

 

= 0,007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонд годового рабочего

времени

Ф с учетом

приходящихся

на выходные

д н и простоев

по

метеорологическим

и

организационным

причинам

(коэффи­

циент 0,7) составит:

Ф = 3 6 5 — П О — 0 , 7 - 6 1 = 2 1 2

дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.37


Тогда

212

7'r =

 

1

— — = 2360 ч;

Г7г=Я ч Г г = 21 • 2360 = 49 500 3 .

 

0,25

-

~

 

 

 

 

- I - 0,007 +

 

 

 

8,2-1,5

143

 

 

 

 

Аналогично

может быть

определена годовая производитель­

ность H при других значениях факторов: дальности

перемещения

грунта, объеме

работ па

участке

и т. д. При этом

т а к ж е могут

быть использованы соответствующие графики или номограммы .

На рис. 9 приведен пример такого

графика .

График построен

при средних

з а т р а т а х времени на

одно перебазирование в раз­

мере 2 дней.

П о графику видно, что годовая

производительность

путеукладчика существенно зависит от объема работ на объекте, особенно в пределах до 50 км.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ И ПРИВЕДЕННЫХ ЗАТРАТ

Себестоимость механизированных работ, выполняемых па кон­ кретном объекте рассматриваемой машиной, в наиболее общем случае определяется по формуле

 

 

С0 =

К'пСм.чТи

+ К»Р,

 

 

 

 

 

(12)

где См-.,—себестоимость машино-часа

работы

машины;

 

К',и—коэффициент

накладных

расходов

на затраты по экс­

 

плуатации

строительных

машин

(К',п=

1,08) ;

 

К"<я — коэффициент накладных

расходов на заработную

пла­

 

ту рабочих

Р,

участвующих

в

технологическом

про­

 

цессе,

кроме рабочих, занятых

непосредственно

экс­

 

плуатацией

машин, з а р а б о т н а я

плата

 

которых учиты­

Т0

вается

в себестоимости машино-часа

( / ( " , и =

1,5) ;

 

— время

работы

машины

на

объекте,

определяемое в

 

соответствии с ее плановой производительностью, ч.

Себестоимость

машино-часа,

в х о д я щ а я

в формулу

(12),

рас ­

считывается по в ы р а ж е н и ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см .ч =А+_£-+ст .„

 

 

 

 

(із)

 

 

 

 

' О

' г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Е—единовременные

 

затраты,

включающие

з а т р а т ы

 

на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и

 

транспортировку

машин,

а- т а к ж е

на возведение

 

вспомогательных

обустройств,

необходимых

дл я

 

нормальной

работы

машины;

 

 

 

 

 

Г и

Ст — годовые и текущие эксплуатационные затраты .

38


Отмеченные ранее особенности транспортного строительства обусловливают необходимость расчета двух групп единовремен­ ных затрат: расходов на доставку машин на данное строитель­

ство

Ес и и а переброску машин с объекта

на объект (или

с

уча­

стка

на участок) в пределах строительства

£ 0 -

 

 

З а т р а т ы Ес определяются в зависимости

от расстояния

и спо­

соба

перебазирования: по железной дороге

(па своих осях

или

с погрузкой на подвижной состав), автомобильным, водным транспортом или комбинированной перевозкой. Расходы Е0 рас­ считываются в соответствии с принятыми решениями по органи­

зации

строительства, а т а к ж е способами и средствами транспор­

тирования машин .

 

 

 

 

 

Продолжительность

работы машин т а к ж е

целесообразно

рас­

сматривать раздельно: на строительстве -— Г с

и на объекте

(уча­

стке) — Т0.

 

 

 

 

 

 

В соответствии с этим себестоимость механизированных

работ

на объекте представляется в следующем виде:

 

 

 

С0=

1 , 0 8 [ ( ^ +

^ + С т , ) г о + £ о 1 +

1,5(Р

+ Рс),

(14)

где Ре

— не

вошедшая

в Ес

и £ 0 з а р а б о т н а я

плата

рабочих, за­

 

нятых на сооружении временных обустройств.

 

В

формулах (12) — (14)

единовременные,

годовые и текущие

эксплуатационные затраты принимаются с учетом косвенных рас­ ходов, начисляемых согласно [14] на прямые затраты без зара ­ ботной платы д л я всех строительных машин и оборудования в размере 10%; на заработную плату рабочих, управляющих маши­ ной, осуществляющих техническое обслуживание и текущий ре­ монт, монтаж, д е м о н т а ж и переброску машин в размерах: д л я строительных машин — 25%, плавсредств и горнопроходческого оборудования — 30%, транспортных средств я машин на базе автомобилей — 40%.

При постановке и решении з а д а ч оптимального планирова ­ ния механизированных работ с использованием в качестве кри­

терия оптимальности приведенных з а т р а т к формуле

(14) добав ­

ляется соответствующее слагаемое, учитывающее

капитальные

вложения в средства механизации — К. В этом случае приведен­

ные

затраты Я 3 . 0

на выполнение

механизированных

работ

на

•объекте определяются по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

Я 3 . о

=

С0 +

ЕИК^-,

1 г

 

.(15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

E n

— коэффициент

сравнительной

экономической

эффектив ­

 

 

ности капитальных вложений,

равный

0,12.

 

 

 

П о

формулам

(12)

— (15)

могут быть рассчитаны

себестои­

мость

механизированных

работ и

приведенные

затраты т а к ж е

и

тогда,

когда работы выполняются

комплектами

машин

постоян-

39