Файл: Кориков А.М. Математические методы планирования эксперимента учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
- ш -
|
|
s s 4 |
Нояые |
условия |
|
|
|
|
|
50 + |
0,4» |
»0 |
|
|
|
|
|
||
25 |
0,45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
го |
0,5» |
го! |
|
|
|
Исходные |
|||
|
|
|
||
|
|
|
услоьия |
|
|
г,4 м *,* ir |
|
-а,* до |
м v (г |
|
Рис.4.6 |
|
Ржс.4.7 |
|
факторного |
эксперииента типа г 2 |
с одной центрально! -точкой. |
||
На рис.4.7 |
изображено планирование следующей второй фазе. |
В качестве нулевой точки взята та точка, которая соответст вует оптимальным условиям во предыдущей фазе.
После окончания каждой фазы экспериментатор может при нять одно из следующих реиений»
1 ) изменить нулевую точку и, следовательно, сместить
весь эксперимент (как сделано в примере)}
2) изменить интервал варьирования переменках}
3 ) изменить независимые переменные - прежние оставить
на выбранном оптимальном уровне и начать варьировать вовне переменные.
В методе звоиоционного планирования для выбора числа циклов ( л . ) в Фазе нет строгих права*. Здесь приходите»
- 1 54 -
ориентироваться на интуитивные соображения руководящего персонала. После окончания каждой фазы здесь обращается
за консультацией к квалифицированным специалистам, с тем чтобы принять то или иное реоенве об изменении технологи
ческого режима. Итак, в звомоционном планировании нет чет ких рекомендаций, которые бы говорили, когда и куда надо
двигаться. Без таких правил невозможна полная автоматиза
ция |
управления. |
|
|
Рассмотрим теперь другой прием - с и м п л е к с - |
|
п л а н и р - о в а н и е |
в адаптационной оптимизации. |
|
Этот |
метод был предложен |
в 1962 г . Спиндлеем, Хецтом и |
Химсуорсом. Основная его особенность - возможность заранее предложить четкие правила принятия решений о том, куда и когда двигаться. Здесь управление производится с эмпири ческой обратной связью.
В основе использования симплекса для целей оптимизации
лежи^ следующее его важное свойство: из любого симплекса можно, отбросив одну из вершин и используя оставшуюся грань, получить новый симплекс, добавив всего лишь одну точку.
Путем последовательного отбрасывания вершин можно осуществ лять перемещение симплекса в факторном пространстве, причем это перемещение будет происходить с каждым экспериментом.
Рассмотрим |
правильный симплекс S e с вершинами |
0"t |
, |
|||
Оя-и |
и центром |
С 0 |
. На каждой грани |
S 0 |
мож |
|
но построить |
новый симплекс |
S j |
с центром |
Cj , Ч. |
верши |
|
нами о - , , iT2 |
, |
v r j + 1 - |
t / k + , |
, |
при- |
наддежащими S e и одной вершиной |
э являющейся зер |
|
кальным отображением точки |
относительно грани, обжей |
обоим симилексам. На рис.4.8 сделано построение симплекса
5 3 |
к симплекса |
S 0 для случая К |
• 2 . Чтобы найти ту о м |
||||||
иную координату |
точки |
сГ.* |
, нужно взять дважды среднее |
||||||
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
из соответствующих |
координат |
tT, , |
< J " t , . . . , ^ j |
- i , tfj+t |
i |
||||
•••> |
и |
вычесть |
соответствующую |
координату |
точки |
сГ^ . |
|||
Б векторном |
обозначении |
это запввется так: |
|
|
|
|
Рис.4.8 |
|
|
|
Допустим теперь, |
что |
есть |
наименьшее значение сре^ |
||
ди К + 1 |
значений, |
полученных для |
симплекса |
S 0 . Если |
|
исследователя интересует |
максимум, |
то интуитивна ясно, что . |
|||
надо двигаться в направлении точки |
Vp . Можно строго |
||||
доказать, |
что движение из центра симплекса S 0 |
за грань, |
- 1 5 6 -
противошиюь^ув точке V p , будет совпадать с направлени
ем крутого восхождения, рассчитанного по результатам наблю-
девай в вершинах правильного симплекса.
Жрюедем способ построения правильного симплекса, пред-
яажезшый в.Г.Горским и В.З.Бродским. Координаты вершин пра вильного симплекса для любого числа факторов можно задать таблицей 4 . 1 0 .
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
4.10 |
|
вершины |
I |
' |
1 |
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|||
|
ч |
-' |
^ |
\ |
|
|
|
4 |
|
|
1 |
|
|
|
|||||
2 |
-К |
1 |
4 |
i |
4 |
i |
|
4 |
|
i |
г |
|
|||||||
3 |
i1 |
о |
!i |
|
4 j |
ч |
! |
• • • |
4 |
4 |
i |
0 |
I. |
0 |
|
- 5 4 |
! |
|
|
|
|
|
|
4 |
|||||
|
i . . . |
I - |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
i |
|
i |
0 |
|
0 |
• j |
• • • |
|
|
i |
о |
j |
|
|
*B таблице 4.10 расчет значений K.j осуществляется по формуле
Таблицу |
4,Ю следует |
трактовать как план исходной се |
р а опытов. |
Каждая строка |
соответствует одному из (К.-И ) |
опытов. В столбцах указаны соответствующие значения варь ируемых факторов. Для практического использования таблицы 4Л0*удобяо заранее подсчитать числовые значения ее элемен тов (см. табл.4.10а >.
|
|
|
|
|
- |
\ы - |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
4.10а |
||
вершины |
|
i . |
| |
Х 2 |
1 |
x ~ |
j |
* 4 J |
X 5 |
| ... |
||
1 |
|
0,5 |
! |
0,289 |
! |
3 |
|
|
|
|
' |
..." |
j |
0,204 |
0,158; 0,129 |
||||||||||
2 |
! |
-0,5 |
• |
0,289 |
0,204j |
0,158i 0,129 |
.1 |
• • * |
||||
3 |
• |
0 |
j -0,578 |
0,204 j 0,Т58| 0,129 |
1 ... |
|||||||
4 |
j |
0 |
i |
о |
-0,612 i |
0,1581 0,129 |
I |
|
||||
'5 |
i |
0 |
I |
о |
|
0 |
i-0,632) |
0,129 |
- ... |
|||
|
1 |
|
||||||||||
б |
j |
0 |
! |
о |
|
0 |
i |
0 |
|-0,645 |
i• ... |
||
1 |
|
|
i |
*** |
||||||||
7 |
! |
0 |
0 |
|
0 |
i |
0 |
j |
0 |
i |
*•• |
|
* * * |
i |
• • « |
j |
• • • |
. . . |
j |
• • • |
| |
• • • |
i |
••• |
|
Центр симплекса, |
приведенного |
в таблице |
4 . 1 0 , совпада |
ет с началом координат. Исходя из числовой таблицы 4.10а, продолженной достаточно далеко вправо и вниз, легко полу чить матрицу планирования исходного симплекса любой -раз мерности. Для этого необходимо отделить часть матрицы,
содержащую |
К первых столбцов |
и К + 1 с~т>ох. |
|
После |
того, как исходный |
симплекс |
л;роен, реализует |
ся план этой серии опытов. Затем проводится анализ полу ченных результатов и выявляется наилучший опыт из серии. После этого проводится "отражение" наихудшей точки относи тельно центра противоположной грани симплекса и, таким об разом, находятся условия для проведения нового опыта вза мен исключенного.
Стратегия симплекс-планирования может быть сформули
рована в трех простых правилах: |
*"* |
|
П р а в и л о |
I . Отобрать |
наименьшее значение |
среди значений ^ , |
^ |
замерешшх в точках, |