Файл: Кориков А.М. Математические методы планирования эксперимента учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
„ГЛАВА У
ПЕАН2Р0ВАНИЕ ОТСЕИВАЮЩИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
§ 5 - 1* В в о д н ы е |
з а м е ч а н и я |
|
* |
Мы рассмотрели методы изучения поверхности отклика, |
основанные на том, что в программу исследования включены все К независимых переменных, ответственных за протекание изучаемого процесса. Мы не оценивали риск, связанный с тем,
что некоторая, весьма существенная ( К. + 1)-ая переменная не включена в рассмотрение.
Чтобы не пропустить ни одну из потенциально возможных
переменных, на первых этапах изучения сложных процессов в программу исследования нужно включать десятки независимых переменных. В дальнейшем обычно больная часть этих перемен ных отсеивается, так как соответствующие им эффекты оказы
ваются незначительными. Отсюда необходимость в постановке
предварительных - |
о т с е и в а в ш и х |
- экспериментов. |
||
Рассмотренные нами метода планирования |
эксперимента |
|||
рассчитаны на тнательное изучение поверхности отклика, |
||||
ухе в силу свое! хрудоенхости они ае могут |
применяться для |
|||
постановки отсеивающих экспериментов в сложной ситуации, |
||||
когда предварительному исследованию подлежит очень много |
||||
переменных. |
|
|
|
|
§ 5 - 2 . М е т о д |
с л у ч а й н о г о |
. б а л а н с а |
||
В методе случайного |
баланса |
п о с т у л и р у е т с я , |
||
что если эффекты, |
ответственные |
за протекание процесса |
- i k h -
располсжить в порядке убывания вносимого ими вклада, то получится затухание экспоненциального типа, показанное на
рис. 5 . 1 ,
100%
Рис. 5 . 1 На рис.5.1 по оси абсцисс отлокены эффекты в порядке
убывания их ранга, по оси ординат - суммарный вклад, вно-
сикаЗ з общую дисперсию данным фактором и всеми менее зна-
чиш-'и факторами.
Исследователь заранее не знает, как ранжируются эф
фекты я его задача - воспроизвести эту ранжировку при по
моги отсеивавцего эксперимента. Эффекты, попавшие в пра
вую часть диаграмма ранаироваяия, следует отнести к иумо-
воиу поло, на фоне которого нужно выделить значимые эффек
ты, попаваае в левую часть.диаграммы.
В 1956 году Саттерзвайт предложил метод случайного
баланса для отсеивания небольшого числа значимых эффектов
на кумовом поле. Идея метода заключается в постановке экс
периментов по плану, содержащему координаты точек, выбран
ных случайным образом, то есть, вместо дробных реплик, ко
торые представляют собой систематические выборки из полного факторного эксперимента, предлагается брать случайные выбор ки. Так как предполагается, что доминирующих эффектов долж но быть мало, то можно надеяться, что таким способом удаст ся их выделить. Планирование предлагается делать сверхнасы
щенным, беря число эффектов |
К. > J f - 1 . |
формально |
здесь |
создаётся парадоксальная ситуация - число |
степеней |
свободы |
|
j становится отрицательной |
величиной, при ^ < 0 |
, ко |
нечно, нельзя дать количественной оценки всем коэффициентам
регрессии. Но это н не нужно деда» при проведении отсеи вающих экспериментов* Достаточно на первом этапе произвест.» некоторое произвольное расщепление математической модели, отнеся большую часть эффектов к шумовому полю.
Тогда оставшиеся эффекты могут быть оценены количественно.
Допустим, что изучается К эффектов, создаваемых ли нейными членами и парными взаимодействиями. Не нарушая
общности, результаты эксперимента можно представить линей
ной моделью (полагая, что некоторые х . « |
• х± |
) . |
Обозна |
|
чим случайную составляющую (ошибку |
опыта) |
через |
а |
я про |
изведем п р о н з в о х ь н о е |
расщепление линейной |
|||
•одеЛЯ: |
|
|
|
|
— 145 —
у - ра+ p., х , + . . . + j b K . t х , , . с + ^ 1 г ) + ^ г 2 + . . . + ^ г й + и -
6 ' { а } » |
6 ^ , } + £ 6 * { Z j ) + ... + |
fte'fa) + |
e»<tt). |
Здесь |
из |
общего |
числа 1с эффектов выделено |
k-t |
значимых |
эффектов и |
I эффектов отнесено к шумовому пол». |
||
Пользуясь |
обычными методами регрессионного анализа, кохно |
|||
оценить k.-t |
эффектов на шумовом поле, созданном Ь эф |
фектами. Остаточная дисперсия здесь, конечно, будет боль
ше дисперсии 6 г { а ) , характеризующей ошибку опыта.
Оценка оставшихся коэффициентов регрессии будет произво диться с большой ошибкой. Если под чувствительностью ме тода понимать способность выделять коэффициенты регрессии, значимо отличающиеся от нуля, то тогда моио сказать, что метод случайного баланса., обладает меньшей чувствитель ностью, чем факторный эксоержим&х или дробине реплики от него. Но в то хе время метод случайного баланса обладает большей разрешающей способностью - в том смысле, что в благоприятной для него ситуации он позволяет выделить раз-, дельно доминирующие эффекты среди очень большого числа эффектов, взятых под подозрение.
- 1 4 6 —
|
t |
|
5-2 Л . E o c s р о в н е е |
м а т р и ц ы |
п л а |
н и р о в а н и я |
в м е т о д е |
с л у |
ч а й н о г о |
б а л а н с а |
|
Матрицу планирования можно построить с помощью табли
цы случайных' чисел для случайного распределения уровней по
столбцам - это будет случайно сбалансированная матрица.
Отсюда и название метода - метод случайного баланса.
Построение матрица планирования можно выполнить и сле
дующим образом. Все линейные эффекты разбивают на группы.
Разбивку на группы иногда слизывают с физикой процесса, а
иногда производят формально.
Затем для каждой группы строят матрицу планирования,
беря полный факторный эксперимент иди дробные реплики.
Лучше компоновать группы из t - 4-Х элементов, выбирая для
группы соответствующий полный факторный эксперимент, так
как при этом перебираются все возможные комбинации уров
ней .вгруппе.
План прядения эксперимента образуется путем случай-
ноге смешивания строк соответствующих "групповых планов".
Поясним это на примере. Пусть требуется исследовать
десять эффектов (4 линейных |
эффекта х , , |
х г , |
х } , |
х^ и 6 |
парных взаимодействий х , ^ , |
х,х^, x t x 4 , |
х а х 3 , |
х й х 4 , |
х 4 х^) |
и выделить наиболее сущестжениве Факторы с помощью неболь
шого числа .X |
овит» ( |
JC < |
I I ) » |
|
|
|
Разобьем |
все линейные эффекты х , , |
х г , |
х ь , |
х^ на две |
||
группы: 1-ая |
объединяет |
факторы |
х . и |
х , ; |
2-ая - |
фактора |
|
|
|
- i k l - |
хъж |
x 4 . Тогда 1-ой |
группе |
будет соответствовать матраца |
планирования типа г 2 , |
представленная табл. 5 . 1, а 2-ой |
||
группе |
- аналогичная матрица |
(см. табл. 5 . 2 ) . |
|
Таблица 5 . 1 . |
|
Таблица 5 . 2 . |
Далее для обеих групп строится своя ч а с » общей матри |
|
цы планирования» для каждого |
опыта ( t . 1,2,.., , Я) с по |
мощью таблицы случайных чисел |
выбирается одна из 4-х |
строк соответствующей матрицы полного факторного экспери мента, при этом, очевидно, возможна ситуация, ког а неко торые строки матрицы полного факторного эксперимента будут встречаться в групповой матрице несколько раз, в то время как другие - ни разу.
Результирующая матрица для проведения отсеивающих экс периментов по методу случайного баланса составляется путем объединения групповых матриц в виде табл. 5 . 3 . Программа опытов, заданная этой таблицей, реализуется на объекте. Затем полученный экспериментальный материал анализируется с помощью диаграмм рассеивания результатов наблюдений по отдельным факторам.
* 1 |
i * |
|
опытов |
строчек |
|
т а б л . |
||
|
||
w |
|
i 1
—2 ,! . . .
•* 1
Таблица 5 . 3 .
S t — -1
строчек табл.
1 а
!| . . . |
|
|
I |
|
|
|
|
| |
I |
|
|
. . . |
. . . " |
| . . . |
I |
. . . |
|
1 |
|
|
i |
! |
|
|
|
i |
i |
|
- 5-2.2"; П о с т р о е |
н |
и |
е |
д и а г р а м м |
р а с |
с |
е |
и |
в |
а н и я |
|
Порядок построения диаграмм рассеивания поясним на прос
том примере.
Пусть исследуется влияние трех эффектов (двух линейных
аффектов |
и х г н одного парного взаимодействия |
Х , х г ) |
на выходной параметр у .
Результаты отсенвающего эксперимента представлены в
виде тайн.5.4
Таблица 5 . 4 .
- Н а основании т а б л . 5 . 4 выполняется построение диаграмм
рассеивания ( с м . рис . 5 . 2 ) . Каждая из диаграмм содержит
точки, соответствующие результатам эксперимента (в нашем
- 1 А 9 -
примерв юс четыре). Эти точки разбиты на две группы: одна :?з ВЕХ соответствует тем опытам, где исследуемый фактор находился ка никнем уровне, вторая группа - опытам, где тот же фактор находился на верхнем уровне.
1
гэ
гь I |
° |
Z7.& |
* |
|
27 |
|
|
-2 17.25 |
|
|
|
О |
||
|
26.45 |
26.6 |
27.0 |
|
2 6 |
о |
|||
|
|
|||
|
|
|
||
2 5 |
|
|
|
Рис. 5.2 Затеи находятся медианы отдельно для .точек, располо
женных слева (на верхнем уровне), • отдельно для правых
точек (нижний уровень).
. в данном случае кедиава - это линия, по обе стороны
которой.лежат одинаковые количества точек, независимо-от их конкретных значений. Если число точек четное, например
2 т., то мэдиаЕа лежит |
посредине |
между |
m -ой и (т.+1)-ой |
точками. Если se число точек нечетное, |
например 2т, + 1 , |
||
то медваной является |
(т.+1)-ая |
точка. |
|
Разность между медианами качественно характеризует роль фактора. Визуальное сравнение вкладов по диаграмме рассеиьания (рис.5.2) дает возможность сразу выделить