Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
нахождению собственных функций и собственных значе ний сопряженного оператора:
Собственные значения и собственные числа диффе ренциальных операторов обладают следующими основ ными свойствами:
1. Собственные значения оператора L и L* комплекс но сопряжены.
2. Собственные функции операторов L и L*, соответ ствующие собственным значениям Хп и Хп*, ортогональ ны, если кфп\
i
J т (х) lh(х) \п (х) dx = 0. (2.74)
о
3.Собственные значения Хи* и Хп* самосопряженного оператора действительны.
4.Собственные функции самосопряженного операто
ра Ik* и In* ортогональны, если кфп: i
jj m(x)^h (х)|* (х)с?х = 0.
о
Из сформулированных свойств можно сделать выводы о характере колебаний несамосопряженных систем. Для самосопряженной задачи собственные частоты колеба ний всегда действительны. Для несамосопряженной за дачи могут встречаться комплексные значения, причем среди них обязательно найдется одно с положительной вещественной частью, так что амплитуды колебаний бу дут с течением времени увеличиваться по экспоненци альному закону, т. е. колебания будут нарастающими.
Величина X является непрерывной функцией силы Р. При небольших значениях Р величины X действительны и больше нуля, что соответствует существованию гармо нических колебаний системы. При некотором критиче ском значении Ркр происходит слияние двух различных собственных значений, после чего величины X становятся комплексными. Следовательно, границе устойчивости рассматриваемой неконсервативной системы соответст вует совпадение двух собственных частот колебаний.
120
Другой характерной особенностью неконсервативных систем является невыполнение условий ортогональности собственных функций lk(x) и |„(х), соответствующих действительным значениям КпФки’ - Условия ортогональ ности существуют только для собственных функций со пряженной задачи.
Собственные функции исходной &(х) и сопряженной задач £{*(*) образуют полные системы координатных функций {£j(x)} и Произвольная непрерывная функция F (х) на участке [0, /] может быть представлена в виде ряда из собственных функций двояким образом:
оо оо
F(x) = 2 Ь&(х); |
F {х) = ^ b*l* (х). |
г = —i |
г = —1 |
Используя условия ортогональности (2.74), можно по лучить формулы для вычисления коэффициентов bi и Ь**:
i
j\ F(x)m(x) 1* (x)dx
О |
, ^ |
|
l |
||
|
||
$ m(x)li(x)l* (x)dx |
|
|
0 |
|
|
l |
|
|
§ F (x)m(x)li(x)dx |
|
|
0 |
|
|
1 |
|
|
$ m(x)li(x)ti (x)dx |
|
|
0 |
|
|
К расчету форм и частот собственных колебаний не |
самосопряженных задач вообще и задачи о колебаниях балки со следящей силой на конце, в частности, могут быть применены метод прогонки и метод Бубнова — Галеркина. Вариационные методы расчета к неконсерва тивным задачам не применимы, поскольку силы, дейст вующие на систему, не имеют потенциала.
На рис. 2.8 для однородной свободной балки со сле дящей силой Р на конце (х = 1) представлена зависи мость частот собственных поперечных колебаний первого
121
w/Ц
Рис. 2.8. Зависимость двух первых собственных частот изгибных колеба ний свободной балки от величины следящей силы
coi — частота изгибных коле баний первого тона при Р —О
Рис. 2.9. Формы изгибных колебаний первого тона свободной
балки со следящей силой, приложенной в точке-— = 1
122
и второго тонов в зависимости от параметра р — Pl2/EJ. Масштабом частот выбрана частота первого тона собст венных поперечных колебаний той же балки при Р —0. При р = 109,6 собственные частоты колебаний первого и второго тонов совпадают, при дальнейшем увеличении р в системе возникают нарастающие колебания.
Формы первого тона собственных поперечных коле баний упругой балки при различных значениях р изобра жены на рис. 2.9, причем сплошными линиями для основ ной задачи (£i), пунктирными линиями для сопряженной задачи (£i*). Характерной особенностью этих форм яв ляется исчезновение узлов колебаний по мере роста па раметра р.
Г л а в а III
УРАВНЕНИЯ ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ УПРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
3.1. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА УПРУГИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Определение аэродинамических сил, действующих на упругий летательный аппарат в его возмущенном движе нии, представляет сложную математическую задачу, ме тоды решения которой определяются режимом обтекания. Характерные особенности этой задачи заключаются в следующем:
1) нестационарный характер аэродинамических сил, которые зависят не только от координат и скоростей воз мущенного движения в данный момент, но и от высших производных по времени, а также от характера пред шествующего движения;
2) большой диапазон скоростей полета летательного аппарата, в котором может резко меняться физическая картина обтекания. Характер обтекания в значительной степени зависит от числа M=V/a полета, где V — ско рость полета; а — скорость звука.
Интересующий нас диапазон скоростей можно услов но разбить на следующие основные области:
а) область малых дозвуковых скоростей полета, при которых можно пренебречь влиянием сжимаемости воз
духа; |
область дозвуковых |
скоростей полета, при |
кото |
б) |
|||
рых существенно влияние |
сжимаемости воздуха |
(М = |
= 0,7-=-0,9). Следует отметить, что некоторые летатель ные аппараты именно в этой области чисел М достигают максимального скоростного напора q= pV2/2, где р — плотность воздуха.
124
в) область трансзвуковых |
скоростей |
полета |
(М — |
||
= 0,9— 1,3); |
|
|
|
|
|
г) область сверхзвуковых |
скоростей |
полета |
(М = |
||
= 1,3 -3); |
|
|
|
|
|
д) область |
гиперзвуковых |
скоростей |
полета |
||
(Af>3). |
|
|
|
|
|
Каждая из указанных областей требует применения специфических математических методов решения задачи об определении нестационарных аэродинамических сил;
3) большое многообразие форм летательных аппара тов, начиная от тел вращения (ракеты) и кончая самоле
|
У |
|
Рис. 3.1. Вихревая схема профиля |
№,t) |
|
|
|
|
|
\Л •1/ V■*) ч) 1 |
X |
|
|
тами, например, типа В-52, имеющими крыло большого удлинения.
Изложение аэродинамических задач читатель может найти в соответствующей специальной литературе [5, 10, 36, 49]. Здесь же кратко рассмотрим некоторые методы приближенного вычисления аэродинамических сил на колеблющемся крыле и получим формулы, дающие яв ную зависимость аэродинамических сил от параметров возмущенного движения аппарата.
Рассмотрим крыло бесконечного размаха. При этом будем считать, что оно движется с постоянной скоростью V и совершает малые поперечные колебания. Распреде ление аэродинамических сил будет одинаково для любо го сечения, поэтому можно ограничиться изучением движения профиля (сечения) крыла в двумерном потоке газа.
Заменим профиль бесконечно тонкой пластиной (рис. 3.1), вертикальные перемещения которой у(х, t) можно представить в виде
N
y { ^ t ) = ^ y i { x ) q i { t ) ,
285=1
125
где yi(x) — t-я форма колебаний профиля, a qi{t) — со ответствующая ей обобщенная координата.
Скорость потока, нормальная к профилю,
v{x, /)== — V |
ду ,___ |
1 |
ду |
|
дх ^ |
- V |
dt |
||
|
В каждой точке профиля существует местный угол ата ки, который можно вычислить по формуле
а (я, ) = v(x, t) t
V
Обычно при расчетах профиль заменяют системой вихрей с интенсивностью ч\(х, t). Эта интенсивность вы бирается из условия, чтобы скос потока vu который она создает, в каждой точке профиля равнялся — v(x, t), т. е. чтобы на профиле выполнялось условие непротекания. При колебаниях профиля величина v(x, t) является переменной, поэтому должна изменяться и величина г\(х, t). Это изменение проявляется в возникновении сво бодных вихрей на профиле и в следе. Указанные особен ности учитывает нестационарная теория аэродинамиче ских сил, действующих на профиль [36].
В качестве первого приближения для расчета сил, действующих на колеблющийся профиль, можно исполь зовать более простую теорию, базирующуюся на гипоте зе стационарности [19].
Физически гипотеза стационарности соответствует пренебрежению в вихревой системе, интенсивностью сво бодных вихрей на крыле и в следе. Другими словами, аэродинамические силы, возникающие в каждый момент времени при неустановившемся движении профиля, сов падают с аэродинамическими силами, действующими в стационарном потоке на профиль, местные углы атаки которого в каждом сечении
V ( х , t )
а (х, t) =
V
Обобщенные аэродинамические силы Q,, соответству ющие t'-й обобщенной координате, для профиля опреде ляются из выражения [15]
126
ь
Qi = pV J г] (л:, t)yi(x)dx, |
(3.1) |
о |
|
где ц(х, t) — вихревая интенсивность на крыле, yi(x) — возможное перемещение; b — длина профиля крыла.
В частном случае, когда yi(x) = \, соответствующая об общенная сила является подъемной силой, действующей на профиль,
ъ
У = pVf i\(x,t)dx. |
(3.2) |
о |
|
Выражение (3.2) представляет известную |
формулу |
Н. Е. Жуковского для подъемной силы крыла. Если yi(x) = (xо—х), то соответствующая обобщенная сила представляет момент аэродинамических сил относитель но точки Хо:
ь |
|
М = рУ^ r|(x, t) (х0 — x)dx. |
(3.3) |
о |
|
Если перемещение у(х, t) произвольной точки профиля представить как перемещение y(t) некоторой точки, от стоящей от носика профиля на величину Хо, и поворот вокруг этой точки на угол ф (/):
y(x,t) = y(t) + (x0- x ) 4 (t), |
(3.4) |
то выражение (3.1) можно проинтегрировать и формулы для подъемной силы Y и момента М относительно точки х = х0, возникающие при колебаниях профиля в потоке воздуха, представить в виде [19]:
|
Y — |
Хо \ bф |
|
|
|
(3.5) |
|
М = |
b2 х0 1 \Г |
, / 3 |
хо \ 6ф |
|
~Ь v /L < р + ‘ 4 |
т / v |
|
|
л |
рУ2 Ь3ф |
(3.6) |
|
|
|
8* ~2~ ~ У '
127