Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
Величина 2л есть теоретическое значение с* —-про изводной коэффициента подъемной силы для тонкого профиля по углу атаки. Подъемная сила профиля при ложена в точке с координатой хр, называемой аэродина мическим фокусом; для топкого профиля величина Xplb — 'li. Поэтому последний член в формуле (3.6) пред ставляет значение момента относительно аэродинамиче ского фокуса
pV2 |
b3ср |
л |
**■~2~ |
V |
8~‘ |
Выражение для подъемной силы профиля при коле баниях можно также получить из следующих простых соображений. Заменим распределенную вихревую интен сивность на крыле r\{x, t) одним вихрем с циркуляцией
Г = I г] (х, t)dx.
о
Подъемная сила, возникающая на профиле, равна pVT и приложена в фокусе профиля, т. е. вихрь с циркуляци ей Г должен находиться в точке с координатой xF. Скос потока от рассматриваемого вихря определяется соотно шением
Vi = |
Г |
--------------- (3.7) |
|
|
2л {х — xF) |
Поскольку вихревая система профиля заменена одним вихрем, то условие непротекания может быть выполнено в одной точке с координатой ха. Выберем эту точку из условия, чтобы при стационарном обтекании подъемная сила имела истинное значение
а
Су
Вточке профиля х а из условия непротекания Vi/V равняется местному углу атаки. Тогда
а |
< ^ b a = 2 ^ b V± |
= рУГ. |
||
С у |
||||
|
2 |
2 |
V |
|
128
Это равенство выполняется, если Vi = F/nb. Обращаясь теперь к формуле (3.7), найдем, что координата точки, в которой необходимо вычислять скос потока,
ха
~Ь
В частности, если Хр/Ь = 1и, то ха/6 = 3/4.
Применив полученный результат для нестационарно го обтекания профиля, получим формулы, аналогичные
(3.5), (3.6):
Y-- ~
II
[ч>+( |
1 |
| xF |
|
0 |
h ___У_ |
|||
,2 |
1 |
Ь |
1 |
^1 |
V I/ |
|||
|
||||||||
|
|
|
||||||
С? |
|
* |
|
Ст |
р У 2 |
Ь3ф |
||
O' |
h 1 |
1 |
~2~ |
~\Г' |
||||
|
|
(3.8)
(3.9)
Эти формулы удобны для введения различных экспери ментальных поправок. Действительно, величины с“ и
xF/b могут быть определены путем проведения аэродина мического эксперимента в трубе по замеру статических
характеристик профиля. |
С помощью |
формул |
(3.8) и |
|
(3.9) экспериментальные |
данные можно использовать |
|||
для расчета аэродинамических |
сил на |
колеблющемся |
||
профиле. В частности, такая методика |
может |
быть ис |
||
пользована при оценке влияния |
сжимаемости |
воздуха |
при больших дозвуковых числах М. Для этого необходи
мо иметь зависимость с“ , xF/b, Стр, |
как функций числа |
||
М. Величина Стр для |
симметричных профилей при |
||
Л1< 1 может быть оценена по формуле |
|||
П |
П |
1 |
• |
От — |
8 |
---------~ |
|
F |
yi — М2 |
|
Рассмотрим теперь задачу о вычислении аэродинами ческих сил, действующих на колеблющееся крыло беско нечного размаха, в сверхзвуковом потоке. По-прежнему считаем, что крыло движется с постоянной скоростью У >а и совершает бесконечно малые колебания с часто той со. В отличие от дозвукового потока, в котором воз мущения от колебаний крыла распространялись во всем пространстве, в сверхзвуковом потоке возмущения рас-
5 - 3 9 9 1 |
129 |
положены только в конусе Маха (см. рис. 3.2) с углом при вершине 2а*, причем sin а* = а/У = 1/М. Приращение подъемной силы на единицу длины профиля АР(х, t) является сложной функцией чисел Маха и Струхаля. Для приближенного определения аэродинамических сил в нестационарном сверхзвуковом потоке воспользуемся гипотезой стационарности, согласно которой в каждый момент времени аэродинамические силы совпадают с силами, действующими на профиль в стационарном по токе. Явная зависимость Aр(х, t) от у(х, t) в этом случае может быть представлена в виде
2рУ [ ду(х, t) + у ду{х, О
Ар (х, t) =
УМ2- 1 н dt. |
дх |
Выражение для обобщенной силы при сверхзвуковом по токе будет иметь вид
ь
Qi — ^ |
Ар(х, t) г/4(х)dx. |
(З.П) |
о |
|
|
Если перемещение профиля представить уравнением (3.4), то для подъемной силы Y и момента М можно по лучить следующие формулы:
pV2 |
4b |
Г |
|
/ х0 |
1 \ |
6ф |
(3.12) |
|
2 )/ М2- 1 L Ф |
' Ь |
2 / |
V |
|||||
|
||||||||
М = |
рУ2 |
462 |
/ |
Хо |
|
Хо |
X |
|
------------------1 — |
|
Ь |
||||||
|
2 УМ2— 1 4 |
Ь |
|
|
||||
|
h _____у |
1 |
рх2. |
4 |
1 |
ь\р |
||
|
V |
1/ |
J |
2 |
|
12 |
V |
Если в этих формулах заменить теоретическое значение производной коэффициента подъемной силы по углу ата
ки, равное 4/У М2— 1, и относительное положение фокуса xFlb = '[l2 на соответствующие экспериментальные значе ния, то получим
Y — |
Xf \ |
_____У_1 |
(3-14) |
||
Ъ I |
V |
У J ’ |
|||
|
|
1 30
|
|
м=_ pv2cayb2\ |
т ) х |
|
|
|||
|
|
|
2 |
( т ~ |
|
|
||
X |
х 0 |
by |
У |
1 |
1 |
by |
(3.15) |
|
ь |
ь ) V |
V |
12 / £ о _ :М V |
|||||
|
|
|||||||
|
|
|
|
U |
ь ) |
|
|
До сих пор аэродинамические силы вычислялись в предположении о линейности задачи, т. е. в выражении для давления пренебрегали членами 0 ( V 2), толщиной
Рис. 3.2. Профиль в сверхзву ковом потоке газа — аналогия с движением поршня
профиля и т. д. Правда, при введении экспериментальных поправок некоторые из этих нелинейных слагаемых, на пример толщина профиля, неявно учитывались. Учет нелинейных эффектов при вычислении аэродинамических сил для скоростей полета, соответствующих числу М > 1, имеет большое значение, особенно при гиперзвуковых скоростях. Нелинейные эффекты при нестационарном обтекании крыла можно рассчитать, используя так на зываемую «теорию поршня», которая в последние годы успешно применяется в различных задачах аэроупруго сти.
С увеличением скорости полета влияние возмущений, создаваемых движением крыла, носит все более локаль ный характер. Если воспользоваться аналогией с движе нием поршня (со скоростью v) в одномерном канале (рис. 3.2), то для определения давления р в произволь
5 : |
131 |
ной точке профиля получим следующую формулу [21, 54, 60]:
где роо, йоо— давление и скорость звука в невозмущен ном потоке; к — показатель адиабаты,
причем |
йоо --- ХРоо/роо* |
Разлагая правую часть этого равенства в ряд по сте пеням v, будем иметь
р |
и |
х( х+ 1) |
|
2 |
+ 1) |
|
— = 1+ х |
----- |
1-------------- |
' йоо |
|
( Ь )' |
|
Роо |
йоо |
4 |
( - |
|
|
а0 |
Скорость возмущения v можно представить в виде суммы
v — v0+ f 1*'
Здесь v0=Vdynv/dx, где ущ, = ущ,{х) — уравнение дужки профиля, а
и дУ 1 дУ |
|
|
Vi = V------------ |
. |
|
дх |
dt |
|
Для симметричного профиля выражение для Ар (я, t) |
||
можно получить в виде |
|
|
Ар(х, t)1=_ j A [ 2+(i<+1)M ^ ■ '+» |
•Л12Х |
|
|
дх |
|
Oi + 0(t>i).
Зная распределение давления Ар(х, t), можно по форму ле (3.11) вычислить обобщенные силы, действующие на профиль. Легко видеть, что в рассматриваемом случае обобщенные силы будут зависеть от толщины профиля. Если пренебречь влиянием рП, то получим выражение, являющееся пределом (3.10) при М-^оо.
Рассмотрим теперь некоторые методы вычисления аэродинамических сил на колеблющемся крыле конечно го размаха. В общем виде задача может быть сформули рована следующим образом. Пусть на крыле (рис. 3.3)
132