Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
су cos%. Здесь Су — производная коэффициента подъем ной силы по углу атаки, который определяется относи тельно оси жесткости. Получим
РУ2
У (2): |
|
2 |
c o s 2 x |
c y 6 | |
ф (z, |
0 — |
t g X X |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
dy(z,t) |
|
( |
Xf |
_ |
\ |
/ |
|
b |
|
(З ф (z, t) |
||
dz |
|
|
Уcos % |
|
+ |
||||||||
|
|
|
|
b |
|
b / |
' |
dt |
|||||
+ tgib |
d(f (2, 0 |
\ _ |
1 |
|
dy{z, t) |
\1 |
|||||||
|
5z |
|
/ |
|
1У/ cos xy |
dt |
) j ’ |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
, |
v/ ,, / *0 |
|
» \ |
|
|
рУ2 |
|
|
(3.22) |
|||
|
|
|
|
|
, a . . |
||||||||
M ( z ) = |
y(z)6 \ - r - - r ) |
— - y |
c°s 2Xcv X |
||||||||||
|
|
|
|
|
& |
|
b L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
dq>(z,t) |
|
|
dq>(z, t) |
)• |
||||
X |
12 ' |
ycosx |
|
|
+ |
t g x |
dz |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
При составлении уравнений возмущенного движения упругих летательных аппаратов необходимо учитывать аэродинамические силы, действующие на корпус ракеты, или фюзелях самолета, которые обычно являются тела ми вращения. Как известно, теоретическое значение ве личины погонной подъемной силы Y(х) для тела враще ния, находящегося под углом атаки а:
рУ2 dS |
|
У М = - 1 Г 2 1 Щ “ ' |
<323> |
где S = S (x ) — площадь поперечного сечения тела. Ука занное соотношение удобно представить в следующей форме:
У(х) = - ^ - С у ( х ) |
а. |
(3.24) |
|
В этой формуле, помимо |
теоретического |
значения |
|
Су (х) =2dS/dx, можно использовать |
и эксперименталь |
||
ные значения коэффициента |
с у (х ), |
если они |
известны. |
140
Из (3.23) следует, что наибольшее значение величи на погонной подъемной силы имеет в местах резкого рас ширения корпуса.
Пусть тело вращения, например корпус ракеты, со вершает упругие колебания, при которых перемещения упругой линии равны £(х, t). Местный угол атаки а(х) в произвольном сечении корпуса
дЦх, О 1 dj(x,t)
а(х, t) —
дх V dt
Для вычисления аэродинамических сил при упругих де формациях воспользуемся формулой (3.24), понимая под а местный угол атаки. Тогда
|
рУ2 а / \ |
dl(x,t) |
1 |
dl{x,t) |
У ( х у = |
С у ( х ) |
дх |
V |
. (3.25) |
~ т |
dt |
Аналогичную формулу можно получить для погонной подъемной силы на упругом фюзеляже самолета. Влия ние интерференции фюзеляжа с несущими поверхностя ми может быть частично учтено, если использовать экс периментальные значения с “ (л:).
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что приведенные в данном разделе формулы для аэродина мических сил получены при достаточно грубых предпо ложениях и, строго говоря, носят качественный характер. Однако в ряде случаев, особенно когда можно использо вать экспериментальные данные, аэродинамические силы определяются по этим формулам с точностью, достаточ ной для технических приложений.
3.2. УРАВНЕНИЯ ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ УПРУГОГО САМОЛЕТА
Вывод уравнений возмущенного движения крылатого летательного аппарата в потоке воздуха рассмотрим на примере самолета со стреловидным крылом достаточно большого удлинения. Общая схема представлена на рис. 1.4 и 1.9. На крылё самолета в точке z = h располо жен сосредоточенный груз массой тн, имеющий вынос он и обладающий моментами инерции JZ'z' и JX'x'- Этим сосредоточенным грузом может быть гондола двигателя,
141
подвесной бак и т. д. Полученные ниже результаты мож но обобщить для нескольких сосредоточенных грузов. Для определенности будем считать, что органом управ ления самолета является подвижной стабилизатор.
В качестве невозмущенного движения самолета при мем установившийся горизонтальный полет со скоро стью V. Будем рассматривать возмущенное движение в плоскости тангажа. В этом случае нужно учитывать только симметричные упругие колебания самолета.
При составлении дифференциальных уравнений воз мущенного движения упругого самолета необходимо учитывать:
а) аэродинамические силы, действующие на несущие поверхности (крыло, стабилизатор) и фюзеляж;
б) силы от органов управления; в) силы конструктивного демпфирования;
г) силы от порывов ветра, земного притяжения и т. д. С учетом рассмотренного возмущенное движение уп ругого самолета определяется следующими тремя урав
нениями в частных производных: уравнением изгибных колебаний крыла
Li{y, z, ф, /) = |
1 |
bi dt |
|
dz2 |
|
|
+ m(z) |
m(z)o d2q? (2 ,0 |
У ( z ) — FBb (z ) — 0; |
||||
d * y { z , i) |
|
|
|
|
|
|
dt2 |
|
|
dt2 |
|
|
(3.26) |
|
|
|
|
|
|
|
уравнением крутильных колебаний крыла |
|
|||||
Мг/, z, ф, *) = |
— ( |
1+ Ь |
|
|
дф(z,t) |
|
dt / dzа т ( 0 /» |
dz |
+ |
||||
d2m (z, t) |
|
d2y (z, t) |
M(z) — MBn(z) = 0; |
|||
I (z)---------------m(z)o |
|
|||||
v ’ dt2 |
K ' |
dt2 |
|
|
(3.27) |
|
|
|
|
|
|
|
|
уравнением изгибных колебаний фюзеляжа |
|
|||||
|
|
d \ d2 |
FJ W |
\ |
, |
|
|
|
________/ |
||||
M S. x, 0 = |
( l + |
3dt |
_I |
/" / V_______ |
J7 + |
|
Jdx2 ' |
ф |
drfx2 |
1 42
(3.28)
дх
В этих уравнениях Y(z), M(z), Y(х) — погонные аэро динамические нагрузки: подъемная сила крыла, момент вокруг оси жесткости крыла, подъемная сила фюзеляжа; Fmi(z), Mmi(z), Fim(x) — внешние силы и моменты, дей ствующие на крыло и фюзеляж от ветра и земного при тяжения; Фст, -Мет* ■— сосредоточенные силы и момент, действующие на фюзеляж от половины стабилизатора; хСт — координата оси вращения стабилизатора. Вели чины
представляют собой силы и моменты конструктивного демпфирования при изгибных и крутильных колебаниях крыла и изгибных колебаниях фюзеляжа. Они получены на основе известной гипотезы Фогта [37], согласно кото рой напряжение линейно зависит не только от деформа ции, но и от ее скорости.
Функции y(z, t), cp(z, t), l(x, t) должны удовлетворять граничным условиям на концах балок, схематизирующих стреловидный самолет вида, ( 1.11), условиям сопряжения в местах скачкообразного изменения жесткостей (1.18), условиям в местах сочленения крыла и фюзеляжа ( 1.21), (1.22), (1.23), условиям скачков сил и моментов в точ ках крепления сосредоточенного груза на крыле (1.36). Поскольку сосредоточенные силы и моменты от органа управления с помощью дельта-функции учитываются непосредственно в уравнении (3.28), то никаких дополни тельных условий на функцию £(х, 0 налагать не нужно.
Пусть на самолет действует ветер, который дает до полнительное приращение угла атаки aw. При вычисле нии аэродинамических сил от ветра будем пренебрегать нестационарными эффектами и изменением величины aw
1 43
по длине и размаху самолета. При этих предположениях силы от ветра и земного притяжения можно предста вить в следующем виде:
а
Mm{z) = - у — Су (г) ( у — у ) b2(z) aw+ cv
(3.29)^
Для определения Фст и Мст* составим уравнения возмущенного движения управляемого стабилизатора. Воспользуемся результатами, полученными в первой главе. Будем считать, что ось вращения стабилизатора перпендикулярна оси фюзеляжа Ох. Обозначим через т ст, Ост, Jcт — соответственно массу, расстояние от оси вращения до центра тяжести, момент инерции управляе мого стабилизатора. Тогда уравнение малых отклонений б управляемого жесткого стабилизатора вокруг оси враще ния можно представить в виде
J стб k t (тб -j- Ушт) " ^стСГст |
— |
дР |
Xст |
где d 8*8б — момент трения.
Вертикальное перемещение оси стабилизатора равно £(*ст, t), угол поворота стабилизатора относительно ско рости набегающего потока б — д%(х, t)/dx|хст. Аэроди намические силы и моменты, действующие на стабили затор, можно вычислить по формулам (3.14), (3.15), если положить в них
XСТ
1 44
Д л я с в е р х з в у к о в ы х с к о р о с т е й п о л у ч и м
Y g ^ ^ c ' y b
#СТ |
%F |
|
~ b ~ ~ b i V |
||
1 dl(x,t) |
|
|
V |
dt |
} ■ |
|
|
8 |
дЦх, О |
|
dx |
||
|
||
|
d2l(x,t) |
|
|
dx dt |
M0? |
Л^СТ |
Xp |
|
} P '3I> |
|
~b |
ъ |
12V |
|||
|
|
||||
|
X |
|
&%(x, t) |
|
|
|
|
dxdt |
|
||
|
|
|
|
||
К |
c r |
|
C T |
|
|
j Ycr(z)dz, |
MCT= ^ M „(z)dz, |
|
где величины c “ , b, xF относятся к стабилизатору.
Величина Ф0т равна сумме сил инерции и аэродина мических сил, действующих на стабилизатор
Фет == “Ь ЩстСстб “V Yот. |
(3.32) |
При вычислении Фст мы опускаем инерционные силы,
пропорциональные ускорению фюзеляжа |(хст), так как они учтены в уравнении (3.28) членом m$(x)d2'g{x,t)dt'1.
Сосредоточенный момент Мст*, действующий со сто роны стабилизатора на фюзеляж,
Мст = kr (г6 + Ушт) + dw8
может быть определен из уравнения (3.30).
Одним из приближенных методов решения получен ной системы уравнений в частных производных является сведение ее к системе обыкновенных дифференциальных уравнений. Наиболее часто для этого используют метод Бубнова — Галеркина.
Упругие перемещения конструкции, как обычно, представляем в виде следующих разложений:
1 45