Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
Кроме ford, применяя определение 6 — функции, величи ну F (х>I) можно представить в следующем виде:
F ( x , l ) = — — { /'[ Д mT(x) + 2 b(x — Xi) X
|
х |
i — 1 |
|
|
|
n |
|
$1 |
n d2l |
|
|
|
||
|
— / 2 |
m*6 (* ~~*<) |
— + P — . |
|
|
дх |
dx2 |
||
|
i=i |
|
|
|
Теперь, естественно, положить |
|
|
||
П |
|
|
|
X |
тт(х) + 2 ttiib{x — x-i) = |
т(х) , N (х) = |
/ §т(х)с1х, |
||
г=1 |
|
|
|
О |
д2£ |
" |
|
|
<П_ |
mTW - ^ i + |
S т гб (х — я*) | (я*, t) = т {х) dt2 |
г = 1
Окончательно уравнения поперечных колебаний корпуса ракеты с учетом колебаний жидкости в баках можно представить в форме
|
д2 |
|
+ |
д21 |
|
дх2( |
|
m ix ) - -----[- |
|
|
|
^ |
K , dt2 |
|
+ 2 |
l mib{X — ЛГг) f|i — jmi^—[b {x — хг)]Ог} = 0; (1.47) |
|||
1= |
к |
ах |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
тщ{ + kiT\i |
— m i Д г + |
.dt |
(1.48) |
|
дх |
|||
|
|
|
1Х. |
Граничные условия задачи определяются теперь только соотношениями (1.49) и (1.50).
Влиянием сжимающих сил на формы и частоты собст венных поперечных колебаний в первом приближении можно пренебречь. В этом случае уравнения поперечных колебаний корпуса ракеты с учетом колебаний жидкости в баках приобретают вид
J?L ( e j f L |
П |
|
-|- т (л:) |
П.49) |
|
дх2 \ дх2 |
дЕ +Е mfiix—-д;;)г|. — 0; |
|
|
+ kim = — mtli |
(1.50) |
54
Легко видеть, что (1.49) и (1.50) аналогичны уравнениям поперечных колебаний балки е упруго прикрепленными сосредоточенными массами.
1.7. УРАВНЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ УПРУГОСТИ ИХ ПРИВОДОВ
При исследовании устойчивости движения летатель ных аппаратов большую роль играют динамические ха рактеристики органов управления, а точнее системы при вод— орган управления. Схемы двух наиболее типичных систем представлены на рис. 1.13 и 1.14. Первая из них —• схема системы управления поворотным двигателем, кото рую наиболее часто применяют для управления ракета ми. Вторая схема системы управления стабилизатором, которую используют на крылатых летательных аппара тах. Сами органы управления (поворотный двигатель или стабилизатор) могут обладать значительной инерцион ностью.
Из-за недостаточной жесткости привода органа управ ления, гидропривода и его креплений к корпусу частота собственных колебаний системы оказывается достаточно низкой и ее, как показывают данные летных испытаний, необходимо учитывать при исследовании устойчивости упругих летательных аппаратов [23, 24, 67]. Упругость привода органа управления будем схематизировать пру жиной с жесткостью ku а упругость крепления гидропри вода к корпусу пружиной с жесткостью kz.
Пусть корпус ракеты и поворотный двигатель совер шают совместные поперечные колебания (рис. 1.15). Тог да момент инерционных сил Ми относительно оси враще ния двигателя будет складываться из момента сил инер ции относительного и переносного движений
Ми = - J |
|
6 — |
д%{х, t) |
[ |
т дад£л- |
||
|
|
дх dtz |
Здесь / д — момент инерции двигателя относительно оси вращения; тД— масса двигателя; сгд — расстояние между осью вращения и центром тяжести двигателя (положи тельное по направлению к срезу сопла); £д= |(*д, 0 — перемещение упругой линии корпуса ракеты в точке х =
55
Рис. 1.13. Схема системы управления поворотным двигателем:
в — расстояние между осью вращения двигателя и центром
тяжести; k\ — жесткость эквивалентной пружины, схематизи рующей упругость соединений между штоком гидропривода и двигателем; /гг— жесткость эквивалентной пружины, схемати зирующей упругости крепления цилиндра гидропривода к кор пусу ракеты; у шт— перемещение штока гидропривода отно
сительно цилиндра; i/u— перемещение цилиндра гидроприво да относительно корпуса ракеты
Рис. 1.14. Схема управления поворотным стабилизатором само лета
56
— Яд, соответствующей положению оси вращения двигате ля; 6 — угол поворота двигателя.
Момент инерционных сил вокруг оси двигателя урав новешивается моментом упругих сил Му, величина кото рого может быть представлена в следующем виде:
Му = rki {r b |
г/шт + Уц), |
где г/шт — перемещение штока |
относительно цилиндра |
гидропривода; уц— перемещение цилиндра гидропривода относи
тельно корпуса ракеты.
Поэтому |
дЧ(х, t) |
|
J |
|
|
■тд3,ед^1Г+.Х |
|
|
|
дх дР |
(1.51) |
|
X (г& + Ушт + Уц) --- 0. |
Исключим из этого уравнения переменную уц. Из равен ства сил, развиваемых пружинами с жесткостями k\ и k2, следует, что
кгУц = — ki (уц + Ушт+ гб).
Отсюда
|
__ |
Уш-t) • |
Уц — |
ki -f- k2 (гб + |
|
Уравнение (1.51) теперь преобразуем к виду |
||
д% (х, t) |
т дад£д + |
kr (г б + г/шт) = 0, |
JЛЬ } д |
||
дх dt2 |
|
|
(1.52)
57
где k = kxk2/(ki+ £2) — суммарная жесткость двух после довательно соединенных пружин.
Из (1.52) следует, что уравнение собственных колеба ний поворотного двигателя при неподвижном корпусе ра кеты и запертом гидроприводе (г/шт= 0)
/дб ~f- &г26 == О,
а частота собственных колебаний
У kr2
0)д —
•^д
Рис. 1.16. Схема гидроприво да:
— перемещение золотника и штока гидропривода; Р ц Рв — гидравлические источники
низкого и высокого давлений; Рл> Рп — давление в левой и
правой полостях силового ци линдра; iy t 10шСш— управляющий
сигнал и сигнал обратной связи; * 3 . *0.с, — коэффициенты уси
ления золотника и обратной связи
Чтобы получить уравнение движения поворотного двига теля при уттфО, рассмотрим уравнение движения гидро привода, общая схема которого представлена на рис. 1.16. Полости силового цилиндра через распределительное ус тройство (золотник) связаны с источниками высокого рв и низкого давления ра. Перемещение золотника из равно весного положения вызывает перепад давлений в поло стях силового цилиндра и приводит к перемещению што ка г/шт гидропривода. Линеаризированные уравнения гид ропривода могут быть записаны в следующей форме [16]:
а3Ар + а2Ар + aiJ/шт = aQx3, |
( 1.53) |
где Ар = рл—рп— перепад давлений между левой рл и правой рп полостями гидроцилиндра; х3— перемещение золотника. Величина Ар связана с нагрузкой, действую щей на шток гидропривода, следующим соотношением:
A pS = k\{rb + г/шт + г/ц) = k(rb -f- г/шт),
где S — рабочая площадь поршня гидропривода.
58
Вообще говоря, величины Ар, ушт, х3 следует рассматри вать как некоторые малые возмущения установившихся значений А р0, г/ошт, х0з.
Установим физический смысл коэффициентов а,, вхо дящих в уравнение (1.53). При установившемся движе
нии штока без нагрузки (Ар = |
0) |
|
_ |
а ° |
(1.54) |
УОшт — -----Хоз- |
Ол
Уошт
Рис. |
1.17. Статическая |
Рис. 1.18. Зависимость установив- |
скоростная характеристи- |
шейся скорости перемещения штока |
|
ка |
гидропривода |
г/ошт 0т нагрузки при различных пере |
|
|
мещениях золотника (x03)i |
Для каждого гидропривода известна так называемая статическая скоростная характеристика, т. е. зависимость уошт(хоз), которая в общем случае нелинейная (рис. 1.17).
Из соотношения (1.54) следует, что
а0 |
дуО Ш Т |
Cti дх3
= tga.
Оз
Нагрузка, действующая на гидропривод, как правило, приводит к изменению скорости движения штока, что обычно характеризуется зависимостями, подобными тем, которые показаны на рис. 1.18— так называемыми на грузочными характеристиками гидропривода. Из уравне ния (1.54) следует, что в установившемся движении с по стоянной нагрузкой
59
со |
а2 |
уошт — — *^0з |
АрО- |
|
сц |
На основании графиков, изображенных на рис. 1.18, легко найти, что
а2 _ |
ду О Ш Т (•«оз, Аро) |
| |
at |
дЛр |
! я'оз’ &Ро |
Коэффициент а3 характеризует скорость установления давления в полостях цилиндра при перемещении золот ника. В работе [16] показано, что этот коэффициент за висит от сжимаемости рабочей жидкости и упругости соб ственно гидроцилиндра и соединительных трубопрово дов.
Перемещение золотника х3 в электрогидравлическом приводе определяется электрическими сигналами систе мы управления и обратной связью. Общая схема замкну того электрогидравлического привода показана на рис. 1.16. В предположении, что сам золотник является идеальным элементом и что сигнал обратной связи фик сирует перемещение штока относительно гидроцилиндра, имеем
%3 === k 3( t y |
to .с ) == k 3( t y |
ко.сУш т) , |
где /у — ток, характеризующий сигнал управления; t0.0— ток, характеризующий сигнал обратной связи; k3 и /г0.о — коэффициенты усиления прямой цепи и обратной связи соответственно.
Приведенные выше уравнения полностью описывают динамику системы управляющий орган — рулевой при вод. Например, собственные колебания поворотного дви гателя при неподвижном корпусе ракеты и нулевом уп равляющем сигнале гу= 0 описываются следующей систе мой уравнений:
/ д б + kr(rb - f- г/ш т) — 0 ; |
|
||
к(г8 + |
уЖ1) = |
ApS- |
(1.55) |
й з А р а2&р -)- |
ctiyш т |
Яок3ко.сУшт — |
0 . |
Если проводка управления является абсолютно жесткой k= оо, то
60