Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме ford, применяя определение 6 — функции, величи­ ну F (х>I) можно представить в следующем виде:

F ( x , l ) = — — { /'[ Д mT(x) + 2 b(x — Xi) X

 

х

i — 1

 

 

 

n

 

$1

n d2l

 

 

 

 

— / 2

m*6 (* ~~*<)

— + P — .

 

дх

dx2

 

i=i

 

 

 

Теперь, естественно, положить

 

 

П

 

 

 

X

тт(х) + 2 ttiib{x — x-i) =

т(х) , N (х) =

/ §т(х)с1х,

г=1

 

 

 

О

д

"

 

 

<П_

mTW - ^ i +

S т гб (х — я*) | (я*, t) = т {х) dt2

г = 1

Окончательно уравнения поперечных колебаний корпуса ракеты с учетом колебаний жидкости в баках можно представить в форме

 

д2

 

+

д21

 

дх2(

 

m ix ) - -----[-

 

 

^

K , dt2

+ 2

l mib{X — ЛГг) f|i — jmi^—[b {x — хг)]Ог} = 0; (1.47)

1=

к

ах

 

 

1

 

 

 

 

тщ{ + kiT\i

m i Д г +

.dt

(1.48)

 

дх

 

 

 

1Х.

Граничные условия задачи определяются теперь только соотношениями (1.49) и (1.50).

Влиянием сжимающих сил на формы и частоты собст­ венных поперечных колебаний в первом приближении можно пренебречь. В этом случае уравнения поперечных колебаний корпуса ракеты с учетом колебаний жидкости в баках приобретают вид

J?L ( e j f L

П

 

-|- т (л:)

П.49)

дх2 \ дх2

дЕ mfiix—-д;;)г|. — 0;

 

+ kim = — mtli

(1.50)

54


Легко видеть, что (1.49) и (1.50) аналогичны уравнениям поперечных колебаний балки е упруго прикрепленными сосредоточенными массами.

1.7. УРАВНЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ УПРУГОСТИ ИХ ПРИВОДОВ

При исследовании устойчивости движения летатель­ ных аппаратов большую роль играют динамические ха­ рактеристики органов управления, а точнее системы при­ вод— орган управления. Схемы двух наиболее типичных систем представлены на рис. 1.13 и 1.14. Первая из них —• схема системы управления поворотным двигателем, кото­ рую наиболее часто применяют для управления ракета­ ми. Вторая схема системы управления стабилизатором, которую используют на крылатых летательных аппара­ тах. Сами органы управления (поворотный двигатель или стабилизатор) могут обладать значительной инерцион­ ностью.

Из-за недостаточной жесткости привода органа управ­ ления, гидропривода и его креплений к корпусу частота собственных колебаний системы оказывается достаточно низкой и ее, как показывают данные летных испытаний, необходимо учитывать при исследовании устойчивости упругих летательных аппаратов [23, 24, 67]. Упругость привода органа управления будем схематизировать пру­ жиной с жесткостью ku а упругость крепления гидропри­ вода к корпусу пружиной с жесткостью kz.

Пусть корпус ракеты и поворотный двигатель совер­ шают совместные поперечные колебания (рис. 1.15). Тог­ да момент инерционных сил Ми относительно оси враще­ ния двигателя будет складываться из момента сил инер­ ции относительного и переносного движений

Ми = - J

 

6

д%{х, t)

[

т дад£л-

 

 

дх dtz

Здесь / д — момент инерции двигателя относительно оси вращения; тД— масса двигателя; сгд — расстояние между осью вращения и центром тяжести двигателя (положи­ тельное по направлению к срезу сопла); £д= |(*д, 0 — перемещение упругой линии корпуса ракеты в точке х =

55

Рис. 1.13. Схема системы управления поворотным двигателем:

в — расстояние между осью вращения двигателя и центром

тяжести; k\ — жесткость эквивалентной пружины, схематизи­ рующей упругость соединений между штоком гидропривода и двигателем; /гг— жесткость эквивалентной пружины, схемати­ зирующей упругости крепления цилиндра гидропривода к кор­ пусу ракеты; у шт— перемещение штока гидропривода отно­

сительно цилиндра; i/u— перемещение цилиндра гидроприво­ да относительно корпуса ракеты

Рис. 1.14. Схема управления поворотным стабилизатором само­ лета

56


— Яд, соответствующей положению оси вращения двигате­ ля; 6 — угол поворота двигателя.

Момент инерционных сил вокруг оси двигателя урав­ новешивается моментом упругих сил Му, величина кото­ рого может быть представлена в следующем виде:

Му = rki {r b

г/шт + Уц),

где г/шт — перемещение штока

относительно цилиндра

гидропривода; уц— перемещение цилиндра гидропривода относи­

тельно корпуса ракеты.

Поэтому

дЧ(х, t)

 

J

 

■тд3,ед^1Г+.Х

 

 

дх дР

(1.51)

 

X (г& + Ушт + Уц) --- 0.

Исключим из этого уравнения переменную уц. Из равен­ ства сил, развиваемых пружинами с жесткостями k\ и k2, следует, что

кгУц = ki (уц + Ушт+ гб).

Отсюда

 

__

Уш-t) •

Уц —

ki -f- k2 (гб +

Уравнение (1.51) теперь преобразуем к виду

д% (х, t)

т дад£д +

kr (г б + г/шт) = 0,

JЛЬ } д

дх dt2

 

 

(1.52)

57

где k = kxk2/(ki+ £2) — суммарная жесткость двух после­ довательно соединенных пружин.

Из (1.52) следует, что уравнение собственных колеба­ ний поворотного двигателя при неподвижном корпусе ра­ кеты и запертом гидроприводе (г/шт= 0)

/дб ~f- &г26 == О,

а частота собственных колебаний

У kr2

0)д —

•^д

Рис. 1.16. Схема гидроприво­ да:

— перемещение золотника и штока гидропривода; Р ц Рв — гидравлические источники

низкого и высокого давлений; Рл> Рп — давление в левой и

правой полостях силового ци­ линдра; iy t 10шСш— управляющий

сигнал и сигнал обратной связи; * 3 . *0.с, — коэффициенты уси­

ления золотника и обратной связи

Чтобы получить уравнение движения поворотного двига­ теля при уттфО, рассмотрим уравнение движения гидро­ привода, общая схема которого представлена на рис. 1.16. Полости силового цилиндра через распределительное ус­ тройство (золотник) связаны с источниками высокого рв и низкого давления ра. Перемещение золотника из равно­ весного положения вызывает перепад давлений в поло­ стях силового цилиндра и приводит к перемещению што­ ка г/шт гидропривода. Линеаризированные уравнения гид­ ропривода могут быть записаны в следующей форме [16]:

а3Ар + а2Ар + aiJ/шт = aQx3,

( 1.53)

где Ар = рлрп— перепад давлений между левой рл и правой рп полостями гидроцилиндра; х3— перемещение золотника. Величина Ар связана с нагрузкой, действую­ щей на шток гидропривода, следующим соотношением:

A pS = k\{rb + г/шт + г/ц) = k(rb -f- г/шт),

где S — рабочая площадь поршня гидропривода.

58


Вообще говоря, величины Ар, ушт, х3 следует рассматри­ вать как некоторые малые возмущения установившихся значений А р0, г/ошт, х0з.

Установим физический смысл коэффициентов а,, вхо­ дящих в уравнение (1.53). При установившемся движе­

нии штока без нагрузки (Ар =

0)

 

_

а °

(1.54)

УОшт — -----Хоз-

Ол

Уошт

Рис.

1.17. Статическая

Рис. 1.18. Зависимость установив-

скоростная характеристи-

шейся скорости перемещения штока

ка

гидропривода

г/ошт 0т нагрузки при различных пере­

 

 

мещениях золотника (x03)i

Для каждого гидропривода известна так называемая статическая скоростная характеристика, т. е. зависимость уошт(хоз), которая в общем случае нелинейная (рис. 1.17).

Из соотношения (1.54) следует, что

а0

дуО Ш Т

Cti дх3

= tga.

Оз

Нагрузка, действующая на гидропривод, как правило, приводит к изменению скорости движения штока, что обычно характеризуется зависимостями, подобными тем, которые показаны на рис. 1.18— так называемыми на­ грузочными характеристиками гидропривода. Из уравне­ ния (1.54) следует, что в установившемся движении с по­ стоянной нагрузкой

59

со

а2

уошт — — *^0з

АрО-

 

сц

На основании графиков, изображенных на рис. 1.18, легко найти, что

а2 _

ду О Ш Т (•«оз, Аро)

|

at

дЛр

! я'оз’ &Ро

Коэффициент а3 характеризует скорость установления давления в полостях цилиндра при перемещении золот­ ника. В работе [16] показано, что этот коэффициент за­ висит от сжимаемости рабочей жидкости и упругости соб­ ственно гидроцилиндра и соединительных трубопрово­ дов.

Перемещение золотника х3 в электрогидравлическом приводе определяется электрическими сигналами систе­ мы управления и обратной связью. Общая схема замкну­ того электрогидравлического привода показана на рис. 1.16. В предположении, что сам золотник является идеальным элементом и что сигнал обратной связи фик­ сирует перемещение штока относительно гидроцилиндра, имеем

%3 === k 3( t y

to .с ) == k 3( t y

ко.сУш т) ,

где /у — ток, характеризующий сигнал управления; t0.0— ток, характеризующий сигнал обратной связи; k3 и /г0.о — коэффициенты усиления прямой цепи и обратной связи соответственно.

Приведенные выше уравнения полностью описывают динамику системы управляющий орган — рулевой при­ вод. Например, собственные колебания поворотного дви­ гателя при неподвижном корпусе ракеты и нулевом уп­ равляющем сигнале гу= 0 описываются следующей систе­ мой уравнений:

/ д б + kr(rb - f- г/ш т) — 0 ;

 

к(г8 +

уЖ1) =

ApS-

(1.55)

й з А р а2&р -)-

ctiyш т

Яок3ко.сУшт

0 .

Если проводка управления является абсолютно жесткой k= оо, то

60