Файл: Козин В.З. Методы исследований в обогащении учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.5. Проверка гипотез относительно средних Ортогональные контрасты

До эксперимента можно задаться, какие величины жела­ тельно сравнивать. С этой целью подбираются ортогональные

контрасты.

 

 

 

 

 

Контраст - это

сумма произведений ортогональных коэф­

фициентов на суммы наблюдений

 

 

 

при условии, ч

т

»/

tlj

' X/ ;

/5.23/

о 0 и если

в столбцах равны.

Два контраста

называются ортогональными, если

 

 

Cj-if,

= Q Дня равных

.

 

Сумма

квадратов для контрастов

определяется

как

 

3 ^ „ = ( й т ) 1’: [ п ж с ] т]

/5.24/

Число

рассматриваемых контрастов не Должно превосхо­

дить число степеней, свободы для средних по испытаниям. Например, для четырех средних /три степени свободы/ мож­ но найти три контраста

б*

=

С /

= V W X ,

Таблица ортогональных коэффициентов ДпЯ этого случая

 

Г,

V,

*3

 

С£

+1

0

0

- і

сг

0

+ і

-{

0

С5+і

- і

+ і

Найдя контрасты и суммы квадратов ДЛЯ

/чтя, кроме того, что степень свободы каждого контраста равна 1, можно оцениТь значимость контрастов по F крите­

рию, например

F =

/5.,25/

Проверка средних при выборе контрастов после получе­ ния данных может быть выполнена с помощью рангового критерия Дункана.


Схема его использования:

1. Упорядочить k средних по возрастанию,

2.Найти ошибку для средних,

3.Выписать из таблицы Дункана ранги /в зависимости от

уровня значимости и числа степеней свободы ошибки/ для / k -1 / значений.

4. Умножить ранги на ошибку, получив наименьшие значи­ мые ранга.

В, Произвести сравнение разности средних с соответствую­ щими наименьшими значимыми рангами.

Дадим некоторые значения рангов по таблице Дункана.

Таблица 5.1 Ранговый критерий Дункана для 05% уровня значимости

Степень

...........

Р п н г

и

 

 

свободы

"

10

20

100

ошибка

2

3

4

2

в,00

В,Об

в,пи

6,09

6,09

6,09

4

3,93

-1,01

4,02

4,02

4,02

4,02

10,

3,15

з,зо

3,37

3,47

3,47

3,47

100,

2,80

2,00

3,05

3,32

3,47

3,53

Пример 5С2, Поставим ею пирименг с тремя уровнях«? расхода собирателя и двумя вспенивателя. С целью оценки ошибки воспроизводимости все варианты повторены по три

роза.

Результаты эксперимента ^извлечение/ приведены в таблице 5.2 .


Расход

Расход собирателя, Я.І

вспенпвателя

 

ьU

1

74

78

72

h

76

80

75

75

77

76

 

 

64

70

62

ê,

65

66

63

 

66

65

64

Подсчитаем суммы дпя каждого варианта опытов, пред­

варительно вычтя 70% из результата каждого опыта /с цепью упрощения последующих расчетов/

Таблица 5.3

 

 

 

M i

h&i

fl&.1

fa h

 

 

 

4

8

2

-6

-0

-8

 

У 4 n

6

10

5

-5

-4

-7

 

5

7

6

-4

-5

-6

Общая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

-25

13

 

-9

-21

сумма

Y4

 

-15

8

 

 

77

77

213

41

65

149

622

Находиім

суммы

квадратов.

 

 

 

 

Общая сумма квадратов

 

 

 

 

 

S ^ - S t f - g - m - l L

- e i 8 . u .

 

Сумма квадратов всех вариантов опытов

 

 

с

_

 

25/2

+ 1з 2+/-15/2+/_я/2 |./_21/2

ÙS,aP~ fiij

JV~ ------------------- g-----------------------------

 

' _

= 585,11.

 

 

 

 

 

18


Сумма квадратов ошибки воспроизводимости

= 618,14 - 585,11 = 33,33.

Сумма квадратов дпя собирателя

 

 

 

с -

J

U

p

J

L .

 

-

. « Д7.

Сумма квадратов

дпя

вспениватепя

 

 

 

 

С£

- 5э2

+

/ ~45/'2

-

18

= 583,32.

 

 

 

О«en

 

 

g

 

 

 

 

Сумма квадратов для взаимодействия собирателя и

вспениватепя

 

 

 

 

 

 

 

 

« %

 

 

 

 

 

 

585,11-49.77-583,32 = 1,79-

Число степеней свободы для вариантов 5, дпя собира­

теля

-

2,

для вспениватепя - 1, для взаимодействия

5 -

2 -

1

= 2, для ошибки

воспроизводимости

18 -

5 -

1 = 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее

может

быть

выполнен анализ,

такой же как и

в

примере 5.1.

 

 

 

 

Дополнительно оцепим контрасты дпя расходов собира­

теля,

пользуясь критерием Дункана.

 

 

Средние результаты дпя

- 0; дпя

= 2,67

для

= -1,33 /следует

помнить, что

из

всех резуль­

татов

вычтено 70%/.

 

 

 

 

Расположим средние по возрастанию

 

 

 

 

_?3

f l

f l

 

 

 

ÿ = ‘-1,33

0

2,67

 

Находим дисперсию ошибки и ошибку для

средних

- а.™;

Sÿ - f l ІЗГ 0,6.


Находим ранги /для 95% уровня значимости/

 

 

3,08 -

ранг для

А

= 2

и

j-g -

12 ;

2 ä '/;L= 3,23 -

ранг

для

Â

= 3

и

=

12.

 

Находим наименьшие значимые

ранги

 

 

 

Яі, = 3,08 . 0,68 = 2,09;

 

 

 

 

 

 

 

Иъ = 3,23 .

0,68

= 2,2.

 

 

 

 

 

 

Сравниваем контрасты

 

 

 

 

 

 

 

 

f l - f r

2'67 “

1

 

= 4-0и

>

2<2 ;

 

 

2,67

-

0

= 2,67

>

2,09;

 

 

 

^ / - р 3= 0 -

 

/-1,33/

= 1,33

<

2,06.

 

 

Следовательно разница в результатах, достигнутых

при

расходе

реагента

^

по

 

сравнению

как с

^ так .

и с

значима, разница

же

в результатах, достигнутых

при

дозировках собирателя

^

 

и

^

не

может

считать­

ся

доказанной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з д е л У1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТ! ІРОВАI ІИ Я

6.1, Получение устойчивых результатов Одним из важнейших условий экспериментирования

является устойчивость получаемых результатов в том смысле, что многократное повторение опыта или измере­ ния дает совершенно строгую картину распределений ре­ зультатов. Другими словами, желательно, чтобы резуль­ таты, даже если они и случайны, подчинялись известным или статистическим закономерностям.

Обычно предполагают, что среднее значение резуль­ татов параллельных опытов стремится к математическо­ му ожиданию, ошибки опытов распределены нормально,

дисперсия ошибки - п

гоя иная величина и т.п.

Все это позволяет,

во-первых использовать определен­

ные приемы обработки

результатов, во-вторых делать

статистические выводы

и Принимать рем..дни.

Если устойчивости добиться не удается, то ситуация становится самой неопределенней.