Файл: Козин В.З. Методы исследований в обогащении учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
Таблица 13,1 Получение модели адаптационным путем
----------------------:--------------------- ,---------- ------------------------- |
|
|
|||||||
|
наблюдаемая. |
фактн- |
пред- |
|
„„„ |
|
|
|
|
|
величина |
д |
ческое |
сказан— Раз |
|
|
|
||
п/п |
абсолют относи |
значе |
ное |
|
ность |
|
|
||
ных еди |
тель |
ние |
по урав |
|
|
|
|
||
|
ниц |
ных |
Î |
нениям |
|
|
|
|
|
1 . |
|
единиц |
f |
" |
9,0 |
|
5,6 |
||
1 2 |
0,4 |
1 0 , 8 |
1 , 8 |
|
1 0 , 0 |
||||
2 . |
15 |
1 , 0 |
І5.0 |
15,6 |
|
- 0 , 6 |
■ 9,4 |
5,0 |
|
а |
8 |
- 0 , 8 |
2,4 |
5,4 |
|
-3,0 |
8,4 |
7,4 |
|
4. |
11 |
0 , 2 |
9,4 |
7,9 |
|
1,5 |
7,9 |
7,7 |
|
5. |
8 |
-0,4 |
5,2 |
4,8 |
|
0,4 |
8,3 |
7,5 |
|
8 . |
1 0 |
0 , 0 |
8 , 0 |
8,3 |
|
-0,3 |
8 , 0 |
7,5 |
|
7 |
U |
0 , 8 |
13,6 |
14,0 |
|
-0,4 |
7,8 |
7,2 |
|
ЙІ |
1 2 |
0,4 |
1 0 , 8 |
10,5 |
|
0,3 |
7,9 |
7,3 |
|
у! |
7 |
- 0 , 6 |
3,8 |
3,5 |
|
0,3 |
8 , 2 |
7,1 |
|
1 0 . |
7 |
- 0 , 6 |
3,8 |
3,9 |
|
- 0 , 1 |
8 , 1 |
. 7,0 |
|
1 1 . |
11 |
0 , 2 |
9,4 |
9,5 |
|
- 0 , 1 |
8 , 0 |
7,0 |
|
1 2 |
1 0 |
0 , 2 |
8 , 0 |
8 , 0 |
|
0 |
|
8 , 0 |
7,0 |
Можно видеть, что в относительные единицы следует |
|||||||||
переводить лишь значения X. |
. Переход к |
натуральным |
|||||||
координатам осуществляем так |
|
|
|
|
|
||||
7 - |
3 5 ^ . - w |
* W'■V W |
- - e + 1МX |
На рис.13,1. приведены графики изменения &д и_Л^_ Сходимость весьма хорошая. В примере мы получили точное значение коэффициентов за 11-12 наблюдений. Следует учесть, что в примере отсутствуют помехи .ошибки измере ния и т.п. При их наличии процесс поиска коэффициентов затягивается /как уже было указано, надо примерно 1 0 наблюдений на один коэффициент/, а коэффициенты не могут быть найдены точно. Их величина начинает колебаться с амплитудой, зависящей от уровня помех.
13.2. Эвристические методы получения математических моделей
На предварительных этапах исследования процесса и при оценке возможной эффективности управления же лательно получить математическое описание с наимень шими затратами и возможно более короткий срок. Этому требованию не удовлетворяют ни активные, ни пассивные
методы. Поэтому целесообразно использовать эвристичес кие методы, которые обладают тем ценным преимуществом, что именно они позволяют получить математическое опи сание с наименьшими затратами и в кратчайший срок.
Суть эвристических методов сводится к тому, что с помощью специально поставленных вопросов выясняются мнения специалистов, а затем формализуются их знания тех нологических процессов. Попытка определения таким путем коэффициентов математической Модели является логическим развитием эвристических методов. При этом желательно формализовать знания специалистов, непосредственно ве дущих конкретный технологический процесс.
При управлении оператор оценивает параметры процес са по данным приборов контроля /плотности пульпы, вели чина pH, расход реагентов в процесс/, химанапиза /содер жание полезного компонента в исходном питании, концентра те и хвостах/ и в результате визуального наблюдения /со держание меди, железа, пирита в исходном питании и про дуктах обогащения, наличие шламов-.окислов, характер вкрапленности и т.п ./. В соответствии с технико^экономическими условиями оператор определяет параметры управ ления и воздействует на процесс.
Опыт |
оператора |
можно использовать |
для получения |
|
математического |
описания процесса. Для |
этого предла |
||
гается |
ответить |
на |
вопросы; для ответа |
на которые опе |
ратор должен проделать по существу мысленный активный эксперимент. Предлагается некоторый заранее выбранный уровень значений всех входных воздействий / Х По /, которые могут оказать влияние на результаты процесса и задается вопрос: 'Какое содержание металла будет в хвостах и в концентрат'^',
считаются опорными при последующих вопросах : Xj 0 ; 7^, ;j30 . Далее задается еще $ . = 2 п вопросов, где
П - число учитываемых входных воздействий, следую щего содержания: 'Какое содержание металла будет в хвостах и концентрате , если изменить всего лишь один параметр на A Xj , оставляя все прочие на исходном ну левом уровне?'.
Анкета для получения модели процесса |
Таблица 13.2 |
|||||||||
|
|
|||||||||
|
|
Оператор |
№______ |
|
|
л. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
опера- |
||
Bon- |
|
|
|
|
|
|
Ответы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
тора |
содер |
||
росы |
Значение входных воздействий |
жани£э" |
||||||||
жание |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
металла |
металла |
||
|
|
|
|
|
|
|
в |
хвое- |
в кон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
тах |
центра- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
те |
|
0 |
£ , |
|
%Zo |
Xjo |
|
Xho |
|
Г |
Jâp |
|
|
■іо |
|
|
|
|
|||||
і |
Xw ~ AX^ |
|
Xjo |
|
& ho |
|
|
Pß |
||
1 |
Хіо+ АХі |
%-to |
Xjo |
|
Xfto |
|
V f |
ßl |
||
3 |
|
|
&Zo~■АХг Xjc> |
Xho |
|
c |
Pl |
|||
|
|
|
|
|
, |
t |
» |
|||
і |
•^fo |
|
x to |
Xjo' |
“ AXj |
X hо |
|
c |
pi |
|
|
|
|
||||||||
LH |
*fo |
|
|
|
|
|||||
|
|
x io |
X j0 +дХ) Xho |
|
V if |
ß t |
||||
|
» |
» |
|
|
• |
« |
* |
• |
|
|
i |
|
|
|
Xjo |
|
|
|
|
ß n |
В результате опроса для каждого входного парамет ра получаем три ответа, связывающие его с выходными
показателями |
fr |
и jb |
, благодаря чему можно |
получить |
|||
уравнение |
|
в |
нелинейной форме. |
|
|||
рЛожно составить |
уравнения с неизвестными а, в, с |
||||||
fro - |
a o + i j b j o +С x f 0 ] |
|
|||||
І Г / = CL0 + b j ( X j 0 4-AXj) + Cj ( Xj 0 +&Xj j f |
x 3 _8 |
||||||
T)j~ = |
ci0 |
êj (Xy0 |
- Д 3tj) + £ j {Xj' - A X j ) z |
|
|||
Если перейти к приращениям А frj += frj+~ и &fr —IJj ~fr0> |
|||||||
то t» = 0 |
, |
а |
êѵз |
|
«J найдем Из уравнений |
||
|
|
|
*л-+ |
|
|
|
|
|
|
|
'1 |
ЛІС; |
13.9 |
||
Сѵ — |
|
|
|||||
АXj * |
AXj |
|
|||||
|
|
|
13.10 |
||||
£ . |
- |
|
* $ Г |
£ i АX . |
|||
|
|
||||||
ь-і |
- |
Н с ? |
|
||||
3 |
J |
|
Врезультате
дfr= êtàXi +C|A3tf+l4AXa + CxÄxJ +.. .+ ^ЛХіі+СиД£іі ■
Такое |
нее уравнение Получаем для * ß . |
|||
Чтобы перейти к уравнению в первоначальных координа |
||||
тах X* |
н |
iß или |
Л |
, необходимо подставить |
в /13.11/ |
|
|
|
|
АЩ * { X j - X j 0); |
Afr=(fr-frv ) ■ Aji = C ß - ß o ) . |
|||
Все |
это |
позволяет получить записанные в математи |
||
ческой. форме |
знания процесса |
оператором. |
При формализации опыта других операторов можно по лучить усредненную картину, отображающую знание про цесса целым коллективом,
' Изменение факторов при каждом новом вопросе по од ному является простейшим приемом, позволяющим полу чить математическую модель в виде полинома второго по рядка без взаимодействий.
Если операторы обладают достаточной квалификацией, чтобы ответить на более сложные вопросы, то целесооб разно при каждом новом вопросе менять несколько факто ров - осуществить планирование изменения факторов.