Файл: Козин В.З. Методы исследований в обогащении учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 13,1 Получение модели адаптационным путем

----------------------:--------------------- ,---------- -------------------------

 

 

 

наблюдаемая.

фактн-

пред-

 

„„„

 

 

 

 

величина

д

ческое

сказан— Раз

 

 

 

п/п

абсолют­ относи­

значе­

ное

 

ность

 

 

ных еди­

тель­

ние

по урав­

 

 

 

 

 

ниц

ных

Î

нениям

 

 

 

 

 

1 .

 

единиц

f

"

9,0

 

5,6

1 2

0,4

1 0 , 8

1 , 8

 

1 0 , 0

2 .

15

1 , 0

І5.0

15,6

 

- 0 , 6

■ 9,4

5,0

а

8

- 0 , 8

2,4

5,4

 

-3,0

8,4

7,4

4.

11

0 , 2

9,4

7,9

 

1,5

7,9

7,7

5.

8

-0,4

5,2

4,8

 

0,4

8,3

7,5

8 .

1 0

0 , 0

8 , 0

8,3

 

-0,3

8 , 0

7,5

7

U

0 , 8

13,6

14,0

 

-0,4

7,8

7,2

ЙІ

1 2

0,4

1 0 , 8

10,5

 

0,3

7,9

7,3

у!

7

- 0 , 6

3,8

3,5

 

0,3

8 , 2

7,1

1 0 .

7

- 0 , 6

3,8

3,9

 

- 0 , 1

8 , 1

. 7,0

1 1 .

11

0 , 2

9,4

9,5

 

- 0 , 1

8 , 0

7,0

1 2

1 0

0 , 2

8 , 0

8 , 0

 

0

 

8 , 0

7,0

Можно видеть, что в относительные единицы следует

переводить лишь значения X.

. Переход к

натуральным

координатам осуществляем так

 

 

 

 

 

7 -

3 5 ^ . - w

* W'■V W

- - e + 1МX

На рис.13,1. приведены графики изменения и_Л^_ Сходимость весьма хорошая. В примере мы получили точное значение коэффициентов за 11-12 наблюдений. Следует учесть, что в примере отсутствуют помехи .ошибки измере­ ния и т.п. При их наличии процесс поиска коэффициентов затягивается /как уже было указано, надо примерно 1 0 наблюдений на один коэффициент/, а коэффициенты не могут быть найдены точно. Их величина начинает колебаться с амплитудой, зависящей от уровня помех.



13.2. Эвристические методы получения математических моделей

На предварительных этапах исследования процесса и при оценке возможной эффективности управления же­ лательно получить математическое описание с наимень­ шими затратами и возможно более короткий срок. Этому требованию не удовлетворяют ни активные, ни пассивные

методы. Поэтому целесообразно использовать эвристичес­ кие методы, которые обладают тем ценным преимуществом, что именно они позволяют получить математическое опи­ сание с наименьшими затратами и в кратчайший срок.

Суть эвристических методов сводится к тому, что с помощью специально поставленных вопросов выясняются мнения специалистов, а затем формализуются их знания тех­ нологических процессов. Попытка определения таким путем коэффициентов математической Модели является логическим развитием эвристических методов. При этом желательно формализовать знания специалистов, непосредственно ве­ дущих конкретный технологический процесс.

При управлении оператор оценивает параметры процес­ са по данным приборов контроля /плотности пульпы, вели­ чина pH, расход реагентов в процесс/, химанапиза /содер­ жание полезного компонента в исходном питании, концентра­ те и хвостах/ и в результате визуального наблюдения /со­ держание меди, железа, пирита в исходном питании и про­ дуктах обогащения, наличие шламов-.окислов, характер вкрапленности и т.п ./. В соответствии с технико^экономическими условиями оператор определяет параметры управ­ ления и воздействует на процесс.

Опыт

оператора

можно использовать

для получения

математического

описания процесса. Для

этого предла­

гается

ответить

на

вопросы; для ответа

на которые опе­

ратор должен проделать по существу мысленный активный эксперимент. Предлагается некоторый заранее выбранный уровень значений всех входных воздействий / Х По /, которые могут оказать влияние на результаты процесса и задается вопрос: 'Какое содержание металла будет в хвостах и в концентрат'^',


считаются опорными при последующих вопросах : Xj 0 ; 7^, ;j30 . Далее задается еще $ . = 2 п вопросов, где

П - число учитываемых входных воздействий, следую­ щего содержания: 'Какое содержание металла будет в хвостах и концентрате , если изменить всего лишь один параметр на A Xj , оставляя все прочие на исходном ну­ левом уровне?'.

Анкета для получения модели процесса

Таблица 13.2

 

 

 

 

Оператор

№______

 

 

л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опера-

Bon-

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

 

 

 

 

 

 

тора

содер­

росы

Значение входных воздействий

жани£э"

жание

 

 

 

 

 

 

 

металла

металла

 

 

 

 

 

 

 

в

хвое-

в кон-

 

 

 

 

 

 

 

тах

центра-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

те

0

£ ,

 

%Zo

Xjo

 

Xho

 

Г

Jâp

 

■іо

 

 

 

 

і

Xw ~ AX^

 

Xjo

 

& ho

 

 

1

Хіо+ АХі

%-to

Xjo

 

Xfto

 

V f

ßl

3

 

 

&Zo~■АХг Xjc>

Xho

 

c

Pl

 

 

 

 

 

,

t

»

і

•^fo

 

x to

Xjo'

AXj

X hо

 

c

pi

 

 

 

LH

*fo

 

 

 

 

 

 

x io

X j0 +дХ) Xho

 

V if

ß t

 

»

»

 

 

«

*

 

i

 

 

 

Xjo

 

 

 

 

ß n


В результате опроса для каждого входного парамет­ ра получаем три ответа, связывающие его с выходными

показателями

fr

и jb

, благодаря чему можно

получить

уравнение

 

в

нелинейной форме.

 

рЛожно составить

уравнения с неизвестными а, в, с

fro -

a o + i j b j o +С x f 0 ]

 

І Г / = CL0 + b j ( X j 0 4-AXj) + Cj ( Xj 0 +&Xj j f

x 3 _8

T)j~ =

ci0

êj (Xy0

- Д 3tj) + £ j {Xj' - A X j ) z

 

Если перейти к приращениям А frj += frj+~ и &fr —IJj ~fr0>

то t» = 0

,

а

êѵз

 

«J найдем Из уравнений

 

 

 

*л-+

 

 

 

 

 

 

'1

ЛІС;

13.9

Сѵ —

 

 

АXj *

AXj

 

 

 

 

13.10

£ .

-

 

* $ Г

£ i АX .

 

 

ь-і

-

Н с ?

 

3

J

 

Врезультате

дfr= êtàXi +C|A3tf+l4AXa + CxÄxJ +.. .+ ^ЛХіі+СиД£іі ■

Такое

нее уравнение Получаем для * ß .

Чтобы перейти к уравнению в первоначальных координа­

тах X*

н

или

Л

, необходимо подставить

в /13.11/

 

 

 

АЩ * { X j - X j 0);

Afr=(fr-frv ) ■ Aji = C ß - ß o ) .

Все

это

позволяет получить записанные в математи­

ческой. форме

знания процесса

оператором.

При формализации опыта других операторов можно по­ лучить усредненную картину, отображающую знание про­ цесса целым коллективом,

' Изменение факторов при каждом новом вопросе по од­ ному является простейшим приемом, позволяющим полу­ чить математическую модель в виде полинома второго по­ рядка без взаимодействий.

Если операторы обладают достаточной квалификацией, чтобы ответить на более сложные вопросы, то целесооб­ разно при каждом новом вопросе менять несколько факто­ ров - осуществить планирование изменения факторов.