Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
- 1 3 0 -
Оаыораэгружающиѳся вагоны не требует для своей разгрузки дополнительных устройств и разгружается довольно легко.
В принципе гондолы также можно разгружать через лики в днище вагона. Однако такая разгрузка требует большого числа рабочих, занятых зачисткой вагонов от груза (оотающѳгсоя на продольной хребтовой балке, поперечных балках и крышках лскоэ. Весьма трудоемкой является работа по разбивке остающихся круп ных кусков или смерзшегося груза. Вручную же приходится откры вать и закрывать крышки леков. Для облегчения разгрузки оста ющегося груза используются съёмные вибраторы, укрепляемые на крышках леков, а также вибраторы, накладываемые па обвязку кузова вагона. Для механизации закрытия крышек леков применяет ся передвижные механические люкоэакрыватели. Несмотря на при менение механизмов, трудоемкость работ при таком способе раз грузки остается очень высокой, организация работ сложной, про должительность разгрузки при большом грузообороте очень боль шой.
Для полной механизированной разгрузки полувагонов глухого типа применяется специальные разгрукатели - вагоноопрокидывателн. Они является самым мощным средством разгрузки вагонов с сыпучим грузом. Вагон вкатывается на платформу опрокидывателя и автоматически закрепляется на ней; после этого платформа по ворачивается вокруг горизонтальной оси, наклоняя вагон вдоль или поперек осп пути, благодаря чему груз высыпается через торцовые или боковые стенки вагона. Для разгрузки крытых ваго нов пршеняются опрокидыватели комбинированного типа, которые наклоняет вагон в двух плоскостях - вдоль и поперек пути, заставляя груз высыпаться через открытые двери вагона. Обычно вагоноопрокидыватели применяются в сочетании о подземными бункерами, разгрузочными канавами, откуда груз поступает на конвейер или забирается грейфером крана, В этом случае дости гается комплексная механизация выгрузки или перегрузки сыпучих навалочных грузов. Для разгрузки вагонов непосредственно в наземный бункер требуется опрокидыватель башенного типа, в ко-
- г л -
торой платформа сначала поднимается на требуемую высоту, а затеи производится наклон её, Такие опрокидыватели значительно тяжелее и дороже обычных и в настоящее время применяются весьма редко,
Вагоноопрокидыватели выполняются как стационарными, так и передвижными и находят широкое применение в портах, на ме
таллургических заводах, горных предприятиях, Производительность их достигает 30 - 50 вагонов в чао и в значительной мере зави сит от скорости маневровых работ о подвижным составом, В зави симости от этого вагоноопрокидыватели обычно снабжаются толка телями или канатными маневровыми лебедками для втягивания и сталкивания вагонов. Для торможения и точной остановки вагона на опрокидывателях ставят так называемые тормозные замедлите ли (часто пневматические), которые представляют ообой балки, зажимающие колеоа вагона. Важное значение прй разгрузке имеет сохранение вагонов от повреждений.
По свой конструкции и опоообу разгрузки все вагоноопроки дыватели можно разделить на Четыре группы:
1)лобовые или торцовые опрокидыватели;
2)боковые опрокидыватели;
3)круговые опрокидыватели;
И) комбинированные опрокидыватели,
§ 2. Торцовые вагоноопрокидыватели
Этот тип опрокидывателей требует наличия в вагонах откид ной торцовой отенки, черев которую мог бы высыпаться груз при наклоне вагона Вдоль пути. Торцовые опрокидыватели применяются преимущественно для разгрузки двухосных открытых вагонов и платформ.
Основные схемы торцовых опрокидывателей для разгрузки ма териалов, находящихся Ниже уровня пути, изображены На рте. ц&.
132 -
Рио. '(6, Схемы торцовых вагоноопрокидывателей: выдавливание штангой; б - выдавливание роликом; в - ка
натный подъём
-133 -
Вбольшинстве случаев подьѳмное устройство располагается под платформой, что требует заглубления для подъёмного меха низма, Платформу можно поднимать выдавливанием вверх шарнирно соединенной о ней штангой, которая выполняется в виде гидрав лического штока или качающегося шпинделя I (рис.46,а ), полу чающего поступательное движение от гайки, вращаемой двигате лем 2. При ограничениях в размере выемки под опрокидывателем прибегают иногда к повороту платформы по принципу зксцентриковой шайбы. Между криволинейными частями платформы I
(рис, 46,6) и неподвижными наклонными направляющими 3 вдавли вается система, состоящая из четырех катков 2, расположенных на одной оси, соединенной о поступательно движущейся гайкой, которая приводится в движение вращающимся шпинделем 4 .Установ ленный на раме опрокидывателя поворотный круг 5 позволяет по ворачивать вагон с тормозной будкой таким образом, чтобы эта будка не мешала разгрузке вагона; тот же эффект можно полу
чить, если поворотный круг разместить на железнодорожных путях перед опрокидывателем. При невозможности устроить углубление под опрокидывателем наклон платформы производится канатом ле бедки, расположенной над поверхностью земли (рис. 46,в ), однако это требует устройства специальной башни.
Закрепление вагона на платформе опрокидывателя произво дится двумя способами: посредством крюков, захватывающих ось вагона (см.рис, 46,а ), и посредством торцового бруса, в ко торый упираются вагонные буфера. Недостатком закрепления вагона при помощи крюков является возможность возникновения значи тельных перенапряжений в осях и буксах, если материал вследствие слеживания или смерзания не высыпается при углах
наклона |
40 - 45°, Резкого снижения |
усилия в крюке можно до |
биться при подъёме только задней оси |
вагона, когда передние |
|
колеса |
остаются на горизонтальном пути. Второй способ не вы |
|
зывает |
перенапряжения частей вагона, |
однако мешает высыпанию |
груза. |
|
|
-134 -
Недостатками торцовых опрокидывателей является необходи мость применения только вагонов с открываемыми торцовыми отенісаин и относительно низкая производительность из-за встречного движения разгруженных и груженых вагонов.
Существупт также катучие опрокидыватели, перемещающиеся по железнодорожной колее. Вагон посредством лебедки о канатом втягивается на платформу поворотной части опрокидывателя, после этого происходит поворот вагона поперек пути, платформа наклоняется и вагон разгружается. Разгруженный вагон вновь разворачивается вдоль железнодорожного пути и окатываетоя в противоположную сторору. Таким образом, опрокидыватель, втя гивая один вагон за другим, разгружает весь состав, находя щийся на том же железнодорожном пути.
§ 3, Боковые вагоноопрокидыватели
Боковые или люлечные опрокидыватели разгружает открытые вагоны без откидных стенок, поднимая и поворачивая их вокруг продольной оси примерно на 160°, Для выгрузки материала выше уровня рельсов центр вращения опрокидывателя располагают вне вагона примерно на уровне верхней грани его кузова.
Боковые опрокидыватели бывают стационарными и передвижны ми, Стационарный люлечный опрокидыватель (рис, 47,в) приводится во вращение двигателем через зубчатый сектор I , который одновре менно служит противовесом.
Передвижной люлечный опрокидыватель о канатным опрокидыва ющим устройством изображен на рис. 47,а,б , Для уравновешива ния люльки 3 в канатной схеме предусмотрены две пары противове сов 4 и 5. Канат б малого противовеса 5, имеющий натяжение Т , огибает люльку и крепится к ней снизу в. точке 7. Канат 8 с натяжением К , несущий большой противовес 4, одним концом кре
пится к люльке в точке 9, а второй его конец навивается |
на ба |
|||
рабан 10 лебедки, расположенной в |
машинном помещении I, |
На тот |
||
же барабан |
навивается канат I I для |
опрокидывания, |
имеющий на |
|
тяжение S |
, он огибает люльку и крепится к ней |
снизу |
в |
|
тачке 12. |
|
|
|
|
- 135 -
Рис. 47. Боковые (лслечные) вагоноопрокидыватели:
а - передвиішой со схеиой канатов согласно схеме "б“;в - ста ционарный
- 136 -
Вагоны подаются на опрокидыватель толкателей 2. Такие вагоноопрокчдыьатели имеют значительно большую производи тельность, чей торцовые опрокидыватели. Они допуокают непре рывное движение вагонов (последовательное проталкивание на опрокидыватель вагонов воего состава) и дают выигрыш бла годаря значительному уменьшению глубины заземления приемных уотройотв.
Однако люлечные опрокидыватели по сравнению о торцовы ми имеют большой вео, сложнее по устройству, имеют большую
,мощность привода механизма опрокидывания, так как в них происходит подъём вагона,и для их установки часто требуется специальное сооружение (башня).
§ 4, Круговые вагоноопрокидыватели
Для раэгрузки большегрузных полувагонов применяются круговые вагоноопрокидыватели. По сравнению с люлечными опрокидывателями они проще по конструкции, в полтора раза легче, имеют в два раза меньшую мощность привода, дешевле в изготовлении и эксплуатации.
Круговые опрокидыватели отличаются от боковых тем, что в них вагоны не поднимаются, а Груз выоыпаетоя при повороте вагона вокруг продольной оси на 150 - 160° сбоку и между рельсами в расположенный под путями подземный буккер,Такой
опрокидыватель (рио, 4 8 ,а) имеет сварной мѳталличеокий ро |
|||||
тор |
(барабан) |
I, который |
двумя (или более) |
кольцами опирает |
|
ся |
на четыре |
пары катков |
2, и платформу 3 с |
отрезком |
пути, |
на |
который вкатывается вагон. Платфориа о помощью тяг |
опи |
рается |
на подвесные |
рамы 4 (люльки), поэтому может сдви |
|||
гаться в поперечном направления. Люльки имеют привальные |
|||||
стенки |
7 и могут |
перемещаться вместе с платформой в верти |
|||
кальном |
направлении, |
так как шарнирно подвешены к дискам |
|||
барабана посредством |
тяг, а также |
пальцев^ которые входят |
|||
в криволинейные |
пазы |
8. При вращении барабана сначала |
проис |
||
ходит поперечный |
сдвиг платформы |
и вагон прилегает к |
при- |
- 1 3 7 -
Чt
Рис, 48. Схемы круговых (барабанных) опрокидывателей:
а - отацяойарный опрокидыватель; б- - передвижной опрокидыватель
|
|
- |
138 |
- |
|
Бальной |
отеске, Затеи |
начинается |
перемещение |
люльки виеоте |
|
а платформой до тех пор, пока |
Оорта вагона не |
начнут сопри |
|||
касаться |
о упорами 6, |
препятствующими падению вагона. |
При вращении барабана в противоположной направлении с опорожненным вагонои те же операции протекают в обратной по рядке. Вращение производится шеотѳрней 5, сцепляющейоя о зуб чатый ободон барабана; возможен также фрикционный привод (приводные опорные катки 2) или канатный привод, при которой
,барабан огибается неоколькиии витками каната, поступающего на тяговую барабанную лебедку.
Круговые опрокидыватели могут выполняться и передвижни ки, что позволяет подавать груз в открытую разгрузочную кана ву. Такой опрокидыватель (рис. 48,ö) представляет ообой катучий MOOT I на рѳльоовои пути 5, по которому при помощи кана та 3 и лебедки Ч перекатывается по рельсам барабан 2 о разгру жаемым вагонои.Для предотвращения перекоса и точной остановки барабана имеются овязанныѳ с ним дополнительные плаотинчатые цепи, UOOT имеет наклонные оьеэды для вагонов и передвигает ся при поиощи портального толкателя, который производит также вталкивание и сталкивание вагонов. Для удержания вагона в ба рабане олужат прижимные крюки 7, которые приводятся в дейотьие канатами с барабанной лебедкой и связаны с выдвижной при вальной стенкой Ѳ. Вспомогательная опора б разгружает главные балки моста при перекатывании барабана. Прижимные крюки могут перемещаться различными способами: при поиощи противовеса, гидропривода, механического привода от лебедки или от барабана опрокидывателя.
Цикл работы современного кругового опрокидывателя по раз грузке 60-тонной гондолы с возвратом вагона в исходное положе ние длится 50 секунд; часовая производительность опрокидывате ля о учетом подачи и уборки вагонов достигает 1800 т . Примене ние круговых ва гоноопрокидывателей резко сокращает простои ва гонов под разгрузочными операциями. Они надежно работают на разгрузке смерзшихся грузов.