Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 1 3 0 -

Оаыораэгружающиѳся вагоны не требует для своей разгрузки дополнительных устройств и разгружается довольно легко.

В принципе гондолы также можно разгружать через лики в днище вагона. Однако такая разгрузка требует большого числа рабочих, занятых зачисткой вагонов от груза (оотающѳгсоя на продольной хребтовой балке, поперечных балках и крышках лскоэ. Весьма трудоемкой является работа по разбивке остающихся круп­ ных кусков или смерзшегося груза. Вручную же приходится откры­ вать и закрывать крышки леков. Для облегчения разгрузки оста­ ющегося груза используются съёмные вибраторы, укрепляемые на крышках леков, а также вибраторы, накладываемые па обвязку кузова вагона. Для механизации закрытия крышек леков применяет­ ся передвижные механические люкоэакрыватели. Несмотря на при­ менение механизмов, трудоемкость работ при таком способе раз­ грузки остается очень высокой, организация работ сложной, про­ должительность разгрузки при большом грузообороте очень боль­ шой.

Для полной механизированной разгрузки полувагонов глухого типа применяется специальные разгрукатели - вагоноопрокидывателн. Они является самым мощным средством разгрузки вагонов с сыпучим грузом. Вагон вкатывается на платформу опрокидывателя и автоматически закрепляется на ней; после этого платформа по­ ворачивается вокруг горизонтальной оси, наклоняя вагон вдоль или поперек осп пути, благодаря чему груз высыпается через торцовые или боковые стенки вагона. Для разгрузки крытых ваго­ нов пршеняются опрокидыватели комбинированного типа, которые наклоняет вагон в двух плоскостях - вдоль и поперек пути, заставляя груз высыпаться через открытые двери вагона. Обычно вагоноопрокидыватели применяются в сочетании о подземными бункерами, разгрузочными канавами, откуда груз поступает на конвейер или забирается грейфером крана, В этом случае дости­ гается комплексная механизация выгрузки или перегрузки сыпучих навалочных грузов. Для разгрузки вагонов непосредственно в наземный бункер требуется опрокидыватель башенного типа, в ко-

- г л -

торой платформа сначала поднимается на требуемую высоту, а затеи производится наклон её, Такие опрокидыватели значительно тяжелее и дороже обычных и в настоящее время применяются весьма редко,

Вагоноопрокидыватели выполняются как стационарными, так и передвижными и находят широкое применение в портах, на ме­

таллургических заводах, горных предприятиях, Производительность их достигает 30 - 50 вагонов в чао и в значительной мере зави­ сит от скорости маневровых работ о подвижным составом, В зави­ симости от этого вагоноопрокидыватели обычно снабжаются толка­ телями или канатными маневровыми лебедками для втягивания и сталкивания вагонов. Для торможения и точной остановки вагона на опрокидывателях ставят так называемые тормозные замедлите­ ли (часто пневматические), которые представляют ообой балки, зажимающие колеоа вагона. Важное значение прй разгрузке имеет сохранение вагонов от повреждений.

По свой конструкции и опоообу разгрузки все вагоноопроки­ дыватели можно разделить на Четыре группы:

1)лобовые или торцовые опрокидыватели;

2)боковые опрокидыватели;

3)круговые опрокидыватели;

И) комбинированные опрокидыватели,

§ 2. Торцовые вагоноопрокидыватели

Этот тип опрокидывателей требует наличия в вагонах откид­ ной торцовой отенки, черев которую мог бы высыпаться груз при наклоне вагона Вдоль пути. Торцовые опрокидыватели применяются преимущественно для разгрузки двухосных открытых вагонов и платформ.

Основные схемы торцовых опрокидывателей для разгрузки ма­ териалов, находящихся Ниже уровня пути, изображены На рте. ц&.


132 -

Рио. '(6, Схемы торцовых вагоноопрокидывателей: выдавливание штангой; б - выдавливание роликом; в - ка­

натный подъём

-133 -

Вбольшинстве случаев подьѳмное устройство располагается под платформой, что требует заглубления для подъёмного меха­ низма, Платформу можно поднимать выдавливанием вверх шарнирно соединенной о ней штангой, которая выполняется в виде гидрав­ лического штока или качающегося шпинделя I (рис.46,а ), полу­ чающего поступательное движение от гайки, вращаемой двигате­ лем 2. При ограничениях в размере выемки под опрокидывателем прибегают иногда к повороту платформы по принципу зксцентриковой шайбы. Между криволинейными частями платформы I

(рис, 46,6) и неподвижными наклонными направляющими 3 вдавли­ вается система, состоящая из четырех катков 2, расположенных на одной оси, соединенной о поступательно движущейся гайкой, которая приводится в движение вращающимся шпинделем 4 .Установ­ ленный на раме опрокидывателя поворотный круг 5 позволяет по­ ворачивать вагон с тормозной будкой таким образом, чтобы эта будка не мешала разгрузке вагона; тот же эффект можно полу­

чить, если поворотный круг разместить на железнодорожных путях перед опрокидывателем. При невозможности устроить углубление под опрокидывателем наклон платформы производится канатом ле­ бедки, расположенной над поверхностью земли (рис. 46,в ), однако это требует устройства специальной башни.

Закрепление вагона на платформе опрокидывателя произво­ дится двумя способами: посредством крюков, захватывающих ось вагона (см.рис, 46,а ), и посредством торцового бруса, в ко­ торый упираются вагонные буфера. Недостатком закрепления вагона при помощи крюков является возможность возникновения значи­ тельных перенапряжений в осях и буксах, если материал вследствие слеживания или смерзания не высыпается при углах

наклона

40 - 45°, Резкого снижения

усилия в крюке можно до­

биться при подъёме только задней оси

вагона, когда передние

колеса

остаются на горизонтальном пути. Второй способ не вы­

зывает

перенапряжения частей вагона,

однако мешает высыпанию

груза.

 

 


-134 -

Недостатками торцовых опрокидывателей является необходи­ мость применения только вагонов с открываемыми торцовыми отенісаин и относительно низкая производительность из-за встречного движения разгруженных и груженых вагонов.

Существупт также катучие опрокидыватели, перемещающиеся по железнодорожной колее. Вагон посредством лебедки о канатом втягивается на платформу поворотной части опрокидывателя, после этого происходит поворот вагона поперек пути, платформа наклоняется и вагон разгружается. Разгруженный вагон вновь разворачивается вдоль железнодорожного пути и окатываетоя в противоположную сторору. Таким образом, опрокидыватель, втя­ гивая один вагон за другим, разгружает весь состав, находя­ щийся на том же железнодорожном пути.

§ 3, Боковые вагоноопрокидыватели

Боковые или люлечные опрокидыватели разгружает открытые вагоны без откидных стенок, поднимая и поворачивая их вокруг продольной оси примерно на 160°, Для выгрузки материала выше уровня рельсов центр вращения опрокидывателя располагают вне вагона примерно на уровне верхней грани его кузова.

Боковые опрокидыватели бывают стационарными и передвижны­ ми, Стационарный люлечный опрокидыватель (рис, 47,в) приводится во вращение двигателем через зубчатый сектор I , который одновре­ менно служит противовесом.

Передвижной люлечный опрокидыватель о канатным опрокидыва­ ющим устройством изображен на рис. 47,а,б , Для уравновешива­ ния люльки 3 в канатной схеме предусмотрены две пары противове­ сов 4 и 5. Канат б малого противовеса 5, имеющий натяжение Т , огибает люльку и крепится к ней снизу в. точке 7. Канат 8 с натяжением К , несущий большой противовес 4, одним концом кре­

пится к люльке в точке 9, а второй его конец навивается

на ба­

рабан 10 лебедки, расположенной в

машинном помещении I,

На тот

же барабан

навивается канат I I для

опрокидывания,

имеющий на­

тяжение S

, он огибает люльку и крепится к ней

снизу

в

тачке 12.

 

 

 

 


- 135 -

Рис. 47. Боковые (лслечные) вагоноопрокидыватели:

а - передвиішой со схеиой канатов согласно схеме "б“;в - ста­ ционарный

- 136 -

Вагоны подаются на опрокидыватель толкателей 2. Такие вагоноопрокчдыьатели имеют значительно большую производи­ тельность, чей торцовые опрокидыватели. Они допуокают непре­ рывное движение вагонов (последовательное проталкивание на опрокидыватель вагонов воего состава) и дают выигрыш бла­ годаря значительному уменьшению глубины заземления приемных уотройотв.

Однако люлечные опрокидыватели по сравнению о торцовы­ ми имеют большой вео, сложнее по устройству, имеют большую

,мощность привода механизма опрокидывания, так как в них происходит подъём вагона,и для их установки часто требуется специальное сооружение (башня).

§ 4, Круговые вагоноопрокидыватели

Для раэгрузки большегрузных полувагонов применяются круговые вагоноопрокидыватели. По сравнению с люлечными опрокидывателями они проще по конструкции, в полтора раза легче, имеют в два раза меньшую мощность привода, дешевле в изготовлении и эксплуатации.

Круговые опрокидыватели отличаются от боковых тем, что в них вагоны не поднимаются, а Груз выоыпаетоя при повороте вагона вокруг продольной оси на 150 - 160° сбоку и между рельсами в расположенный под путями подземный буккер,Такой

опрокидыватель (рио, 4 8 ,а) имеет сварной мѳталличеокий ро­

тор

(барабан)

I, который

двумя (или более)

кольцами опирает­

ся

на четыре

пары катков

2, и платформу 3 с

отрезком

пути,

на

который вкатывается вагон. Платфориа о помощью тяг

опи­

рается

на подвесные

рамы 4 (люльки), поэтому может сдви­

гаться в поперечном направления. Люльки имеют привальные

стенки

7 и могут

перемещаться вместе с платформой в верти­

кальном

направлении,

так как шарнирно подвешены к дискам

барабана посредством

тяг, а также

пальцев^ которые входят

в криволинейные

пазы

8. При вращении барабана сначала

проис­

ходит поперечный

сдвиг платформы

и вагон прилегает к

при-


- 1 3 7 -

Чt

Рис, 48. Схемы круговых (барабанных) опрокидывателей:

а - отацяойарный опрокидыватель; б- - передвижной опрокидыватель

 

 

-

138

-

 

Бальной

отеске, Затеи

начинается

перемещение

люльки виеоте

а платформой до тех пор, пока

Оорта вагона не

начнут сопри­

касаться

о упорами 6,

препятствующими падению вагона.

При вращении барабана в противоположной направлении с опорожненным вагонои те же операции протекают в обратной по­ рядке. Вращение производится шеотѳрней 5, сцепляющейоя о зуб­ чатый ободон барабана; возможен также фрикционный привод (приводные опорные катки 2) или канатный привод, при которой

,барабан огибается неоколькиии витками каната, поступающего на тяговую барабанную лебедку.

Круговые опрокидыватели могут выполняться и передвижни­ ки, что позволяет подавать груз в открытую разгрузочную кана­ ву. Такой опрокидыватель (рис. 48,ö) представляет ообой катучий MOOT I на рѳльоовои пути 5, по которому при помощи кана­ та 3 и лебедки Ч перекатывается по рельсам барабан 2 о разгру­ жаемым вагонои.Для предотвращения перекоса и точной остановки барабана имеются овязанныѳ с ним дополнительные плаотинчатые цепи, UOOT имеет наклонные оьеэды для вагонов и передвигает­ ся при поиощи портального толкателя, который производит также вталкивание и сталкивание вагонов. Для удержания вагона в ба­ рабане олужат прижимные крюки 7, которые приводятся в дейотьие канатами с барабанной лебедкой и связаны с выдвижной при­ вальной стенкой Ѳ. Вспомогательная опора б разгружает главные балки моста при перекатывании барабана. Прижимные крюки могут перемещаться различными способами: при поиощи противовеса, гидропривода, механического привода от лебедки или от барабана опрокидывателя.

Цикл работы современного кругового опрокидывателя по раз­ грузке 60-тонной гондолы с возвратом вагона в исходное положе­ ние длится 50 секунд; часовая производительность опрокидывате­ ля о учетом подачи и уборки вагонов достигает 1800 т . Примене­ ние круговых ва гоноопрокидывателей резко сокращает простои ва­ гонов под разгрузочными операциями. Они надежно работают на разгрузке смерзшихся грузов.