Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 119 -

Рис. 38. Схема работы маневровой лебедки:

I - маневровая лебедка; 2 - тяговый канат; 3 конце­ вой блок

На рис* 39 показана схема автоматически действующего устройства для возвращения тяговега каната в исходное поло­ жение, Один конец тягового каната 4 наматывается на барабан

лебедки I, а другой

через отклоняющий ролик 2 при помощи кро­

ва 3 присоединяется

к вагону и вспомогательному канату 5, ка­

нат 5 вторым концом наматывается на вспомогательный барабан 6. На одном валу с бѳраианом 6 насакен барабан 7 меньшего диамет­ ра для кНната 8 ..одьсгаста 9. К полиспасту подвешен груз 10.

При движении

вагонов

маневровой лебедкой

этот

груз поднимается.

По окончании

погрузки

Канат отсоединяется

от

вагонов, электро­

двигатель лебедки реверсируетсй, тяговый канат разматывается с её барабаиа и вспомогательными канатами 5,8 и грузом 10 возвра­ щается в первоначальное положение к буккеру,. Нолиойаст необходим для уменьшения высоты подъема груза,

Возвращение в первоначальное положение тягсшого каната маневровой установки о одним концевым канатом может произво­ диться при помощи Небольшой вспомогательной лебедки, На рис, 40 показана схема маневровых установок о однобарабакными лебедка­ ми, где расположение Около основных лебедок I башни 2 для поли­ спастов с грузами или вспомогательной лебедки 3 позволяет при необходимости передвигать вагоны в обратном направлений тяговый


- 120 -

- 121 -

&

- 122 -

канатом Ч, Маневровые однобарабанные лебедки обычно устанавли­ вается для каждого погрузочного пути отдельно или в крайнем олучае одна лебедка обслуживает два соседних пути, если погрузка на них производится не одновременно, а последовательно.

На рис, ЧІ приведена схема маневровой установки реверсив­ ного действия с бесконечным канатом и с торможением вагонов.

Рис, ЧІ, Схема маневровой установки с бесконечным реверсивным канатом

ІС одной из ветвей бесконечного каната 5, натянутого между приводом I и Натяжным устройством 2, прикрепляется прицепное устройство 3, захватывавшее состав вагонов Ч с двух концов. При необходимости быстро остановить и передвинуть вагоны в обратном направлений электродвигатель лебедки I выключается

и одновременно с эТ;ш включается тормоз 6, вследствие чего ка­ нат и прицепное устройство тормозят движение вагонов. После остановки вагонов электродвигатель лебедки включается на обрат­ ный ход. и вагоны передвигаются в обратном направлении. Такая установка позволяет Передвигать железнодорожные вагоны при погрузке в 1 , 5 - 2 раза быстрее, чем прі использовании одноба­ рабанных лебедок. Управление маневровыми основными и вспомога­ тельными лебедками производится обычно при помощи пусковых хнопок оператором с места погрузки или выгрузкй, для чего ле­ бедки снабжаются устройствами для дистанционного управления.

- 123 -

Маневровые установки со специадънык грузовым устройством или о дополнительной лебедкой для растяжки каната позволяют почти полностью автоматизировать маневровые операции. В етом случае только прицепка и отцепка вагонов выполняется вручную.

§ 4. Канатные маневровые устройства о толкающими тележками

Канатные маневровые устройства о толкающими тележками служат для полной механизации и автоматизации маневровых ра­ бот. Тележка 3 маневровой установки с толкающей тележкой (рио. 42) при помощи канатов (головного I , хвостового 2 или

бесконечного) перемещается в обе стороны по рельсам узкоколей­ ного путч, уложенного внутри железнодорожной колеи. При помо­ щи нормальных упряжных приборов тележка монет быть сцеплена с составом и передвигать его в двух направлениях. При подаче состава под погрузку тележка убирается в наклонную траншею 4, При тупиковом погрузочном пути тележка перемещается по основ­ ной железнодорожной колее. Вагоны порожнего состава, подава­ емого локомотивом под погрузку, заталкивают тележку в тупик, канат при этом сматывается с вращающегрся вхолостую барабана лебедки, Локомотив отцепляется от состава и уходит, оператор включает двигатель однобарабанной лебедки, которая при помощи толкающей телеуки продвигает состав под погрузочными бункера­ ми.

На рис. 43 изображена маневровая установка с самоходной^ электротележкой I, передвигающейся по основному рельсовому пути. Тележка питается током от контактного провода 2, расположенного в желобе сбоку рельсового пути. К тележке присоединен конец ка­ ната 3 маневровой лебедки 4. Тележка выезжает из тупика по железнодорожному пути к составу, разматывая канат о барабана лебедки, и соединяется при помощи автосцепки с первым вагоном состава. Контактная сеть выключается, а включается маневровая лебедка, которая и протягивает состав. По окончании погрузки


124

Prс, 43. Схема маневровой установки с самоходной электтютедежкой

- 125 - тележка автоматически отсоединяется от вагона и под дейсль.^ц

лебедки ванииает походное положение (в тупике).

§ 5. Маневровые вагонные тележки

Маневровые вагонные тележки применяются на станциях для перестановки вагонов с одного пути на другой (без маневров по стрелочный переводам) и для передвижения вагонов при погрузке. Вагонные тележки изготовляются двух типов: о перерывом основ­ ных йутей и без перерыва. Тележка I без Перерыва основных пу­

тей (рис, 4M)

передвигается на четырех каретках 3 по попереч­

ным рельсам'

12,

Для въезда на

рельоы 2 тележки вагона й

к ее платформе

прикрепляются наклонные клиновидные рельсы б.

Приводы для

передвижения тележки

и маневровой лебедки смонти- .

рованы в будке

3,

Электроэнергия

подводится по троллейным

проводам черев токоприемники 7, установленные на мачте 8. При помощи роликов 9, 10 и каната II.Вагоны могут быть подняты на тележку й сдвинуты с неё, а также передвинуты по любому пути в нужном направлении. Скорость передвижения вагонных тележек грузоПодьёмноотью до 100 т обычно не превышает 0,8 м/оек. Применение таких тележек позволяет сократить длину путей и заменить ими маневровые локомотивы.

Вторым типом вагонных тележек являются электрифицирован­ ные траверсные тележки (лафеты) о перерывом ооновных путей (рио. М5). Взльоовый путь, по которому движется тележка, заглублен в специальном канале, а ездовые рельоы, на которые накатывается вагон о грузом, раоположены на одном уровне о основными Путями, Для привода тележки попользуется электро­ двигатель с питанием оі троллейных проводов или она перемещает­ ся лебедкой,Недостатками таких тележек являются перерыв основ­ ных путей, а также обязательная расцепка вагонов, передвижение их по одному в расходы на оодержанйе машиниста тележки и ра­ бочего для растягивания каната и прицепки-отцепки его от ва­ гонов .


- 126 -

. 'I

»,, ■

!

* •

•.if

» . г i'.

 

I

J

!.

I

. ■ • .

Рис, 44. Обаяй вид иавеврешпй вагонной

- 1 2 7 -

Рис. И5. Электрифицированная траверсная теленка

- I2B -

За рубежом шңрокое применение получили портальные вагон­ ные телевки (deg перерыва ооновных путей). Они зам енят длин­ ные стрелочные улицы и олукат удобным маневровым средством для передвижения железнодорожных вагонов при погрузке. Их преинурдеотвоы являетоя возможность получения минимальной высоты "на­ ката вагонов" (разнооть в высотах между головками рельсов на тележке и ходовых путях), не превышавшей 130 - 150 мм.

§ 6. Выбор типа маневровых устройств

Маневровые установки, предназначенные для передвижения нерасцепляемых составов, должны отвечать оледуощим основным требованиям:

а) точно устанавливать вагоны под погрузочными уотройотваии (отклонение 500 - 600 мы);

б) обеспечивать управление погрузкой и разгрузкой операто­ рами без дополнительного штата для обслуживания}

в) сила тяги должна быть достаточна для передвижения и трогания с места нерасцепленных групп вагонов на каждом погру­ зочном пути;

г) должно быть предуомотрено независимое передвижение ва­ гонов на каждом погрузочном пути.

Пригодность того или иного маневрового устройотва-прове­ ряется на трогание о места наибольшей группы груженых вагонов по формуле

 

 

кг,

где £

-

необходимое тяговое усилие, кг;

 

Р

-

вес локомотива, т;

 

Q

-

вес состава груженых вагонов, т;

 

w 0-

удельное сопротивление движению вагонов

на прямом

 

 

и горизонтальном путях в момент трогания

о места, кг/т;


- 129 ~

WKдополнительное сопротивление от прохода вагонов по стрелочный переводаи, равное 3,7 кг/т;

М - масса маневрирующего оостава;

4 т -

ускорение

маневрирующего оостава (обычно от 0,01

 

до 0,0005

и/сек2).

В

раочетах

маневровых установок величину w 0 следует

принимать для зимнего времени 6 - 8 кг/т при условии, если состав вагонов сдвигается о леста постепенно, т .е . вначале сдвигается первый вагон, затеи второй и т .д . При сжатых буфе­

рах и сцепках вагонов,

когда все вагоны должны быть сдвинуты

с места одновременно,

величина W Q для зимнего времени при­

нимается при раочетах до 10 - 15 к г /т , Ча :щ всего для передвижения вагонов при погрузке и раз­

грузке приценяются тихоходные однобарабанные маневровые ле­ бедки с силой тяги от 5 до 12 т и устройствами для автомати­ ческого возвращения тяговых канатов.

При значительной производительности погрузки (свыше,600 - 800 т/час на одном погрузочном пути) целесообразно применять более сложные и дорогие маневровые установки со скороотью передвижения вагонов 0,3 - 0,5 м/сек и с торможением вагонов. Для работы в таких условиях наиболее рациональными являются маневровые лебедки о бесконечным реверсивным канатом.

Маневровые устройства с поперечными вагонными тележками применяются тогда, корда погрузка производится в отдельные вагоны на большом количестве погрузочных путей, соединение которых стрелочными переводами потребовало бы много места.

Глава УІ. ВАГ0Н00ПР0КВДЫВАТЕЛИ

§ I , Общие сведения

Как известно, грузовые вагоны могут быть саморазгружающимися (хопперы, думпкары) и глухими (неоаморазгружающимися) (полувагоны-гондолы).