Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
- 139 - •
Круговые опрокидыватели для вагонеток узкой колеи обычно имеют непрерывное вращение ротора на приводных и поддержи вающих роликах. Разгрузка вагонетки и возврат её в первона чальное положение происходит за время полного оборота рото ра, и каких-либо дополнительных устройств для возврата опро кидывателя в исходное положение не требуется.
§ 5. Комбинированные в"гоноопрокидыватели
Комбинированные опрокидыватели применяются для разгрузки крытых вагонов (рис, 49).
Платформа качающегося опрокидывателя (рис. 49,а) вместе о вагоном оначала получает поперечный уклон 15°, а затем в таком положении подвергается продольному качанию на 40° в каждую сторону, при котором груз высыпается из вагона через двери, Такие опрокидыватели находят широкое применение для разгрузки вагонов с зерном,
В настоящее время применяются более легкие вибрационные
опрокидыватели |
(рис. 49,6), в |
которых вагон устанавливается |
|
с небольшим |
поперечным наклоном (10°) на качающейся раме I, |
||
опирающейся |
на |
подпружиненные |
рычаги 2, 3. Центробежный |
вибратор 5 создает колебания рамы о вагоном, закрепленным упорами 4. Отжатие дверных щитов производится гидравлическим
щитоотжимателем |
б. Производительность таких вагоноопрокндыва- |
телей составляет |
5 - 6 четырехосных вагонов в час. |
РАЗДЕЛ Ш. |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ . |
Глава УП. |
АВТОиОШЬНЫЕ ДОРОГИ |
§I . Общие сведения
Вработе промышленных предприятий важную роль играет автомобильный и другие виды безрельсового транспорта, осу
ществляющие как внутризаводские перевозки, так н доставку необходимого сырья, материалов и оборудования и вывоз готовой продукции.
б о к о д о й н а м о й н а 150 |
ю р ц о б ы й |
н а к л о н * и |
о т
Рис, 49, Опрокидыватели для крытых вагонов:
качающийся опрокидыватель; о - вибрационный опрокидыватель
- ш -
Для некоторых отраслей производства (открытая разраоотка руды, угля, стройиатѳриалов и др .) автомобильный транспорт является основным видом транспорта, обеспечивавшим нормальную работу предприятия.
Для уопешного применения в промышленности автомобилей, механических тележек, электрокар, автопогрузчиков и других видов безрельсового транспорта необходимо иметь на предпри ятиях дороги о покрытиями усовершенствованного типа, Для свя зи промышленных предприятий о общей сетью автомобильных дорог необходимы усовершенствованные подъездные пути значительной протяженности. Эксплуатация автомобилей повышенного тоннажа на открытых горных разработках и других перевозках маосовых тяжеловесных грузов требует особо прочных покрытий для автомо бильных дорог.
§ 2. Классификация автомобильных дорог промышленных предприятий
Автомобильные дороги промышленных предприятий подразде ляют на следующие виды дорог:
1) подъездные дороги, предназначенные для технологиче ских перевозок и соединяющие промышленные предприятия между собой, с оырьѳвыми разработками, отдельными производствами, расположенными на обособленных площадках; лесовозные маги страли, а также дороги, связывающие промышленные предприятия о дорогами общей оети, железнодорожными отанцнями и приста нями, если по ним перевозятся материалы, связанные о техно логическим процессом производства;
2) внутренние, расположенные на территории заводов, шахт электростанций, окладов, Карьеров, отвалов, леоных разрабо ток и других предприятии и предназначенные для сообщения между Производственными зданиями, сооружениями, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами;
- |
1 4 2 - |
3)специальные, к которым относятся эдектрокарные, тра
торные, троллѳйвозные дороги и другие виды дорог, В свои очередь внутренние карьерные автодороги по условиям
эксплуатации делятся на постоянные и временные, Поотоянныѳ до роги прокладываются на длительный срок эксплуатации и имеют специальное дорожное покрытие, Временные дороги периодически перемещаются вслед аа продвигающимся фронтом работ.
Главными признаками, характеризующими размеры и конструкции
,дорог, являются нагрузка на ооь автомобилей и грузонапряжен ность дороги, т .е . количество груза в тоннах, перевозимое по данному участку дороги в единицу времени.
Взависимости от грузонапряженности подъездные и внутрен ние автомобильные дороги проиышлѳяных предприятий делят на трі
категория: дороги І-й категории имеют грузонапряженность более 1,2 млн,тонн брутто в год в обоих направлениях} дороги 2-й ка тегория - от 0,3 до 1,2 млн,тонн брутто в год и дороги 3-й ка тегоріи - до 0,3 мщ.тонн брутто -в год.
Проектируются и строятся автодороги в ооответотвии о опре
деленными |
нормативами. Для каждой |
категории дорог устанавливают-! |
|
. оя максимальная скорость движения, |
ширина проезжей части, |
наибоі |
|
шнй уклон, |
минимальный радиус кривой, тип покрытия и т .д . |
|
Из принятого к обращению на дороге подвижного ооотава рас четным является наиболее тяжелый автомобиль о максимальной нагрузкой на колесо (для расчета дорожных одежд) и наибольшими . габаритами.
Тип автомобилей выбирают в зависимости от рода грузов, объёма и дальности перевозок, а также от технологических требо ваний производства. На межцеховых перевозках применяют малогаба ритный транспорт и автопогрузчики. Автопоезда служат для пере возки грузов промышленных предприятий в тех случаях, когда это оправдывается технико-экономичеокимн расчетами, а для перевозок на короткие расстояния используют сменные прицепы и полуприце пы.
~I« -
§ 3, Элементы ввтодорог
Автомобильная дорога (вис. 50) состоит из эеиляного по
лотна, дорожного покрытия, |
образующего проезжую часть дороги, |
и водоотводных сооружений. |
|
Размеры отдельных элементов поперечного профиля устанав ливаются в зависимости от вида подвижного состава, числа по лос движения и конструкции водоотводных сооружений,
Земляное полотно должно обладать устойчивостью независимо от изменения температурного и водного режимов. Это достигается устройством полотна из устойчивых грунтов и обеспечением отвода 'поверхностных и грунтовых вод. Земляное полотно автодорог соорулается в виде насыпей, выемок и нулевых мест по типовым попе речным профилям. Крутизна откосов насыпей высотой до I м при
нимается |
от I : 1,5 до I : |
3, а для насыпей высотой |
более I и - |
||
I : |
1,5. |
Насыпи желательно |
возводить из |
однородных |
грунтов, |
При |
различных грунтах вниз |
укладывается |
слой грунта |
с худшими |
дренирующими свойствами, и ему придаются поперечные уклоны. Для отвода воды с земляного полотна вдоль дороги устраивают кюветы или лотки с продольным уклоном 2 - <\%о. На косогорных участках с верхней стороны устраивают нагорные канавы.
Ширина земляного полотна включает в себя ширину проезжей части и двух обочин 3 (см. рис. 50). Проезжая часть восприни мает основную нагрузку от подвижного состава и укрепляется различными материалами, создавая на всем протяжении дороги до рожную одежду (дорожное покрытие). Ширина проезжей части зави сит от габаритов подвижного состава, скорости движения и числа полос движения. Ширина проезжей части дороги при двухполосном
движении назначается с учетом габарита |
кузова машины CL |
, ши |
||
рины колеи задних колес ß , величины |
предохранительной |
поло |
||
сы между колесом автомобиля и краем |
проезжей части |
G |
и рас |
|
стояния между движущимися навстречу |
автомашинами |
(рис, |
51), |
- Ц И 1 -
Рис. 50. Поперечный профиль автодороги:
траншея в рыхлых породах; б - траншея в скальных породах; в - траншея на съездах;
земляное полотно; 2 - дорожное покрытие; 3 - обочина; А - во доотводные сооружения; 5 - ограждение
- 145
51. Проеэ"ая часть дороги при двухполюсном движении
- 146 -
Для большегрузных автомобилей ширина куаова составляет
3.5 - 4 и, ширина колесного хода достигает, |
3,5 и. Размеры с |
иX увеличивается о повышением скорости движения, поскольку
вцелях безопаоности необходимо увеличивать зазоры между вотреч-
ными машинами, |
а |
также расстояние от |
обочины ( с и х ~ 0,5 м). |
В зависимости |
от |
ширины автомашины и |
категории дороги ширину |
проезжей части при двухполосном движении принимает от 6 до 10 и. При однополосном движении ширина проезжей части составляет 3 .5 - 5 м .
Поверхность проезжей части выполняется с уклоном для обѳспе чения отвода воды. Дороги могут быть двускатными и односкатны ми. Односкатные дороги обычно устраивают на косогорах. На по воротах радиусом 200 м и менее, когда появляется значительная центробежная сила, стремящаяся сдвинуть автомашину с проезжей части, делает переход от двускатного к односкатному профилю (виражу) постепенным повышением наружной бровки полотна дороги, Поперечный уклон виража принимается равным 2 0 -6 0 # .Виражи не устраивает на пересечениях и примыканиях дорог, на застроенной территории промышленной площадки, на лесохозяйственных дорогах, торфовозных. и лесовозных ветках. На лесо возных магистралях виражи устраивает на кривых о радиусом 400 и и меньше. В тех районах, где преобладает туманы или продолжителъ вы периоды гололедицы, поперечный уклон на вираже принимает не более 40#ос соответствующим увеличением радиуса кривых. Переход от двускатного профиля к односкатному на вираже осуществляет на протяжении переходной кривой, а при отсутствии её - на пря мом участке, прилегающем к круговой кривой.
Для безопасности движения на кривых участках проезжая часть дороги выполняется с уширением. Размер уширения зависит от ра диуса закругления и скорости движения и для проезжей части
двухполосной дороги может быть определен |
из выражения |
|||
ь= |
я. |
+ О .Іѵ |
4# |
(85) |
|
|
|
|
|
|
147 - |
где |
1 |
- |
расстояние от переднего буфера до еадней оси |
|
|
|
|
кашины, |
и; |
|
К |
- |
радиус |
кривой, и; |
|
V |
- |
расчетная скорость движения, км/ч, |
При радиусах кривых 2 0 - 3 0 и уширениѳ проезжей части составляет 1,5 - 2,0 и. Величина уширения для однополосного движения уменьшается вдвое,
Уширениѳ выполняется постепенно (на длине не иенее 20 и) за счет уиеньшення ширины обочины (при этой ширина обочины
должна оотаваться не |
иенее |
І и ) , |
|
|
Т р а о |
о о й |
автоиобильной дороги |
называет её про |
|
дольную ось, |
проложенную на |
поверхности |
земли. Её выбирают, |
исходя из минимального объёма земляных работ, но вместе о тем траооа должна обеопечивать безопаснооть движения автотран спорта о возможно большими скороотнми, При выборе трассы подъездных автомобильных дорог промышленных предприятий учи тывают потребности оооедних предприятий, существующую и перспективную оѳть дорог общего пользования, генеральные схе мы транспорта промышленных районов и узлов и др.
Дорога в плане состоит ив прямолинейных учаотков, соеди няемых кривыми, очерчиваемыми по дугам окружностей. Для обеспечения плавного перехода автомобилей о прямолинейного учаотка пути на криволинейный (и наоборот) при радиуоах кривых менее 500 м уотраивают переходные кривые с радиусами перемен ной кривизны. ІВдиусы кривых в плане назначаю« вовможПО боль шими, но не менее чем 1200 м для подъездных дорог при рас четной скорости 100 км/ч*, 600 и для подъездных дорог при рас четной окорооти 60 км/ч} 400 и для подъездных и Внутренних дорог при раочетной окорооти 60 км/ч»
В трудных и стеоненных условиях применяют меньшие радиусы кривых в плане, Минимально допустимые радиуоы кривых состав ляют 15 - 20 м при скорости движения 15 - 20 км/ч.