Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 139 - •

Круговые опрокидыватели для вагонеток узкой колеи обычно имеют непрерывное вращение ротора на приводных и поддержи­ вающих роликах. Разгрузка вагонетки и возврат её в первона­ чальное положение происходит за время полного оборота рото­ ра, и каких-либо дополнительных устройств для возврата опро­ кидывателя в исходное положение не требуется.

§ 5. Комбинированные в"гоноопрокидыватели

Комбинированные опрокидыватели применяются для разгрузки крытых вагонов (рис, 49).

Платформа качающегося опрокидывателя (рис. 49,а) вместе о вагоном оначала получает поперечный уклон 15°, а затем в таком положении подвергается продольному качанию на 40° в каждую сторону, при котором груз высыпается из вагона через двери, Такие опрокидыватели находят широкое применение для разгрузки вагонов с зерном,

В настоящее время применяются более легкие вибрационные

опрокидыватели

(рис. 49,6), в

которых вагон устанавливается

с небольшим

поперечным наклоном (10°) на качающейся раме I,

опирающейся

на

подпружиненные

рычаги 2, 3. Центробежный

вибратор 5 создает колебания рамы о вагоном, закрепленным упорами 4. Отжатие дверных щитов производится гидравлическим

щитоотжимателем

б. Производительность таких вагоноопрокндыва-

телей составляет

5 - 6 четырехосных вагонов в час.

РАЗДЕЛ Ш.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ .

Глава УП.

АВТОиОШЬНЫЕ ДОРОГИ

§I . Общие сведения

Вработе промышленных предприятий важную роль играет автомобильный и другие виды безрельсового транспорта, осу­

ществляющие как внутризаводские перевозки, так н доставку необходимого сырья, материалов и оборудования и вывоз готовой продукции.


б о к о д о й н а м о й н а 150

ю р ц о б ы й

н а к л о н * и

о т

Рис, 49, Опрокидыватели для крытых вагонов:

качающийся опрокидыватель; о - вибрационный опрокидыватель

- ш -

Для некоторых отраслей производства (открытая разраоотка руды, угля, стройиатѳриалов и др .) автомобильный транспорт является основным видом транспорта, обеспечивавшим нормальную работу предприятия.

Для уопешного применения в промышленности автомобилей, механических тележек, электрокар, автопогрузчиков и других видов безрельсового транспорта необходимо иметь на предпри­ ятиях дороги о покрытиями усовершенствованного типа, Для свя­ зи промышленных предприятий о общей сетью автомобильных дорог необходимы усовершенствованные подъездные пути значительной протяженности. Эксплуатация автомобилей повышенного тоннажа на открытых горных разработках и других перевозках маосовых тяжеловесных грузов требует особо прочных покрытий для автомо бильных дорог.

§ 2. Классификация автомобильных дорог промышленных предприятий

Автомобильные дороги промышленных предприятий подразде­ ляют на следующие виды дорог:

1) подъездные дороги, предназначенные для технологиче­ ских перевозок и соединяющие промышленные предприятия между собой, с оырьѳвыми разработками, отдельными производствами, расположенными на обособленных площадках; лесовозные маги­ страли, а также дороги, связывающие промышленные предприятия о дорогами общей оети, железнодорожными отанцнями и приста­ нями, если по ним перевозятся материалы, связанные о техно­ логическим процессом производства;

2) внутренние, расположенные на территории заводов, шахт электростанций, окладов, Карьеров, отвалов, леоных разрабо­ ток и других предприятии и предназначенные для сообщения между Производственными зданиями, сооружениями, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами;

-

1 4 2 -

3)специальные, к которым относятся эдектрокарные, тра

торные, троллѳйвозные дороги и другие виды дорог, В свои очередь внутренние карьерные автодороги по условиям

эксплуатации делятся на постоянные и временные, Поотоянныѳ до­ роги прокладываются на длительный срок эксплуатации и имеют специальное дорожное покрытие, Временные дороги периодически перемещаются вслед аа продвигающимся фронтом работ.

Главными признаками, характеризующими размеры и конструкции

,дорог, являются нагрузка на ооь автомобилей и грузонапряжен­ ность дороги, т .е . количество груза в тоннах, перевозимое по данному участку дороги в единицу времени.

Взависимости от грузонапряженности подъездные и внутрен­ ние автомобильные дороги проиышлѳяных предприятий делят на трі

категория: дороги І-й категории имеют грузонапряженность более 1,2 млн,тонн брутто в год в обоих направлениях} дороги 2-й ка­ тегория - от 0,3 до 1,2 млн,тонн брутто в год и дороги 3-й ка­ тегоріи - до 0,3 мщ.тонн брутто -в год.

Проектируются и строятся автодороги в ооответотвии о опре­

деленными

нормативами. Для каждой

категории дорог устанавливают-!

. оя максимальная скорость движения,

ширина проезжей части,

наибоі

шнй уклон,

минимальный радиус кривой, тип покрытия и т .д .

 

Из принятого к обращению на дороге подвижного ооотава рас­ четным является наиболее тяжелый автомобиль о максимальной нагрузкой на колесо (для расчета дорожных одежд) и наибольшими . габаритами.

Тип автомобилей выбирают в зависимости от рода грузов, объёма и дальности перевозок, а также от технологических требо­ ваний производства. На межцеховых перевозках применяют малогаба­ ритный транспорт и автопогрузчики. Автопоезда служат для пере­ возки грузов промышленных предприятий в тех случаях, когда это оправдывается технико-экономичеокимн расчетами, а для перевозок на короткие расстояния используют сменные прицепы и полуприце­ пы.


~I« -

§ 3, Элементы ввтодорог

Автомобильная дорога (вис. 50) состоит из эеиляного по­

лотна, дорожного покрытия,

образующего проезжую часть дороги,

и водоотводных сооружений.

 

Размеры отдельных элементов поперечного профиля устанав­ ливаются в зависимости от вида подвижного состава, числа по­ лос движения и конструкции водоотводных сооружений,

Земляное полотно должно обладать устойчивостью независимо от изменения температурного и водного режимов. Это достигается устройством полотна из устойчивых грунтов и обеспечением отвода 'поверхностных и грунтовых вод. Земляное полотно автодорог соорулается в виде насыпей, выемок и нулевых мест по типовым попе­ речным профилям. Крутизна откосов насыпей высотой до I м при­

нимается

от I : 1,5 до I :

3, а для насыпей высотой

более I и -

I :

1,5.

Насыпи желательно

возводить из

однородных

грунтов,

При

различных грунтах вниз

укладывается

слой грунта

с худшими

дренирующими свойствами, и ему придаются поперечные уклоны. Для отвода воды с земляного полотна вдоль дороги устраивают кюветы или лотки с продольным уклоном 2 - <\%о. На косогорных участках с верхней стороны устраивают нагорные канавы.

Ширина земляного полотна включает в себя ширину проезжей части и двух обочин 3 (см. рис. 50). Проезжая часть восприни­ мает основную нагрузку от подвижного состава и укрепляется различными материалами, создавая на всем протяжении дороги до­ рожную одежду (дорожное покрытие). Ширина проезжей части зави­ сит от габаритов подвижного состава, скорости движения и числа полос движения. Ширина проезжей части дороги при двухполосном

движении назначается с учетом габарита

кузова машины CL

, ши­

рины колеи задних колес ß , величины

предохранительной

поло­

сы между колесом автомобиля и краем

проезжей части

G

и рас­

стояния между движущимися навстречу

автомашинами

(рис,

51),


- Ц И 1 -

Рис. 50. Поперечный профиль автодороги:

траншея в рыхлых породах; б - траншея в скальных породах; в - траншея на съездах;

земляное полотно; 2 - дорожное покрытие; 3 - обочина; А - во­ доотводные сооружения; 5 - ограждение

- 145

51. Проеэ"ая часть дороги при двухполюсном движении

- 146 -

Для большегрузных автомобилей ширина куаова составляет

3.5 - 4 и, ширина колесного хода достигает,

3,5 и. Размеры с

иX увеличивается о повышением скорости движения, поскольку

вцелях безопаоности необходимо увеличивать зазоры между вотреч-

ными машинами,

а

также расстояние от

обочины ( с и х ~ 0,5 м).

В зависимости

от

ширины автомашины и

категории дороги ширину

проезжей части при двухполосном движении принимает от 6 до 10 и. При однополосном движении ширина проезжей части составляет 3 .5 - 5 м .

Поверхность проезжей части выполняется с уклоном для обѳспе чения отвода воды. Дороги могут быть двускатными и односкатны­ ми. Односкатные дороги обычно устраивают на косогорах. На по­ воротах радиусом 200 м и менее, когда появляется значительная центробежная сила, стремящаяся сдвинуть автомашину с проезжей части, делает переход от двускатного к односкатному профилю (виражу) постепенным повышением наружной бровки полотна дороги, Поперечный уклон виража принимается равным 2 0 -6 0 # .Виражи не устраивает на пересечениях и примыканиях дорог, на застроенной территории промышленной площадки, на лесохозяйственных дорогах, торфовозных. и лесовозных ветках. На лесо­ возных магистралях виражи устраивает на кривых о радиусом 400 и и меньше. В тех районах, где преобладает туманы или продолжителъ вы периоды гололедицы, поперечный уклон на вираже принимает не более 40#ос соответствующим увеличением радиуса кривых. Переход от двускатного профиля к односкатному на вираже осуществляет на протяжении переходной кривой, а при отсутствии её - на пря­ мом участке, прилегающем к круговой кривой.

Для безопасности движения на кривых участках проезжая часть дороги выполняется с уширением. Размер уширения зависит от ра­ диуса закругления и скорости движения и для проезжей части

двухполосной дороги может быть определен

из выражения

ь=

я.

+ О .Іѵ

4#

(85)

 

 


 

 

 

 

147 -

где

1

-

расстояние от переднего буфера до еадней оси

 

 

 

кашины,

и;

 

К

-

радиус

кривой, и;

 

V

-

расчетная скорость движения, км/ч,

При радиусах кривых 2 0 - 3 0 и уширениѳ проезжей части составляет 1,5 - 2,0 и. Величина уширения для однополосного движения уменьшается вдвое,

Уширениѳ выполняется постепенно (на длине не иенее 20 и) за счет уиеньшення ширины обочины (при этой ширина обочины

должна оотаваться не

иенее

І и ) ,

 

Т р а о

о о й

автоиобильной дороги

называет её про­

дольную ось,

проложенную на

поверхности

земли. Её выбирают,

исходя из минимального объёма земляных работ, но вместе о тем траооа должна обеопечивать безопаснооть движения автотран­ спорта о возможно большими скороотнми, При выборе трассы подъездных автомобильных дорог промышленных предприятий учи­ тывают потребности оооедних предприятий, существующую и перспективную оѳть дорог общего пользования, генеральные схе­ мы транспорта промышленных районов и узлов и др.

Дорога в плане состоит ив прямолинейных учаотков, соеди­ няемых кривыми, очерчиваемыми по дугам окружностей. Для обеспечения плавного перехода автомобилей о прямолинейного учаотка пути на криволинейный (и наоборот) при радиуоах кривых менее 500 м уотраивают переходные кривые с радиусами перемен­ ной кривизны. ІВдиусы кривых в плане назначаю« вовможПО боль­ шими, но не менее чем 1200 м для подъездных дорог при рас­ четной скорости 100 км/ч*, 600 и для подъездных дорог при рас­ четной окорооти 60 км/ч} 400 и для подъездных и Внутренних дорог при раочетной окорооти 60 км/ч»

В трудных и стеоненных условиях применяют меньшие радиусы кривых в плане, Минимально допустимые радиуоы кривых состав­ ляют 15 - 20 м при скорости движения 15 - 20 км/ч.