Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

-

155 ч

 

 

 

 

за другой машинами по условию безопасности;

 

 

 

L = 50 * 100 м;

 

 

 

 

 

к - коэффициент неравноиерности;

к = 1,75 + 2.0,

 

 

Провозная способность автодороги иэиеряется весом гру­

за,

перевозимого по дороге в единицу времени,

 

 

 

W = N G

т /ч ,

 

(89)

где

G - грузоподъёмность

автомашины,

т.

 

 

Глава УШ. ПОДВИІНОЙ СОСТАВ АВТСШООТЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

§

I . Общие сведения и классификация

подвижного состава

 

 

Автомобильный транспорт находит широкое применение

на

промышленных предприятиях для

перевозки различных грузов.

 

 

Достоинства автотранспорта: высокая маневренность, воэ-

мовность преодолевать значительные уклоны дорог (до

80 -

100$)

и небольшие радиусы поворотов, автономность питания,

возмож­

ность перевозки любых грузов, незначительное влияние выхода из строя одной автоединицы на работу остальных.

Недостатки автотранспорта; ограниченность расстояний тран­ спортирования, необходимость организации топливного и смазочно­ го хозяйства, сложность эксплуатации автомобилей в зимнее время, сравнительно высокая себестоимость автомобильных пере­

возок,

выоокая

удельная мощность двигателя на I т грузоподъем-

1 ности

и низкий

к .н .д .

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель, служащий для преобразования тепловой энергии топлива в механическую, приводит во вращение*ведущие колеса автомобиля. В зависимости от вида топлива различают следующие


- 156 -

типы двигателей; карбюраторные (топливо - бензин), дизельные , работающие на тяжелом жидком топліше (дизельное топливо), и газогенераторные, работающие на газе, вырабатываемом из различ­ ных сортов твердого топлива в установке, расположенной на самом автомобиле,

В карбюраторных двигателях рабочая смесь (горючее о воз­

духом) приготовляется

при помощи карбюратора,

Смѳоь поотупает

в цилийдр и зажигается

искрой от электрической

свечи.

У дизельных двигателей в цилиндры поотупает отдельно воз­ дух и тонкораспыленное топливо, воспламеняющееся под влиянием высокой температуры сжатого в цилиндрах воздуха. Вследствие высокой степени сжатия дизельные двигатели расходуют топлива на единицу мощности меньше карбюраторных; на 35 - 40%. При­ меняемое для дизельных двигателей топливо дешевле, чем бензин, Неонотря на некоторую сложность конструкции, дизельные дви­ гатели получают вое большее распространение. Для большегрузных автомобилей перспективными являются газотурбинные двигатели, применение которых снижает их вес, облегчает управление ма­

шиной, допускает использование низкооортиого дизельного топлива. Недостатками газотурбинных двигателей являются большой расход топлива и значительная стоимость по сравнению о двигателями внутреннего сгорания,

К шасси относятся все агрегаты для передачи вращающего момента от двигателя к ведущим колесам (силовая передача), механизм передвижения (ходовая часть) и механизм управления (рис, 52), Коробка передач позволяет изменять скорость движения автомобиля и увеличивать силу тяги на ведущих колесах за счет снижения скорооти движения при неизменной скорости вращения вала двигателя. Кроме того, коробка передач обеспечивает дви­ жение задним ходом, не изменяя направления вращения вала' двига­ теля. От коробки передач усилие через карданную передачу под­ водится к главной передаче автомобиля и дифференциалу, пере­ дающему крутящий момент на ведущие колеса автомобиля.

- 1 5 7 -

I I

M -or

-158 -

Утрехосных автомашин о двуия задними ведущими осями (КрАЗ-256, БелАЗ-549) .кроме коробки передач .предусмотрена раздаточная коробка, от которой отходят две карданные пере­ дачи - каждая на одну из ведущих ооей. Главная передача вы­ полнена в виде пары конических шестерен и служит для сниже­ ния скорости вращения, передаваемой от двигателя на ведущие

колеса, а также обѳопечивает передачу вращения о карданного вала на независимые полуоси колео.

Дифференциал состоит из системы шестерен, позволяющих каждому из ведущих колео вращатьоя о различной скоростью, что необходимо при прохождении закруглений пути и нерсвноотей, когда левые и правые колеоа машины проходят за одинаковое вре­ мя пути различной длины. Главная передача и дифференциал с полуосями обставляют ведущий MOOT.

У самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 предусмотрены кон­ струкцией гидротрансформаторы,обеопечивающие бесступенчатое и автоматическое изменение скорооти вращения ведомого вала, что упрощает управление.

Перспективно применение для привода колес в движение встроенных электродвигателей постоянного тока - мотор-колес. Крутящий момент от двигателя обычно передается планетарным ре­ дуктором; весь привод расположен в ступице колеса. Электродви­ гатель питается от генератора, приводимого во вращение ди­ зельным или газотурбинным двигателем автосамосвала.

Н ходовой чаоти машины относятся рама, оои, колеса, рес­ сорная подвеска. Рама служит оонованием, на котором крепңтоя все узлы автомобиля и кузова. Для снижения нагрузки на шины и увеличения поверхности оцепления их с дорогой задние коле­ на делают двускатными, а передние - односкатными, они явдяютоя направляющими.

Пневматичеокие шины оостоят из камеры и покрышки. Осно­ ванием покрншки служит прочный каркас из нескольких слоев прорезиненной ткани. Сверху Каркаса имеется толстый слой резины (протектоо).Для лучшего сцепления колес о дорогой применяют-


- 159 -

оя протекторы о различной формой рисунка, Разнер шин обозначают двумя числаии (в/дюймах) ; первое число обозначает ши­ рину профиля, второе - диаметр обода колѳоа.

Подвѳбка служит для обеспечения плавного хода автомо­ биля и смягчения воспринимаемых колесами толчков и ударов при наезде на неровнооти дороги. Листовые рессоры не обеспе­ чивают требуемой характеристики подвеска, а потому в состав подвески обычно входят амортизаторы, гасящие медленно затуха­ ющие колебания рамы автомобиля, а на новых большегрузных ма­ шинах применена пневмогидравлическая подвеска,

Механизм управления оостоит из рулевого управления и тормозной системы. Для машин большой грузоподъёмности, когда для поворота колес необходимо прилагать значительные усилия на рулевое колесо, применяют гидравлический усилительный ме­ ханизм. Различают тормоза гидравлические и пневматические.

Кузов, устанавливаемый на шаоси, предназначается для размещения водителя и груза, В конструкцию кузова грузово­ го автомобиля входят платформа для груза, кабина шофера, капот, закрывающий двигатель, и оперение.

Автосамосвалы, имеющие подъёмный кузов, оборудуются гидравлическим механизмом для разгрузки кузова. Механизм подъёма кузова состоит из коробки отбора мощности, кардан­ ной передачи, масляного насоса о краном управления, гидрав­ лического цилиндра и системы рычагов, шарнирно соединенных о опрокидывающимся кузовом.

Грузовые автомобили классифицируют по грузоподъёмности. Как правило, грузоподъемность указывается для дорог с т в ч дым покрытием; при работе на грунтовых дорогах установлен ная грузоподъёмность снижается примерно на

По грузоподъёмности автомобили делятся на следующие группы:

І)_автонобиль особо малой грузоподъёмности (меньше Т ті;


 

 

- 160 -

 

2)

автомобиль малой грузоподъемности (I - 2 т ) ;

3)

автомобиль

оредней грузоподъёмности ( 2 -

5 т ) ;

а)

автомобиль

большой гдезоподьёмнооти ( 5 _

ю т);

5) автомобиль особо большой грузоподъёмности (свыше 10 т).

Автомобили,

приопоооболѳнные для букоирования прицепов

и полуприцепов,

называются автомобилями-тягачами,Автомобиль-

тягач или стандартный грузовой автомобиль о одним или

несколькими прицепами составляет автопоезд.

По приспособленности к дорожным условиям различают авто­ мобили нормальной и повышенной проходимости. Автомашины нор­ мальной проходимости имеют одну ведущую ось, а повышенной проходимости - две или три оси, что позволяет им преодоле­ вать бездорожье или плохие участки дорог.

Специальные грузовые машины имеют специальный кузов или кузов, приспособленный для перевозки определенных грузов, или

другие

приспособления,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

2.

Типы и параметры

подвижного

состава

 

 

Автомобили с

глухим кузовом,

автосамосвалы с разгрузкой

назад,

автотягачи

о полуприцепами

и прицепами являются

основ­

ными типами подвижного состава. Для перевозки грузов в

при­

цепах применяются также тракторы. Основные

параметры,

по­

движного

состава: ёмкость кузова

Ѵн

ц3, грузоподъёмность GHт,

собственный

вес (j0 т,

коэффициент .тары.

 

 

 

Геометрические параметры, определяющие проходимость и

маневренность

автомобиля (рис,

53):

радиусы поворота (по ко­

лее

наружного

колеса

Rj, , по колее внутреннего колеса

R 5 ,

по

наружному габариту

R x ,

по внутреннему габариту

),

продольный

R 5

и поперечный

R 6

радиусы проходимости,

перед­

ний IЫ-і

ч задний

с{о углы свесов,

клиренс

(просвет) h -

 

Проходимость характеризует

способность автомобиля

рабо­

тать на плохих дорогах. Она обеспечивается приспособлен­ ностью ведущих колес к преодолению неровностей пути и препят­ ствий и у-^чшается за счет уменьшения продельного и поперечного


- I6I -

о

Рис. 53. Геометрические параиетрн автомобиля:

радиусы поворота автомашины; б и в - геометрические пара­ метры автомашины, определявшие проходимость

- 162 -

радиусов проходимости и увеличения клиренса и углов оваоа. Маневренность автомобиля определяется способностью быстро

г.";,г.нять направление движения на небольшой площади разворота, что зависит от радиусов поворотов, габаритов машины и скорости

движения

во время поворота.

 

 

Устойчивость автомобиля характеризуется опособноотью дви­

жения без

потери управляемости,

заносов и опрокидывания и

опре­

деляется

максимально допустимым

подъёмом дороги, радиусом

за­

кругления

и скоростью движения,

при которых машина может дви­

гаться без заносов и опрокидывания.

Легкость управления влияет на скорость и безопасность дви­ жения. Динамические качества подвижного состава характеризуются максимальной скоростью движения, способностью обеспечить вы­ сокие ускорения при разгоне, быстрое торможение и преодоление крутых подъёмов.

В зависимости от рода перевозимых грузов на промышленных предприятиях используются автомобили с различного вида кузо­ вами. Штучные грузы перевозят на грузовых автомобилях с жестким кузовом. Сыпучие грузы обычно перевозят в автосамосвалах с опрокидывавшимся кузовом, в полуприцепах и прицепах с данной разгрузкой, Перевозка длинномерных грузов (труб, балок и др)

на платформах грузовиков допускается только при свешивании груза с торца автомашины не более чем на 1,5 м, при боль­

шем свешивании

надо применять автоприцепы ѵ рос пуски).

Для перевозки

специальных грузов платформы автомобилей обору­

дуют различными устройствами: цистернами (бензовозы, молоко­ возы, цементовозы и д р .), специальными резервуарами и т .д .

При погрузке тяжелых грузов автомашины иногда оборудуют­ ся лебедкой, приводимой в Действие от дополнительной коробки передач автомобильного двигателя, гидрокраноы или применяют грузоподъёмный борт кузова автомашины,

В настоящее время на промышленных предприятиях применяют­ ся грузовые автомобили грузоподъёмностью от 0,8 до 7,5 т. и автосамосвалы грузоподъёмностью от 5 до 75 т.