Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
|
|
- |
155 ч |
|
|
|
|
за другой машинами по условию безопасности; |
|
|
|||
|
L = 50 * 100 м; |
|
|
|
|
|
к - коэффициент неравноиерности; |
к = 1,75 + 2.0, |
|
||||
|
Провозная способность автодороги иэиеряется весом гру |
|||||
за, |
перевозимого по дороге в единицу времени, |
|
|
|||
|
W = N G |
т /ч , |
|
(89) |
||
где |
G - грузоподъёмность |
автомашины, |
т. |
|
|
|
Глава УШ. ПОДВИІНОЙ СОСТАВ АВТСШООТЬНОГО ТРАНСПОРТА |
|
|||||
§ |
I . Общие сведения и классификация |
подвижного состава |
|
|||
|
Автомобильный транспорт находит широкое применение |
на |
||||
промышленных предприятиях для |
перевозки различных грузов. |
|
||||
|
Достоинства автотранспорта: высокая маневренность, воэ- |
|||||
мовность преодолевать значительные уклоны дорог (до |
80 - |
100$) |
||||
и небольшие радиусы поворотов, автономность питания, |
возмож |
ность перевозки любых грузов, незначительное влияние выхода из строя одной автоединицы на работу остальных.
Недостатки автотранспорта; ограниченность расстояний тран спортирования, необходимость организации топливного и смазочно го хозяйства, сложность эксплуатации автомобилей в зимнее время, сравнительно высокая себестоимость автомобильных пере
возок, |
выоокая |
удельная мощность двигателя на I т грузоподъем- |
1 ности |
и низкий |
к .н .д . |
Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.
Двигатель, служащий для преобразования тепловой энергии топлива в механическую, приводит во вращение*ведущие колеса автомобиля. В зависимости от вида топлива различают следующие
- 156 -
типы двигателей; карбюраторные (топливо - бензин), дизельные , работающие на тяжелом жидком топліше (дизельное топливо), и газогенераторные, работающие на газе, вырабатываемом из различ ных сортов твердого топлива в установке, расположенной на самом автомобиле,
В карбюраторных двигателях рабочая смесь (горючее о воз
духом) приготовляется |
при помощи карбюратора, |
Смѳоь поотупает |
в цилийдр и зажигается |
искрой от электрической |
свечи. |
У дизельных двигателей в цилиндры поотупает отдельно воз дух и тонкораспыленное топливо, воспламеняющееся под влиянием высокой температуры сжатого в цилиндрах воздуха. Вследствие высокой степени сжатия дизельные двигатели расходуют топлива на единицу мощности меньше карбюраторных; на 35 - 40%. При меняемое для дизельных двигателей топливо дешевле, чем бензин, Неонотря на некоторую сложность конструкции, дизельные дви гатели получают вое большее распространение. Для большегрузных автомобилей перспективными являются газотурбинные двигатели, применение которых снижает их вес, облегчает управление ма
шиной, допускает использование низкооортиого дизельного топлива. Недостатками газотурбинных двигателей являются большой расход топлива и значительная стоимость по сравнению о двигателями внутреннего сгорания,
К шасси относятся все агрегаты для передачи вращающего момента от двигателя к ведущим колесам (силовая передача), механизм передвижения (ходовая часть) и механизм управления (рис, 52), Коробка передач позволяет изменять скорость движения автомобиля и увеличивать силу тяги на ведущих колесах за счет снижения скорооти движения при неизменной скорости вращения вала двигателя. Кроме того, коробка передач обеспечивает дви жение задним ходом, не изменяя направления вращения вала' двига теля. От коробки передач усилие через карданную передачу под водится к главной передаче автомобиля и дифференциалу, пере дающему крутящий момент на ведущие колеса автомобиля.
- 1 5 7 -
I I
M -or
-158 -
Утрехосных автомашин о двуия задними ведущими осями (КрАЗ-256, БелАЗ-549) .кроме коробки передач .предусмотрена раздаточная коробка, от которой отходят две карданные пере дачи - каждая на одну из ведущих ооей. Главная передача вы полнена в виде пары конических шестерен и служит для сниже ния скорости вращения, передаваемой от двигателя на ведущие
колеса, а также обѳопечивает передачу вращения о карданного вала на независимые полуоси колео.
Дифференциал состоит из системы шестерен, позволяющих каждому из ведущих колео вращатьоя о различной скоростью, что необходимо при прохождении закруглений пути и нерсвноотей, когда левые и правые колеоа машины проходят за одинаковое вре мя пути различной длины. Главная передача и дифференциал с полуосями обставляют ведущий MOOT.
У самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 предусмотрены кон струкцией гидротрансформаторы,обеопечивающие бесступенчатое и автоматическое изменение скорооти вращения ведомого вала, что упрощает управление.
Перспективно применение для привода колес в движение встроенных электродвигателей постоянного тока - мотор-колес. Крутящий момент от двигателя обычно передается планетарным ре дуктором; весь привод расположен в ступице колеса. Электродви гатель питается от генератора, приводимого во вращение ди зельным или газотурбинным двигателем автосамосвала.
Н ходовой чаоти машины относятся рама, оои, колеса, рес сорная подвеска. Рама служит оонованием, на котором крепңтоя все узлы автомобиля и кузова. Для снижения нагрузки на шины и увеличения поверхности оцепления их с дорогой задние коле на делают двускатными, а передние - односкатными, они явдяютоя направляющими.
Пневматичеокие шины оостоят из камеры и покрышки. Осно ванием покрншки служит прочный каркас из нескольких слоев прорезиненной ткани. Сверху Каркаса имеется толстый слой резины (протектоо).Для лучшего сцепления колес о дорогой применяют-
- 159 -
оя протекторы о различной формой рисунка, Разнер шин обозначают двумя числаии (в/дюймах) ; первое число обозначает ши рину профиля, второе - диаметр обода колѳоа.
Подвѳбка служит для обеспечения плавного хода автомо биля и смягчения воспринимаемых колесами толчков и ударов при наезде на неровнооти дороги. Листовые рессоры не обеспе чивают требуемой характеристики подвеска, а потому в состав подвески обычно входят амортизаторы, гасящие медленно затуха ющие колебания рамы автомобиля, а на новых большегрузных ма шинах применена пневмогидравлическая подвеска,
Механизм управления оостоит из рулевого управления и тормозной системы. Для машин большой грузоподъёмности, когда для поворота колес необходимо прилагать значительные усилия на рулевое колесо, применяют гидравлический усилительный ме ханизм. Различают тормоза гидравлические и пневматические.
Кузов, устанавливаемый на шаоси, предназначается для размещения водителя и груза, В конструкцию кузова грузово го автомобиля входят платформа для груза, кабина шофера, капот, закрывающий двигатель, и оперение.
Автосамосвалы, имеющие подъёмный кузов, оборудуются гидравлическим механизмом для разгрузки кузова. Механизм подъёма кузова состоит из коробки отбора мощности, кардан ной передачи, масляного насоса о краном управления, гидрав лического цилиндра и системы рычагов, шарнирно соединенных о опрокидывающимся кузовом.
Грузовые автомобили классифицируют по грузоподъёмности. Как правило, грузоподъемность указывается для дорог с т в ч дым покрытием; при работе на грунтовых дорогах установлен ная грузоподъёмность снижается примерно на
По грузоподъёмности автомобили делятся на следующие группы:
І)_автонобиль особо малой грузоподъёмности (меньше Т ті;
|
|
- 160 - |
|
2) |
автомобиль малой грузоподъемности (I - 2 т ) ; |
||
3) |
автомобиль |
оредней грузоподъёмности ( 2 - |
5 т ) ; |
а) |
автомобиль |
большой гдезоподьёмнооти ( 5 _ |
ю т); |
5) автомобиль особо большой грузоподъёмности (свыше 10 т).
Автомобили, |
приопоооболѳнные для букоирования прицепов |
и полуприцепов, |
называются автомобилями-тягачами,Автомобиль- |
тягач или стандартный грузовой автомобиль о одним или |
несколькими прицепами составляет автопоезд.
По приспособленности к дорожным условиям различают авто мобили нормальной и повышенной проходимости. Автомашины нор мальной проходимости имеют одну ведущую ось, а повышенной проходимости - две или три оси, что позволяет им преодоле вать бездорожье или плохие участки дорог.
Специальные грузовые машины имеют специальный кузов или кузов, приспособленный для перевозки определенных грузов, или
другие |
приспособления, |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
§ |
2. |
Типы и параметры |
подвижного |
состава |
|
|||||
|
Автомобили с |
глухим кузовом, |
автосамосвалы с разгрузкой |
|||||||||
назад, |
автотягачи |
о полуприцепами |
и прицепами являются |
основ |
||||||||
ными типами подвижного состава. Для перевозки грузов в |
при |
|||||||||||
цепах применяются также тракторы. Основные |
параметры, |
по |
||||||||||
движного |
состава: ёмкость кузова |
Ѵн |
ц3, грузоподъёмность GHт, |
|||||||||
собственный |
вес (j0 т, |
коэффициент .тары. |
|
|
||||||||
|
Геометрические параметры, определяющие проходимость и |
|||||||||||
маневренность |
автомобиля (рис, |
53): |
радиусы поворота (по ко |
|||||||||
лее |
наружного |
колеса |
Rj, , по колее внутреннего колеса |
R 5 , |
||||||||
по |
наружному габариту |
R x , |
по внутреннему габариту |
), |
||||||||
продольный |
R 5 |
и поперечный |
R 6 |
радиусы проходимости, |
перед |
|||||||
ний IЫ-і |
ч задний |
с{о углы свесов, |
клиренс |
(просвет) h - |
||||||||
|
Проходимость характеризует |
способность автомобиля |
рабо |
тать на плохих дорогах. Она обеспечивается приспособлен ностью ведущих колес к преодолению неровностей пути и препят ствий и у-^чшается за счет уменьшения продельного и поперечного
- I6I -
о
Рис. 53. Геометрические параиетрн автомобиля:
радиусы поворота автомашины; б и в - геометрические пара метры автомашины, определявшие проходимость
- 162 -
радиусов проходимости и увеличения клиренса и углов оваоа. Маневренность автомобиля определяется способностью быстро
г.";,г.нять направление движения на небольшой площади разворота, что зависит от радиусов поворотов, габаритов машины и скорости
движения |
во время поворота. |
|
|
Устойчивость автомобиля характеризуется опособноотью дви |
|||
жения без |
потери управляемости, |
заносов и опрокидывания и |
опре |
деляется |
максимально допустимым |
подъёмом дороги, радиусом |
за |
кругления |
и скоростью движения, |
при которых машина может дви |
гаться без заносов и опрокидывания.
Легкость управления влияет на скорость и безопасность дви жения. Динамические качества подвижного состава характеризуются максимальной скоростью движения, способностью обеспечить вы сокие ускорения при разгоне, быстрое торможение и преодоление крутых подъёмов.
В зависимости от рода перевозимых грузов на промышленных предприятиях используются автомобили с различного вида кузо вами. Штучные грузы перевозят на грузовых автомобилях с жестким кузовом. Сыпучие грузы обычно перевозят в автосамосвалах с опрокидывавшимся кузовом, в полуприцепах и прицепах с данной разгрузкой, Перевозка длинномерных грузов (труб, балок и др)
на платформах грузовиков допускается только при свешивании груза с торца автомашины не более чем на 1,5 м, при боль
шем свешивании |
надо применять автоприцепы ѵ рос пуски). |
Для перевозки |
специальных грузов платформы автомобилей обору |
дуют различными устройствами: цистернами (бензовозы, молоко возы, цементовозы и д р .), специальными резервуарами и т .д .
При погрузке тяжелых грузов автомашины иногда оборудуют ся лебедкой, приводимой в Действие от дополнительной коробки передач автомобильного двигателя, гидрокраноы или применяют грузоподъёмный борт кузова автомашины,
В настоящее время на промышленных предприятиях применяют ся грузовые автомобили грузоподъёмностью от 0,8 до 7,5 т. и автосамосвалы грузоподъёмностью от 5 до 75 т.