Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

163 -

 

 

 

 

 

Автомобиль UA8-500 имеет грузоподъёмность

7,5

т .

Он

оборудован дизельным двигателем мощностью 180

л,о . Наибольшая

окорооть автомобиля 75 км/ч.

 

 

 

 

 

Автомобиль ЗЙЛ-ІЭО имеет грузоподъёмность 5,5 т .

На

автомобиле установлен карбюраторный вооьмицилиндровый

 

V -об­

разный двигатель, развивающий максимальную мощность 150

л ,с ,

Наибольшая скорость автомобиля 85 км/ч.

 

 

 

 

 

Автомобиль Урал-Э551і грузоподъёмностью 3,5 т

имеет

карбю­

раторный шестицилиндровый двигатель, развивающий мощность

95 л ,о . Наибольшая скорость автомобиля 75 км/ч.

 

 

 

 

Автомобиль ГАЭ-53А имеет грузоподъёмнооть 4 т, На авто­

мобиле уотановлен карбюраторный вооьмицилиндровый

V -образный

двигатель, развивающий мощнооть ІІ5 л .о . Наибольшая окорооть

80

км/ч.

 

 

 

 

 

Автомобиль УАЗ-45ІД грузоподъёмностью 0,8 т предназначен

для

перевозки небольших партий грузов. На автомобиле

установ­

лен

карбюраторный четырехцилиндровый двигатель

мощностью 75 л .о .

Наибольшая окорооть автомобиля 95 км/ч,

 

 

 

 

 

ДДя работы в тяжелых дорожных уоловиях применяются авто­

мобили повышенной проходимости: КрАЗ-214 (грузоподъёмнооть 7 т):, UA8-502 (Грузоподъёмность 4 т), ЗИЛ-157 (грузоподъёмность 4,5 *), ГАЗ-66 (груйоподъёмнооть 2 т ), УАЗ-450Д (грузоподъемность 0 t8 t ) .

Основные характеристики автооамоовалов, получивших наиболь­ шее применение на отечественных карьерах, приведены в табл. 4. Все карьерные автооамоовалы оборудованы дизельными двигателям* й опрокидывающймиоя назад кузовами,. При конструировании макои^' малъно учтены оообенноотй их,, работы в отеоненных уоловиях, на коротких расстояниях откатки и на затяжных подъемах и опуоках.

На промышленных предприятиях, строительствах с большим объёыом перевозок сыпучих грузов широко применяются самоовалы КрАЗ-222 Груso подъёынооты> Ю т и МАЗ-205 грузоподъёмностью 9 т .

Автоиобидь-оамоовал КАЭ-600В грузоподъёмностью 3,5 т имеет металлическую платформу о автоматически откидывающимися " при опрокидывании боковыми бортами. Гидравлический подъёмный механизм позволяет опрокидывать платформу в обе стороны»


- ш -

На базе грузового автомобиля ЗШІ-ІЗО Мытищинокий машино­ строительный завод выпускает самосвал 8ШМШ3-555 грузо­ подъемностью 4,5 т, Его металлическая платформа имеет в по­ перечном сечении полуовальную форму. Борта после подъёма платформы закрывает вручную.

На базе автомобиля 8ИЛ-І64А выпуокаютоя самосвалы ЗИЛ-ММ3-5851 и ШЛ-585М грузоподьёмноотью 3 т при движении по грунту. Кузов первого ааиосвала предназначен для перевозки строительных грузов и имеет только задний открывающийся борт, кузов второго - для транспортировки сельскохозяйственных гру­ зов н имеет три открывающихся борта. Самый маленький само-

овал ГА8-93А (грузоподъёмностью 1,75 т при движении по грунту) имеет коробчатую металлическую платформу о откидным задним бортом, В боковые стенки платформы вделаны скобы для крепле­ ния стоек, позволяющих наращивать борта при перевозке легко­ весных грузов, Автомобиль-оамосвал ГАЗ-93Б имеет те же пара­ метры, что и ГАЗ-93А, но его платформа закрывается специальной крышкой при бестарной перевозке зерна, овощей и других сельско­

хозяйственных

грузов.

§

3. Автотягачи и прицепы

Для полного использования мощности двигателя автомобиля на хороших дорогах, повышения производительности и снижения себестоимости транспортных работ применяются автомобильные поезда,

Автомбиль-тягач может работать о прицепом (груз находит­ ся в кузове) и о прицепом-роспуском для длинномерных грузов, а седельный тягач - с полуприцепом, передняя часть которого вакрепляетоя на тягаче.

Наряду с прицепами общего назначения получили распростра­ нение также прицепы и полуприцепы специального назначения,

165

■Т

§

X) cd

Н

 

 

 

-

166

-

 

 

Любой бортовой или специализированный автомобиль, имеющий

сцепное устройство,

монет быть

буксирным

тягачом. У седельно­

го

тягача,

предназначенного

для

работы с

полуприцепами, имеет­

ся

опорно-сцепное

устройство.

Буксирные

и седельные тягачи

выпускаются

на базе

основных моделей грузовых автомобилей.

Для работы с полуприцепами используются седельные тягачи ГА.З-5І.П, ЗИЛ-13OB, КАЗ-606А, ІІАЗ-200В, ІСрАЗ-221, БелАЗ-Э^ОВ, БелАЗ-5й8В, БелАЗ-5й9В и др.

 

Грузовые прицепы и полуприцепы по

типу кузова делятся на

грузовые

платформы, фургоны, цистерны

и самосвалы.

 

В настоящее время выпускаются полуприцепы, прицепы и

роспуски

различных типов, в том числе и специального назна­

чения

(со

специальными кузовами,

самосвальными установками,

без бортов и о бортами нормальной

и увеличенной высоты).

 

По грузоподъёмности различают прицепы и полуприцепы ма­

лой,

средней и большой грузоподъёмности. По числу осей ко­

лесные прицепы и полуприцепы могут быть одноосными, двухосны­ ми, трехосными и многоосными.

Полуприцепы и прицепы для сыпучих грузов разгружаются назад, через дно и опрокидыванием кузова набок. Разгрузка кузова назад и набок производится при помощи гидропривода, установленного на тягаче, а донная - при помощи тросов от приводной лебедки.

Разновидностью седельных автомобилей-тягачей являются одноосные автомобили-тягачи, предназначенные для буксировки специальных прицепных звеньев (дорожных машин, полуприцеповтяжечовозов, самосвальных кузовов и д р .). Такие автомобилитягачи могут двигаться только в комплексе о одноили двух­ осным полуприцепом. Поворот сопряженных звеньев автопоезда относительно друг друга осуществляется гидравлическими цилинд­ рами^ Это обеспечивает высокую маневренность автопоезда.

С учетом этого на Могилевском автозаводе создан и выпущен самосвальный автопоезд МоАЗ-бйОІ-9585, предназначенный для работы в подземных условиях.


- 167 -

Для перевозки грузов в прицепах применяется также ко­ лесные тракторы,

I 4, Специальнпе грузовые автомобили

Для механизации погрузочно-разгрузочных работ при тран­ спортировании грузов из пунктов с небольшим или временным грузооборотом целесообразно применять механизмы, смонтиро­ ванные на транспортном автомобиле. Такие автомобили-само­ погрузчики при небольшом снижении своей грузоподъемности обеспечивают механизации погрузки и разгруэки различных штуч­ ных или затаренных сыпучих грузов при незначительной затрате времени.

По типу погрузочно-разгрузочного оборудования автомо­ били-погрузчики делятся на следующие основные группы:

1)автомобили-погрузчики со стреловыми кранами;

2)автомобили-погрузчики с качающимися порталами;

3)автомобили-погрузчики с грузоподъёмными бортами;

4)автомобили-погрузчики о наклоняющейся платформой;

5)автомобили-погрузчики с навесными грузоподъёмны­ ми устройствами.

Грузоподъёмные механизмы устанавливаются на бортовых автомобилях, на автомобилях с безбортовой платформой или на автомобилях о кузовами-фургонами. Привод грузоподъёмных ме­ ханизмов ооущеотвляетея, как правило, от двигателй автомоби­ ля через коробку отбора мощности.

Для перевозки длинномерных материалов (леса, металла, труб), тяжеловесных грузов (машин, оФайкоВ, ёмкостей)и строи- А тельных конструкций (ферм, панелей, плит, балок) применяют­ ся автопоезда оо специальными полуприцепами й прицепами. То­ вары народного потребления и скоропортящиеся грувы перевозят в автомобилях и автопоездах-фургонах. Длй Перевозни жидкостей (воды, молока, вина, спирта, бенэйна, кйолот й др*). оипуйнх

 

-

168 -

 

материалов (цемента, извести,

гипса, муки, сахарного

песка

п др) и

сжиженного газа (пропана, бутана и их смесей)

при­

меняется автомобили и автопоезда-цистерны соответствующих

конструкций, оборудованные механизмами и устройствами для

загрузки

и разгрузки.

 

 

§

5, Организация и эксплуатация автотранспорта

 

Автомобильный, транспорт в настоящее время находит доста­ точно широкое,применение на многих промышленных предприятиях благодаря его ооновнону достоинству - маневренности, возмож­ ности движения автомобилей в стесненных условиях, преодоле­ ния значительных подъемов (до 80 - 100$о ), упрощения ряда погрузочно-разгрузочных работ,

It недостаткам автотранспорта относятся: относительно вы­ сокие затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, а, оледовательно, относительно высокая стоимость перевозок; стоимость транспортирования значительно увеличивается при длине откатки более 3 - й км^

Важное значение для эффективной работы автотранспорта имеет содержание автопарка в исправности, что достигается системой планово-предупредительных ремонтов,В зависимости от величины пробега машин проводят техническое обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты. Ежедневное техни­

ческое

обслуживание (Е0) проводится после окончания ра­

боты

автомобиля и предусматривает внешний контроль, направ­

ленный на обеспечение безопасности движения, поддержание

надлежащего внешнего вида и заправку эксплуатационными мате­ риалами. Кроме того, проводят первое техническое обслужива­ ние СТО—I) и второе техническое обслуживание (ТО-2). Назначе­ ние T0-I и ТО-2 - снизитьянтенсивность изнашйваншГдѳта-

л :0 , а также выявить и предупредить неисправности. При про­ ведении технического обслуживания и в процессе эксплуатации автомобилей на линии выявляется необходимость в текущем ре­


- 169 -

монте. При текущей ремонте устраняю неисправности отдельных деталей и узлов, проводят регулировку аппаратуры, замену масла и смазки, Текущий ремонт проводят в период между рабо­ чими сиенами машины.

Выполняя средний ремонт,ремонтирует двигатель, трансмис­ сию и другие узлы. При капитальном ремонте полностью разби­ рают автомашину, проверяют состояние всех деталей и узлов, ремонтируют их и заменяют. Средний и капитальный ремонты про­ водят в установленные межремонтные сроки.

Техническое обслуживание и ремонт следует проводить в специальных помещениях - гаражах, профилакториях и авторе­ монтных маотерских. Чтобы сократить простои автомашин в ре­ монте, в крупных автохозяйствах практикуетоя применение агрегатного метода ремонта. Такой метод повышает качество ремонта, но требует оборотного фонда агрегатов и узлов в размере 6 - 8#,

На кіупных предприятиях с большим парком автомашин строятся авторемонтные мастерские заводского типа и оборудуют­ ся различными станками, испытательными стендами, контрольной аппаратурой, Гаражи-профилактории должны иметь помещения для очистки и мойки машин и посты для Ирепвяво-регулировочных работ и смазки, предусматриваются также отделения регулировки топливной аппаратур!, шиноремонтное, аккумуляторное, склад­ ские помещения для запасных частей, Важное значение имеет четкая организация ремонта Шин для автосамосвалов, так как срок их службы не превышает 18 - 20 тыс,км, в стоимость йх составляет около 20# стоимости машины* Стоимость транспор­ тирования I т груза на расстояние I км на автотранойорте составляет 0,06 - 0,1 руб.


i 170 -

Глава IX. ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ АВТОТРАНСПОРТА

§ I . Качение автомобильного колеса

Качение автомобильного колеса по дороге - явление достаточно сложное, так как шина, монтируемая на ободе ко­ леса, и дорога, по которой катится колесо, испытывает разно­ образные деформации, точный теоретический анализ которых весьма затруднен. Зги деформации зависят от свойств мате­ риалов шины и.дороги, от сил и моментов, приложенных к ко­ лесу, от размеров колеоа, давления воздуха в шине и от кон­ фигурации рабочих поверхностей, В то же время все эти дефор­ мации, сопровождаемые трением между шиной колеоа и дорогой и внутренним трением в материале дороги и шины, обусловливают затрату энергии при качении колеса,

Раосыотрим качение ведущего колеса, которое катится под

действием

приложенного к нему вращавшего момента М (рио. 54),

На такое

колесо действует вращающий момент М, нормальная

реакция

дороги И , направленная

перпендикулярно к плоскости

дороги,

и тангенциальная реакция

дороги Т, направленная про­

тив направления вращения (в сторону движения). Реакции И и Т приложены в точке В, смещенной от вертикали, проходящей че­ рез ооь колеса в направлении движения на величину а , Это смещение вызывается главным образом тем, что вследствие упругости шины и дороги норіальные реакции дороги имеют большую величину в передней части площадки контакта, где ко­ лесо набегает на дорогу, и, следовательно, происходит на­ растание деформаций, и меньшую величину в задней части,, где проиходит уменьшение деформаций. Уравнение равновеоия коле­ са при равномерном движении без учета сопротивлений воздуха будет иметь вид:

М * T r + R a ,

(90)

где Г - рабочий радиуо колеса

- I7I -

Рис, 54. Cxeua к

определению тяговой силы

 

автомобиля

 

 

 

Отсюда

 

 

М

 

а

М

 

 

 

Т = Г

-

R-

г

Q.

(91)

 

где Q - вертикальная

нагрузка,

действующая на колесо,

Тангенциальная

реакция Т

представляет

собой тяговую

силу, которая передается от ведущего колеса к райе автомо-

биля.

.

а

 

 

Обозначим отношение

—р — = £ , где

f - относитель­

ная величина, представляющая собой приведенный коэффициент качения колеса по дороге. Этот коэффициент учитывает все потери, связанные с процессом качения.

Тогда

Qf

(92)

Т =М - м = м