Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
|
163 - |
|
|
|
|
|
Автомобиль UA8-500 имеет грузоподъёмность |
7,5 |
т . |
Он |
|
оборудован дизельным двигателем мощностью 180 |
л,о . Наибольшая |
||||
окорооть автомобиля 75 км/ч. |
|
|
|
|
|
|
Автомобиль ЗЙЛ-ІЭО имеет грузоподъёмность 5,5 т . |
На |
|||
автомобиле установлен карбюраторный вооьмицилиндровый |
|
V -об |
|||
разный двигатель, развивающий максимальную мощность 150 |
л ,с , |
||||
Наибольшая скорость автомобиля 85 км/ч. |
|
|
|
|
|
|
Автомобиль Урал-Э551і грузоподъёмностью 3,5 т |
имеет |
карбю |
||
раторный шестицилиндровый двигатель, развивающий мощность |
|||||
95 л ,о . Наибольшая скорость автомобиля 75 км/ч. |
|
|
|
||
|
Автомобиль ГАЭ-53А имеет грузоподъёмнооть 4 т, На авто |
||||
мобиле уотановлен карбюраторный вооьмицилиндровый |
V -образный |
||||
двигатель, развивающий мощнооть ІІ5 л .о . Наибольшая окорооть |
|||||
80 |
км/ч. |
|
|
|
|
|
Автомобиль УАЗ-45ІД грузоподъёмностью 0,8 т предназначен |
||||
для |
перевозки небольших партий грузов. На автомобиле |
установ |
|||
лен |
карбюраторный четырехцилиндровый двигатель |
мощностью 75 л .о . |
|||
Наибольшая окорооть автомобиля 95 км/ч, |
|
|
|
|
|
|
ДДя работы в тяжелых дорожных уоловиях применяются авто |
мобили повышенной проходимости: КрАЗ-214 (грузоподъёмнооть 7 т):, UA8-502 (Грузоподъёмность 4 т), ЗИЛ-157 (грузоподъёмность 4,5 *), ГАЗ-66 (груйоподъёмнооть 2 т ), УАЗ-450Д (грузоподъемность 0 t8 t ) .
Основные характеристики автооамоовалов, получивших наиболь шее применение на отечественных карьерах, приведены в табл. 4. Все карьерные автооамоовалы оборудованы дизельными двигателям* й опрокидывающймиоя назад кузовами,. При конструировании макои^' малъно учтены оообенноотй их,, работы в отеоненных уоловиях, на коротких расстояниях откатки и на затяжных подъемах и опуоках.
На промышленных предприятиях, строительствах с большим объёыом перевозок сыпучих грузов широко применяются самоовалы КрАЗ-222 Груso подъёынооты> Ю т и МАЗ-205 грузоподъёмностью 9 т .
Автоиобидь-оамоовал КАЭ-600В грузоподъёмностью 3,5 т имеет металлическую платформу о автоматически откидывающимися " при опрокидывании боковыми бортами. Гидравлический подъёмный механизм позволяет опрокидывать платформу в обе стороны»
- ш -
На базе грузового автомобиля ЗШІ-ІЗО Мытищинокий машино строительный завод выпускает самосвал 8ШМШ3-555 грузо подъемностью 4,5 т, Его металлическая платформа имеет в по перечном сечении полуовальную форму. Борта после подъёма платформы закрывает вручную.
На базе автомобиля 8ИЛ-І64А выпуокаютоя самосвалы ЗИЛ-ММ3-5851 и ШЛ-585М грузоподьёмноотью 3 т при движении по грунту. Кузов первого ааиосвала предназначен для перевозки строительных грузов и имеет только задний открывающийся борт, кузов второго - для транспортировки сельскохозяйственных гру зов н имеет три открывающихся борта. Самый маленький само-
овал ГА8-93А (грузоподъёмностью 1,75 т при движении по грунту) имеет коробчатую металлическую платформу о откидным задним бортом, В боковые стенки платформы вделаны скобы для крепле ния стоек, позволяющих наращивать борта при перевозке легко весных грузов, Автомобиль-оамосвал ГАЗ-93Б имеет те же пара метры, что и ГАЗ-93А, но его платформа закрывается специальной крышкой при бестарной перевозке зерна, овощей и других сельско
хозяйственных |
грузов. |
§ |
3. Автотягачи и прицепы |
Для полного использования мощности двигателя автомобиля на хороших дорогах, повышения производительности и снижения себестоимости транспортных работ применяются автомобильные поезда,
Автомбиль-тягач может работать о прицепом (груз находит ся в кузове) и о прицепом-роспуском для длинномерных грузов, а седельный тягач - с полуприцепом, передняя часть которого вакрепляетоя на тягаче.
Наряду с прицепами общего назначения получили распростра нение также прицепы и полуприцепы специального назначения,
165
■Т
§
X) cd
Н
|
|
|
- |
166 |
- |
|
|
Любой бортовой или специализированный автомобиль, имеющий |
|||||
сцепное устройство, |
монет быть |
буксирным |
тягачом. У седельно |
|||
го |
тягача, |
предназначенного |
для |
работы с |
полуприцепами, имеет |
|
ся |
опорно-сцепное |
устройство. |
Буксирные |
и седельные тягачи |
||
выпускаются |
на базе |
основных моделей грузовых автомобилей. |
Для работы с полуприцепами используются седельные тягачи ГА.З-5І.П, ЗИЛ-13OB, КАЗ-606А, ІІАЗ-200В, ІСрАЗ-221, БелАЗ-Э^ОВ, БелАЗ-5й8В, БелАЗ-5й9В и др.
|
Грузовые прицепы и полуприцепы по |
типу кузова делятся на |
||
грузовые |
платформы, фургоны, цистерны |
и самосвалы. |
||
|
В настоящее время выпускаются полуприцепы, прицепы и |
|||
роспуски |
различных типов, в том числе и специального назна |
|||
чения |
(со |
специальными кузовами, |
самосвальными установками, |
|
без бортов и о бортами нормальной |
и увеличенной высоты). |
|||
|
По грузоподъёмности различают прицепы и полуприцепы ма |
|||
лой, |
средней и большой грузоподъёмности. По числу осей ко |
лесные прицепы и полуприцепы могут быть одноосными, двухосны ми, трехосными и многоосными.
Полуприцепы и прицепы для сыпучих грузов разгружаются назад, через дно и опрокидыванием кузова набок. Разгрузка кузова назад и набок производится при помощи гидропривода, установленного на тягаче, а донная - при помощи тросов от приводной лебедки.
Разновидностью седельных автомобилей-тягачей являются одноосные автомобили-тягачи, предназначенные для буксировки специальных прицепных звеньев (дорожных машин, полуприцеповтяжечовозов, самосвальных кузовов и д р .). Такие автомобилитягачи могут двигаться только в комплексе о одноили двух осным полуприцепом. Поворот сопряженных звеньев автопоезда относительно друг друга осуществляется гидравлическими цилинд рами^ Это обеспечивает высокую маневренность автопоезда.
С учетом этого на Могилевском автозаводе создан и выпущен самосвальный автопоезд МоАЗ-бйОІ-9585, предназначенный для работы в подземных условиях.
- 167 -
Для перевозки грузов в прицепах применяется также ко лесные тракторы,
I 4, Специальнпе грузовые автомобили
Для механизации погрузочно-разгрузочных работ при тран спортировании грузов из пунктов с небольшим или временным грузооборотом целесообразно применять механизмы, смонтиро ванные на транспортном автомобиле. Такие автомобили-само погрузчики при небольшом снижении своей грузоподъемности обеспечивают механизации погрузки и разгруэки различных штуч ных или затаренных сыпучих грузов при незначительной затрате времени.
По типу погрузочно-разгрузочного оборудования автомо били-погрузчики делятся на следующие основные группы:
1)автомобили-погрузчики со стреловыми кранами;
2)автомобили-погрузчики с качающимися порталами;
3)автомобили-погрузчики с грузоподъёмными бортами;
4)автомобили-погрузчики о наклоняющейся платформой;
5)автомобили-погрузчики с навесными грузоподъёмны ми устройствами.
Грузоподъёмные механизмы устанавливаются на бортовых автомобилях, на автомобилях с безбортовой платформой или на автомобилях о кузовами-фургонами. Привод грузоподъёмных ме ханизмов ооущеотвляетея, как правило, от двигателй автомоби ля через коробку отбора мощности.
Для перевозки длинномерных материалов (леса, металла, труб), тяжеловесных грузов (машин, оФайкоВ, ёмкостей)и строи- А тельных конструкций (ферм, панелей, плит, балок) применяют ся автопоезда оо специальными полуприцепами й прицепами. То вары народного потребления и скоропортящиеся грувы перевозят в автомобилях и автопоездах-фургонах. Длй Перевозни жидкостей (воды, молока, вина, спирта, бенэйна, кйолот й др*). оипуйнх
|
- |
168 - |
|
материалов (цемента, извести, |
гипса, муки, сахарного |
песка |
|
п др) и |
сжиженного газа (пропана, бутана и их смесей) |
при |
|
меняется автомобили и автопоезда-цистерны соответствующих |
|||
конструкций, оборудованные механизмами и устройствами для |
|||
загрузки |
и разгрузки. |
|
|
§ |
5, Организация и эксплуатация автотранспорта |
|
Автомобильный, транспорт в настоящее время находит доста точно широкое,применение на многих промышленных предприятиях благодаря его ооновнону достоинству - маневренности, возмож ности движения автомобилей в стесненных условиях, преодоле ния значительных подъемов (до 80 - 100$о ), упрощения ряда погрузочно-разгрузочных работ,
It недостаткам автотранспорта относятся: относительно вы сокие затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, а, оледовательно, относительно высокая стоимость перевозок; стоимость транспортирования значительно увеличивается при длине откатки более 3 - й км^
Важное значение для эффективной работы автотранспорта имеет содержание автопарка в исправности, что достигается системой планово-предупредительных ремонтов,В зависимости от величины пробега машин проводят техническое обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты. Ежедневное техни
ческое |
обслуживание (Е0) проводится после окончания ра |
боты |
автомобиля и предусматривает внешний контроль, направ |
ленный на обеспечение безопасности движения, поддержание |
надлежащего внешнего вида и заправку эксплуатационными мате риалами. Кроме того, проводят первое техническое обслужива ние СТО—I) и второе техническое обслуживание (ТО-2). Назначе ние T0-I и ТО-2 - снизитьянтенсивность изнашйваншГдѳта-
л :0 , а также выявить и предупредить неисправности. При про ведении технического обслуживания и в процессе эксплуатации автомобилей на линии выявляется необходимость в текущем ре
- 169 -
монте. При текущей ремонте устраняю неисправности отдельных деталей и узлов, проводят регулировку аппаратуры, замену масла и смазки, Текущий ремонт проводят в период между рабо чими сиенами машины.
Выполняя средний ремонт,ремонтирует двигатель, трансмис сию и другие узлы. При капитальном ремонте полностью разби рают автомашину, проверяют состояние всех деталей и узлов, ремонтируют их и заменяют. Средний и капитальный ремонты про водят в установленные межремонтные сроки.
Техническое обслуживание и ремонт следует проводить в специальных помещениях - гаражах, профилакториях и авторе монтных маотерских. Чтобы сократить простои автомашин в ре монте, в крупных автохозяйствах практикуетоя применение агрегатного метода ремонта. Такой метод повышает качество ремонта, но требует оборотного фонда агрегатов и узлов в размере 6 - 8#,
На кіупных предприятиях с большим парком автомашин строятся авторемонтные мастерские заводского типа и оборудуют ся различными станками, испытательными стендами, контрольной аппаратурой, Гаражи-профилактории должны иметь помещения для очистки и мойки машин и посты для Ирепвяво-регулировочных работ и смазки, предусматриваются также отделения регулировки топливной аппаратур!, шиноремонтное, аккумуляторное, склад ские помещения для запасных частей, Важное значение имеет четкая организация ремонта Шин для автосамосвалов, так как срок их службы не превышает 18 - 20 тыс,км, в стоимость йх составляет около 20# стоимости машины* Стоимость транспор тирования I т груза на расстояние I км на автотранойорте составляет 0,06 - 0,1 руб.
i 170 -
Глава IX. ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ АВТОТРАНСПОРТА
§ I . Качение автомобильного колеса
Качение автомобильного колеса по дороге - явление достаточно сложное, так как шина, монтируемая на ободе ко леса, и дорога, по которой катится колесо, испытывает разно образные деформации, точный теоретический анализ которых весьма затруднен. Зги деформации зависят от свойств мате риалов шины и.дороги, от сил и моментов, приложенных к ко лесу, от размеров колеоа, давления воздуха в шине и от кон фигурации рабочих поверхностей, В то же время все эти дефор мации, сопровождаемые трением между шиной колеоа и дорогой и внутренним трением в материале дороги и шины, обусловливают затрату энергии при качении колеса,
Раосыотрим качение ведущего колеса, которое катится под
действием |
приложенного к нему вращавшего момента М (рио. 54), |
||
На такое |
колесо действует вращающий момент М, нормальная |
||
реакция |
дороги И , направленная |
перпендикулярно к плоскости |
|
дороги, |
и тангенциальная реакция |
дороги Т, направленная про |
тив направления вращения (в сторону движения). Реакции И и Т приложены в точке В, смещенной от вертикали, проходящей че рез ооь колеса в направлении движения на величину а , Это смещение вызывается главным образом тем, что вследствие упругости шины и дороги норіальные реакции дороги имеют большую величину в передней части площадки контакта, где ко лесо набегает на дорогу, и, следовательно, происходит на растание деформаций, и меньшую величину в задней части,, где проиходит уменьшение деформаций. Уравнение равновеоия коле са при равномерном движении без учета сопротивлений воздуха будет иметь вид:
М * T r + R a , |
(90) |
где Г - рабочий радиуо колеса
- I7I -
Рис, 54. Cxeua к |
определению тяговой силы |
||||
|
автомобиля |
|
|
|
|
Отсюда |
|
|
М |
|
а |
М |
|
|
|
||
Т = Г |
- |
R- |
г |
Q. |
(91) |
|
|||||
где Q - вертикальная |
нагрузка, |
действующая на колесо, |
|||
Тангенциальная |
реакция Т |
представляет |
собой тяговую |
силу, которая передается от ведущего колеса к райе автомо-
биля. |
. |
а |
|
|
Обозначим отношение |
—р — = £ , где |
f - относитель |
ная величина, представляющая собой приведенный коэффициент качения колеса по дороге. Этот коэффициент учитывает все потери, связанные с процессом качения.
Тогда |
Qf |
(92) |
Т =М - м = м |