Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 178 -

Если выразим скорость ѵй в км/ч, то получим обычно применяемую в автомобильных расчетах формулу

w w =

Ä t t j y »

(106)

3,62

13

 

Произведение к Г

, характеризующее в

целом обтекаемость

данного автомобиля, называется фактором обтекаемооти. Сопро­ тивление воздуха движению автопоезда нельзя подсчитывать по одному лишь фактору обтекаемости одиночного тягача и каждо­

го

прицепа,

оно зависит от

количества

и взаимного

расположе­

ния

прицепов

в

автопоезде.

 

 

 

 

 

Суммарное сопротивление воздуха движению автопоезда

определяется

из выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(107)

где

Kt FT

-

фактор

обтекаемости

тягача,*

 

 

kj.Fi.

-

фактор

обтекаемости

і - г о прицепа

(всего

 

 

 

прицепов n.

) .

 

 

 

 

Коэффициент сопротивления воздуха движении прицепа,

входящего в

состав автопоеэда, меньше

коэффициента сопротив­

ления воздуха такого же одиночного прицепа. Исходя из этого, суммарное сопротивление воздуха движению автопоезда, состо­ ящего из однотипных прицепов, можно определять, принимая сопротивление воздуха движению первого прицепа равным 17$ сопротивления воздуха одиночного прицепа такого же типа, сопротивление второго и последующего прицепов равным 15$, заднего прицепа - 23% (ориентировочно), Для автопоезда, состо­ ящего из тягача и одного прицепа, сопротивление воздуха уве­ личивается на 20 - 30% по сравнению с сопротивлением движению тягача без прицепа. Суммарное сопротивление 5H W движению автомобиля составит


 

 

 

 

- 179

-

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

H W - G i a U cos<* + $ln<0 +

(I09)

Для малых углов

оі

можно принять

 

 

COflot

1,

а

біпо<,я= ЦоС = 1 ,

 

 

тогда

 

 

 

 

 

 

 

f соѳоС

+

sln°<. = £ + L .

 

( п о )

Обозначая

сумму

f

+ l = tj>

, получаем

 

 

5 :w = G a

Ф

 

+

.

 

С“ «

 

 

 

 

3 ,62

 

 

Величина

\|і

называется

коэффициентом

суммарного

сопротивления дороги, Он зависит при заданном типе шин от

профиля, покрытия

и состояния

дороги.

 

При малых углах <Х (до

10°) вполне допуотима

замена

( f соД°<+ BihoC) на

приближенное значение (£ + і ),

а при

больших углах (для автомобилей специальных типов) такая за­ мена недопустима, так как может вызвать существенную ошибку,

§ 4, Дифференциальное уравнение движения автомобиля

Дифференциальное уравнение движения автомобиля устанав­ ливает зависимость между силами, действующими на автомобиль, и его ускорением. Исходными данными для составления упавнения движения в этом случае являютоя те же данные, что и при рельсовом транспорте.

Движение автомашины происходит за счет работы двигателя, которая раоходуетоя на преодоление сил сопротивления и на повышение скорости, Характер движения автомобиля определяет­ ся величиной и направлением равнодействующей силы. Исходя из оказанного, уравнение движения автомобиля можно записать в



- 180 -

следующем виде;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P K - H W

= ^

. -

^

 

 

СШ)

или

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Г

=

â f e (p * _ i : w ) ’

 

 

(ІІЗ )

где

Р к -

тяговая

сила автомобиля;

 

 

 

 

У W

-

суммарное

оопротивление движению автомобиля;

 

â

-

коэффициент учета вращающихоя наос автомобиля

 

 

 

(маховик,

колеса и другие вращающиеоя детали);

 

 

 

для

современных автомобилей величина

8

колеб­

 

 

 

лется в

пределах

1,03 - 1,09;

 

 

 

 

G a-

полный вео

автомобиля,

 

 

 

 

. Величина

&(*а.

называется

приведенной

массой

автомо-

биля. Подставляя

S

 

 

действительные

значения сопро­

вместо 52W

тивлений,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ ^ - • ( v?,(rQC|icosc*.-GaS\.iTct.-

 

) . (ИЮ

 

Уравнение

движения служит для решения задач,

связанных

с вопросами организации движения и использования автотранспорта установления скорости движения и времени хода по отдельным уча­ сткам пути, условий и результатов торможения машины, веса прицепов и т.п .

§ 5. Тяговый баланс автомобиля

. Сделав перестановку в уравнении движения, получим

P fc = Ga fc o s * + q a siTM + ! ^ +

. ( И 5 )


- IPX -

Последний член этого выражения представляет собой то дополнительное сопротивление движение, которое обусловлено

поступательным ускорением СІУ автомобиля, имевшего приве- d t

£ Р денную массу — - ■. Это сопротивление может быть обозна-

чено W j . Уравнение, показывающее, что при движении авто­ мобиля тяговая оила Р к в каждый данный момент равна сумме всех сил сопротивления, представляет собой тяговый баланс автомобиля. Это уравнение показывает в каждый момент движения соотношение действующих сил и может быть представлено в общем виде следующим образом:

Р к = W £ + W i -+- W w+ W j .

(II6)

Для удобства тяговых расчетов представим выражение тяго­ вого баланса таким образом,, чтобы в левой части стояли чле­ ны, не зависящие от веса автомобиля:

Р к ~

к F ѵ

| .

= G a £C0,9o(-i

GttSunX +•

 

ііѵ

. (II7)

 

CU

3,62

 

 

 

 

 

 

 

Разность

Рк

-

К F

представляет

собой

избыточную

 

 

 

3,t.2

 

 

 

 

 

 

тяговую силу,

которая

может

быть

использована для

преодоления

* сопротивления дороги и создания поступательного ускорения

автомобиля. При равномерном движении (

d v

п)

выражение

будет иметь вид

 

 

 

 

L

 

 

 

 

Рк

------ o' -

COSL<

+

Цл SUlot-

(1X8)

 

 

 

3,6Л